Католические миссионеры и китайское общество

О раннем этапе проникновения христианства в Китай содержится мало информации, представленной в разрозненных источниках. В их числе следует отметить краткие заметки сирийских и армянских хронистов, отрывочные извлечения из китайских летописей, случайные сообщения путешественников. В некоторых преданиях распространения религиозного учения связывают с одним из Апостолов. Родоначальниками христианства в Китае считали Апостола Фому, Варфоломея, Фадея, или ученика его Аггея и даже Андрея. Например, свидетельства сирийских и греческих летописей о проповеди в Китае Варфоломея, Фадея или Аггея и Андрея обязаны своим возникновением старому географическому заблуждению, смешивавшему Китай с Индией или даже с Персией.

Существует предание, что христианство проповедовалось в Китае еще апостолом Фомой, известным как «Фома неверующий». Традиционно считается, что мученичество св. Фомы в Индии, в Мадрасе имело место в 53 г. Основываясь на положениях требника древней сирийской церкви из Малабара, основанной Фомой, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н. Триго тексте упоминалось, что апостол Фома «обратил к истине китайцев и эфиопов», его усилиями «царство Божие пришло в Китай» и что в память о Фоме китайцы «поклоняются священному имени Бога».

Аббат Хук в своем исследовании ссылался как на приведенные выше слова из вечернего богослужения, так и на гимн для почитания святого Фомы: «Индийцы, китайцы, персы и другие островные народы поклоняются твоему святому имени в память о святом Фоме».

Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии святой Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, побывав там несколько дней и увидев, что его деятельность не приносит плодов, Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников. Тот же да Круз видел в кантоне в монастыре скульптуру женщины с ребенком на руках и горящую лампаду перед ней. «Служители идолов» так и не смогли пояснить да Крузу, был ли это образ, сделанный древними китайскими христианами времен святого Фомы, или же еще один «языческий идол».

Предание о деятельности в Китае святого Фомы утвердилось в ходе деятельности католических миссионеров, исходивших из того, что «человечество изначально было приготовлено к восприятию фундаментальных истин христианства».

Хук полагал, что самая ранняя подготовка Китая к принятию учения о Боге и ожидаемом Мессии могла быть проведена иудеями, побывавшими в Поднебесной, начиная с VII в. до нашей эры. Среди аргументов Хука в пользу раннего распространения христианства в Китае были ссылки на свидетельства жившего в III в. в Африке христианского апологета Арнобия, побывавшего в VI в. в Индии египетского путешественника, а также на сведущего в христианстве сирийского автора Эбедисуса. Последний сообщал о том, что митрополитская кафедра в Китае могла быть основана еще в V-VI вв. архиепископом Селевкийским Эхеусом (411-415) или несторианским патриархом Силасом (503-520). Важное место занимает свидетельство востоковеда Ассемани, указавшего на факт предшествования митрополитской кафедры в Китае кафедре в Индии в списке Амруса. Из списка епископов, видно, что в Герате уже в 430 г. был епископ, а в 588 г. митрополит, в 577 г. был епископ в Самарканде, в 553 г. был епископ в Мервуде.

Однако, по мнению некоторых современных исследователей, история о проповеди апостола Фомы в Китае родилась в XIII в. Именно тогда, возможно, был составлен требник, к которому обращался Н. Триго. Примечательно, что в составленном около 1615 г. латинском переводе дневников Риччи патер Триго при обсуждении истории христианства в Китае не упоминал ни о несторианах, ни о францисканцах во главе с Монтекорвино, хотя присутствие в Китае последних является неоспоримым фактом. Судя по всему, сведений об этом у него тогда вовсе не было. Католический миссионер Джованни да Монтекорвино писал из Китая в 1305 г., что в эти края не приходил никто из апостолов. Тем не менее, православные исследователи начала XX в. полагали, что после апостолов христианство легко продолжало насаждаться и утверждаться в Китае. В хронологических таблицах арабского писателя Амру, цитируемого у Ассемана кафедра митрополита китайского поставлена после кафедры митрополита индийского, древность которой с несомненной очевидностью доказана Лакрозом. Основываясь на ряде исторических свидетельств, ученые приходят к выводу, что христиан и церквей в Китае было много, особенно в V-м и VI-м веках.

К. Латурет писал, что если в этот период и было некоторое христианское воздействие, то «оно почти наверняка воспринималось под видом буддизма либо ограничивалась малыми общинами. Если последние и существовали, то, возможно, если судить об этом исходя из сравнения со сходными общинами при династии Тан (618-907) и Юань (1280-1368), они были в основном или полностью иностранными по составу и не оказывали ни масштабного, ни долговременного воздействия на Срединное Царство».

В первой половине V в. несторианство, распространявшее учение о параллельном сосуществовании двух природ Христа — человеческой и божественной, было осуждено как ересь. Но, несмотря на это, последователи Нестория продолжили свое существование, хотя и были вытеснены монофизитами на окраины христианского мира. Несториане вели из Персии активную миссионерскую деятельность и путешествовали в самые удаленные уголки света, распространяя свое учение в Аравии, Индии, Средней и Центральной Азии. Их деятельность в Китае оставила для потомков память о чрезвычайно важной по своему историческому значению попытке культурной адаптации христианского вероучения и церковной практики к реалиям китайской цивилизации.

Первыми известными католическими миссионерами, прибывшими в Китай, стали члены Ордена Братьев Меньших. В 1234 г. францисканец Джованни де Монтекорвино основывает первую католическую миссию в Пекине. В китайском языке религия получает название еливэнь.

В 1242 г. монгольский хан Батый предпринимает Великий поход на Запад. Дойдя до самой Венгрии, он приводит в ужас всех европейских королей. С другой стороны, христианские правители в союзе с монголами видят единственную и последнюю возможность защитить от натиска мусульман завоевания крестоносцев на Ближнем Востоке. Важнейшую дипломатическую миссию возлагают на тех же францисканцев, лучших из них, способных силой слова привлечь на сторону европейцев или даже обратить в христианство кого-нибудь из Чингизидов. В 1245 г. Папа Иннокентий IV отправляет посольство во главе с Джованни дель Плано-Карпини к Гуюк-хану. В 1247 г. Гильом Рубрук с собратьями по ордену по поручению Людовика IX едет в стан Сартака и далее — к Батыю и самому Менгу-хану. Таким образом, усилия францисканцев были направлены преимущественно в дипломатическое русло.

Христианство в Китае распространялось и во время завоевания страны татарами под предводительством Кублая (1259-1302). Более того, монгольское завоевание способствовало активизации деятельности христиан в Китае. Это, прежде всего, связано с развитием торговых связей между Китаем и Центральной и Западной Азией. Сирийские летописи сообщают, что Кублай, имел в своей столице Хан-Балык митрополита, подчиненного несторианскому католикосу. Марко Поло, описавший путешествие в Хань-Балыку в 1280-1295 г., говорит, что в империи Кублая христиане составляли значительную часть населения.

Иоанн Монте-Корвино, прибывший в Хан-Балыку в 1291 г., писал, что монгольский император благосклонно относился к христианам. Каждый из них имел хотя бы маленький молитвенный дом.

Однако, ситуация изменилась в 1369 г., когда на смену монгольской династии пришла китайская династия Мин. Католические миссионеры были изгнаны. После этого христианство продолжало существовать в Китае тайно.

Тем не менее, к концу XIV века в Поднебесной насчитывается уже около 30 тысяч католиков. Вместе с тем, процесс христианизации коренного населения идет очень медленными темпами до второй половины XVI века.

Новый импульс в развитии католичества в Китае связан с деятельностью Общества Иисуса. В 1579 г. известный иезуит Алессандро Валиньяно основывает миссию ордена в стране. Однако наибольшего расцвета католическая миссия достигла при Матео Риччи, математике и астрономе, прибывшего в 1583 г. в Китай. Захватив подарки для императора, в 1601 г. христианский миссионер отправляется в Пекин. Там он поразил всех своей учёностью и снискал доверие императора. Он показал ему европейские часы и карту мира. Часы привели императора в восторг, а вот карта вызвала у него раздражение: ведь Срединная империя находилась на ней не в центре мира. При дворе М. Риччи выдержал диспут с придворными математиками и за это получил у императора разрешение проповедовать в Китае христианскую веру. Риччи стремился приспособить христианское вероучение к менталитету китайцев и вводил новшества в обряды. Проповедуемое им христианство мирилось и с культом предков и с почитанием Конфуция, требуя только почитания распятия, икон. Подобными методами пользовались преемники Риччи, ставшие нужными людьми для Китая своими техническими знаниями.

Особенно успешно деятельность иезуитов была после издания указа Кванги, позволившего принимать христиан своим подданным. В конце XVII в. в Китае было уже около 30 тысяч христиан. С 1630 г. появились многочисленные доминиканские и францисканские миссии, также усвоившие приспособительный метод. Преемник императора Канхи Юнг — Чинг, считая опасным вмешательство папы, запретил христианство. Уничтожение ордена иезуитов и ряд гонений на христиан совершенно подорвали дело католической миссии.

Оживление деятельности католических миссионеров начинается после заключения Нанкинского договора в 1842 г. Согласно одной из статей данного документа, работа миссии была легализована. А на основании пекинского мирного договора, подписанного в 1860 г., католикам возвращены были даже их прежние церковные владения.

Вместе с тем, католические религиозные деятели столкнулись с проблемой подготовки кадров для миссий. Работа среди низших слоев китайского общества ставила на первое место доступность проповедей и поддержание веры в Христа среди китайских прихожан. В середине XIX в. отмечалась попытка иезуитских и лазаритских миссий возродить былой интеллектуальный престиж католицизма в Китае посредством академической и научной деятельности. В 1872 г. иезуиты создали в Цзыкавэй свой исследовательский центр, у них появилась обсерватория, библиотека, успешно развернулась работа по переводу, составлению словарей и публикации синологических исследований.

Во время боксерского восстания 1900 г. католическая миссия очень сильно пострадала. Тысячи христиан и миссионеров были убиты, имущество миссии было разграблено. После подавления восстания убытки, причиненные миссии были возмещены и дело миссии вновь, было поставлено на прочную почву.

Таким образом, история проникновения христианских миссионеров в Китай показывает, насколько трудна была проповедь на первоначальных её этапах. Миссионерам было сложно проповедовать Евангелие в закрытом традиционном обществе Китая, где господствовала языческая религия. Кроме того, христианская миссия в то время ещё не носила упорядоченного и организованного характера. Опора исключительно на придворные круги не позволила несторианскому христианству закрепиться в народе.

Однако католичество получило в Китае свое распространение, но утвердится в Китае как официальная религия, тоже не смогла. Причиной этому явилось стремление католиков насадить свою западную культуру в Китае с полной утратой китайцами их национального и культурного своеобразия. Католики также при осуществлении миссионерской деятельности, отдавали первостепенное значение политическим интересам, а потом уже религиозным. Именно это обстоятельство и оттолкнуло китайский народ от католической религии.

История

Легендарная история

Существует легенда, появившаяся в XIII веке о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не дает плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.

Несториане

Первое документально подтвержденное свидетельство о знакомстве китайцев с христианством относится к VII веку, времени правления династии Тан (618—907). Первыми прибывшими в Китай христианами были несториане. В 635 году небольшая группа несторианских миссионеров во главе с епископом Алобэнем (в китайской транскрипции) прибыла из Персии в Чанъань, в то время — столицу Китая. Они были радушно приняты при императорском дворе, и им было поручено перевести несторианские тексты для дворцовой библиотеки. В китайском языке их учение получило название «цзинцзяо», что можно перевести как «сияющая религия».

В 638 году император Тайцзун впервые в истории Китая издал указ о веротерпимости, которой отныне могли пользоваться несториане. Указ гласил, что «не существует дао с постоянным именем, не существует мудреца с постоянным обликом» и оценивал религию несториан как «благоприятную для вещей и людей». Император также дал распоряжение о строительстве в столице монастыря с двадцатью одним монахом. В последующем несторианские монастыри появились во всех округах страны, которых тогда было около четырёхсот. Епископ Алобэнь получил титулы «хранителя царства» и «властителя великого закона».

По мнению Саэки, Канон Иисуса Мессии, называемый иногда также по имени владельца «документом Такакусу», был создан между 635 и 638 гг.. В этом случае «Канон Иисуса Мессии» является наиболее ранним несторианским текстом на китайском языке.

«Канон» состоит из двух частей — изложения основ вероучения и пересказа евангельского повествования.

Три основных заповеди, постулируемых в этом тексте несторианскими миссионерами, — «служить Богу, служить императору и служить родителям». В тексте был приведен ряд дополнительных моральных поучений — не обижать слабого, не убегать от сильного, накормить и напоить калек, одеть и дать денег бедному, хорошо обращаться со слугами и ремесленниками, не лжесвидетельствовать, не искажать истину и ложь, развивать доброе сердце, не делать зла, не убивать живого и не обманывать Бога и т. д.

Вторая часть «Канона», обрывающаяся на описании смерти распятого Иисуса Христа, стала первой евангельской композицией-переводом на китайском языке.

В 845 году император Уцзун издал указ о роспуске несторианских монастырей, также как и буддийских и даосских. После этого несторианская церковь в Китае прекратила своё существование.

Собственно, вероучение, которого придерживался Несторий, не было создано им самим, вероучение начинается гораздо ранее появления самого Нестория, но фактически является учением Антиохийской богословской школы, которой он принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников и учителей Нестория — Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (IV век). Сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами. Интересно наблюдение В. Бартольда, который, говоря о несторианах, отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами. Он пишет, что имя «христиане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике».

В 2014 году китайские археологи обнаружили ранне-христианское захоронение с останками несторианских христиан в китайской провинции Хэнань, в одной из скальных ниш, расположенных в пещерном комплексе Лунмэнь недалеко от города Лоян, что подтвержает факт распространения христианства в Китае в VII веке.

К числу ранних несторианских текстов («писаний Алобэня») относятся:

  • «Сюйтин мишисо цзин» (Канон Иисуса Мессии), создан между 635 и 638 годами;
  • «Юй ди эр» (Притчи-сравнения, часть вторая);
  • «И тянь лунь ди и» (Рассуждения об одном Небе, часть первая);
  • «Ши цзунь бу ши лунь ди сань» (Миром почитаемый о милостивом даянии, часть третья), в тексте упоминается дата — 641 год;
  • «Дашэн тунчжэнь гуйфа цзань» (Гимн о проникновении в истинное и возвращении к закону Великого Мудреца). Датирован 720 годом, что помещает его после «писаний Алобэня», но до «писаний Цзин-цзина».

К поздним несторианским текстам («писаниям Цзин-цзина») принадлежат:

  • «Сань вэй мэн ду цзань» (Гимн Святой Троице);
  • «Дацинь цзинцзяо люсин Чжунго бэй» (Памятник распространения сияющей религии из Да-цинь в Китае), стела с надписью была воздвигнута в 781 году;
  • «Сюань юань ань лэ цзин» (Канон скрытого-таинственного покоя и радости);
  • «Сюань юань бэнь цзин» (Канон об основах изначального). Саэки отнес доступный ему вариант текста к 786—788 годам. Ставший доступным позднее текст «Сюань юань чжи бэнь цзин» (Канон о достижении основ изначального) был датирован 717 годом;
  • «Цзунь цзин» (Канон почитания). По мнению Саэки, этот текст был составлен через несколько поколений после смерти Цзин-цзина между 906 и 1036 годами.

Католические миссионеры

Первыми известными католическими миссионерами, прибывшими в Китай, стали члены Ордена Братьев Меньших — францисканец Джованни Монтекорвино, прибывший в Китай в 1293 (в некоторых источниках 1294 или 1295) году, основал в Пекине первую католическую миссию. В китайском языке католицизм получил название «еливэнь». К концу XIII века в Китае было уже около 30 тысяч католиков.

Деятельность иезуитов

Новый импульс в развитии католичества в Китае был связан с деятельностью иезуитов. В 1579 году известный иезуит Алессандро Валиньяно основал иезуитскую миссию в Китае. Вскоре в Китай отправляется итальянец Маттео Риччи, ставший другом Сюй Гуанци, министра церемоний при императоре Чжу Ицзюне. Иезуиты знакомили китайцев с достижениями европейской цивилизации. Их авторитет позволил и другим католическим миссионерам в течение столетия беспрепятственно работать на всей территории Китая. Но активность европейских проповедников начала вызывать недовольство как в правительстве, так и среди народных масс. В 1784 году деятельность иезуитов в Китае была запрещена, но они продолжали работать на полулегальной основе. В конце XVIII гонения на католиков усилились, но их влияние сохранялось.

Появление православной церкви в Китае

Основные статьи: Православие в Китае, Русская духовная миссия в Пекине

Первыми православными в Китае стали албазинцы — пленные русские, которые были зачислены в конце XVII века в гвардию императора. Известно также, что уже в 1692 году несколько китайцев, в том числе один мандарин, приняли крещение в русском православии. Заинтересованный в распространении русского православия в Китае, Пётр I направил православных миссионеров в Пекин. Китайское правительство рассматривало их как своих государственных служащих, обязанных обеспечивать духовное окормление состоящих на службе в императорской гвардии православных. На таком положении православные священники в Китае находились до середины XVIII века.

XIX век

В середине XIX века вместе с европейскими торговцами в Китай устремились христианские проповедники из Европы и США, преимущественно протестанты. Силами христианских общин в Китае строились церкви, создавались приюты, образовательные и медицинские учреждения. Однако происходило это на фоне все более усиливающейся конфронтации тех китайцев, которые ориентировались на западную цивилизацию, и тех, кто стремился по мере возможности сохранить самобытность китайской культуры. Отношение основной массы населения Китая к христианству постепенно ухудшалось. На рубеже XIX—XX веков произошло боксёрское восстание, которые стремилось очистить Китай от иностранного засилья. Китайцам-христианам боксёры предлагали выбор: отречься от своей веры или быть убитыми.

После Синьхайской революции

После Синьхайской революции 1911—1912 годов когда рухнула освящённая неоконфуцианством и традиционными нехристианскими религиями Китая монархия, идеологический вакуум по инициативе самих китайцев заполнило христианство. Началось массовое крещение, подготовленное предшествовавшей активной деятельностью европейских миссионеров, в том числе переводом христианской духовной литературы на китайский язык Русской духовной миссией. Пример дали сами руководители нового Китая. Христианином-конгрегационалистом был основатель партии Гоминьдан Сунь Ятсен. В 1930 году методистом стал лидер Китая Чан Кайши. Во время японской агрессии против Китая в 1930-е — 1940-е годы принадлежность китайцев к христианам была неким символом оппозиционности по отношению к японским оккупантам, насаждавшим культ богини Аматэрасу. В 1920-е-1930-е годы в Китае возросло число и православных, преимущественно за счёт иммигрантов из России.

К моменту образования КНР в 1949 году в Китае насчитывалось примерно 1,8 млн христиан, из которых 750 000 были протестантами. Была поставлена цель создания бесклассового общества, для достижения которой декларировалась необходимость отмены религий, на которые впоследствии оказывалось давление. До середины 1950 годов были высланы все иностранные миссионеры, число которых составляло примерно 6200 человек. Церквям в Китае было запрещено поддерживать отношения с учреждениями и объединениями за границей. Во время Китайской культурной революции (1966—1976) отправление религиозных обрядов было полностью подавлено.

Во время правления Дэн Сяопина начался новый период, и, начиная с 1979 года отправление религиозных обрядов было снова разрешено. Так, уже в 1980 году в Пекине был отреставрирован и открыт для богослужений католический собор святого Иосифа.

Во второй половине XX века в Китае возник ряд подпольных китайских церквей (Церковь «Китай за Христа», Китайское евангельское братство и др.). Данные церкви не были признаны государством, а их деятельность была запрещена.

Современное положение

На сегодняшний день свобода вероисповедания изложена в конституции только для следующих признанных государством религий: католичество и православие, протестантизм, буддизм, даосизм и ислам, образующие так называемое «патриотическое объединение». К этим государственным организациям относятся также «патриотическое „движение трёх“» и «патриотическое объединение католической церкви», образованные уже в 1951 году. После культурной революции они вновь стали официально разрешёнными учреждениями для христианского меньшинства в Китае.

При этом католики, сохранившие верность Ватикану (их в Китае около 10 млн против 4 млн «католиков-патриотов»), до сих пор подвергаются репрессиям: арестовываются священники и миряне, закрываются их импровизированные домовые церкви. Правительство КНР постоянно обвиняет Ватикан в связях с «преступным режимом» Тайваня и во вмешательстве во внутренние дела Китая. Канонизация в 2001 году китайских католических мучеников, погибших в период с 1648 по 1930 годы, была названа министерством иностранных дел КНР «оскорбительной». От лица «правительства, народа и Католической Церкви Китая» был выражен решительный протест.

В стране растёт число христиан, посещающих подпольные «домашние» церкви. Самыми крупными из подобных организаций являются Церковь «Китай за Христа» (12 млн) и Китайское евангельское братство (10 млн).

На основании заключений правозащитной ассоциации ChinAid, уровень преследований христиан в 2011 году (по сравнению с 2010) возрос на 42,5 %.

Примечания

  1. The World Factbook. www.cia.gov. Проверено 10 ноября 2015.
  2. Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Проверено 10 ноября 2015.
  3. 1 2 3 Saeki P. Y. The Nestorian documents and relics in China.. — 1937. — С. pр. 8-9, 113-124: 248-265.
  4. Вэн Шаоцзюнь. Ханьюй цзинцзяо вэньдянь цюаньши. (1995), с. 91
  5. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 196
  6. «Бартольд В. » Мусульманские известия о чингизидах-христианах
  7. В Китае обнаружено захоронение несторианских христиан.
  8. Хенниг Р. Джованни Монтекорвино — архиепископ Китая // Неведомые земли. — Рипол-классик, 2013. — Т. III. — С. 151. — 486 с. — ISBN 5458314972. — ISBN 9785458314978.
  9. Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства. — Абрис, 1994. — С. 332. — 382 с. — ISBN 5853330128. — ISBN 9785853330122.
  10. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — Litres, 2017. — 5564 с. — ISBN 5457072568. — ISBN 9785457072565.
  11. Richthofen F. China: Ergebnisse eigener reisen und darauf gegründeter studien. — Berlin: D. Reimer, 1877. — Vol. I. — P. 616.
  12. Кузищин В. И. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. — Алетейя, 2002. — С. 197. — 303 с. — (Востоковедение). — ISBN 5893294971. — ISBN 9785893294972.
  13. Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. Тюркские народы в мировой истории с X в. до н. э. по XX в. н. э.. — Рипол-классик, 2009. — С. 323. — ISBN 5386008471. — ISBN 9785386008475.
  14. Luke Wesley. Is the Chinese Church Predominantly Pentecostal? (англ.) // Asian Journal of Pentecostal Studies : Журнал. — 2004. — P. 225—254.
  15. В Китае усиливаются преследования христиан

Христианство в Китае

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *