История собора

Дата начала строительства храма до сих пор остается спорной. По многим официальным документам строительство началось в 1791 году, что подтверждается и на хорах собора. Но известно, что в архивной справке от 1797 года о храме говорится, как о построенном тем же летом.

Историк искусств А. Бенуа также подтверждает проект собора, созданный в 1796 году. Скорее всего, разногласия произошли от невозможности отличить цифру 1 от цифры 7 в старых летописных документах, исправлявшихся и переписывавшихся неоднократно.

Христорождественский собор (Липецк) был построен по инициативе помещика Петра Лукича Вельяминова. С помощью неравнодушных горожан он собрал средства, привез архитектора и сделал заказ на проект храма. Упоминается в документах и имя Николая Ивановича Лодыгина, родственника Вельяминова, который принимал активное участие в строительстве и заканчивал его после смерти Петра Лукича.

Строительство основной части здания завершилось к 1803 году, однако освящение задержалось произошедшим пожаром, который охватил деревянные постройки. К 1805 году храм отремонтировали и освятили, начались первые службы.

В 1822 г вышел указ о строительстве колокольни собора, возведение началось в 1825 году. Пятиярусная колокольня была закончена в 1835 году.

Окончание строительства собора ознаменовалось открытием трапезной в 1842 году, в ней были сооружены два престола. К началу ХХ века общее количество колоколов в храме насчитывало 8. Вес самого крупного после того, как его перелили в 1900 году, достиг 558 пудов (9140 кг). Полиелейный колокол занимал второе место по величине и весил 141 пуд (2309 кг).

Башенные часы на колокольне смонтировали во второй половине 1850-х годов. Восьмиметровый шпиль на башне установили в 1957 году, после чего высота колокольни стала составлять более 50 метров.

Под началом церкви работала церковно-приходская школа, учрежденная во второй половине XIX века. В ней воспитывался 181 ребенок. А.В. Суворов, протоиерей, служил заведующим и учителем закона этой школы. В соборе имелась и библиотека — в ней хранилось около 100 томов книг.

Северный придел здания располагался над склепом И.М. Рождественского — почитаемого преподавателя местного духовного училища. Это было одно из самых посещаемых мест у горожан и гостей курорта.

Здание преобразовывалось. Уже в 1902 году здесь устроили систему обогревания на паровом отоплении. Позже здесь появился водопровод, электричество. Свечное освещение заменилось ламповым. Паникадила остались в качестве осветительных сооружений. Они стояли перед алтарем и в трапезной.

Революция 1917 года сулила собору Рождества Христова ту же участь, что и многим другим святыням страны. В 1922 году была проведена инвентаризация и изъятие церковного имущества, включавшего золотые и серебряные предметы убранства.

В 1931 году вышло правительственное решение об упразднении храма и передаче его в государственное владение. Здание должно было перейти в качестве жилой площади рабочим “Липецкстроя”.

Из-за крупных затрат на переделку здания в общежитие было решено устроить в соборе склад овощей и фруктов, а в трапезной — краеведческий музей. Все эти годы верующие боролись за возвращение храма, писали прощения во ВЦИК и Священный Синод, но их просьбы не были услышаны.

В 1954 году было принято решение о формировании Липецкой области как субъекта, в тот же год решилась и судьба храма. Нашлись люди, готовые взяться за реставрацию обветшавшего здания. Реставрационные работы завершились к 1958 году.

В конце 1970 года были сооружены новые электрические башенные часы, имевшие четыре циферблата диаметром в два метра. Над ними работал мастер М.Т. Гребенкин. Уже через 10 лет часам, как и позолоченному шпилю, было суждено пострадать в пожаре, но их, к счастью, быстро восстановили.

Только в 1991 году здание собора было освящено и возвращено верующим, по случаю чего был совершен молебен. Первым после возвращения настоятелем храма стал протоиерей Василий Бильчук, он служит на этой должности и сейчас.

В 1994 году в честь празднования Славянской письменности и культуры на территории храма установили крест Кириллу и Мефодию.

Христорождественский собор (Липецк) сегодня вновь является кафедральным, в нем закончились реставрационные работы, восстановлены росписи и привезены новые иконы. Проводятся службы и совершаются паломничества.

Архитектурный ансамбль собора

Колокольня Христорождественского собора была построена в 1822 году. Она состоит из 5 ярусов. Первый, квадратный, обрамлен четырехколонными портиками. Второй, более низкий, украшен по верху карнизом и дугами из лепнины полукруглой формы, часть его очерчена дугой, другая же часть — отделана рустом. В третьем ярусе расположены колокола.

Он украшен колоннадой со ступенчатым стереобатом, колонны служат обрамлением проемам звонов. Четвертый ярус приобрел форму восьмерика, проемы звонов обращены к сторонам света. Это придает особую воздушность зданию. Над восьмериком возвышается ступенчатый карниз. Цилиндрический пятый ярус по сторонам света украшен проемами, в которых располагаются часы.

Трапезная является связующим звеном между двумя частями здания. Она задумывалась так, чтобы сочетаться с общим ансамблем собора. Эту задачу взял на себя местный архитектор Шубков.

Постройка трапезной началась только после одобрения чертежей комиссией, в 1839 г. Ее дизайн повторяет архитектурное направление колокольни и основного здания, лицо трапезной обрамляют четырехгранные полуколонны и карнизы, полукруглые окна и окна с наличниками.

Христорождественский собор стал самым заметным и красивым зданием в Липецке. Местные жители, проезжие писатели и поэты восторгались стройностью и выдержанностью, изяществом декора.

Колокола Христорождественского собора в Липецке

Поэт В.А. Жуковский, например, зарисовал в своем походном альбоме собор Рождества Христова на стадии постройки колокольни. Крупный купол храмовой части, парные колонны и хоры составили единый архитектурный ансамбль.

Внутреннее убранство

На сегодняшний день сохранилось множество документов, описаний и фотографий, позволяющих в полной мере представить внутреннее обустройство собора в конце XIX века.

Современники писали, что Христорождественский собор во внутреннем убранстве представлял собой картинную галерею с высоким духовным содержанием. Каждая картина была выполнена известными на тот момент художниками итальянской художественной школы, обрамлена золочеными рамами.

Есть и картины, привезенные прямиком из Италии в дар местными помещиками. Самые большие картины достигали размера 3х3 м.

В описи, проведенной в 1896 г, значатся полотна “Явление Господа Иисуса Христа по воскрешении Марии Магдалине”, “Бегство с младенцем Господом Иисусом в Египет”, образ святого Александра Невского с хоругвью. На противоположной стене висели полотна “Воскресение Господом дочери Иаира”, а также “Двенадцатилетний отрок Иисус Христос среди учителей в Иерусалимском храме”.

Главный иконостас состоял из двух деревянных ярусов, раскрашенных маслом для создания мраморного рисунка. Сверху и снизу выступы позолочены красным золотом (смесь меди и золота, дающая красноватый оттенок).

Углубление иконостаса обрамлено четырьмя колоннами. На дверях икона Благовещение Пресвятой Деве. Напротив, на южном входе в алтарь отображен Архангел Михаил, на северной — Архангел Гавриил.

С обеих сторон были сделаны возвышения с тремя ступенями и небольшой площадкой, обрамленные чугуном. Справа от Царских врат располагался образ Господа Спасителя, слева — образ Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем.

Посреди резных колонн из дерева располагался образ Рождества Пресвятой Богородицы в золоченой раме. Над ней — образ сошествия Святого Духа на апостолов. Выше образов проходил золоченый фронтон с выступами, золотая резьба.

Среди колонн, выполненных в камне, находился образ Смоленской Божьей Матери с серебряным облачением и венцом. Опись убранства венца сохранилась: 29 камней, посередине корона с самоцветными камнями. Высота ризы составляла около 1,5 м. Над образом располагалась икона Пресвятой Троицы, считавшаяся чудотворной.

Над Царскими вратами была роспись “Тайная Вечеря”, справа от которой картина “Преображение Господне”, слева — “Вознесение Господне на небеса”. Выше южного прохода в алтарь помещены были 2 скрижали, вырезанные в дереве, северного — сосуд и Евангелие.

Выше Царских ворот располагался образ Распятия, по обе стороны от которого стояли два коленопреклоненных ангела. На Христе были серебряные венец и одеяние. На вершине фронтона из дерева вырезали “Воскрешение Господне из гроба”, окаймленное узорными позолоченными лучами.

В приделе Успения Божьей Матери интерьер не уступал главному алтарю. Здесь находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы, написанный маслом, образ Преображения Господня, образ святых мучеников Адриана и Наталии. В посеребренной раме находился образ Успения Божьей Матери. Известно также, что здесь были иконы проповедников Матфея, Луки и Иоанна.

В приделе святого Николая Чудотворца находился образ Христа Спасителя с серебряным облачением и венцом, подаренный собору помещицей Зацепиной. Позже она же пожертвовала храму другую ризу — Богородица с Предвечным Младенцем.

В конце 1800-х годов в храме держалось шесть крестов:

  • Четырехконечный крест из серебра, обложенный финифтью, камнями и жемчугом.
  • Восьмиконечный крест из серебра, с финифтью и чеканкой.
  • Четырехконечный позолоченный крест с гравировкой.
  • Четырехконечный крест из серебра с черненым узором.
  • Незолоченный крест из серебра.
  • Восьмиконечный позолоченный крест.

Самый большой из них достигал в размере 10 вершков (50 см).

Правила посещения собора

Перед посещением в храм необходимо выключить звук на мобильном телефоне или прийти вовсе без него. Разговаривать по телефону во время службы, отвлекаться на сообщения также не рекомендуется.

Перед посещением богослужений желательно прочитать Библию или Евангелие, настроиться на молитву. Необходимо проанализировать свою жизнь и поведение, продумать грехи, которые можно будет высказать на исповеди. Вспоминать стоит и хорошие моменты — все, за что можно поблагодарить Господа во время молитвы.

Одежда должна быть скромной, чистой, то же касается и обуви. Внешний вид человека влияет на его внутреннее состояние, и наоборот — чистые и опрятные одежды отражают чистые и скромные помыслы. Во всем внешнем виде должно олицетворяться спокойствие и умиротворение. В праздники лучше выбирать светлые одежды, а в дни траура — темные.

Женщины должны приходить в храм в юбках ниже колена и с покрытой головой. Мужчины же всегда должны обнажать голову в храме. Шорты не разрешается надевать ни мужчинам, ни детям старше 7 лет.

Входя в церковь нужно трижды перекреститься и можно прочитать молитву “Отче наш” или же просто произнести “Господи помилуй”. Во время молитвы и крестных знамений стоит обращать взгляд к своду храма.

На службу стоит приходить вовремя или заранее, не курить вблизи храма, не вести разговоров о личных делах и проблемах. В мыслях должна воцариться тишина и благоговение. Молитва должна совершаться про себя или шепотом, так же и с пением. Нельзя уходить из храма во время богослужения, лучше дождаться его окончания. Во время службы также не стоит ходить по храму, ставить свечи и разговаривать.

Интересные факты про собор

В 1831 году в город пришла эпидемия холеры. Врачи были беспомощны, эпидемия разнеслась по губернии. Безутешные горожане решили молиться беспрестанно перед образом Смоленской Богоматери, и их молитвы были услышаны.

Прихожане совершили крестный ход с образом, постились и молились дома и через несколько дней болезнь отступила. С того времени в Липецк совершались крупные паломничества к чудотворной иконе. Позже крестные ходы с иконой стали ежегодной традицией.

Христорождественский собор (Липецк) хранит частичку мощей старца Федора Кузьмича, который по преданию был императором Александром I. Считается, что государь возложил на себя бремя странничества и скитания ради искупления греха за помощь в организации бунта против своего отца, Павла I. Убийство императора стало неожиданностью даже для Александра, о чем он впоследствии сожалел.

По преданию, муки совести заставили правителя оставить пост и отправиться в странничество никем не узнанным, разыграв свою смерть в Таганроге. При жизни старца принимали за святого, после его кончины у него нашли вещи, выдающие его связь с царской семьей. Александр III хранил их у себя, подписанными “вещи моего дедушки”.

Приезд архиерея в собор издавна считается особенным событием у прихожан собора, даже теперь на всех крупных православных праздниках проводится архиерейская служба.

Христорождественский собор Липецк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *