Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Возврат к списку

Благовещенский собор Московского Кремля

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен — непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов — Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание. У Платона: Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям.

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались — «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что… …с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

Храмы в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *