avderin

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине – одна из самых красивых в Москве. И вообще, это одна из любимых моих построек 17 века. Насколько я знаю, документов на этот счёт не сохранилось, но на основании сопоставления различных данных и стилистических особенностей искусствоведы достаточно единогласно считают её автором крепостного зодчего князей Одоевских Павла Потехина.

Храм строили с 1677 по 1692 годы. Церковь вышла необыкновенно нарядная и живописная. Все стены её как бы украшены замысловатым орнаментом из тёсанного камня и фигурного кирпича. Могу предположить, что в работах участвовали ярославские мастера, в совершенстве владевшие секретами подобного узорочья.

В то время усадьба принадлежала князьям Черкасским, состоявших с Одоевскими в близком родстве. В 1743 году Петр Шереметев женился на Варваре Черкасской — в приданное вошло и село Останкино с храмом. А через полсотни лет их сын Николай обустроил на берегу Останкинского пруда роскошную летнюю усадьбу с собственным театром и регулярным парком.

Выстроенные в совершенно разных стилях классические дворцовые постройки и старорусская церковь срослись в один удивительно гармоничный ансамбль. Видимо, несмотря на совершенно разную стилистику, этому способствует одинаковый лиричный настрой всех строений. В них нет надутости и пафосности, зато есть какой-то добрый наив и человеческая теплота.

Надо отдать должное, сами хозяева усадьбы чувствовали эту гармонию и относились к старому строению очень бережно. В середине 18 века обветшавшую колокольню пришлось разобрать и заменить новой, по тогдашней моде, барочной. Почему ныне мы видим типичную шатровую колокольню 17 века? Потому что в 1877 году тогдашний владелец усадьбы исключительно из эстетических соображений велел разобрать стилистически чуждую храму пристройку и заказал архитекторам Серебрякову и Султанову новую — в стиле 17 века.

Тогда же над крыльцом был возведён шатёр, похожий на притворы ярославских храмов.

Дворец ныне стоит в лесах — на реставрации.

Основу декоративного убранства составляют: тёсанный белый камень, фигурный кирпич и характерные для второй половины 17 века муравлёные (зелёные) изразцы.

Вид алтарной стороны.
Для церковных нужд используются воссозданные в наше время строения старого хозяйственного двора.
Один из приделов.
Вплоть до 1990-х храм входил в состав музея-усадьбы Останкино — это спасло его от разгрома.
Старые, набранные из кованных пластин ворота.
Декоративное навершие шатра (как и он сам) сделаны во второй половине 19 века.
Во дворе, рядом с колодцем, установлена икона Серафима Саровского.

Tags: Архитектура, Достопримечательности, Искусство, Москва, Фотографии, Церкви и монастыри

Величайшие православные святыни в храме Живоначальной Троицы в Останкине

В Останкинском пруду отражаются телебашня – тонкая, как бесконечная иголка, и старинная церковь Живоначальной Троицы, построенная в конце XVII века князем Михаилом Черкасским. В ее истории тесно переплетаются прошлое и настоящее. И сегодня у москвичей есть удивительная возможность молиться перед иконами, которые сохранились до наших дней. В храме все подлинное, первозданное. Но некоторые чтимые святыни появились совсем недавно. У них особая история.

Центральный престол

Освящен 3 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Справа от Царских врат находится образ Спасителя – Воскресение Христово, а за ним – Ветхозаветная Троица. Слева от врат – Черниговский образ Богоматери с Младенцем (на меди). Эта икона является одним из списков одноименного чудотворного образа, написанного иноком Черниговского Ильинского монастыря Геннадием в 1658 году.

Казанская икона Божией Матери

• Казанская икона Божией Матери передана храму из Останкинского музея творчества крепостных. По свидетельству прихожан, молитва перед этим старинным образом дарует исцеления от болезней и скорую помощь.

• Феодоровская икона Божией Матери сделана по образцу одноименной иконы из Ипатьевского монастыря. В 2012 году на Дмитровскую родительскую субботу Останкинская икона была приложена в Костроме к чудотворной иконе – своему первообразу, а по возвращении торжественно установлена в позолоченный резной деревянный киот.

• Ковчег с мощами собирался на протяжении всей новейшей истории храма. Особое место в нем занимают частицы мощей Оптинских старцев.

Феодоровская икона Божией Матери

• Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», как и некоторые другие почитаемые образы, написана по просьбе прихожан. Перед иконой регулярно читают акафисты.

Северный предел Тихвинской иконы Божией Матери

Освящен в 1683 году, был домашней церковью Черкасских и имел отдельный вход через северное крыльцо.
• Икона святых Царственных Страстотерпцев установлена в храме в августе 2000 года. Написанию иконы предшествовали два случая из жизни прихожан. «Царская семья помогает при нападении преступников, – рассказывает игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятель этого храма. – К одной прихожанке ночью рвались вооруженные бандиты. Милиция не приезжала, и была угроза, что погибнет вся семья. Тогда она стала молиться царской семье и, по милости Божией, осталась невредимой. Второй случай произошел в служебном офисе в середине 1990-х годов. Находившейся там организации угрожали преступные группировки. Царская семья тогда еще не была прославлена, но в офисе висела ее фотография, перед ней руководитель и сотрудники стали молиться. И произошло чудо. Удалось сохранить компанию, а, главное, жизнь всех сотрудников. Они пришли в наш храм и рассказали об этом случае. То, что царская семья помогает в подобных трудных случаях – не случайно и глубоко промыслительно. Ведь они сами пострадали от бандитов, были объявлены вне закона, свергнуты, арестованы и расстреляны… Прошли до конца путь страстотерпцев».

Южный предел святого Александра Свирского

Освящен в 1691 году.
• Икона Грузинской Божьей Матери двусторонняя, на второй стороне изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Икона
Грузинской Божией Матери
находится в Останкинском
храме с 1990-х годов. Появилась
в церкви чудесным образом

Эта икона когда-то принадлежала княжне рода Марджанишвили, настоятельнице трех монастырей, схиигумении Фамари. Спустя десятилетия хранителем иконы стал друг семьи – Яков Немсцверидзе. В начале 1990-х годов ему снится сон, в котором Богородица с иконы просит: «Отнеси меня в Останкинскую церковь для покоя». В это время открылся храм Грузинской Православной Церкви на Большой Грузинской улице, и Яков решил отнести икону туда. Трижды собирался, и каждый раз в последний момент возникали препятствия. Одновременно на иконе стала осыпаться и отслаиваться краска. После этого он смирился и, прислушавшись к сказанному, поехал в Останкинский храм. О своем решении никому не говорил, но когда поднялся по лестнице и вошел в церковь, там его встретила незнакомая женщина, которая спросила: «Вы принесли Образ Грузинской Божией Матери? Мне сегодня было видение, что икона пожалует к нам в храм». Еще одно чудо произошло, когда над иконой работал реставратор. Краски сами собой стали двигаться и встали на полагавшиеся места. В 1996 году икона Грузинской Божией Матери благоухала. Оказалось, что именно в это время в Грузии, после долгих лет забвения, открылся Бодбийский женский монастырь, где матушка Фамарь приняла постриг и затем стала игуменьей.

Перед чудотворным образом регулярно читают акафисты и совершают моления.

• Икона всех святых в земле Российской просиявших была написана и установлена в августе 2000 года по просьбе прихожан.
• Икона Святой равноапостольной царицы Елены написана в 2004 году, когда скончалась прихожанка Елена Воропаева. Ее супруг заказал эту икону.

• Икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей также находится в пределе Александра Свирского. Ее передал в девяностых годах заместитель главы останкинского района. Частицу мощей для этого образа благословил выделить архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. «Для нас это были большие вехи, – рассказывает игумен Феофилакт. – Разительные, добрые, благодатные перемены в жизни нашей страны. Не смотря на трудности, появлялось и хорошее. История этого образа – тому пример: икону в храм принес большой чиновник, замглавы управы Останкинского района».

Уникальный иконостас Троицкой церкви:
• Во всей России всего три таких высоких иконостаса, как этот – с десятью чинами.
• В тумбах под иконами местного ряда были помещены образы «еллинских мудрецов», которые святыми никогда не почитались. Иконография этих изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит игумена Феофилакта (Безукладникова), наместника Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятеля храма Живоначальной Троицы в Останкине, и священника Кирилла Шевцова, и.о. благочинного храма.

Анастасия Чернова

Храм в останкино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *