У книжной полки. Максим Яковлев. Димитрий и Евдокия. Слово любви

Аудио

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18, 23), «Добродетельная жена — венец для мужа своего» (Притч. 12, 4). Так говорил мудрый Соломон еще в Ветхом Завете, но эти слова актуальны во все времена, и исполняются они на всех семьях, в которых семейная жизнь строится на Заповедях Божиих. Взять к примеру, святую супружескую чету — князя Димитрия Донского и Евдокию Московскую. Святой князь был великим защитником Земли Русской. А святая княгиня — не только любящей женой и матерью, но также талантливой правительницей и великой подвижницей. Образ этой счастливой великокняжеской семейной пары вдохновил писателя Максима Яковлева написать книгу, которая вышла в свет в издательстве Дар. Она называется — «Димитрий и Евдокия. Слово любви». ***

Эта книга рассказывает о великом князе Дмитрии Донском и великой княгине Евдокии. Об их любви, их детях; о горьких и светлых днях большой русской семьи… Автор повествует о том, как сберегалась Русь под мудрой рукой святителя Алексия… О том, как не раз приходил на помощь общему делу преподобный Сергий… О том, как бились на Куликовом поле… О том, как умели русские люди подниматься с новой силой из любой беды; как не мыслили жизни своей без Бога… И о том, почему именно Москва стала камнем, на котором стояло, стоит и стоять будет Великое Русское Государство — наша Россия!

Начинает свой рассказ автор с того, как познакомились юный Димитрий и Евдокия, и как с первых минут возжегся в их сердцах огонек будущего супружества. «Нетрудно представить, пишет автор, росточек их любви, которому суждено было пробиться среди жестоких и смертных дел человеческих, среди грозных знамений неба, но именно он угасит вражду между двумя великокняжескими домами, что положит начало русскому сплочению в виду надвигавшейся битвы, той, где будет решаться судьба России». Далее из книги читатели узнают, что бракосочетание Великого князя Московского Димитрия Ивановича и Евдокии Дмитриевны совершилось 18 января 1366 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. Свадьбу торжественно отпраздновали в Коломне.

Колокольным звоном и всеобщим ликованием встретили москвичи юных Димитрия и Евдокию: весь народ, глядя на княжескую чету, надеялся, что она подарит долгожданный мир многострадальному отечеству. Летописец говорит, что бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостью сердца русских». Этот брак имел большое значение для судьбы государства, так как скреплял союз Московского и Суздальского княжеств. Но кроме политического расчета была в этом браке и другая цель: митрополит Московский Алексий, выбравший князю жену, разглядел в этой юной отроковице удивительные христианские черты — кротость, преданность, волю и чувство долга.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время беспрестанных войн с многочисленными врагами. Наряду с противостоянием внешним врагам — Орде и Литве — продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Почти в самый год бракосочетания Димитрия и Евдокии свирепствовала в Москве моровая язва, народ умирал тысячами, по московским улицам слышны были плач и причитания осиротевших людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Прибывшая в Москву Евдокия оказалась на пепелище, строительной площадке и в очаге эпидемии одновременно. Милосердная душа великой княгини, исполненная состраданием к чужому горю, разрывалась от жалости и боли. А к ней шли за помощью, за утешением. И Евдокия Дмитриевна щедро одаривала погорельцев, на свои средства хоронила умерших от мора в братских могилах — скудельницах, являя себя земной матерью страждущих.

Но беды не обошли стороной и ее собственную семью. Потери близких, смерти родственников были в то время – страшно сказать – делом чуть ли не обыденным. Так и не увидели Евдокию скончавшиеся до возвращения молодоженов в Москву, мать Димитрия и его брат Иван. От «моровой язвы» скончался и дядя Евдокии, нижегородский князь Андрей. Но княгиня, несмотря на свой юный возраст обладавшая глубокой верой, восприняла несчастья без ропота и со смирением. Делая все, что было в ее силах, она непрестанно молилась об избавлении москвичей от страшных напастей. Мужество и молитвенный подвиг юной княгини воодушевляли и дарили надежду на избавление. Народ потянулся к ней как к милостивой покровительнице. Не прошло и 5-ти лет супружества, как князь Димитрий вынужден был отправиться в Орду. Там должен был решиться его спор с тверским князем Михаилом Александровичем о великом княжении. Надо ли говорить, насколько опасной была предстоящая поездка.

Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только дал князю свое благословение – 80-летний старец сам сопровождал его до Коломны. Во все время пребывания князя Димитрия в Орде за него непрестанно молились святитель Алексий и преподобный Сергий Радонежский, любящая супруга и народ московский. Димитрий Иванович был с честью отпущен из Орды в Москву, получив ярлык на великое княжение. Так вся жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством и благословением дивных святых земли Русской — святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Это был поистине благословенный христианский брак.

Благочестивые супруги стали примером настоящей христианской семьи. Родив 12 детей, они на протяжении всей жизни были образцом добродетели, являясь при этом и мудрыми правителями нарождающейся Московской Руси». Эта книга, по словам уже познакомившихся с ней читателей, «заставляет по-новому взглянуть на Куликово поле, прочувствовать это ощущение неумолимо надвигающейся грозной тьмы, которую автор передал живо и панорамно, не оставляя безучастным сердце и душу. Кто из нас сейчас способен бросить всё, взять меч и идти сражаться за самое светлое и доброе, что есть в мире? Автор напоминает о том, что во время Куликовской битвы решались не только вопросы дани или государственной чести, но: «сошлись две земли и два неба…Решалось будущее одной шестой части суши, имя которой — Россия. Бились небесные силы и силы тьмы…»

Другие читатели признаются: «Мы разучились чувствовать гордость за историю страны, ответственность нашего поколения за духовное и культурное достояние, переданное нам из глубины времен. Образы прошлых, великих битв и побед часто незаметны в суетном и безОбразном беге нашего века. Именно поэтому я благодарна автору — за то, что он ещё раз напомнил всем нам о главном.» Эта книга называется «Димитрий и Евдокия. Слово любви». И как говорят читатели, это — действительно слово. Чистое, живое русское слово, обращённое к читателю от всей души. Автор всем сердцем любит своих героев — от князя до крестьянина, и талантливо открывает их для нас. Эта книга о людях, в сущности, таких же, как и мы, живших, любивших и страдавших, делавших свой выбор шесть веков назад. Выбор этот стоит и перед нами — как мы проживём, что оставим после себя в мире — станет ли он лучше…»

*** Более шестисот лет от современной России, несущейся в этом космическом веке, до той нерасторжимой с нею Руси, до времени правды о великом князе Дмитрии, прозванном Донским, и его супруге, великой княгине Евдокии. И по сей день свет их супружества хранится в народном сердце, в памяти великих рек Волги, Оки и Дона, светится в переливах лесов и нив на всё ещё невыразимой Русской равнине. В духовном небе России стоят они в лике святых, соединённые с нами — живущими ныне на той же земле — единой верой, едиными молитвами, именами, а кроме того, чувством единой судьбы, понятным каждому русскому…

Данная статья содержит: ефросиния московская молитва — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская

Преподобная Евдокия Московская

Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и

покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии. » князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.

И вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.

В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» — одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.

Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу.

Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.

Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря — Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?

Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.

В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».

Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии («радость»).

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.

И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.

По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.

Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.

Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.

7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.

Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский (1918 г.). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.

В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.

При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.

Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.

Молитвы святым

Память: 17 / 30 мая, 7 / 20 июля

Великая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния) – супруга Великого князя Димитрия Донского: добрая жена, многодетная мать, сострадательная и добродетельная христианка, храмоздательница и благотворительница. После смерти мужа начала нести строгую аскетическую жизнь, носила власяницу и вериги под княжеской одеждой. При такой жизни претерпела клевету о блуде. В день принятий пострига совершила чудо исцеления 30 человек. Она – воистину покровительница семьи и материнства, к ней молитвенно обращаются за помощью от бед, нашествия врагов и воров, за защитой детей, исцеления болезней, в т.ч. и глаз.

Тропарь преподобной Евфросинии Московской, глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши и в княжестем чертозе подвижнически поживши, послежде и чертог, и чад твоих Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние, и, вшедши во обитель, тобою созданную, во иночестем образе многи подвиги показала еси, и святое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси. И ныне, предстоящи Христу Богу, моли спастися душам нашим.

Второй тропарь преподобной Евфросинии Московской, глас 5

От юности предызбранная Богом угоднице, оставльши светлый чертог княжеский, уклонилася еси во обитель, тобою созданную, и, пучину житейскаго моря преплывши, ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога. Емуже непрестанно молися, преподобная, яко да сохранит выну обитель, тобою созданную, и дарует нам мир и велию милость.

Кондак преподобной Евфросинии Московской, глас2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши и тело твое постом и бдением изнуривши, непрестанными молитвами Богу угодила еси, преподобная Евфросиние, и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися, слепому прозрение и многим недужным исцеление даровала еси. Темже радостно взываем, глаголюще: слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва преподобной Евфросинии Московской:

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление о нас, недостоиных, с верою и любовию к тебе припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людем от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления, подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавится и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

  • Молитва преподобной Евфросинии Московской. Великая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния) – супруга Великого князя Димитрия Донского: добрая жена, многодетная мать, сострадательная и добродетельная христианка, храмоздательница и благотворительница. После смерти мужа начала нести строгую аскетическую жизнь, носила власяницу и вериги под княжеской одеждой. При такой жизни претерпела клевету о блуде. В день принятий пострига совершила чудо исцеления 30 человек. Она – воистину покровительница семьи и материнства, к ней молитвенно обращаются за помощью от бед, нашествия врагов и воров, за защитой детей, исцеления болезней, в т.ч. и глаз.

Житийная и научно-историческая литература о преподобной Евфросинии Московской:

  • Преподобная Евфросиния Московская – Православие.Ru
  • Евдокия Димитриевна – Православная энциклопедия
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Храм евфросинии московской на нахимовском проспекте сайт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *