Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя — Бога — в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Читать онлайн «Богословие иконы»

Введение.

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в ее судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, Христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить.

Великое наследие иконы нередко становится предметом превозношения православных над другими христианскими традициями, чей исторический опыт не сохранил в чистоте или отверг икону как элемент культовой практики. Однако зачастую современный православный человек свою апологию иконы не простирает дальше слепой защиты традиции и расплывчатых рассуждений о красоте божественного мира, тем самым оказываясь несостоятельным наследником принадлежащего ему богатства. К тому же низкого художественного качества иконная продукция, заполонившая наши храмы, мало напоминает то, что называется иконой в святоотеческой традиции. Все это свидетельствует о глубоком забвении иконы и ее подлинной ценности. Речь идет не столько об эстетических принципах, они, как известно, изменялись в течение веков и зависели от региональных и национальных традиций, сколько о смысле иконы, поскольку образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. Ведь не случайно победа иконопочитателей над иконоборцами, окончательно утвержденная в 843 году, вошла в историю как праздник Торжества Православия. Концепция иконопочитания стала своего рода апогеем догматического творчества святых отцов. Этим была поставлена точка в догматических спорах, сотрясавших Церковь с IV по IX век.

Что же так ревностно защищали почитатели икон? Отголоски этой борьбы мы можем наблюдать и сегодня в спорах представителей исторических церквей с апологетами молодых христианских течений, воюющих с явными и мнимыми проявлениями идолопоклонства и язычества в христианстве. Открытие иконы вновь в начале XX века заставило взглянуть по-новому на предмет спора как сторонников, так и противников иконопочитания. Богословское осмысление феномена иконы, длящееся по сей день, помогает выявить неведомые ранее глубинные пласты божественного Откровения.

Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку.

Настоящий курс лекций призван ввести слушателей в сложный и многозначный мир иконы, раскрыть ее значение как духовного явления, глубоко укоренного в христианском, библейском мировоззрении, показать неразрывную связь с догматическим и богословским творчеством, литургической жизнью Церкви.

Группа израильских археологов из Университета Хайфы (Haifa University), ведомые Эммой Мааян-Фанар, обнаружили, возможно, самое раннее изображение Иисуса Христа. Древний портрет значительно отличается от современных, более европеизированных изображений.

Развалины церкви расположены в израильской пустыне Негев (Byzantine church in the Negev desert), лик Христа находится почти под самым полуразрушенным куполом.

Крестильня, где и был обнаружен реликтовый рисунок, построена в 350 году. Судя по всему, изображение когда-то было частью большой картины. Возможно, художник изобразил сцену крещения Иисуса.

О своем открытии ученые в журнале Antiquity в статье под названием Christ’s face revealed at Shivta: an Early Byzantine wall painting in the desert of the Holy Land.

Поразительная фреска расположена на стене полуразрушенной церкви в древнем городе Шивта.

Ученые разглядели на чудом сохранившейся росписи — эдакой фреске — Иисуса Христа. Но не такого, какого мы привыкли видеть на более современных иконах — длинноволосого и бородатого. На древней «иконе», возраст которой оценили в 1500 лет, изображен молодой человек с курчавыми волосами и без бороды. Большие глаза, лицо вытянутое, длинный нос — совсем не так, как видят Иисуса более современные художники.

Спасителя давно уже принято изображать иначе.

Археологи уверяют, что на фреске — целая сцена. Похоже, что на ней крещение Иисуса. Якобы рядом находится Иоанн Креститель и еще какая-то фигура, голова которой окружена нимбом.

Напомним, во время раскопок архиепископского замка Сьоборг на острове Элленхольм на юге Швеции археологи нашли венецианский золотой дукат XIV века. Монета была отчеканена во время правления дожа Андреа Дандоло (1343-1354), известного тем, что он перестроил собор Святого Марка.

Как сообщал портал «Знай.ua», место, где Иисус Христос превращал воду в вино, нашли в ходе раскопок в Нижней Галилее, где в Рейне расположен карьер, который давно интересовал специалистов. Группа экспертов обнаружила специальный камень для сосудов, в которые наливали воду и вино, а также несколько тысяч самих сосудов.

Также «Знай.ua» писал, международная группа ученых сделала сенсационное открытие, которое может раскрыть тайны библейской легенды. Исследователи утверждают, что в Турции на вершине горы Арарат сохранились обломки Ноева ковчега.

Иконография иисуса христа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *