Успенский собор

Успенский собор. 1475–1479

Аристотель Фиораванти (Фьораванти) (около 1415 — после 1485) Успенский собор 1475–1479. Вид с востока

Успенский собор Московского Кремля на протяжении нескольких веков был главным кафедральным храмом России, местом поставления предстоятелей Русской православной церкви и их упокоения. В XV–XIX веках здесь проводились все без исключения церемонии вступления на престол российских монархов. С 1917 и по настоящее время собор является музеем. Прекратившиеся в годы советской власти богослужения были возобновлены в 1990-е.

Еще в 1326–1327 при московском князе Иване Калите и митрополите Петре на этом месте был сооружен небольшой белокаменный храм, который в XV веке сменили более грандиозные постройки. Вместо собора, возводившегося в 1472–1474 русскими мастерами Кривцовым и Мышкиным, разрушенного в результате землетрясения, в 1475–1479 итальянцем Аристотелем Фиораванти, приглашенным великим князем Иваном III, было построено существующее здание. Его архитектурный облик определяют как древнерусские черты, так и особенности, присущие итальянскому зодчеству эпохи Возрождения. Пятиглавый собор, построенный в смешанной технике из кирпича и белого камня, отличается цельностью объема и продуманностью композиции, обладает просторным и хорошо освещенным интерьером. Внутреннее убранство храма (стенная роспись, иконы, церковная утварь) и облачения церковнослужителей, исполненные выдающимися мастерами, всегда отличались особой роскошью и великолепием.

Иконостас Успенского собора 1653–1654

Первый иконостас в Успенском соборе появился вскоре после освящения храма в 1481 при участии знаменитого русского иконописца Дионисия. В 1653 по инициативе патриарха Никона создается новый шестнадцатиметровый иконостас. Всего за десять месяцев большой артелью иконописцев (всего около 20 человек) из Ярославля, Костромы и Осташкова, среди которых можно назвать Василия Ильина, Севастьяна Дмитриева, Иосифа Владимирова и братьев Сергеевых, было написано шестьдесят девять икон. Иконостас имеет традиционную пятиярусную структуру и состоит из праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного чинов. В деисусный ряд Никон согласно греческим образцам вводит иконы с изображением двенадцати апостолов вместо различных ликов святых, как это было ранее. В местном ряду помещены многие древние иконы, собранные за долгие годы московскими правителями. Они написаны в разное время и в разных местах: новгородская икона «Спас на престоле» («Спас Златая риза») XI века (сохранилась под поздней записью), храмовая икона «Успение Богоматери» (1479), «Спас Ярое око» (происходит из Успенского собора XIV века) и другие. Здесь же находилась Владимирская икона Божией Матери (XII век, ныне — в собрании Государственной Третьяковской галереи), помещавшаяся в специальном киоте слева от царских врат. Сейчас на этом месте — список с чудотворной иконы, исполненный в 1514.

Стенопись Успенского собора 1642–1643

Успенский собор впервые был полностью расписан в 1513–1515. Однако отдельные композиции, скорее всего, появились раньше этой даты. Сохранившиеся в алтарной части храма фрески датируют концом XV — началом XVI века. На каменной алтарной преграде, в нижнем ярусе иконостаса, можно видеть изображения, по-видимому, созданные после 1481 знаменитым Дионисием и его сподвижниками.

Новая роспись выполнена в 1642–1643 согласно указу царя Михаила Федоровича большой (около ста пятидесяти человек) артелью жалованных и кормовых иконописцев из Москвы и целого ряда русских городов во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Старые изображения были скопированы, роспись по новому левкасу исполнена с сохранением прежней композиции в технике фрески, а потом прописана темперой по сухой штукатурке. Высокий художественный уровень исполнения царского заказа способствовал тому, что роспись Успенского собора послужила образцом для создания подобных циклов во многих храмах и соборах России.

Фресковый цикл Успенского собора — это большая, хорошо продуманная богословская программа. Здесь представлена история человечества, отраженная в Священном Писании. Расположение сюжетов отвечает представлению о храме как модели Вселенной, с разделением пространства на мир дольний и мир горний. Наверху располагаются наиболее значимые изображения: в центральном куполе — Спас Вседержитель, на парусах — четыре евангелиста, на подпружных арках — апостолы, на сводах — самые существенные эпизоды земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.

На четырех круглых опорах помещены фигуры ста тридцати пяти мучеников, почитавшихся как «столпы Церкви». На стенах композиции размещаются ярусами в виде широких, разделенных цветными полосами лент. Здесь представлены богородичные циклы: сцены из Жития Богоматери и Акафиста. В нижней части показаны «Семь вселенских соборов», то есть съезды высших церковных иерархов, проходившие в IV–VII веках, на которых были утверждены главные христианские догматы. Отдельная композиция на западной стене посвящена Страшному суду, который произойдет, по мнению христиан, после второго пришествия Христа.

Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» (на обороте — «Святой Георгий») «Богоматерь Одигитрия»: конец XI — начало XII века — первая треть XIV века; «Святой Георгий»: конец XI — начало XII века Дерево, паволока, левкас; темпера яичная. 174×122

Древнейшая из находящихся в Успенском соборе икон, по-видимому, была привезена из Новгорода Великого во времена Ивана Грозного и начиная с XVI века размещалась в иконостасе этого главного кремлевского собора. Двусторонняя икона помещена в вертикальной витрине у северной стены. На ее главной стороне представлен образ Богородицы Одигитрии. Во время раскрытия в 1995 Георгием Сергеевичем Батхелем этого образа от поздних записей были обнаружены фрагменты живописи, относящиеся к XI–XIX векам. Первоначальный красочный слой сохранился только на шее и руке Младенца. Большая часть иконы была переписана заново в XIV веке греческим иконописцем.

Не исключено, что на рубеже XI–XII веков его соотечественником был выполнен образ воина Георгия, находящийся на обороте иконы. Об этом свидетельствуют широко раскрытые глаза святого и характерная прическа, состоящая из уложенных в несколько рядов крупных завитков волос. Поясное изображение святого мученика помещено на нейтральном золотом фоне, символизирующем «свет неприступный», присущий лишь Богу. В правой руке Георгий сжимает копье, а в левой вложенный в ножны меч, который повернут рукояткой вверх, означая собою крест. Поверх пластинчатого доспеха накинут алый плащ — символ мученичества. До середины 1930-х, когда икону реставрировал Василий Осипович Кириков, это изображение было закрыто густым слоем темно-коричневой краски.

Царское моленное место (Мономахов трон) 1551. Дерево, левкас, золотный атлас; резьба, темпера, позолота, серебрение. 149×184

Напротив иконостаса Успенского собора у круглых столбов располагаются три шатровых сооружения. Это моленные места, на которых во время церковной службы в храме находились патриарх, царь и царица. Белокаменный шатер в центре был сооружен одновременно с постройкой собора в 1479. Он принадлежал вначале митрополитам, а затем, после учреждения патриаршества, патриархам. Деревянное моленное место цариц относится к XVII веку. Наибольший интерес представляет находящееся у южных дверей собора царское моленное место, называемое также «Мономахов трон». Оно было создано в 1551 новгородскими резчиками по заказу Ивана Грозного. В разработке программы украшения этого необычного сооружения мог принимать участие митрополит Макарий, наставник юного царя, при содействии которого было осуществлено первое в России венчание на царство. В основе программы лежит идея о богоустановленности царской власти и ее преемственности от римских и византийских императоров. Фигуры четырех фантастических зверей помещены в основании «Мономахова трона». Его шатер увенчан двуглавым орлом, а на трех стенках в двенадцати рельефах располагаются композиции на сюжет «Сказания о князьях Владимирских», которое повествует о перенесении на Русь при князе Владимире Мономахе из Византии царских регалий.

Дмитрий Сверчков Шатер для хранения священных реликвий 1624. Бронза; литье, чеканка, золочение, серебрение

Бронзовое ажурное сооружение под четырехскатной кровлей было выполнено в 1624 по заказу царя Михаила Федоровича группой мастеров под руководством старосты котельного цеха Дмитрия Сверчкова. Оно предназначалось для хранения христианских реликвий и, в первую очередь, кипарисовой модели Гроба Господня, привезенной из Святой земли. Таким образом, этот шатер имел отдаленное сходство с кувуклией, то есть часовней над Гробом Господним в Иерусалиме. Сюда в 1625 была помещена риза Христова, привезенная из Ирана как подарок от шаха Аббаса I Великого, подчинившего своей власти территорию Грузии. Там эта реликвия, вложенная в крест, хранилась в одном из храмов. В 1913 в шатер поместили раку с мощами замученного интервентами в период Смуты начала XVII века патриарха Гермогена, незадолго до этого канонизированного. Его захоронение не единственное в соборе. Здесь погребены по крайней мере девятнадцать митрополитов и патриархов, живших в XIV–XVII веках, десять из которых причислены к лику святых. Первым в 1326 в еще недостроенном первоначальном храме был похоронен митрополит Петр, последним — патриарх Адриан, в 1700.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Московский кремль

Собор Архангела Михаила

В 1505 г. на месте пришедшего в ветхость храма заложили новый собор, который изначально строился как усыпальница великих московских князей. Собор был возведен всего за три года. Архитектор Алевиз Новый создал торжественный храм, на многие годы ставший для русских зодчих образцом для подражания.

В Архангельском соборе находятся 46 гробниц великих князей Московских и царей, правивших Русью с 1330 по 1696 г., а также гробница императора Петра II, скончавшегося в Москве в 1730 г. В подклете собора покоятся останки великих княгинь и цариц, перенесенные сюда из уничтоженного Вознесенского монастыря, в котором они погребались с ХV В.

Мощи святого благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 г., почивают в алтаре Архангельского собора. Ковчег с мощами князя Черниговского ежегодно 3 октября выносят для поклонения верующим.

В соборе под спудом почивают святые мощи благоверного князя Димитрия Донского. Недавно в подклете Явлены и честные мощи святой благоверной княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии (1407), жены святого князя Димитрия Донского. В соборе также находится рака с мощами благоверного царевича Димитрия Угличского (1591). При обретении нетленных мощей святого царевича в Угличе 28 мая 1606 г. произошло множество исцелений. 3 июня святые мощи поставили в Архангельском соборе, чтобы предать их земле, но на другой день случилось столько исцелений больных, что мощи были оставлены открытыми в соборе. Сейчас раку с его мощами открывают раз в год — на день памяти 28 мая (15 мая по старому стилю), и к мощам можно приложиться.

Икона Божией Матери, именуемая «Благодатное небо», расположена в иконостасе Архангельского собора. Этот чудотворный образ пребывал ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425).

Празднование — 6 марта (по ст. Ст.) и в неделю всех Святых.

Храмовый образ Архангела Михаила с деяниями написан, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Этот образ всегда пользовался особым почитанием, и перед ним теплилось 30 серебряных лампад. Образ был украшен множеством золотых и серебряных привесок, принесенных в благодарность за многочисленные исцеления и чудотворения. В храме соблюдался благочестивый обычай: молящиеся ставили перед этим образом свечу в меру роста тех, о ком они молились.

Собор Успения Божией Матери

Собор построен в 1475-1479 гг. на Соборной пл. по указанию Ивана III и митрополита Геронтия как главный храм Московского государства итальянским архитектором А.Фьораванти и русскими мастерами на месте одноименного одноглавого каменного собора. При разборке старого собора были обретены нетленные мощи святителя Петра, митрополита (почил в 1326 г.).

Патриарший Успенский собор занимает особое место в истории Русской Церкви. Собор называли первопрестольным, и в него свозили древние чтимые святыни со всей Руси. Здесь находилась величайшая святыня России — Владимирская икона Божией Матери. С этим собором связаны величайшие события церковной и общественной жизни Русского государства. Здесь короновались цари, здесь избирали первосвятителей — митрополитов всея Руси, а затем и патриархов.

Чудотворные и чтимые образы

В соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы: чудотворная Петровская икона Божией Матери, образ великомученика Георгия Победоносца, образ Архистратига Михаила, образ Спасителя, именуемый «Спас Златые власы», образ Спасителя «Спас Ярое око».

Самая древняя икона — «Святой Георгий» — находится перед иконостасом. Считается, что она написана новгородским художником в конце ХI — начале XII в. Великомученик Георгий — один из самых почитаемых на Руси святых. Он олицетворяет государственную власть. Святой Георгий родом из Каппадокии (современная Турция). Он служил в гвардии римского императора Диоклетиана. Когда император решил искоренить христианство, Георгий открыто выступил против его намерений. Он не отрекся от веры даже после страшных пыток, затем Георгию отсекли голову. На иконе такими изображен Георгий: смелое решительное волевое лицо, огромные глаза. На оборотной стороне иконы — изображение Богородицы с Младенцем Иисусом.

В нижнем ряду иконостаса одна из самых интересных икон “Спас Яркое Око”, написанная в 1344 г. для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа, пронзительно и строго взирающий на врагов Православия. Менее суров образ Христа на иконе «Спас Оплечный», расположенный в киоте на западной стене собора. Эта икона написана в середине XIV В. Несколько позже здесь появилась икона «Спас Нерукотворный», находящаяся в нижнем ярусе иконостаса слева от царских ворот.

В Константинополе, в церкви Влахернской, где хранилась Риза Богородицы, стояла и икона Божией Матери Влахернская. Обретена она была в Иерусалиме. После падения столицы Византии в 1453 г. она была перенесена на Афон. А спустя 100 лет подарена афонскими иноками царю Алексею Михайловичу. Сейчас она в Успенском соборе.

До революции в Успенском соборе хранилась величайшая из почитаемых святынь — Владимирская икона Божией Матери. Перед ней проходило избрание русских митрополитов и патриархов.

Икона эта, по преданию, была написана самим евангелистом Лукой на доске того стола, за которым в юности Христа Спасителя трапезовали Сам Господь, Ero Пречистая Матерь и Святой Иосиф Обручник. Перенесенная из Византии на Русь, икона пребывала в Киеве, пока князь Андрей Боголюбский в 1155 г. Не вознамерился уйти с ней в ростовские земли. Около города Владимира лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Перечить явленной воле Богоматери не решились, и с тех пор икона находилась во Владимирском Успенском соборе, пока на Русь не нагрянул Тамерлан. В 1395 г., уповая на спасение, москвичи встречали ее на том месте, где позднее был основан Сретенский монастырь. И до самой революции икона пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, являя свои великие чудеса и не раз спасая Россию. В наши дни она оказалась в скромном московском храме Николы в Толмачах.

В канун 2000-летия христианства в сентябре 1999 г, на праздник Сретения Владимирской иконы, святыня была поставлена в домовом Никольском храме Государственной Третьяковской галереи. Владимирская икона заняла подобающее место в храме, в резном деревянном киоте с шатровой сенью.

С нее было сделано огромное количество списков, два из которых тоже находятся в кремлевском Успенском соборе. Один из них, написанный русским художником в начале XV в., расположен на западной стене собора; второй, созданный в начале XVII в., висит в нижнем ярусе иконостаса, слева у царских ворот.

Святые мощи

В северном приделе почивают святые мощи святителя Петра, который в 1325 г. по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря 1326 г. святитель Петр отошел к Богу, и его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. Рядом находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 гг. и защищать ее перед правителями Золотой Орды.

В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 г. И много потрудился для блага русской земли и Церкви Христовой. В 1451 г. великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, охрану столицы доверил святителю Ионе с боярами. Когда напавшие на Москву ногайцы зажгли ее предместье, святитель Иона, защищая Кремль, совершил крестный ход по стенам Кремля — и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461. г. При гробе святителя совершались исцеления.

У северной стены собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы царствования Иоанна Грозного. Святитель Макарий составил великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI В. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 г.

У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп без страха обличал царя Иоанна Грозного и опричников и был приговорен к пожизненному заключению осенью 1568 г., 23 декабря 1569 г. он принял мученическую кончину в Тверском Отроче монастыре: был задушен опричником Малютой Скуратовым. Церковью святитель прославляется как «истинный архиерей и страдалец», «истины поборник», «столп Православия», «Российский светильник».

У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник, он ежедневно совершал литургию. Время его патриаршего служения совпало: со Смутным временем. Когда в июне 1605 г. бунтовская толпа, ожидавшая самозванца, ворвалась в Успенский собор, святой Иов молился пред Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины (19 июня 1607 г.) находился в ссылке в Старицком монастыре.

У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастье внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием, Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной (1612). В тяжкие годы отечественных бедствий молитва народа всегда обращалась к патриарху-герою.

В юго-западном углу Успенского храма почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 г.

Другие святыни собора

В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства — один из тех самых Гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту.

В Успенском соборе он оказался в XVII В. 10 июля (по старому стилю), в день Положения Ризы Господней, в Москве Гвоздь на аналое украшали живыми цветами. Но специального праздника обретения Гвоздя установлено не было. Сегодня Гвоздь — музейный экспонат, так что приложиться к нему нельзя. Постоянно Гвоздь находится в алтаре Успенского собора.

Там же хранится и часть Ризы Богородицы. И ее, в отличие от Гвоздя, выносят для поклонения верующим. Это происходит 15 июля (2 июля по ст. ст.) — на день Ризоположения. В конце XIV В. часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. С Ризой Богоматери связывают избавление Москвы летом 1451 г. от нашествия татар под руководством царевича Мазовши, военные успехи — взятие Астрахани в 1554 г. и победу Бориса Годунова над крымским ханом Казы-Гиреем. Но часть Ризы подарена Успенскому собору князем Василием Голицыным в 1689 г. А судьба части Ризы, принесенной святителем Дионисием, хранившейся в Благовещенском соборе, сейчас неизвестна.

Для сведения: увидеть иконы в кремлевских соборах можно во время экскурсий. Но приложиться к ним и поклониться другим святыням кремлевских соборов могут только участники богослужений. Проводятся они не часто. Вход только по пригласительным билетам. Билеты эти распространяются через отцов благочинных Московской епархии по приходам. Жителям других епархий, представителям организаций необходимо обращаться за билетами в канцелярию Московской Патриархии.

Иконостас успенского собора московского кремля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *