Храм Великомученицы Ирины в Покровском

Православный храм
Храм Великомученицы Ирины в Покровском
55°46′30″ с. ш. 37°41′16″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Представительство Белорусского Экзархата в г. Москве. Московская городская епархия
Благочиние Богоявленское благочиние
Архитектурный стиль одноглавый храм в классическом стиле с ротондой
Строительство 1790—1794 годы
Дата упразднения 1927 год
Приделы Ирининский и Екатерининский
Реликвии и святыни Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская», Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших», Икона Пресвятой Богородицы «Ктиторская», Икона Пресвятой Богородицы «Покров Пресвятой Богородицы».
Статус ОКН № 7737653000№ 7737653000
Состояние открыт, ведутся активные реставрационные работы
Сайт храм-ирины.рф
Храм Великомученицы Ирины в Покровском на Викискладе

Храм Великомученицы Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском — православный храм. Входит в состав Богоявленского благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Имеет статус Патриаршего подворья в Покровском города Москвы.

Находится по адресу: ул. Фридриха Энгельса, дом 38.

Строительство храма

В 1790-1800 гг. по «иждевением доброхотных дателей» (т. е. на средства жертвователей и при их деятельном участии) вместо деревянной была выстроена на новом месте большая каменная церковь с главным престолом Живоначальной Троицы, с приделами святых великомучениц Ирины и Екатерины. Главный престол нового храма был освещен в честь Живоначальной Троицы, но церковь в народе сразу стала именоваться «Ирина -мученица, что в Покровском», и даже улица, на которой стоит храм, получила название Ирининской.

В 1890 году храм перестраивался (архитектор П. П. Зарудный). Относительно живописных росписей в интерьере храма Заключением Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры установлено что: «Первоначально храм расписывался вскоре после постройки, но уже в 1813 году живопись подновлялась. Значительные работы по росписям проводились в середине и в конце XIX века. Констатировано наличие в храме росписей, выполненных на высоком профессиональном уровне и представляющих художественную ценность. Представление о достоинстве храмовой живописи подтвердили зондажные раскрытия, выполненные по заказу храма художником-реставратором В. Панкратовым, а также экспертное заключение кандидата искусствоведения, художника-реставратора С. Филатова. Настенная живопись каждого объёма храма отражает эволюцию стиля церковных росписей на протяжении XIX века. Фрагменты наиболее ранней живописи, датируемые первой половиной XIX века, сохранились в Троицкой церкви, включающей в себя композицию «Ветхозаветная Троица «/Гостеприимство Авраама/, изображения Св. Елены и других мучениц, полотенца и разгранки в нижних частях, а также фрагменты орнамента на своде. Наиболее интересной представляется живопись трапезной Екатерининской церкви — композиция «Тайная вечеря» на западном склоне свода. Роспись выполнена маслом на золоченом фоне в палехской манере, имитирующей древнерусскую живопись. С ориентацией на «академическую манеру» росписи по образцам храма Христа Спасителя выполнена наиболее поздняя живопись в алтаре церкви св. Ирины. Принимая во внимание художественные достоинства раскрываемой живописи, следует отметить, что значение росписи не ограничивается декоративно-художественной функцией, но заключает духовно-символическую программу в сюжетах и сценах священной истории, воплощая идею храма, как образа мироздания. Проведенные раскрытия подтвердили то, что в храме сохранился живописный ансамбль, который должен быть восстановлен.». Предположительно авторство части живописи храма может принадлежать В. М. Васнецову и М. В. Нестерову.

Новейшая история

В 1992 году храм Святой Великомученицы Ирины был возвращен Русской Православной Церкви. В нём стали совершаться регулярные Богослужения, и параллельно — экстренные ремонтно-реставрационные работы.

10 октября 2013 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме святой великомученицы Ирины открыто Патриаршее подворье, Представительство Белорусского Экзархата. Настоятелем храма св. мц. Ирины был назначен архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Одна из достопримечательностей Ирининской церкви — уникальная аромолаборатория, в которой изучаются древние рецепты благовоний, и изготавливается известный Ирининский ладан. При храме св. вмц. Ирины в Покровском действует Воскресная школа для детей (по воскресным дням- после окончания службы), катехизаторские курсы для взрослых (по четвергам- в 16.00), курсы английского языка, компьютерный класс, кружок флористики и кружок рисования. При храме св. вмц Ирины в Покровском действует учреждение дополнительного высшего и среднего специального образования Высшие православные курсы «Со-действие» с отделениями: иконописи, церковного пения, пошива церковных облачений.

> Настоятели

  • Архиепископ Димитрий (Дроздов) — с 10 октября 2013 года.

> Престолы

  • Троицы Живоначальной
  • Великомученицы Екатерины

История храма святой великомученицы Ирины

10 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм святой великомученицы Ирины в Покровском г. Москвы официально стал Патриаршим Подворьем с Представительством Белорусского Экзархата в России. Настоятелем храма назначен Патриархом Кириллом Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский. Благодаря этому событию начинается новый этап в истории храма вмц. Ирины в Покровском, который находится в Басманном районе г. Москвы уже почти четыре века.

История храма начинается с 1635 года, когда к храму святителя Николая чудотворца была пристроена придельная церковь. Название церкви дано в честь св. великомученицы Ирины, покровительницы дочери царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны — Ирины Михайловны. Она родилась в Покровском 22 апреля 1627 года и была первенцем царской четы. Именины Ирины Михайловны приходились на 18 мая по новому стилю, в этот же день был престольный праздник храма вмц. Ирины.

Немецкая слобода, сейчас это Басманный район, было местом поселения иностранцев в Москве. Район возникает вдоль Покровской дороги, которая шла от Фроловских ворот Кремля на северо-восток во владимирские земли. С XIV века вдоль Покровской дороги начали заселять окрестности и возводить православные храмы. Село Покровское появляется в это время под названием Рубцово, так как Рубцовы являлись его первыми владельцами. В 1586 году эта территория переходит во владение к Федору Никитичу Романову, а название села со временем становится Покровское.

Согласно древней традиции, придельная церковь была дополнительной и самостоятельной по отношению к первоначальной, т.е. имела свой алтарь, престол, священные сосуды, богослужебные книги, иконостас и своего священника. Церковь св. великомученицы Ирины была поставлена поблизости от храма свят. Николая чудотворца на земле церковного погоста у Покровской дороги, которая сейчас носит название Бакунинской улицы.

Церковь св. вмц. Ирины благоустраивалась в первую очередь благодаря царской семье Романовых. В 1631 году село Покровское перешло во владение Ирины Михайловны. Царевна подолгу здесь проживала, вникая во все дела и поддерживая благолепие храмов. После несостоявшейся попытки выдать замуж Ирину Михайловну за Датского принца Вольдемара, который не захотел принять православную веру, она посвящает себя богоугодным делам и молитве ради спасения души. Скончалась царевна мирно на 52-м году жизни 8 февраля 1679 года и была погребена в Новоспасском монастыре в родовой усыпальнице Романовых.

В период петровских реформ по воле Петра I Никольская и Ирининская церкви лишились как хлебного, так и денежного содержания. Церковь св. вмц. Ирины с этого времени также переходит в разряд приходских храмов.

В январе 1721 года священники и приходские люди храма святителя Николая чудотворца и церкви св. вмц. Ирины подали великой княгине Екатерине Алексеевне челобитное прошение, в котором просили разрешение за ветхостью построек и теснотой построить оба храма в другом месте. 6 февраля 1721 года по Высочайшему повелению была дана благословенная грамота митрополита Сарского Игнатия (Смолы) на строительство деревянной церкви свят. Николая чудотворца с «теплым» приделом свв. апостолов Петра и Павла и деревянной придельной церкви св. вмц. Ирины. Строительство предполагалось осуществить на новом месте, но в пределах территории церковного погоста.

В летние месяцы 1721 года деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. Придельная деревянная церковь св. вмц. Ирины на этот раз была пристроена к Никольскому храму с правой полуденной стороны, вход в нее был отдельный.

В 60-ые годы XVIII века было запланировано строительство каменного Никольского храма с приделом апостолов Петра и Павла. Планы были нарушены непредвиденными обстоятельствами: 13 февраля 1763 года в Покровском случился пожар. 20 февраля 1763 года священники Михаил и Иосиф Ивановы оставили показания о том, что в придельном храме св. вмц. Ирины священник Иоанн Васильев служил с небрежением и что этот храм в 1762 году загорался дважды. 13 февраля 1763 года пожар начался с Ирининской церкви, перешел на храм свят. Николая – в результате сгорело все дотла.

После пожара 1763 года было начато строительство каменного храма свят. Николая с приделом первоверховных апостолов Петра и Павла. При решении вопроса о сохранении престолов двух сгоревших покровских храмов императрица Екатерина Алексеевна повелела Ирининскую церковь поместить внутри храма свят. Николая. Она пожаловала 1000 рублей на устройство Николаевской церкви с Ирининским приделом, который под этим названием просуществовал до октября 1824 года, когда он был переосвящен по благословению архиеп. Московского Филарета (Дроздова) в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

На этом не заканчивается история церкви вмц. Ирины, так как Ирининский приход не смирился с таким ходом событий. Летом 1764 года прихожане обратились с челобитной к императрице Екатерине II в Санкт-Петербург. Необходимость строительства новой церкви просители объясняли ростом населения в Покровском и невозможностью вмещаться в существующие храмы. 5 августа 1764 года митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) сообщил о том, что Екатерина II приняла решение о строительстве новой церкви в Покровском. Ирининские прихожане начали «обивать пороги» вотчинного управления и Московской Духовной консистории. 4 октября 1764 года в вотчинную контору были призваны крестьяне Иван Козмин и Гаврило Вавилов, которые заверили, что собираются строить храм не за казенный счет, а за пожертвования прихожан. Под влиянием Екатерины II новую деревянную церковь решили назвать в честь великомученицы Екатерины, а в честь великомученицы Ирины освятить придел.

18 и 22 ноября 1764 года в Московскую Духовную консисторию явились все желающие строить новую церковь в Покровском. Был составлен список из 24 человек, которые выразили свое согласие строить деревянный храм за свой счет. Летом 1765 года была выделена земля близ Гаврикова переулка к Яузе, т.е. в районе современных Ирининских переулков. В клировых ведомостях 29 сентября 1765 года отмечается как день построения деревянной приходской церкви вмц. Екатерины с приделом вмц. Ирины. 17 февраля 1766 года состоялось освящение храма.

К концу XVIII в. деревянная церковь св. вмц. Екатерины пришла в ветхость и угрожала падением, поэтому свящ. Михаил Петров начинает возводить каменный храм и подает прошение митр. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) об упразднении старой деревянной церкви. В июле 1792 года был заложен главный престол, который 1 апреля 1800 года освящен во имя Живоначальной Троицы. Храм был построен с двумя приделами св. вмц. Екатерины и св. вмц. Ирины. В 1794 году также возвели колокольню.

В 1812 году бывшее село Покровское переживет еще один пожар, связанный с войной между Россией и наполеоновской Францией. Огонь, пройдя по Басманной, затронул часть Покровской улицы и остановился перед храмами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Покровском. Церковь Троицы Живоначальной близ Немецкого рынка и сам рынок изрядно пострадали в то время.

В 1891 году приделы храма Троицы Живоначальной (св. вмц. Ирины) расширили и вынесли на восток в одну линию с главным престолом. Освящение перестроенной церкви состоялось 29 декабря 1891 года.

Храм был богато украшен древними святынями. В его иконостасах находилось немало старинных икон, украшенных серебряными ризами. В иконостасе Ирининского придела помещалось 14 икон XVII века. Среди них была большая житийная икона великомученицы Ирины. На резных Царских вратах помещалось шесть икон XVII века. В трапезной на стенах были иконы XVII-XVIII веков. Перед образами теплилось более пятидесяти серебряных лампад.

Интерьер храма был обновлен в 1911 году. Усердием прихожан и придворного поставщика Н. Е. Епанечникова устроили новый четырехъярусный иконостас в древнем стиле. Для верхних ярусов были написаны новые иконы в новгородском стиле.

Судьба храма Троицы Живоначальной кардинально изменилась после революции 1917 г. Во время кампании по изъятию церковных ценностей в апреле 1922 года государство вывезло из храма более четырнадцати пудов серебряных сосудов, крестов, риз, лампад и др. Тогда же Ирининскую улицу переименовали в улицу Фридриха Энгельса.

Последнее знаковое церковное событие храма Троицы Живоначальной до его закрытия произошло 28 октября 1923 года, когда Патриарх Тихон (Белавин) отслужил литургию в храме. Несмотря на это очень скоро храм перестал выполнять свою основную задачу. В 1920-х – 30-х годах в храме помещался клуб ворошиловских стрелков. В 1932 году по решению Мособлисполкома помещение храма стало столовой. Попытки отстоять святыню были неудачными, так как власти стояли на позициях воинствующих безбожников. В конце XX века помещение храма использовалось под склад. Разрушили колокольню и купола, снесли храмовую ограду, уничтожили все внутреннее убранство, замазали церковные фрески. Колокола с колокольни были переплавлены. Интересно, что из этих церковных колоколов были отлиты статуи и барельефы, которые установлены на фасаде здания Российской государственной библиотеки (бывшей библиотеки им. Ленина) и находятся там и поныне.

Среди известных вещей храма вмц. Ирины, отмеченных в 1888 году Московским археологическим обществом, был серебряный потир придельной церкви. На его дне сделана надпись о том, что 13 мая 1639 года великий государь Михаил Федорович и великая княгиня Евдокия с чадами заказали богослужебные сосуды для церкви вмц. Ирины. Вместе с потиром были пожертвованы также дискос, звездицы и два серебряных блюдца.

Имя великомученицы Ирины прочно вошло в историю Немецкой слободы г. Москвы. Рядом с храмом находятся 1-й, 2-й и 3-й Ирининские переулки, которые сохранили топографию земельных наделов храма и церковного погоста. Сейчас прихожане храма и жители района прилагают усилия для того, чтобы вернуть первоначальное название Ирининской улице.

Еще один интересный факт связан с тем, что приходское народное предание на протяжении веков сохраняло за храмом имя вмц. Ирины, несмотря на устройство храма в более отдаленном месте и на переосвящение храма по главным престолам – сначала во имя великомученицы Екатерины в 1766 году, а затем во имя Живоначальной Троицы в 1800 году. В народе церковь называли «Ирина-мученица, что в Покровском». Краткое название тоже использовалось — Ирининский храм. Когда наступил исторический перелом в 1992 году, и храм был возвращен Русской Православной Церкви, было принято решение сохранить первоначальное историческое название в честь святой великомученицы Ирины.

Существует несколько версий происхождения названия района Басманный. «Басман» — это «дворцовый или казенный хлеб» в словаре Даля. От названия хлеба пошли пекари-басманники. «Басмить» — это делать узорные украшения на металле или коже, поэтому тех, кто занимался этим ремеслом, называли также «басманники».

История Сарской епархии начинается в 1261 году, когда митрополит Киевский Кирилл III благодаря личной просьбе св. благоверного великого князя Александра Невского учредил православную епархию в Сарае, столице Золотой Орды. Во второй пол. XIV века епископы Сарайские стали именоваться Сарскими и Подонскими. В сер. XV века епископы Сарские переехали на Крутицы (Москва) и стали ближайшими помощниками митрополитов. Епархия становится Крутицкая, а с 1910 по 1920 гг. переименована в Царевскую.

Храм Ирины в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *