2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

Понятие «земли» на языке Библии часто обнимает собой весь земной шар, со включением сюда и видимого неба как его наружной атмосферической оболочки (Быт. 14:19-22; Пс. 80:35). В этом именно смысле оно употреблено и здесь, как это очевидно из контекста, по свидетельству которого хаотическая масса этой «земли» впоследствии выделила из себя твердь и воду (Быт 1:7).

Слова «безвидна и пуста», которыми характеризуется первобытная масса, заключают в себе мысль о «тьме, беспорядке и разрушении» (Ис. 40:17; 45:18; Иер. 4:23-26), т.е. дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также все зародыши растительной и животной жизни не поддавались еще никакому различению и были как бы перемешаны между собой. Лучшей параллелью к этим словам служит место из книги Премудростей Соломона, в котором говорится, что Бог сотворил мир из «необразного вещества» 11:18) и 2 Пет. 3:5.

«и тьма над бездною…» Эта тьма была естественным следствием отсутствия света, который еще не существовал в качестве отдельной самостоятельной стихии, будучи выделен из первобытного хаоса лишь впоследствии, в первый день недели творческой деятельности. «Над бездною» и «над водою». В тексте подлинника стоят здесь два родственных по смыслу еврейского слова (tehom и maim), означающих массу воды, образующую целую «бездну;» этим самым делается указание на расплавленное жидкообразное состояние первозданного, хаотического вещества.

«и Дух Божий носился…» В объяснении этих слов толковники довольно сильно расходятся между собою: одни видят здесь простое указание на обыкновенный ветер, ниспосланный Богом для осушения земли (Тертуллиан. Ефрем Сирин, Феодорит, Абен-Езра, Розенмюллер), другие — на Ангела, или особую умную силу, назначенную для той же цели (Златоуст, Кайэетан и др.), третьи, наконец, (Василий Великий, Афанасий, Иероним и большинство прочих экзегетов). Последнее толкование предпочтительнее прочих: оно указывает на участие в деле творения и третьего лица Святой Троицы, Духа Божия, являющего Собой ту зиждительно-промыслительную силу, которая, по обще-библейскому воззрению, обусловливает происхождение и существование всего мира, не исключая и человека (Быт. 2:7; Пс. 32:6; Иов. 27:3; Ис. 34:16; Деян.17:29 и др.). Самое действие Cвятого Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своей теплотой для пробуждения в них жизни (Втор. 32:11).

Этим самым, с одной стороны, позволяется усматривать в хаосе и некоторое действие естественных сил, аналогичное процессу постепенного образования в яйце зародыша, с другой, — как эти самые силы так и результаты их поставляются в прямую зависимость от Бога.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Происхождение мира и богов — Мифы Древней Греции

Миф Происхождение мира и богов читать:

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Мифы Древней Греции читать

бездна

Бездна.
Тьма, глубокая и непроглядная окутывала всё и все вокруг. Тьма такая густая что её можно даже пощупать, а при большом желании резать на куски как черничном желе. Тьма которая не имела ни каких оттенков, а была везде одинаковой чёрного цвета.
Страшнее этой тьмы был только холод и сырость. Холод который заставлял дрожать даже кости у тех у кого они были.
Казалось бы что в таких условиях непригодных для жизни, не найдётся места для живых существ. Но жизнь наполняла эту тьму. Они приспособились кто как мог.
Ориентировались они в этой тьме исключительно на ощупь или по приметам. Считали шаги от одного большого склизкого камня до другого. И горе тому кто заблудившись забывал сколько шагов, и в какую сторону ему идти, до стойбища. Его рано или поздно уничтожали чудовища населявшие тьму. Чудовища были похожи на создания воспалённого мозга.
Пищу Разумные находили ощупывая и поднимая скользкие камни. Иногда они натыкались на остатки тех кого уничтожали чудовища. Многие Разумные не брезговали и этой пищей.
Ещё одна опасность помимо чудовищ подстерегала их на каждом шагу. Во тьме иногда попадались глубокие бездны. И каждый шаг мог быть последним. Очень часто из бездны доносились ужасные звуки раздирающие ушные перепонки, от которых хотелось бежать не останавливаясь насколько хватит сил.
Поэтому многие Разумные предпочитали ползать вместо того что бы ходить пешком.
Зак родился в одном из племён Разумных населявших тьму. Ему повезло дожить до юности. Он не упал в бездну, и не был съеден чудовищами.
Четыре охранника сидели по краям стойбища и слушали тьму, иногда перекликаясь друг с другом. Когда какое ни будь чудовище приближалось, охранники отгоняли его камнями. Очень часто чудовищам везло больше чем охранникам.
Зак сидел рядом с дедом, и вникал в каждое его слово.
Как мне рассказывал мой дед, а ему его дед и так до самого источника. Мы живём в такой же бездне, какие окружают нас.
Когда то наш народ ушёл в бездну, по причинам затерявшимся в истории. Но до падения мы жили во свете. Нас окружал свет, вокруг не было чудовищ, мир и покой сопровождал нашу жизнь.
Дед как так может быть, что этот свет, я, и ни кто из нашего племени никогда даже не нащупывали ничего похожего. Нащупай у себя ниже лба, два органа. Чувствуем. Это глаза, продолжал дед, сейчас во тьме они бесполезны, они не работают. Потому что тьма внутри нас и снаружи одинаково черна.
У многих из нас глаза уже давно отмерли, так как они не использовались очень давно, и им не суждено увидеть свет. Но глаза наших предков видели свет, и наши глаза нам нужны для того что бы увидеть свет.
Зак слушал деда стараясь не пропустить ни одного слова. Когда то свет проник и в эту бездну. Он осветил всё вокруг, чудовища были уничтожены, и люди перестали бояться, а жили в любви и довольствии. Люди познали любовь мир, и свет.
Но люди у которых уже тогда не было глаз, решили всё вернуть обратно как было ближе, они уничтожили свет, и тьма пришла обратно.
Многие люди после этого ушли искать свет, многие нашли его, многие погибли в пути, а многие ослепли увидев свет, и вернулись обратно во тьму.
Зак разбудил деда спящего на склизких камнях, и дрожащего от холода.
— Дед я очень много услышал сегодня непонятных слов. Например что такое любовь?
— Это то что переполняет тебя , придаёт смысл твоему существованию, и ты не боясь погибнуть начинаешь жить для других.
— Дед, как же мне найти свет?
— Многие до тебя его искали.
— Но всё же?
— Тебе нужно дойти до края бездны, и подняться вверх до самого конца. Хотя вполне возможно что поднявшись вверх из нашей бездны, ты попадёшь в другую бездну. Тогда тебе придётся всё повторять сначала.
— А как я узнаю что это свет?
— Многие будут говорить тебе что вот он свет, но это будут лишь незатейливые безделушки на которые ты не должен попадаться, оба они несут смерть.
Когда ты увидишь смерть, ты сразу поймёшь что это он, сердце само тебе подскажет. Во тьме много чудовищ которые сами делают искусственный свет для того что бы ловит на него таких как ты.
Но истинный свет обнимает тебя со всех сторон, и его ни с чем не спутаешь, даже если ты его никогда раньше не видел.
Зак уснул обнявши деда.
Ему снились сны в которых он то бежал то падал, то карабкался вверх, то дрался с чудовищами, то плакал то смеялся.
Утром он проснулся с твёрдым намерением найти свет. Поцеловав спящего деда, Зак сделал первый шаг навстречу к свету . . .

И дух божий носился над водою

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *