Пророчества прп. Серафима Саровского, свт. Игнатия (Брянчанинова) и других отцов об антихристе и судьбах России

Монахиня Вера. Дата публикации: 01 декабря 2014. Категория: Апостасия.

Предлагаем читателям ознакомиться с подборкой пророчеств и высказываний святых отцов и православных мыслителей о судьбах России и антихристе.

Пророчества преподобного Серафима Саровского

Текст пророчеств преп. Серафима, записанный с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н.Л. Мотовиловым и переданных им С.А. Нилусу (из архива отца Павла Флоренского):

«Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их.

Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит…

Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил “Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”…

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их…

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России… Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются.

Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: “Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам”.

Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками – Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах.

Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, наша вера не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее…

Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской… Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние…

Проповедь эта будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершенное известие…

Перед концом времен Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: “Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И всё это, всё верно… Когда империя русская получит сто восемьдесят миллионов в своё владение, должно ожидать явления антихриста.

Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет “Москво-Петроградом”, или “Градом конца”, как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий.

До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей…

Дух тьмы обещает устройство рая на земле… Среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения…

Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист.

Подборка цитат печатается по книге: Пророчества об антихристе и судьбах России. – М., 1997. С. 35-36; Также см.: Россия перед вторым пришествием. М., 1998. Т. 2. С. 549-550; Антихрист и Россия // Литературная Учёба, кн. 1. 1991 г. С. 133-134.

Следует обратить внимание на то, что преп. Серафим Саровский отождествляет Россию последних времен с библейскими «Гогом» и «Магогогом», нашествие которых потрясёт мир в преддверии воцарения антихриста. Так в книге пророка Иезекииля (Иезек. 38-39) «Гог из земли Магог» – это «верховный князь», который является предводителем народов Роша (Роса), Мешеха (Мосха) и Фувала (Тубала) в земле Магог – «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» вторгнутся в обетованную землю «в последние дни… как буря» (Иезек. 39). А в Апокалипсисе о Гоге и Магоге сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр. 20: 7).

Упомянутые в Священном Писании имена Мешех (Мосх) и Рош (Рос) некоторые религиозные мыслители издавна относили к Москве и России, тогда как Магог – к монголам и желтой, азиатской расе. Такая трактовка прочно вошла в православную эсхатологическую мысль, особенно после российской богоборческой революции 1917 г. Образованное на месте бывшей православной России антихристианское коммунистическое государство СССР многие святые старцы ассоциировали именно с этими апокалиптическими именами, носители которых сыграют важную роль в подготовке воцарения антихриста.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Помимо преп. Серафима Саровского о явлении антихриста именно в России предсказывал в XIX веке и выдающийся русский богослов и аскет, святитель Игнатий (Брянчанинов). В пророчестве об антихристе от 26 октября 1861 г. святитель писал: «Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев , который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» .

В других поучениях святитель Игнатий так пишет об антихристе: «Мир как бы единодушно устремился на встречу какого-то особенного лица, гения, на встречу великолепную, торжественную. Это очевидно. Лицо так будет замаскировано, что масса признает его Мессиею… Предуготовляется путь, путь мысленный для входа действу льсти (см. 2 Сол. 2, 11) в умы и сердца» .

«Водящиеся духом антихриста, отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. Сего ради послет, то есть попустит им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавшие истине, но благоволившие в неправде. В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа… В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» .

Константин Леонтьев

Помимо преп. Серафима Саровского и свят Игнатия (Брянчанинова) о явлении антихриста в России предсказывал также в конце XIX века и выдающийся русский православный мыслитель К.Н. Леонтьев:

«Через какие-нибудь полвека, не более, русский народ из народа “богоносца” станет мало-по-малу, и сам того не замечая, “народом-богоборцем”, и даже скорее всякого другого народа, быть может. Ибо, действительно, он способен во всем доходить до крайностей… Евреи были гораздо более нас, в свое время, избранным народом, ибо они тогда были одни во всем мире, веровавшие в Единого Бога, и однако, они же распяли на кресте Христа, Сына Божия, когда Он сошел к ним на землю… … Русское общество, и без того довольно эгалитарное по привычкам, помчится еще быстрее всякого другого по смертному пути всесмешения и – кто знает? – подобно евреям, не ожидавшим, что из недр их выйдет Учитель Новой Веры, – и мы, неожиданно, лет через 100 каких-нибудь, из наших государственных недр, сперва безсословных, а потом безцерковных или уже слабо-церковных, – родим того самого антихриста, о котором говорит епископ Феофан вместе с другими духовными писателями» .

Иерархи РПЦЗ и бывшие катакомбники

В этом контексте важно помнить предостережения святителя Аверкия (Таушева) о том, что «Антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил» .

Следует помнить и предостережения блаженной памяти последнего законного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви старца-митрополита Виталия (Устинова, 1910-2006) о будто бы наступивших переменах в современной России: «Мы здесь почему-то не можем никак понять, что коммунистическая партия, облачившись в тогу демократов, осталась та же коммунистическая партия (как волки в овечьей шкуре), с которой Московская патриархия идет рука в руку… Договариваться с безбожной властью, которая держит над вашей головой занесенный меч, нельзя. Надо идти или в катакомбы, или на славную мученическую смерть! Другого выхода нет. Всякий договор, который совершается под занесенным мечем, есть падение. И непременно будет падение… Это значит идти на сговоры с сатаной! С сатаной договариваться нельзя, это безнадежно» .

Важно также понимать, что распространяемые в последние 20 лет в среде «Церкви-блудницы» – Московской патриархии – лжепророчества о том, что антихрист будто бы не сможет ступить на территорию России до самого Второго пришествия Христова, поскольку в России ему будет противостоять «православный царь», не соответствуют святоотеческому учению и носят хилиастическо-еретический характер. Более того, подобного рода экзальтированные подделки намеренно созданы в последнее время для того, чтобы усыпить бдительность православных русских людей, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24), т.е. православных христиан. По этому поводу в Священном Писании недвусмысленно сказано: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). Именно поэтому утверждения о том, что современная РФ (занимающая первое место в мире по абортам, алкоголизму, наркомании, проституции, а также коррупции и преступности) и ее нео-советские власти (преследующие истинно-православных христиан, восстанавливающие советское наследие безбожного СССР и на протяжении более чем 20-ти лет грабящие собственный народ) являются «удерживающим мировое зло», – есть ни что иное как ересь, противоречащая православному святоотеческому учению о последнем времени и антихристе. Что же касается «Русского Царства», которое будто бы не одолеют «врата ада», то в Писании однозначно говорится не о государственном образовании и не о земном царе, а о Истинной Церкви Христовой, которая даже в период антихристовых гонений будет хранима в катакомбах Духом Святым: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Не следует также забывать, что богоборческий большевизм родился и победил именно в православной России, превратив ее в атеистический СССР и распространив свое тлетворное антихристово влияние на половину Земного шара, обратив народ-богоносец в народ-богоборец, как и предрекал Константин Леонтьев. Если такое перерождение могло произойти в православной Российской империи, стоит ли обольщаться современной РФ, считающей себя «правопреемницей СССР»? Для тех православных христиан, кто в 2001-2007 гг. не принял унии с Советской церковью (МП), это должно быть очевидным.

В отношении же хилиастических ожиданий многих современных российских православно-патриотических деятелей, будет полезно напомнить слова видного богослова и святителя РПЦЗ архиепископа Аверкия (Таушева): «Что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви (кроме верховодов и заправил этой ереси, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царства Божия на земле, а – в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле… будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе не кто иной, как Антихрист. Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики – нео-хилиасты!»

Некоторые православные мыслители считали, что мнение об антихристе как об исключительно израильском правителе, восседающем физически в восстановленном храме в Иерусалиме, не является общепризнанным в Православной Церкви, и что под храмом Божиим (2 Фес. 2: 4) следует понимать не только материальный Иерусалимский храм, но и, иносказательно, Церковь Христианскую как таковую, – ту ее часть, которая выродится в «Церковь лукавнующих». В связи с этим пророчества преп. Серафима Саровского и свят. Игнатия (Брянчанинова) о том, что антихрист может родиться и прийти к власти в отрекшейся от истинного православия России (точнее, на территории возродившегося пред-апокалиптического красного зверя СССР – «Гог и Магог») становятся особенно актуальными.

Архиепископ Лазарь (Журбенко), архиерей гонимой в СССР Катакомбной Церкви, предостерегал свою паству о том, что «антихрист не сможет прийти, пока не будут излечены раны зверя». Под этим «зверем», вслед за многими святыми Новомучениками, он подразумевал антихристианский, богоборческий СССР, который возник на месте некогда православной Святой Руси. А под «ранами зверя» – распад СССР на части («раны»), которые перекрасившиеся богоборцы непременно попытаются «уврачевать», причем под видом псевдо-православного возрождения.

Владыка Лазарь неоднократно обращал внимание на то, что в Писании не сказано, в какой именно стране явится антихрист, но сказано, что он попытается прельстить и избранных (Мф. 24: 24). Ведь приставка «анти» в слове «антихрист» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». То есть – «подмена». Поэтому, по слову схиархиепископа Лазаря, антихрист – это подмена, внешняя подделка Христа. Подделка наблюдается ныне на некогда Святой Руси: Истинная Церковь подменяется Лжецерковью, историческая православная государственность – лжегосударственностью, православная монархия – лжемонархией… Учитывая, что ныне правительства всех стран мира, в т.ч. и РФ, контролируются представителями «колена Данова», то и явление антихриста может произойти в любой из этих стран, особенно же там, где ему необходимо будет осуществить подделку, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24).

В наше время подделка под православие становится более опасной, чем откровенная ересь и безбожие. Прельстить православного христианина ересью (и уж тем более атеизмом) сложно, а вот подделкой, имитацией православия сегодня не только прельщают огромные массы людей, но и уводят их от истинного Православия, а значит, и от спасения.

По глубокому убеждению схиархиепископа Лазаря, лишь полный отказ от советского богоборческого наследия, его идей, символов, носителей и вождей, искреннее покаяние и обращение русских людей к истинному православию и Истинной Православной Церкви способны предотвратить исполнение грозных пророчеств о явлении антихриста в России, давно переставшей быть православной.

По этому поводу святой праведный о. Иоанн Кронштадтский предостерегал: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок».

Также и архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Как учит Святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Святая Русь наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалиптические полчаса…» .

Мнения разных лиц

А вот как писал относительно надежд на возрождение православной России блаженной памяти иеромонах Серафим (Роуз): «Все будущее зависит от нас самих: если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может забрать Свои обещания…Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее погибели, таким образом, не осуществилось, так и пророчества о восстановлении Святой Руси могут оказаться неосуществленными, если русские люди не раскаются…Воскресение Святой Руси зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может состояться без участия православных людей – нашего общего покаяния и нашего внутреннего, а не только внешнего подвига» .

Православный мыслитель Владимир Мосс так пишет о современных событиях:

«В начале XXI столетия мы видим постепенное добровольное возвращение к советизму… Что является общим во всех этих отношениях к Советской Власти – отказ видеть ее реальную, сатанинскую сущность и, следовательно, отказ раскаиваться в грехе сотрудничества с нею… Аксиома православной духовности заключается в том, что единственная дорога от зла к добру проходит через покаяние. Дела без покаяния не спасают, ибо покаяние – первый плод веры, первое действие истинно христианской совести… Мало кто из православных христиан будет оспаривать, что падение православной империи в 1917 г. и ее замещение на Советскую анти-империю, было страшной трагедией, ужасным грехом, лежащим на коллективной совести народа. Тем не менее, многие утверждают, что этот грех может быть – или уже был – смыт не покаянием, но через патриотизм или страдания, или просто с течением времени.

Hо время разрушает только материальные, а не духовные реальности, и патриотизм, который не сформирован или не служит высшему патриотизму Hебесного Царствия – ничто иное, как другая форма идолопоклонства. Что касается страданий, если они не сопровождаются верой и покаянием, как это было в случае благоразумного разбойника, то они ведут лишь еще дальше в ад…

Грех, в котором необходимо покаяться, – это грех активной поддержки или пассивного согласия с замещением власти, установленной Богом, властью Сатаны. Сегодня, более 80-ти лет спустя после начала этой трагедии, русский народ как целое – за важным исключением Катакомбной или Истинно-Православной Церкви – не покаялся в этом грехе. Hи преследования 20-х и 30-х годов, ни войны 40-х, ни холодная война 50-80-х гг., ни относительная свобода 90-х не привела людей к осознанию того, что они сделали. Вот почему продолжается страдание народа, без какого-либо ясного знака будущего облегчения.

Возрождение еще возможно… Hо это произойдет, если только будут усвоены уроки прошедших 80-ти лет, и будет навсегда и совершенно отвергнут мираж “Православной империи”, основанной не на истинной вере и покаянии, но на гордыне и самопревозношении. Относительно таких псевдо-империй и анти-империй мы должны усердно молить Бога: “Да не станет близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону” (Пс. 93. 20)»

В этом отношении нельзя не согласиться с пояснениями Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви. В работе «Очерки о Катакомбной Церкви» есть такое пояснение Святых Новомучеников:

«Великий грех усыпляет сознание людей, особенно верующих, проповедью о НЕОТВЕТСТВЕННОСТИ НАРОДА за кровь, пролитую в революции, за измену Господу Богу, Церкви и Родине. Такая проповедь – ложь. Староцерковники признают себя виновными пред Богом, и молятся о том, чтобы Господь послал пророков, которые, как древле в Израиле, не убаюкивали бы людей ссылками на обман правителей, на обстоятельства, а твёрдо говорили бы народу, что спасения ему не будет, пока он не возвратится на путь “Бога отцов своих”. Ищущим “царства Божия и правды Его” прилагается без их усилий “христианское государство”, а ищущим “прочая” – Советы. Если мы вымолим у Господа пророков истины и послушаем их, – получим “отсрочку”; не послушаем – укрепим существующее» .

Помимо преп. Серафима Саровского, свят. Игнатия (Брянчанинова) и прав. Иоанна Кронштадтского, также и преподобный старец Амвросий Оптинский предостерегал: «Если в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова» .

Другой старец, схииеромонах Аристоклий Афонский писал:

«Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше…

Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди…

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго» .

Иеромонах Серафим (Вырицкий):

«Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата. Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла».

Будем помнить об этих пророческих предостережениях, не участвуя в апостасийных процессах «уврачевания ран» красного зверя СССР, восстанавливаемого ныне вчерашними богоборцами под ложным видом имитируемой ими «православной России», и не участвуя в братоубийственном противостоянии между братскими православными народами, разжигаемом антихристианскими силами с обеих сторон – с Востока и Запада. Не может истинный православный христианин «сражаться на стороне одного дьявола против другого, на стороне Вавилона против Египта, или на стороне Египта против Вавилона»

Именно поэтому православные христиане должны воздерживаться от соучастия в этих процессах, несущих на себе печать апостасии: «Отступление попущено Богом, не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, оградись от него сам, и этого с тебя довольно» .

Должно духовно ограждаться от всякого воздействия или участия в апостасийных событиях, не обольщаясь и не поддаваясь ложным сиюминутным политическим страстям и стихиям «мира сего». «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – научал преп. Серафим Саровский. По словам преподобного, это значит «привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное. Так спасались все праведники и наследовали Царствие Небесное, а перед Ним вся слава мира сего как ничто; все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях – там вечная радость и торжество. Для того, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа» .

И главное: как пояснял святитель Тихон Задонский, важно помнить, что «чем более мир приближается к концу, тем больше оскудевает истинная любовь, а с любовью и истинное благочестие умаляется, вместо того лицемерие и ложь умножается» .

P. S.: Примечательно, что не только члены ИПЦ и РПЦЗ, но в последнее время даже и некоторые из последователей МП все больше начинают обращать внимание на пророческие предостережения преп. Серафима Саровского и свят. Игнатия (Брянчанинова). Так, проф. А.Осипов пишет: «Есть пророчество святителя Игнатия (Брянчанинова), которое имеет прямое отношение к России, к нашему народу. Оно звучит так: “Наш народ может и должен стать орудием гения из гениев (антихриста), который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии”. Серьезное предупреждение, чтобы мы не обманулись в том царе, который непременно будет и которого жаждут многие, не понимая процессов, происходящих в жизни нашего общества. Ведь сейчас нам дали полную свободу верить и жить по православному: открыты монастыри, храмы – молитесь и спасайтесь. Но живем ли мы?! Нет, ждем земного царя, забыв, что “Царство Божие внутрь нас есть”» (Cм. >>> ).

Также бывший представитель Миссионерского отдела Томской епархии МП Максим Степаненко, уволенный епархиальным начальством за обличение безнравственности и неверия в постсоветском российском обществе, так пишет о тех, кто в ослеплении превозносит современную РФ и не хочет видеть ее тяжких духовных недугов:

«Америка изначально не была верной женой Христу, ибо основная ее часть – сектанты и еретики. А вот Россия была верной женой Христу 1000 лет, потом его предала и сейчас предает и блудит! В храмах России по воскресеньям меньше 0,5 % населения. Более 90 % женщин и мужчин – убийцы (это об абортах).

Не удивительно, если антихрист воцарится именно в России, и многие, возможно, будут ему кричать: “Осанна!..” Ведь все будут уверены – антихрист воцарится в США или Италии, или в Израиле, но только не во “святой” Руси…

Ради кого придет антихрист? Для прельщения избранных: “Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мк.13:22).

Кто избранные? Православные христиане. Где более всего православных христиан? В России.

Где более всего почитают иконы? В России. Между тем избранные будут искушаться “чудотворной” иконой: “И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ (т.е. икону – примечание МС) зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя” (Откр.13:14-15)?

Где так более всего почитается “Благодатный огонь”? В России. Между тем избранные будут искушаться огнем с небес: “…и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми” (Откр. 13:13).

Где больше всего фарисеев, мнящих себя лучше американских мытарей? В России. Где еще жители страны, погрязшей в безверии, маловерии, убийствах и грехах, гордо называют свое Отчество “святым”? Только в России. Где более всего жаждут царя, считая его обязательным атрибутом “правильного” православного государства? В России.

Только в России пока так много благоприятных условий для пришествия и воцарения антихриста…»

Церковь и общество во времена апостасии

…Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, — положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.

От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями» . Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством — необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее.

По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело — Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.

«Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне — одно лицемерство». Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, — и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, — и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

4-й Ответ преподобного Нифонта.

Том 14, письмо 13.

Реклама

Поделиться ссылкой:

Сегодня наткнулся в одном из жж-блогов на сей документ под названием «Неизвестное пророчество Брянчанинова о антихристе»:
«Собрание писем свт. Игнатия. М.-СПБ. 1995. Письмо № 44
http://www.anb.nnov.ru/letters/letter.php?id=44
Мысли о Наполеоне III
Возлюбеннейший о Господе, Отец Игумен Антоний! Вы очень справедливо говорите, что настоящее мое положение есть самое благопотребное для меня. Я признаю его даром милосердаго Бога, скрывшаго меня в тайне лица Своего от мятежа человеческаго, покрывшаго меня в крове от пререкания язык (Пс. 30, 21). Особенныя милости Божии изливаются во граде ограждения. Для мира это не понятно.
О Наполеоне III многие основательныя люди разсуждают так, как разсуждаете Вы. Но предопределений Промысла Божия о России не изменит Наполеон III, как не изменил их Наполеон I. Св. Отцы Православной Церкви (например, св.Андрей Критский в толковании на Апокалипсис, гл.20) предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество. Это чувствуют и иностранцы. Недавно один английский государственный человек, в собрании, в котором разсуждали, что бы предпринять против Русских, воскликнул: «Оставьте в покое этот народ, над которым особенная рука Судьбы, который после каждого потрясения, способного, по-видимому, погубить его, делается сильнее и сильнее». После Севастопольской катастрофы, стоившей России 250 тысяч народа убитыми, в ней прибыло народонаселения более 6 миллионов. Эти миллионы разместились все дома, между тем как Франция и Англия свои избытки должны постоянно выселять. Бедствия наши должны быть более нравственныя и духовныя. Обуявшая соль предвещает их и ясно обнаруживает, что народ может, и должен, соделаться орудием гения из гениев, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались. Святое Евангелие следующими чертами изображает воззрение Господа на современный ему народ Иудейский: «Видев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержени, яко овцы не имущыя пастыря» (Матф. 9, 36).
Если бы услышали это тогдашние духовники Иудейские, напыщенные ученостию своею и самым отчетливым знанием Закона, самым тщательным преподаванием его народу, что сказали бы они? Клевета, клевета! воскликнули бы они в один голос. Так заставила бы их выразиться слепота их. Если Наполеон вычистит помойную яму, в которую стягивается все лучшее из страны и извергается за границу, и все скверное из-за границы и разсыпается на страну, — не велика беда!
Прошу Ваших Святых молитв, да сосредоточу зрение мое на мертвеце моем. Благословение Божие да почиет над Вами. Ваш покорнейший слуга Епископ Игнатий. 26 октября 1861″
Признаться, сперва, при первом поверхностном прочтении, эта публикация показалась мне очередной фальшивкой — по той причине, что следующий тезис, высказываемый здесь и выделенный мною жирным шрифтом: св. Отцы Православной Церкви… предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество — уже лет двадцать является, как известно, предметом бурных восторгов и обсуждений в среде наших нынешних православных национал-патриотов. На этой теме спекулируют вовсю даже авторы, столь же далекие от православия, как клоун от роли Гамлета. Сам я, признаюсь, в свое время тоже отдал дань оным славянофильским восторгам и только сравнительно недавно раскусил эту порочную, распространившуюся где-то с начала 1990-х годов, практику вбрасывания неизвестными лицами (как безымянными, но очень напористыми, бойцами идеологического фронта из ФСБ, так, видимо, и частными анонимными доброхотами из числа особо пылких патриотов) разнообразных подделок под всевозможные будто бы недавно найденные «духовные завещания» и «пророчества» всевозможных известных из истории лиц, как из числа православных древних и новых святых, так и из числа политических деятелей былых времен (например, совками уже затаскано до неприличия пресловутое «пророчество Сталина», которого он, конечно, никогда не прорекал).
Да, да. Издаваемые сегодня многочисленными православными (и косящими под православные) издательствами книги и брошюры кишмя кишат подобными искусственно сфабрикованными «пророчествами» на самую животрепещущую для всех современных русских людей тему: «что же будет с родиной и с нами?». Как и можно было ожидать, согласно «пророчествам», все будет хорошо! Разве ж может быть иначе? Мы же русские! «Мы русские, с нами Бог!» Вот сей-то радужный оптимизм и настораживает.
Но потом я несколько раз перечитал этот текст, и понял, что погорячился.
Итак, вернемся к приведенному тексту. Вначале, после обычного приветствия и небольшого кусочка лирики, речь идет о французском императоре Наполеоне III-м. Судя по дате — 26 октября 1861 года — это может касаться либо участия Франции в американских делах (в США в это время шла гражданская война, и русский император Александр II-й помогал Северу, тогда как Франция собиралась выступить на стороне Юга), либо военной экспедиции французских войск в Сирию (у России на Ближнем востоке были свои интересы), либо чего-то еще в том же роде. Чего конкретно, из текста письма неясно. Неважно. Автор письма связывает действия француского императора, идущие в разрез с интересами русской внешней политики, с «предопределениями Промысла Божия о России», которых «не изменит Наполеон III, как не изменил их Наполеон I». Далее идет фраза: Св. Отцы Православной Церкви (например, св.Андрей Критский в толковании на Апокалипсис, гл.20), предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество.
Так вот. Дело в том, что у св. Андрея Критского нет никакого толкования на Апокалипсис. Но даже если бы было, там не могло быть ни слова о России, поскольку во времена, когда жил святитель Андрей Критский (ок. 660, Дамаск — 4 июля 740, Эресос, о. Лесбос) никакой России еще не было. Наиболее известное из святоотеческих толкований Апокалипсиса — «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (которого автор письма, видимо, спутал с Андреем Критским, автором знаменитого покаянного канона) никаких сногсшибательных пророчеств о «необыкновенном гражданском развитии и могуществе России» также не содержит и содержать в принципе не может, потому что св. Андрей Кессарийский умер в VII веке, и Россию, по понятной причине, не мог видеть даже во сне.
Однако, поскольку упомянута 20-я глава Апокалипсиса, можно предположить, что автор письма имеет в виду следующие строки оттуда: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.» По некоторым толкованиям, здесь под именем «Гога и Магога» речь идет главным образом о России. Основано это мнение на том, что Гог из Магога, упоминаемый в Ветхом Завете (книга пророка Иезекииля, гл.38), назван там князем Роша, Мешеха и Фувала; а Рош, как можно заметить, созвучно с россом и Россией. Но, насколько я знаю, Гога и Магога истолковывали как Россию в XIX-м веке не св. Отцы Православной Церкви, а протестантские фундаменталисты Европы и Америки. Впрочем, это не значит, что само по себе толкование не верно. Нетрудно заметить, что такое толкование отводит России перед концом света действительно заметную роль на международной арене, но такую, о которой православному христианину вряд ли похвально мечтать.
Далее в письме речь идет о том, что русские — это «обуявшая соль» (то есть соль, потерявшая свою соленость и потому подлежащая выбрасыванию; образ из одной из притч Спасителя в Евангелии), бедствия которой «более нравственные и духовные» (то есть, главная беда русского народа — не его материальные страдания: голод, войны и нищета, а духовное оскудение, упадок религиозности и падение морали), и что вследствие этого именно русские могут и неизбежно должны «соделаться орудием гения из гениев, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии» — то есть орудием антихриста. Что ж, это вполне соответствует известным фактам ХХ века и нынешним общественным и политическим тенденциям. Также вполне соответствует общему духу аскетической проповеди св. Игнатия, считавшего — в середине XIX века — факт апостасии (всеобщего отступления от Бога перед приходом антихриста) уже совершившимся и смотревшего на современное ему русское общества весьма пессимистически. Эту часть письма никакой русапетствующий фальсификатор сочинить точно не мог.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод: либо святитель Игнатий слегка «накосячил» — перепутал Андрея из Кесарии с Андреем с Крита и приписал св. отцам православной церкви мнение протестанстских теологов.
Либо же, вполне возможно, что какой-то малограмотный и скорый на руку фальсификатор из числа нынешних русопетствующих национал-патриотов взял для своей подделки за основу действительное письмо святителя, поняв его по-своему (то есть навыворот), вставил свою «православно-монархическую» отсебятину (якобы предсказанное св. Андреем Критским «необыкновенное гражданское развитие и могущество России»), и пустил в оборот с пропагандистской целью.
Жаль, что из двух версий выбрать одну трудно из-за того, что не предъявлен автограф письма или репринт с прижизненного издания; а нынешним перенабранным в современной послереволюционной орфографии публикациям доверять полностью нельзя по причине, объясненой выше. В любом случае, нетрудно предвидеть, что сие письмо епископа Игнатия (Брянчанинова) к игумену Антонию (Бочкову) из-за содержащейся в нем фразы «св. Отцы Православной Церкви… предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество» непременно будет понято многими превратно, войдет во все недоправославные интернет-хрестоматии и будет цитироваться нашими русскими национал-патриотами в качестве еще одного доказательства «предсказанного святыми» будто бы неотвратимого, причем не иначе, как со дня на день, «возрождения православной монархии».
Кстати, на сайте ПОКАЯНИЕ.RU этот документ, в материале с названием Предсказания о будущем России и восстановлении православной монархии, уже преподнесен в таком вот препарированном виде:
«Святитель Игнатий ( Брянчанинов) 26 октябрь 1861 года написал следующее: «Особенные милости Божии изливаются во граде ограждения. Для мира это не понятно. (…)
Но предопределений промысла Божия о России не изменит (никто) святые отцы православной церкви ( напр ., Св . Андрей Критский ), в толковании на Апокалипсис, ( гл. 20 ) предсказывают России необыкновенное гражданское (государственное) развитие и могущество.
Это чувствуют и иностранцы» (Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. Письмо 11. С. 73 – 74 )»
Как видим, цитата выужена из контекста таким образом, что смысл перевернут с ног на голову. Вот вам современная русская идея во всей своей красе!
_______
Postscriptum: смотри также http://denis-polozhaev.livejournal.com/30647.html

Игнатий брянчанинов пророчества о России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *