Закрытие и возрождение

После революции храм оставался одним из немногих действующих приходов нагорной части города.

Некоторое время с начала 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским) (1924—1934). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма.

Первая попытка ликвидировать церковь была предпринята в 1930 году. Официальным поводом к ликвидации храма являлось сфабрикованное обращение горожан к властям. Но благодаря усилиям настоятеля храма протоиерея Николая Боголюбова и членов Приходского Совета это решение удалось обжаловать и отменить во ВЦИК в Москве, куда члены общины ездили с соответствующим прошением. Тогда лишь часть церковного подвала была занята под склад общества Красный Крест. Также в подвале церкви, по документам 1935 года продолжали жить члены клира и их семьи: священники Петр Сахаровский и новый настоятель протоиерей Николай Виноградов, вдова священника Николая Боголюбова, а также жена осужденного дьякона Д. К. Ободова с пятью детьми. После ареста в 1937 году последних священнослужителей Спасского храма: настоятеля протоиерея Николая Виноградова, священномученика протоиерея Петра Сахаровского и протодьякона Николая Савкина — богослужения в церкви прекратились.

Храм был закрыт в 1937 году, помещения использовались как склад швейного предприятия «Весна».

Храм был возвращен верующим весной 1992 года, тогда он был освящен повторно, а чином Великого освящения — в 2003 году. 19 апреля 1992 года в Вербное Воскресенье была отслужена первая Божественная Литургия.

Современным возрождением приход храма обязан деятельному участию Михайловой Марии Сергеевны (15.06.1905— 15.02.1996). До выхода на пенсию Мария Сергеевна занимала должность зав. кафедры английского языка Горьковского Сельскохозяйственного Института, ей была защищена кандидатская диссертация и написан ряд научных работ. С группой единомышленников Мария Сергеевна собрала и передала властям документы и подписи, требующиеся для открытия храма. Мария Сергеевна являлась постоянной прихожанкой храма, где и была отпета после своей кончины.

Строительство

Нижегородское купечество решило выстроить храм в честь Спасителя недалеко от городского острога. В 1888 году был открыт сбор средств, в Комиссию по сбору средств вошли наиболее состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие.

В 1897 году был создан Строительный комитет, который возглавил Я. Е. Башкиров. В следующем году среди членов Императорского Санкт-петербургского общества архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта храма для Нижнего Новгорода. Среди проектов 18 наиболее признанных в стране зодчих первой премии удостоился проект А. М. Кочетова.

7 июня 1899 года Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский, заложил первый камень в основание церкви. Храм был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы в память уже не только о чудесном спасении царской семьи, но и для «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года.

Спасская (Трудовая) улица. 1911 год. Фото М. П. Дмитриева

Надзирал за строительством академик архитектуры В. П. Цейдлер. 26 августа 1903 года на колокольню храма поднят последний большой колокол, а 12 октября епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, освятил церковь.

В официальном Отчете Строительного Комитета за 1904 год говорится о том, что неизвестным нижегородцем в 1902 году был пожертвован колокол весом в 54 пуда, а все остальные колокола отливались в Ярославле. Согласно описи церковного имущества на колокольне храма до революции звучало 8 колоколов, самый большой из них весил более 2,5 тонн.

Строительство Спасской церкви. Вид от Сенной площади. 1901 год. Фото М. П. Дмитриева

В 1912 году была завершена роспись храма. Живописные росписи выполнены по картонам работ русских художников В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Г. И. Семирадского («Христос у Марфы и Марии»), Ф. А. Бронникова, Н. И. Кошелева, А. Т. Маркова для храма Христа Спасителя в Москве и Киевского Владимирского Собора. Орнаменты выполнены в византийском стиле по эскизам академика А. М. Кочетова. Художественные работы проводились нижегородскими мастерами под руководством А. О. Карелина.

Храм всемилостивого спаса нижний новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *