Посещение храма, режим его работы

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день. Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри.

Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы. Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах. Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его иконостас, в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба. Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком.
Стоит обратить внимание и на изящную архитектуру храма, которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады.
Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.

История церкви Живоначальной Троицы

  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

История

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве был построен в 1596-1598 г. в селе, принадлежащем Борису Годунову. Хорошево исполняло роль его загородной резиденции, в которой будущий царь любил проводить время, здесь он принимал иностранных гостей.

Храм был вторым зданием, которое он здесь возвел после своего деревянного дворца всего через 2 года после того, как ступил во владения селом. Образцом для строительства выступил Донский монастырь, а за пример – его Малый собор. Имя зодчего собора сохранилось, им был Федор Конь, прозванный «государев мастер».

Он один из немногих, чье имя известно и отображено в исторических источниках. О самом мастере мало что известно, но список его творений, помимо храма, весьма внушителен.

Точно можно сказать, что он был русским человеком – это особо подчеркивали летописи того времени, и это очень ценилось, ведь многие иностранные мастера в то время бежали в Россию в поисках славы, а русский зодчий не уступил ни в чем им, и даже превзошел.

Прошло меньше 10-ти лет после постройки, а на долю Хорошево выпали серьезные испытания. После смерти Бориса Годунова началась смута, село пострадало от пожаров, сражений с поляками и последователями Лжедмитрия II.

Поляки наступали именно через Хорошево, издевательски называя прежде важное село «монастырем Нехорошево». Рядом с селом была собрана армия Василия Шуйского, когда она потерпела поражение.

Только к восхождению на престол Михаила Романова Хорошево снова вернулось в свой цветущий вид. Хорошево продолжало быть любимой резиденцией, здесь часто гостили цари, занимаясь постоянным благоустройством храма. Здесь продолжались быть слышны и далекие военные отголоски: в Хорошеве ловили поляков, шпионов, литовских разведчиков, переходящих реку в удобном месте.

В 1619 г. храм встречал митрополита, вернувшегося из плена. Храм находился на отрезке пути между Москвой и Звенигородом, туда ходили паломники, наведывались и цари. Долгое время это место было последней остановкой перед Москвой. Рядом располагались охотничьи угодья.

В 1666-1667 г. в храме были проведены работы по реставрации икон, киотов, иконостаса и царских врат. Постепенно почти все иконы были «починены», а внутреннее убранство храма обновлено.

Царским указом сюда были направлены пелены, ткани, различная утварь, престольные одежды, аналои, были заменены сосуды. На тот момент здесь располагалась мастерская по золотому шитью. Тогда же была проведена переделка храма: изменен фасад и паперть, был подняты полы, переделаны порталы. До самого 1676 г. церковь не облагалась налогами, и была одним из любимых мест царя Алексея.

В 1688 г. в Хорошеве произошла еще одна реконструкция, на этот раз для восстановления дворца и царской резиденции. Это отразилось и на храме: положение дел в Хорошее и обилие земель, которыми владел притч, не устроило государя Петра, и в 1700 г. они были отчасти урезаны и правильно распределены.

На тот момент Хорошево остается важным центром и сохраняет статус резиденции, но постепенно интерес к нему утрачивается, и уже к 1749 г. сюда заезжали мало, зато на территории села была открыта конюшенная школа.

Постепенно храм ветшал, и ему снова понадобились ремонтные работы и замена обветшавших пелен и прочей утвари, и в 1748 г. началась новая реставрация. Храму была передана новая утварь, но этого было мало. По документам тех годов можно отследить прошения, направленные к царю о том, что храм требовал большего ремонта. В нем нужно было исправить печь, заменить иконостас, выбелить стены.

Царским решением это должно было быть исполнено, но представители села только доложили о проведенных работах, но ничего не было сделано. Новая внутренняя реставрация затянулась надолго и была завершена только в 1763 г.

А вот внешняя затянулась еще надолго из-за недостатка средств, мастеров и плохой организации работ. К 1785 г. все завершилось, обновление храма было проведено полностью и состояние здания было признано достаточно хорошим.

1812 г. принес в храм множество разорений. Французы ограбили храм, сломали двери, повредили множество икон и испортили антиминс, без которого совершение Литургии оказывалось невозможным.

Убыток был нанесен колоссальный, но благодаря пожертвованиям людей храм немедленно принялись ремонтировать, и всеобщее воодушевление после одержанной победы позволило уже в 1813 г. продолжить постоянные богослужения.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве — проект до постройки трапезной

Быстрый ремонт и реставрация сказались на внешнем виде храма. Теперь он многократно изменялся изнутри, каждое следующее обновление кардинально меняло предыдущий интерьер. Расположение наверху холма некоторое время внушало опасения, что храм может быть разрушен оползнем. Берег реки грозил обвалиться, по нему пошли трещины и оседания.

Необходимость больших работ и серьезных денежных вложений не позволила московским властям сделать все необходимое, чтобы укрепить берег, но было предложено отстроить новое здание и перенести туда все убранство, а храм снести, пока он не рухнул.

Люди же решили не сдаваться и своими силами укрепляли берег. Они не позволили трещинам разрастись с помощью ежегодных укреплений оседающего берега и насаждению деревьев. Храм был спасен. Позже, к 1903 г., в нем проводились замеры для замены старых голландских печей на новые духовые, и была запрошена новая реставрация.

В феврале 1913 г. была начата работа над укреплением берега, так как угроза обвала продолжала быть реальной. Снова было предложено снести храм, но от этой недели почти немедленно отказались, так как он был исторически важным зданием. До 1917 г. были проделаны частичные укрепления оползня, но угроза революции не позволила кардинально исправить ситуацию.

Вплоть до революции 1917 г. храм был на пике своего процветания, но почти сразу же – разграблен, хотя в нем еще совершались богослужения. В 1922 г. из храма была изъята драгоценная церковная утварь. В 1939 г. власти закрыли храм на 50 лет, здание было переделано под багетную мастерскую, а после – под отделение детской консультации.

После войны здесь был обустроен колхозный клуб. Внутреннее убранство было разграблено, кладбище на территории храма – уничтожено.

В начале 1960-х возрос интерес к историческим и культурным памятником, и храм был признан одним из них. В 1964 г. архитектор В. Дрегалов предложил план масштабной реконструкции, в которой приделы были соединены с трапезной частью здания и теперь могли отапливаться, в отличие от остальных приделов.

Неотапливаемые части помещения отделялись стеной и были доступны только в летнее время. Убранство храма было заменено новым, но в одном из приделов, приделе Феодора Стратилата, теперь изолированном от остальных, сохранялось древнее убранство, иконы и центральный иконостас.

В 1970-х известный реставратор и исследователь русского зодчества Б. Альтшуллер занялся исследованиями храма. Под его руководством храм был частично восстановлен к первоначальному облику, но некоторые перемены исправить не удалось.

Так, например, безвозвратно утерянными оказались порталы – архитектурно оформленные входы в здание и переходы между приделами, которые были стесаны при перестройках здания. Реставрационные работы проводились только в храме, и никак не затронули здания колокольни и трапезной. В них по-прежнему был распложен цех офсетной печати.

Первое богослужение в обновленном храме совершилось 30 апреля 1989 г., на Пасху.

Постоянный настоятель на место храма был назначен в 2000 г., и с того времени храм развернул широкую миссионерскую деятельность и стал на путь постоянного развития.

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Святыни храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве сохранил различные особо почитаемые святыни, которые находятся здесь постоянно, и к которым ежедневно приходят молящиеся и паломники.

  • Феодоровская икона Божией Матери

Икона начала XIX в. располагается на аналое в основном приделе. Это одна из святынь, переживших разграбление храма, возможно, она относится к числу тех, что были спрятаны местными жителями. Икона сохранила свою оригинальную чеканную ризу. Перед ней еженедельно совершаются акафисты и молитвы.

  • Икона святой Троицы

За давностью лет невозможно сказать точно, кто и когда написал образ Троицы. Единственное что известно, это что характерный стиль барокко и реалистичная манера письма и передачи образов отсылает к художникам XVII века.

Эта икона несколько раз реставрировалась, с нее были удалены различные загрязнения, восстановлены цвета. Ведутся исследования и попытки определить происхождение иконы. Это одна из нескольких икон, не относящихся к каноничным образам.

  • Образ святителя Николая

Эта круглая икона была написана в начале XIX-го века и является одной из самых почитаемых святынь прихода. Именно этот образ был в списке первых, что появились в храме после его открытия в 1989 г., и это одна из нескольких сохранившихся икон, что находились в храме до революции. Сейчас образ хранится в Никольском приделе, перед ним совершаются молебны, и горит постоянная лампада.

Повседневная жизнь храма

Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.

Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.

Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.

При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.

Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.

Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.

Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.

Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Храм Троицы являет собой уникальный образец архитектуры:

  • Фасад храма украшен с помощью расписной посуды: встроенных блюд и чаш. Это уникальное архитектурное решение для Москвы, которое вдобавок было спонтанным – на полное украшение храма посуды не хватило и мастера использовали жестяные круги, расписанные в тон керамическим украшениям.

    Тарелки на фасаде

  • Царь Борис Годунов почти ежегодно посещал праздник зимнего Николая, а путь из царского дворца занимал час времени.
  • На одной из стен храма изображен сам Борис Годунов, склоняющийся перед престолом и преподносящий храм Святой Троице.

Храму Живоначальной Троицы уже больше чем 400 лет. В это время он видел многое. В Хорошеве совершались нашествия, оно передавалось как царская милость, оно видело перестройку и советское атеистическое время. Но над всем этим продолжает звенеть, не замолкая, колокольный звон, а молитвы все так же поднимаются к небесам.

Катя Волкова

Оформление статьи: Владимир Великий

>Видео о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Фильм о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве:

Храм троицы в хорошеве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *