Кукобой

Древнее село Кукобой находится на границе Ярославской и Вологодской областей и со всех сторон окружено дремучими лесами. Видимо поэтому и придумал народ назвать село «Родиной Бабы Яги». Однако не только полусказочной-полуязыческой старухой славятся здешние места.
Здесь как будто всё пропитано сказкой. Когда-то рос в Кукобое хрен, съев который, мужья переставали поглядывать насторону, а кукобойские жены были самыми счастливыми. По берегам местной реки были заросли колбаснного кустарника, плоды которого, похожие на колбасу, запретил есть царь Пётр. Ещё один кукобойский бренд — местные пироги — найти не удалось, видать происки Бабы Яги.
Но обо всё по-порядку.
Сегодня Кукобой — Баба Яга, огромный селький собор, старинные избы, сказки и реальность сельской жизни.
1. Ехать до Кукобоя от Москвы 6 часов, не может же Тридевятое царство быть рядом с мкадом. В народе север Ярославской области называют Северной Фиваидой — по библейской египетской пустыни, куда стремилсь уйти жить христианские отшельники. А сюда, на север, уходили жить монахи, наследники Сергия Радонежского
2. Название объясняют по-разному. Кто видит в нём финские корни и переводит как «длинный ручей», по другой версии название селу дала кукушка. Местные бабки говорят о легенде про воеводу Ивана Грозного — немца Кука — которого съели аборигены давшего сельским мужикам бой, чтобы выяснить кто сильней
Известно одно — селу более 500 лет. Здесь уже совершенно другая атмосфера, чем даже на юге Ярославской области и в Ярославле. Какой-то всеми забытый угол, от которого веет Севером
3. Война не тронула эти места, многие саринные дома не были сожжены. Поэтому и стоят, покосившись, доживают свой не первый, может быть, век
4.
5.
6. Кукобойская улица
7.
8. Блага цивилизации
9. В Кукобое всё пропитано сказкой. Так называется и местная столовая, в которой, после очередной группы детей из Череповца, приехавших в гости к бабе Яге, не осталось ничего поесть. Отмечу и сам сатус заведения — ни кафе, ни ресторан, а столовая
10. Сказочные животные встретят вас и в магазине
11. И на улице. Трансформеры. Кукобойский вариант
12. Из более привычной живности — собаки. В Кукобое их много
13. китайская)
14. трехногая)
15. После «признания» села «Родиной Бабы Яги», о Кукобое узнали за пределами района. Видать от этого местные жители танцуют на улицах
16. Нет-нет, это еще не Баба Яга
17. Пока здесь нет такого туристического наплыва, как на Родине деда Мороза — Великом Устюге, но определённые шаги по росту популярности места и призвыву приехать уже делаются. День села по совместительству стал «днём рождения Бабы Яги». Тогда, в конце июня, детям предлагается особый праздник сказки, а родителям — потратить немного средств.
Менее пышные концерты и представления с Ягой проводятся круглый год. Молодцы инициаторы, нашли как из ничего сделать полезное дело. Лишь бы при «раскрутке» Кукобой не превратился в еще один Суздаль или Мышкин
18. Баба Яга повсюду — в столовой
19. В магазине в виде конфет. «Съешь, сынок, Бабу Ягу»

20. ..и в виде куклы
21. Даже в полёте над Кукобоем была замечена
22. И в детском парке у избушки. Здесь Яга живая. Правда избушка не на курьих ножках, а на поворотном диске
23.
24. Мы попали на детский праздник
25. «Повесим медведя?» )
26. Видимо, Яга в тот день была буйная и не в настроении
27. Что еще есть в Кукобое?
28.
29. Спасский собор. Огромный. Когда в селе начали раскручивать культ Бабы Яги, церковные власти осудили инициаторов за языческие корни старухи. Недальновидные всё-таки люди в РПЦ — неужели не понимают, что народ приедет сюда не устраивать капища, а на шоу? Что ж теперь запретить все сказки? Да и приезжие не отсавят без внимания храм
30. Тем более такой. Собор вполне может быть кафедральным на площади какого-либо областного города. Откуда же здесь такой? 100 лет назад местный купец Воронин предложил селянам выбор — строю на свои деньги железную дорогу в Кукобой или храм. Граждане выбрали второе, хотя церковь здесь уже была. Ныне она стоит рядом, ничем не примечательная, в руинах. Ушло на строительство 1 млн царских рублей
Местные любят рассказывать историю, как во время революции некая комсомолка залезла на храм и скинула кресты. А спустя месяц отморозила кисти рук, так что их пришлось ампутировать
31. Не знаю, что в этом здании, но выглядит по-европейски, и даже как-то средневеково
32. Памятный камень в сельском парке
33.
34. Кукобойцы
35
36
37.
38. Все магазины в селе названы красивыми эпитетами
39.
40. Но стоит отойти к местной ферме, понимаешь, что красота так осталась в вывесках. А будни выглядт так
41. Ныне стало модно искать «родину» известных персонажей. Старицу решили сделать местом рождения Кащея Бессмертного. Колобок, оказывается, из Самарской области. Только Ивана-дурака никто не хочет «прописывать».
Посмотрим, что будет в Кукобое через лет 5, ведь
Сейчас волшебный хрен в Кукобое не растёт. По легенде его здесь тайно выращивал Иван Грозный. Хрен омолаживал организм в год на 5 лет и давал мужскую сиду.
Нет и колбасных кустарников, растущих когда-то вдоль реки Ухтома. Пётр вместе с приказом стричь бороды, их повелел вырубить и сжечь. Говорят, в окрестностях, скоро снова возьмутся за его разведение. Прямо край предпринимателей)
А кукобойских пирогов мы нигде не нашли. Их заменил вишнёвый, приготовленный sofia_paskal, за что ей спасибо.
Кому интересно, в сети много разных статей про «происхождение» Бабы Яги, про её языческие корни, про объяснения имени. Старуха с одной живой, а другой мёртвой ногой, выходит далеко за рамки детских сказок. Наши предки считади её проводником и посредником двух миров — мира живых и мира мёртвых.

История

Строительство храма началось в 1909 году на средства благочестивого купца Ивана Агаповича Воронина, родом из деревни Рябинки, что в 3-х километрах от Кукобоя.

Жил он в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царский рублей.

В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела – строители, каменщики, плотники, резчики. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазуревый для колоколен – доставляли по железной дороге из Финляндии, причем каждый кирпич был отдельно завернут в бумагу и пронумерован. Строительство было завершено за неполных 4 года.

В истории храма примечательно то, что он удостоился быть освященным архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, впоследствии причисленным православной церковью у лику святых. В те годы Тихон возглавлял Ярославскую кафедру. Освящение собора состоялось в мае 1912 года.

Сразу после революции храм был закрыт, а в 30-е годы кресты и колокола были сорваны, роспись уничтожена, прекрасной работы резной иконостас и великолепные иконы варварски изломаны и сожжены. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма. В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены. Спасский собор, по величию и масштабу не уступающий знаменитым храмам Ярославля, быстро разрушается.

История

Храм построен за неполных четыре года местными мастерами на деньги купца Ивана Агаповича Воронина.

Уроженец деревни Рябинки (Первомайский район Ярославской области), Воронин уехал в Санкт-Петербург, где стал руководителем акционерного общества по проектированию и строительству храмов и разбогател. В знак благодарной памяти о родных местах он предложил жителям выбрать один из двух вариантов: строительство в Кукобое храма или прокладку железной дороги от села Кукобой до города Пошехонье. Жители единодушно выбрали храм, несмотря на то, что в то время в селе действовала церковь Успения Божией Матери (построена в 1836 г. в стиле барокко, не сохранилась).

Проект храма И.А. Воронин заказал архитектору В.А. Косякову, известному ему постройкой церкви Богоявления на Гутуевском острове (Санкт-Петербург). Храм был заложен в 1909 г. и стоил купцу огромной по тем временам суммы — 1 000 000 рублей. Специально для строительства был построен небольшой кирпичный завод. Белый облицовочный кирпич для стен и бюрюзовый для колоколен доставлялся из Финляндии.

В начале 1912 года строительство храма было завершено. В мае храм был освящён епископом ярославским и ростовским Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси.

Сразу после революции храм был закрыт, а в 30-е годы кресты и колокола были сорваны, роспись уничтожена, резной иконостас и иконы варварски Помещения храма использовались как склад, а в подвале была устроена тюрьма.

В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены.

Архитектура

Крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный храм, квадратный в плане. Храм пятиглавый, центральный барабан — световой, а боковые — глухие. Тонкие барабаны венчаются луковичными главами.

Фотография плана эвакуации из храма

С запада к основному объему примыкает шатровая колокольня, фланкируемая пониженными объемами, завершенными шатрами на граненых барабанах С востока храм имеет алтарь с тремя апсидами, центральная из которых окружена обходной крытой галереей. Храм имеет три крыльца: западное, главное расположено на основной оси запад-восток, боковые (северное и южное) — смещены к западу. На северном и южном фасаде в центральных ризалитах расположены арочные витражные окна (размер этих окон, а также витражи обнаруживают влияние модерна).

В декоре храма преобладает профилированные кокошники разной формы. На колокольне они килевидные, а на боковых объемах — полуциркульные. Мотив кокошников обыгрывается и завершениями ризалитов боковых фасадов. Кроме этого, храм украшен ширинками, филенками аркатурно-колончатыми поясами и зубчиками. Крыльца и арочные окна украшены гирьками.

Основной объем храма облицован светлым облицовочным кирпичом, а шатры – бирюзовым. Многоцветные изразцовые ленты охватывают верхнюю часть стен собора, скаты завершений крылец и ниши северного и южного фасада.

Храм в кукобое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *