Церковь Ризоположения

История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие). Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.

В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы. В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ. Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины. С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.

Барочный облик фасадов церкви чувствуется и в интерьерах. Стены главного храма обильно декорированы лепниной: здесь и картуши сложной формы, цветы и листья, другие растительные мотивы, а также разукрашенные головки ангелов. Композицию продолжает покрытый тонкой резьбой высокий шестиярусный иконостас, образа для которого делались в Кремле мастерами Оружейной палаты. Особенно примечательны резные Царские Врата, в которых использована не только традиционная икона Благовещения, вставленная в медальон, но и деревянные фигуры четырёх евангелистов, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконостас венчают раскрашенные деревянные скульптуры, изображающие Распятие с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также двумя фигурами ангелов, держащих орудия Страстей Христовых.

Помимо Екатерининского, в трапезной также существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, созданный в 1763 году на средства полковника Якова Евстафьевича Хитрово. В 1886–1889 году для Иаковлевского придела трапезная была расширена по проекту архитектора А.С. Каминского, после чего церковь обрела симметричность. Тот же архитектор создал существующую ограду с воротами. В дальнейшем существенных изменений её внешнего облика не происходило. Деревянные позолоченные иконостасы в приделах, выполненные И.М Фроловым и стилизованные под барокко, сохраняются с того же времени.

Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.

В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне. Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России. А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.

Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским. Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ЦПКиО имени Горького), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского. Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая колокола, почти нетронутым. Войдя внутрь, мы можем увидеть её такой, какой её знали многие поколения москвичей.

Храм ризоположения на донской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *