Содержание

Происхождение

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы преданий, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Общецерковное восточное предание

Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее:

История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий. Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни. Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких. Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш. Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.

Евсевий Кесарийский приводит в подтверждение два документа-письма, перевёденных им с сирийского и взятых им из архивов Эдессы: просьбу топарха Авгаря и ответ Иисуса. Повествует о переписке Авгаря со Христом Ефрем Сирин. Кроме того, переписка Христа с Авгарем и повествование о том, что послы Авгаря принесли изображение Спасителя из Иерусалима включено армянским историком V века Моисеем Хоренским в книгу «История Армении»: «Это послание принёс Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя (փրկչական պատկերին), которое хранится в городе Эдессе и поныне». Свидетельством посещения Фаддеем Авгаря является Прокопий Кесарийский, повествуя об осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история», он сообщает подробности болезни Авгаря: «дожив до глубокой старости, Авгар подвергся тяжкому недугу подагры». Историк Евагрий Схоластик в своей работе «Истории церкви» рассказывает о чудесном избавлении жителей Эдессы от осады, им нужно было сжечь осадное сооружение, которое возвел Хосров для взятия Эдессы, и у них это не получалось, тогда они прибегли к помощи Спаса Нерукотворного:

Вовсе растерявшись в своих мыслях, они несут Богозданную нерукотворную икону, которую Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть. Принеся эту всесвятую икону в выкопанный ими ров, они окропили её водой и несколько капель бросили в огонь и на дрова. Божественная сила тотчас же явилась на помощь вере их и совершила то, чего прежде они не могли; пламень вдруг охватил дрова и скорее, чем мы рассказываем, обратив их в уголь, перешел к деревьям верхним и пожрал все.

Есть и апокрифические сказания неизвестных лиц об этом событии: Учение Аддая апостола (V—VI вв.) и более поздняя древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века. Кроме того, сохранилось ещё свидетельство Эгерии «Паломничество по святым местам».

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. Историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его изложению, Авгарь богато украсил Нерукотворный образ и поставил его в каменной нише над вратами Эдессы, чтобы всякий входящий в город мог поклониться святому образу. Но спустя некоторое время один из потомков Авгаря, правитель Эдессы, впал в идолопоклонство, тогда, чтобы уберечь образ от безумства язычников, его заложили в нише черепицей (кирпичом) и он был скрыт на долгое время до нашествия персидского войска Хосрова. Во время войны с персами, в одну из ночей, Евлалию, епископу того града эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный. На кирпиче же, заложенном для сохранения (образа), другое изображение, неотличимое от первого, запечатлелось. Так получилось два образа — один на убрусе, а другой на черепице (кирпиче) . В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин. Григорий II, папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых вразумлял василевса остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее:

В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы.

В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Перенесение Нерукотворного образа в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы.

В 944 год войско императора Романа I Лакапина окружило город, в результате осады жители Эдессы в обмен на мир (хрисовул) отдали святой убрус, и Нерукотворный образ был торжественно перенесён в Константинополь:

48. Жители Эдессы, в которой хранится драгоценный образ Христа, доведенные до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и попросили снять осаду, обещая отдать драгоценный образ Христа. В обмен на этот дар они просили вернуть им их узников из числа знатных, а также даровать хрисовул с обещанием, что ромейское войско прекратит опустошать их землю. Так и было сделано. Когда святой образ, или лик Христа, уже подвозили к Константинополю, патрикий и паракимомен Феофан отправился к реке Сангар, где встретил его со сверкающими светильниками, подобающей честью и песнопениями. А пятнадцатого августа Феофан вернулся с ним в город, и царь, пребывавший тогда во Влахернах, преклонил колена перед образом. На следующий день явились к Золотым воротам два царских сына, Стефан и Константин, зять Константин вместе с патриархом Феофилактом. Они с подобающей честью подняли его, доставили к храму святой Софии — впереди пешей процессии двигался весь синклит и несли множество светильников, а после преклонения отнесли во дворец.

Поскольку 15 (28) августа празднуется Успение Богородицы, то ежегодное празднование для Нерукотворного образа было назначено на следующий день — 16 августа, под этим числом день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник под названием «Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа».

Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу на западе некоторые исследователи предположительно считают Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в армянской церкви Св. Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29×40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.

Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 год

Западное средневековое предание

Ганс Мемлинг. Святая Вероника

Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). Отличительная особенность изображений «Плат Вероники» от «Спаса Мокрая Брада» — терновый венец на голове Спасителя, так как оно отпечаталось на платке Вероники во время несения Иисусом Христом креста. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»: 1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло», который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца. Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга «Святая Вероника», очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного.

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Богослужебное празднование в Православной церкви

Полное название праздника в богослужебных книгах Православной Церкви в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя: От Еде́са перенесе́ние в Константи́нь град Нерукотворе́ннаго О́браза Го́спода на́шего Иису́са Христа́, ре́кше свята́го убру́са (греч. Μνήμη τῆς ἐξ Ἐδέσσης ἀνακομιδῆς τῆς ἀχειροποιήτου Εἰκόνος τοῦ Κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, ἤτοι τοῦ Ἁγίου Μανδηλίου), он совершается 16 (29) августа.

В этот же день в Православной церкви совершается также память мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах и болезнях и Феодоровской иконы Божией матери.

По Уставу, праздник в честь Убруса относится к малым праздникам «со славословием», но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы, по этой причине на богослужении обе службы совмещены. Канон праздника написан патриархом Германом. Краегранесие канона: Напеча́танного Твоего́, Спа́се, зре́ние почита́ю (др.-греч. Σῆς ἐκσφράγισμα Σῶτερ ὄψεως σέβω)

Тропарь в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Τὴν ἄχραντον Εἰκόνα σου, προσκυνοῦμεν ἀγαθέ, αἰτούμενοι συγχώρησιν τῶν πταισμάτων ἡμῶν, Χριστὲ ὁ Θεός· βουλήσει γὰρ ηὐδόκησας σαρκί, ἀνελθεῖν ἐν τῷ Σταυρῷ, ἵνα ῥύσῃ οὓς ἔπλασας, ἐκ τῆς δουλείας τοῦ ἐχθροῦ· ὅθεν εὐχαρίστως βοῶμέν σοι· Χαρᾶς ἐπλήρωσας τὰ πάντα, ὁ Σωτὴρ ἡμῶν, παραγενόμενος εἰς τὸ σῶσαι τὸν κόσμον. Пречи́стому Твоему о́бразу покланя́емся Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»

Тропарь Нерукотворному образу Спаса, кроме августовского праздника, употребляется очень широко за богослужением: например, в первую Неделю Великого поста, кроме того, используется в чине Литургии на входных молитвах для целования священнослужителями иконы в иконостасе, также в чине освящения Господской иконы по Требнику, в составе 6-го часа будних дней Великого поста, а в Октоихе — как седален 2-го гласа пятницы.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Первые образцы. Начало русской традиции

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Спас Мокрая Брада. XV век

Изводы

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Различные изображения Спаса

Иконы Спасителя

  • Спас Вседержитель
  • Великий Архиерей
  • Не рыдай Мене, Мати
  • Спас Нерукотворный
  • Спас Эммануил

  • Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

  • Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

  • Мандилион. Jacek Wróbel SJ.

  • Спас Нерукотворный на флаге Пензенской области Российской Федерации

Вятский Спас Нерукотворный

Вятский образ Спаса Нерукотворного в Новоспасском монастыре, XIX век Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова), 2010

В середине XVII века по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году.

Сама икона была оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а другой написали над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими. В 1839 году оригинал иконы был украшен серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список, оставленный в Вятке, хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

Харьковский Спас Нерукотворный

Харьковский Спас (18 век) Основная статья: Спас Обновлённый

Чудотворная икона византийского стиля, атрибутирована XVIII веком, длительное время находилась в Харьковской епархии. Чудесным образом одномоментно обновилась при свидетелях в Борисоглебском монастыре в 1997 году.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Примечания

  1. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/670.html Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа
  2. http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13.
  3. http://www.odinblago.ru/evseviy_pamfil Евсевий Кесарийский. Церковная история. КНИГА ВТОРАЯ, 1
  4. http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017.htm Ефрем Сирин. ТВОРЕНИЯ. Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
  5. http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC ХОРЕНАЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара
  6. Մովսէս Խորենացի, Հայոց Պատմութիւն
  7. http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история» Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2, XII.
  8. http://www.agioskanon.ru/hist-evagriy/004.htm Евагрий Схоластик. История Церкви. КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ, 27.
  9. http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола
  10. 1 2 Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола
  11. http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g04 Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века
  12. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века
  13. http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия (Этерия) «Паломничество по святым местам»
  14. https://books.google.ru/books?id=Z_QUAAAAQAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Patrologia Graeca том 113 страница 439
  15. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=681&pagefile=681-0560 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едеса принесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градех Константинуграду. (перевод прп. Максима грека) Лист 558
  16. http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.
  17. http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах
  18. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k51594s/f487.image Mansi GD, Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio t.12 page 964
  19. http://omolenko.com/istoria/sobory-tom7.htm?p=201#toc10 Деяния Вселенских Соборов. Том 7. Собор Никейский 2-й, Вселенский Седьмой Деяние 5 ,стр.201
  20. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k515954/f101.image Mansi GD, Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio t.13 page 189
  21. http://azbyka.ru/tserkov/ikona/uspenskiy_ikony_pravoslavnoy_tserkvi_04-all.shtml#a4 Л. А. Успенский II. ПЕРВЫЕ ИКОНЫ СПАСИТЕЛЯ И БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  22. http://users.uoa.gr/~nektar/history/tributes/byzantine_historians/joannes_scylitzes_synopsis_historiarum.htm Ιωάννης Σκυλίτζης ΣΥΝΟΨΙΣ ΙΣΤΟΡΙΩΝ, ΡΩΜΑΝΟΣ Ο ΛΑΚΑΠΗΝΟΣ,
  23. Спас Нерукотворный в русской иконе. Авторы-составители Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. М.: Ун-т Дм. Пожарского, 2008, с. 30, 426—429
  24. http://oldru.narod.ru/biblio/feofan7.htm#1 Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. КНИГА VI. Царствование Романа.48.
  25. http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь — Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница
  26. 1 2 НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ (ХЛЫНОВСКИЙ) — ЖЕМЧУЖИНА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
  27. Вятский Спас снова в Спасском соборе
  28. Храм Всемилостивейшего Спаса Архивировано 12 августа 2009 года. на сайте Нижегородской епархии.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Образ уникален своей зеркальной симметричностью, в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

С какими просьбами можно обратиться к «Спасу Нерукотворному»?

Икона способна выручить человека в ряде неприятностей, а именно:

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

Порой задумываешься, как было бы интересно увидеть Спасителя вживую. Что это был за человек, высокий ли он, низкий ли. Как улыбался. Хотя бы просто взглянуть на лицо — такое же оно, как на иконе или нет? Была бы фотография!

Нерукотворный образ Иисуса Христа — как раз та самая фотография, только появившаяся в результате чуда. О нём рассказывает история происхождения этого образа. Поговорим о нём и других похожих христианских реликвиях.

Предание IV века сообщает, что Свой лик Христос отпечатал на полотенце, дабы исцелить царя Авгария от подагры

Историю возникновения реликвии связывают с царём Авгарием V Уккамой (почитается армянской Церковью как святой). Он правил Эдессой. Ныне эта территория принадлежит Турции.

По преданию, царь сильно болел. Один из авторов уточняет, что подагрой. Царь искал, как исцелиться и услышал об Иисусе Христе. С исторической точки зрения это маловероятно, так как при жизни Спасителя почти никто не знал: Он не выделялся из числа иерусалимских проповедников.

Абгар V Уккама — царь, излеченный ликом Христа

Но всё же предание стоит на своём. Царь решил, что ему поможет исцелиться образ Спасителя. Авгарий отправил к Христу своего художника. Тот должен был запечатлеть лицо Мессии и доставить своему повелителю.

Иисус утёрся полотенцем и оставил на нём свой лик.

Однако всё пошло не по плану. Художнику всё время мешал какой-то свет, исходивший от Иисуса Христа. Что бы не предпринимал этот мастер, ему не удалось справиться со своей работой.

Но Спаситель нашёл выход: Он умылся и оттёрся полотенцем (убрусом). Ткань сохранила образ Иисуса Христа. Затем Мессия отправил царю не только свой лик, но и письмо, а также Фаддея — апостола от 70-ти.

Но историк Церкви Евсевий Кесарийский с этой версией не согласен:

Евсевий Кесарийский Историк

«Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких. Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш».

В его версии предания не фигурирует ни художник, ни полотенце. Апостол справился своими силами. Автор даже ссылается на переписку царя и Христа, которую обнаружил в архиве Эдессы.

В любом случае история о нерукотворном Спасе возникает в начале IV века, и с некоторыми вариациями её излагают разные источники.

Дважды лик Христа сотворил чудеса и спас Эдессу от захватчиков

Со Спасом связаны ещё две истории.

Икона помогла сжечь осадное орудие. Эдессу пытались взять захватчики. Единственный способ спастись — сжечь орудие для осады, которое возвели враги. Ни уголь, ни дрова не помогали. Тогда жители окропили икону водой, и несколько капель стекли в ров. Огонь тут же разгорелся и спас город от осады.

Образ перепечатался на камень. Авгарий определил для образа нишу на стене над городскими воротами, но вскоре к власти пришли язычники. Чтобы спасти икону, её заложили камнем. Но однажды, во время войны с персами, епископ Евлалий увидел сон, откуда узнал, где лежит нерукотворный образ Спасителя. Его следовало извлечь, чтобы спасти город. Священник так и сделал, и обнаружил, что на той стороне камня, что прилегала к полотенцу, появился отпечаток лица Спасителя.

Икона оставила свою копию на камне.

Оттуда и две традиции:

  • изображать лик на платке;
  • изображать лик на каменной поверхности.

Спас нерукотворный традиционно располагают над вратами и арками, как на этой мозаике

Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница

В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.

Плат Вероники

По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам. В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке.
Есть две любопытные детали этой истории:

  • «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ)
  • На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.

В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.

  • «Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане

Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви. Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.

Возможно, репродукция Плата Вероники из Ватикана

  • «Лик из Манопелло»

Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.

«Лик из Манопелло»

Туринская Плащаница

Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой. Попытки его воспроизвести вышли спорными. Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии.
Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же. Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.

Туринская Плащаница может быть тем самым спасом нерукотворным

Молитвы и тропари нерукотворному образу Христову

Тропарь нерукотворному образу, , глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак, глас 2

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.

Молитва первая

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас. О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим о́браз Твой Святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа

Кондак 1

Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти: Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели от болезни моя неисцельныя.

Икос 1

«Иисусе, Спасителю мой, — молил смиренно Авгарь князь Едесский, — прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в них же от многих лет стражду.
Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице: Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей Господи, не отвержи мене от лица Твоею и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2

Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал ecu ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровым в Мя Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылал оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Ему же и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще: Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою, Господи мой, Госпо ди, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя. Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя, Господи мои, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне. Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3

Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление; с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповлти на милости Господни и пети Ему: Аллилуйа!

Икос 3

Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Ашаря от мрака гpеxoвного и просветил душу ею светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:
Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю — очисти прежде конца вся моя npeгрешения Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя но милости Твоей в Царство Твое Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою. Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения. Господи Moй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим. Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4

Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко иудеи ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай, со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже сице:
Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным. Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки. Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.
Господи Боже, Спасителю мой, прниди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5

Благословен грядый во имя Господне — воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущяется сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Меня веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий: Господи мой, Господи, призри на мя и просвети очи мои, да не усну в смерть, Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию, Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6

Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз oт лукавых моих деянии, но, яко мытарь, стеня, взываю Ти Боже, очисти мя грешнаю от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в скорби моей, утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам» . Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся: Господи мой, Господи, Прибежите мое в беде и в скорби, не остави мя едина, Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя оот рук ненавидяших мя. Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя. Господи мои, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7

Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем, и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояииях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7

Храм нося и телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти: Господи мои, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя. Господи Боже мой, Твой семь аз, вразуми мя и жива будет душа моя. Господи Боже мои, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя. Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8

Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Тн: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был ecи любовь к падшим человеком, о Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим, «приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:
Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя. Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей. Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений. Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего. Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананея помилуй, помилуй мя по милости Твоей.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9

Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9

Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся: Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей. Господи, Спасителю мой Преблагим, спаси раба Твоего от неверия и беззакония. Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев и сердце моем. Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми. Господи мой, Господи, одеяйся спевом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10

Господи мой, Господи, Милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллнлуна.

Икос 10

Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:
Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего. Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя oт скорби сея. Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое. Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11

Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:
Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих. Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой. Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем Господи мои, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 12

Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою: Ти Аллилуиа.

Икос 12

Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, и скорби и печали сущим «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся: Господи мой, Господи, Милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго. Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настани мя на путь правды. Господи мои, Господи, утешение души моем, утеши мя в печали сущаго. Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою. Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 13

О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в Свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!
О Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения — падшаго человека, взыщи мя погибаюшаю и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи но эапо-ведем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.
О Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаю в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа

Далее читается 1-й икос и 1-й кондак

Молитва

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
• на полотенце (Мандилиона);
• на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
• Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
• Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
• Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
• Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;
• На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.

В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
• обрел зрение мужчина-слепец;
• поддержка в прекращении восстании С. Разина;
• паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
• бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Икона спаса нерукотворного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *