Скит пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на живописном холме в пределах прямой видимости от монастыря Пантократор. С трёх сторон он окружён высокими горными склонами, покрытыми вечной зеленью лесов и кустарников. А с восточной стороны открывается великолепный вид на море.

Основание скита прп. Паисием

Ильинский скит был основан в 1757 году прп. Паисием (Величковским). Паисий Величковский родился на Украине (г. Полтава) в 1722 году в семье соборного протоиерея и был наречен в Святом Крещении Петром. С малого возраста Петр очень полюбил чтение книг, особенно творения Святых Отцов, и с тринадцати лет уже почувствовал стремление к монашеству. По завершении учебы в духовном училище, он в Медведовском Николаевском монастыре принимает постриг в рясофор с именем Платона. Через Киево-Печерскую Лавру и пустынный скит Трейстины (Валахия) он прибывает на святую Афонскую гору и поселяется в келье Кипарис, принадлежащей Пантократору. В 1750 году о. Платон постригается в мантию с именем Паисия.

Читать далее

Затем монах Паисий переходит в келью св. равноапостольного царя Константина, где и принимает священнический сан и становится настоятелем небольшой монашеской общины. Из-за все увеличивающегося числа братии прп. Паисий выпрашивает другую ветхую келью от того же монастыря во имя св. пророка Божия Илии, где с разрешения монастыря Пантократор и благословения святейшего патриарха Серафима основывает скит во имя св. пророка Илии. Немедленно по переселении на новое место о. Паисий начинает постройку церкви, трапезной, братских келий и других построек, при чем сам усердно трудится с братией.Одновременно прп. Паисий вводит в скиту полный порядок по чину Святой Горы, приучая братию скита к труду и молитве, являя пример монашеского послушания. Днем он делал ложки, а ночью переводил богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык. Им переведены такие знаковые книги как Добротолюбие, сочинения Исаака Сирина, Варсонофия Великого, Максима Исповедника, Феодора Студита, Григория Паламы и другие. Кроме того, прп. Паисий исправил переводы Макария Великого, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова и другие. Он оставил множество и собственных творений, весьма душеполезных и поучительных. Вся жизнь его проходила в трудах и бдении. Смирением, кротостью и любовью ко всем прп. Паисий вскоре снискал во всех уважение и многие избрали его своим духовником, в том числе и Святейший патриарх Серафим, живший тогда на покое на Святой Горе.Слава о прп. Паисии вышла далеко за пределы Святой горы и к нему со всех сторон продолжала стекаться братия с просьбой принять их в новоустроенный Ильинский скит. Вскоре в скиту собралось уже более 60 человек, что породило трудности не только с размещением и обеспечением такого количества братии. Посему прп. Паисий решил оставить Святую Гору и переехать в Валахию.

И в 1763 году старец Паисий, забрав с собою 64 человека, переселяется сначала в Драгомирнов, а потом в Нямецкий монастыри (Валахия), где помещается вся братия, к нему собравшаяся. В 1790 году его возводят в сан архимандрита. Отдав всю жизнь на служение церкви, прп. Паисий мирно отошел ко Господу 15 ноября 1794 году и был похоронен в Соборном храме Нямецкого монастыря.

История скита

В Ильинском скиту остались только 17 человек, которые могли прожить своими трудами. Покидая Святую Гору, прп. Паисий предсказал, что со временем в скиту будет другой Паисий, при котором скит устроится и прославится. В конце XVIII — начале XIX века почти все население скита состояло из пришедших на Афон черноморских казаков. Они же и были основными жертвователями.

Настоятелем в скиту после прп. Паисия Величковского был сначала архимандрит Варлаам, затем Хаджи Афанасий, архимандрит Товия. При них скит продолжал увеличиваться и расстраиваться. Рост числа насельников привел к тому, что братия начинает селиться вне скита в небольших домиках-кельях по два-три человека, собираясь в скиту на соборное правило, общую трапезу и в праздники.

Читать далее
В этот период скит не испытывал недостатка в средствах, т. к. казаки не оставляли своих попечений о нем. Подтверждением этому является мраморная доска над дверями собора с надписью: «Сей мраморный помост и порта были устроены старанием Схимонаха Иоанна Чернышева подаяниями же российских ктиторов и благодетелей Войска Черноморского, разных господ честных казаков 1819 г. мая 21 дня».Греческое восстание приводит к тому, что с начала 1820 г. скит опять приходит в запустение. Месть грекам, конечно же, перешла и на русских. Для турок все христиане были одинаковы. В скиту осталось только 8 чел., скрывавшихся от турок.Только в 1830 году начинается новое возрождение Ильинского скита. Расцвет обители этого периода связывают с иеромонахом Аникитой, князем Шахматов-Ширинским, который на свои средства провел реставрационные работы, заложил и построил храм во имя св. Митрофана Воронежского, чудотворца. В 1839 году скит получил от монастыря Пантократор устав, определяющий взаимоотношения между ним и скитским общежитием. А в 1892 году Константинопольский патриарх объявил о появлении нового общежительного скита. Уже значительно позже в ризницу скита были перенесены останки о. Аникиты.

Скит при Паисии II и последующих настоятелях

При настоятеле иеромонахе Паисии Втором (†1871 г.) начались масштабные преобразования в устройстве обители и усовершенствование внутренней жизни скита. Так была вполне закончена и освящена церковь во имя св. Митрофана Воронежского, чудотворца, приведены в порядок монастырские постройки и был построен новый корпус с кельями. В результате восстановления внутреннего порядка, отправления церковной службы и улучшения духовного климата в скиту воцарились согласие и братская любовь.

В 1845 году Ильинская обитель поразила «своей малороссийской опрятностью» Великого Князя Константина Николаевича, который остановился здесь на ночлег. С этого времени ранее малоизвестный скит получил большую известность в России. Это, в сочетании с горячей верой, любовью к Богу, доверием, простотой в отношении к людям и высокими хозяйственными качествами, позволило о. Паисию Второму продолжить расширение и восстановление обители, и за тридцать лет превратить ее в цветущий скит, хорошо известный далеко за пределами Афона. Нельзя забывать, что он, как и многие афонские старцы, был наделен еще и даром предвидения.

Читать далее
При настоятеле архимандрите о. Гаврииле (†1901 г.) в 1900 году состоялась торжественная закладка в г. Одессе нового, огромного по тем временам, собора. В Одессе же было выстроено подворье Ильинского скита и трехпрестольный храм при нем. Отстроены также помещения со всеми удобствами для паломников, едущих из Одессы к святым местам — в Палестину и на Афон. Созданы и расширены подворья скита в г. Константинополе, г. Таганроге и станице Новониколаевке в области Войска Донского.При архимандрите Максиме к 1902 году число монашествующих увеличилось до 400 чел. (по большей части малороссов).

Соборный храм

В начале 1900-х была выстроена больница и закончена постройка нового собора, который считается одним из самых красивых на Афоне. Два его предела посвящены апостолу Андрею и святой Александре. Соборный храм имеет в длину 54 метра, в ширину — 48 м., а высота от пола до главного купола — 36 м. Весь собор сложен из дикого камня, очень прочного, снаружи чеканной работы, а своды выведены из бетона. Собор украшен семью главами, позолоченными, с шариками разных цветов. Над каждой главой возвышается медный крест. Все строение укреплено железными балками и сводами, чтобы предохранить его от возможных землетрясений и разрушения временем. Портик и колонки устроены из местного серого мрамора, а иконостас изготовлен в Москве и состоит из 4 ярусов. Освящение Соборного храма состоялось в июне 1914 года, перед самым началом Первой Мировой войны.

В кафоликоне находится игуменское кресло, подаренное обители последним российским императором Николаем II. Большое впечатление производит резной деревянный позолоченный иконостас и кивоты (говорят, что на их покрытие ушло две тонны золота).

Новейшая история

Начавшаяся война и последовавшая за ней революция в России — это самые печальные страницы из всей истории Ильинского скита: иссяк приток паломников и прекратилось поступление денежных средств. Большие и благоустроенные подворья в Таганроге, Одессе и Новониколаевке были конфискованы и разрушены. И в 1961 г. число братии составляло 10 чел. В XX веке в скиту проживало несколько монахов-зилотов, принадлежащих к Русской Православной Зарубежной Церкви. В 1992 году за отказ поминать Константинопольского патриарха Варфоломея монахи были изгнаны из скита.

Святыни скита

К числу святынь в Ильинском скиту относятся чудотворная Тихвинская икона, заплакавшая в день начала Крымской войны, образ Богородицы «Млекопитательница», частицы пелен Иисуса Христа, мощи многих святых.

Ильинский скит афон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *