Константин Великий

Константин Великий

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н
лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus

Римский император

306 — 337
Предшественник: Констанций Хлор и Галерий
Преемник: Констанций II, Констант и Константин II
Рождение: 27 февраля 272(предположительно)
Нэсс, Мёзия
Смерть: 22 мая 337
Никомедия
Отец: Констанций I Хлор
Мать: Елена
Дети: Константина, Елена, Крисп, Константин II, Констанций II, Констант

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Нэсс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император.

По смерти отца, в 306 году, провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мильвийского моста и над Лицинием в 323 стал единодержавцем римского государства, христианскую религию сделал господствующей, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается рядом христианских церквей как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин). В Православной церкви его память совершается 21 мая (по юлианскому календарю).

Эпоха правления Константина — время подъёма империи и её последнего расцвета.

Борьба за власть

В 285 году император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей. Согласно ей у власти находились не один, а сразу 4 правителя, двое из которых назывались Августами (старшими императорами), а двое других Цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году, августы выбрали себе приемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций, бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан. В 305 году, спустя 20 лет после установлении тетрархии, оба августа подали в отставку, и Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными правителями империи(первый на западе, а второй на востоке). Получив власть, Констанций был уже очень слаб здоровьем, и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, находящегося в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного августа Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом, что не входило в планы императора. Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера. Тайно во время отсутствия Галерия, Константин сбежал из плена и отправился к своему отцу в Британию, который перед смертью успел передать ему власть над западом. Волей — неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но, на самом деле, это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли легионы лично преданные ему, население провинции поддерживало его, благодаря мягкой и справедливой политике его отца. Флавий Север не имел такой прочной основы.

Восстание Максенция

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций, сын отрёкшегося Максимиана пришёл к власти. Константин охотно пошёл на соглашение с ним, пытаясь использовать его для уничтожения Флавия Севера. Пытаясь подавить восстание, Север осадил Рим, но взять его не смог и отступил в хорошо укреплённую Равенну. Максимиан, вернувшийся к власти после провозглашения сына цезарем, пошёл на хитрость. Он убедил Севера, что среди его приближённых против него составлен заговор, и если он сдастся на милость Максимиану, ему сохранят жизнь. Когда Север сдался, его привезли в Рим и заставили покончить с собой. После его гибели сам император Галерий пытался подавить восстание. Он вторгся в Италию, однако ничего не смог сделать неприступным твердынями Рима и Равенны. В 308 году взамен Севера он объявил августом Запада Лициния, который реально контролировал лишь балканские провинции. В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Заговор Максимиана

Максимиан Геркулий

Вскоре Максимиан, не желавший делить власть с сыном, покинул Рим и отправился в Арелат (современный Арль во Франции), к Константину, который приходился ему зятем. В 310 году Максимиан, живший на положении частного лица в Арелате, распустил слухи о его смерти и захватил власть. Но большая часть армии осталась верна Константину, который в этот момент был в походе против франков. Вскоре услышав о восстании он быстро вернулся. Максимиан бежал в Массилию, но местные жители открыли ворота войскам Константина. Император сохранил Максимиану жизнь, однако, потеряв надежду на обладание властью, он покончил с собой. По другой версии он был казнён Константином. После смерти Максимиана его имя было стёрто из всех надписей, а изображения уничтожены.

Война с Максенцием

В 312 году теперь уже Константин, двинул свои войска против Максенция, чья власть к тому времени выродилась в жестокую тиранию. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых он тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. В нескольких сражениях Константин разгромил силы Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рожденья. Наконец, когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, он встретился с противником у Мульвийского моста, но войска того обратились в бегство, а сам он поддавшись страху бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. 28 октября 312 года Константин торжественно вступил в Рим. В честь этой победы в столице была поставлена грандиозная арка Константина.

Арка Константина в Риме

Но в империи оставалось ещё двое августов. Это были Максимин Даза и Лициний — ставленники Галерия (сам он к тому времени уже умер).

Война с Лицинием

В 313 году Максимин Даза был побеждён Лицинием, который присоединил его владения к своим. Таким образом он стал правителем большей части империи включающей в себя всю Азию, Египет и Балканские провинции, Константину же оставались Галлия, Италия, Африка и Испания. В 314 году войска обоих августов встретились. Лициний потерпел поражение и по мирному договору отдавал победителю Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию. Однако спустя 10 лет в 324 году их войска опять сошлись, и в решительном сражение у города Адрианополя во Фракии Константин опять одержал победу. Лициний бежал в хорошо укреплённую Никомедию. Константин предложил ему отречься от власти в обмен на сохранение жизни. Лициний согласился. 18 сентября 324 года Константин был официально объявлен единым правителем империи. Лициния выслали в Фессалоники, где тайно убили.

Правление Константина

Административная политика

Голова статуи Константина. Капитолийский музей.

Став полновластным правителем империи, Константин продолжил политику Диоклетиана по закреплению свободных земледельцев за их землёй, при этом сильно возросли налоги, так как государству нужны были средства на восстановление империи после почти 20 лет гражданских войн, также Константин развил бурную строительную деятельность, что тоже требовало дополнительных затрат. Государство было разделено Константином на 4 округа: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы — диоцезы. Он также учредил государственный совет при императоре — консисторий. При Константине продолжилась дальнейшая варваризация армии.

Религиозная политика

В начале своего правления, Константин, как и все императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Апполона, ему якобы даже было видение бога солнца. Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска буквы РХ, на следующий день Константин увидел в небе видение креста. После победы над Лицинием в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания (см. Миланский эдикт). Сам Константин принял крещение только перед смертью, что не мешало ему вмешиваться в тонкие религиозные споры, как например на Никейском соборе 325 года, он решительно поддержал кафолистов против ариан. Хотя, по некоторым источникам, не очень чётко представлял себе разницу между этими учениями. По всей империи возводились церкви. Подчас для их возведения разбирались старые языческие храмы.

Арианский епископ Евсевий Никомедийский крестил Константина на смертном одре.

Возведение Константинополя

Константин Великий приносит Город в дар Христу. Мозаика над входом в Святую Софию

К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешенего вторжения правитель должен был находится ближе к границам империи. С этой точки зрения расположение столицы было неудобно. Поэтому, начиная с Диоклетиана, императоры распологали свои резиденции в городах более отвечающим стратегичиским целям обороны государства. Такими местами были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилея и Милан в Северной Италии. Константин не был ислючением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. В нём возводятся ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), однако это название вскоре было забыто и уже при жизни импертора город стали называть Константинополем.

Казни Криспа и Фаусты

В начале лета 326 года сын Константина Крисп (Флавий Юлий Крисп), был схвачен и казнён по приказу своего отца-императора. Причины этого не известны до конца. Вероятно это произошло из-за наветов мачехи Криспа Фаусты, пытавшейся расчистить дорогу к трону своим сыновьям, она обвинила Криспа, в том что он пытался её изнасиловать, и подкупила нескольких сенаторов, чтобы они подтвердили это. Но уже через месяц после казни сына, Константин, видимо раскрыв обман жены, велел запереть её в бане, где она задохнулась от жара.

> Болезнь и смерть

Ссылки

  • Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены
  • Собрание материалов о Константине Великом, а также тексты его посланий
Предшественник:
Констанций Хлор
и Галерий
Римский император
306—337
Преемник:
Констанций II,
Констант
и Константин II
Императоры Византии
Династия Константина Константин I Великий • Лициний • Констанций II • Юлиан II Отступник
Вне династий Иовиан • Прокопий
Династия Валентиниана, Династия Феодосия Валентиниан I • Валент II • Феодосий I Великий • Аркадий • Феодосий II • Маркиан
Династия Львов Лев I Макелла • Лев II • Зенон Исаврянин • Василиск • Зенон Исаврянин • Анастасий I
Династия Юстиниана Юстин I • Юстиниан I • Феодора • Юстин II • Тиверий II • Маврикий
Вне династий Фока
Ираклийская династия Ираклий • Ираклеон • Константин III • Констант II • Константин IV • Юстиниан II Ринотмет
Вне династий Леонтий • Тиверий III • Юстиниан II Ринотмет • Филиппик Вардан • Анастасий II • Феодосий III
Исаврийская династия Лев III Исавр • Артавазд • Константин V Копроним • Лев IV Хазар • Константин VI Слепой • Ирина
Вне династий Никифор I • Ставракий • Михаил I Рангави • Лев V Армянин
Аморийская династия Михаил II Травл • Феофил • Михаил III Пьяница
Македонская династия Василий I Македонянин • Константин • Лев VI Мудрый • Александр • Константин VII Багрянородный
Лакапины Роман I Лакапин • Христофор • Стефан • Константин • Роман • Михаил
Македонская династия Роман II • Василий II Болгаробойца • Константин VIII • Никифор II Фока • Иоанн I Цимисхий • Роман III Аргир • Зоя • Феодора • Михаил IV Пафлагон • Михаил V Калафат • Константин IX Мономах
Вне династий Михаил VI Стратиотик • Исаак I Комнин
Дуки Константин X • Роман IV Диоген • Михаил VII • Никифор III Вотаниат
Комнины Алексей I • Иоанн II Красивый • Мануил I Великий • Алексей II • Андроник I
Ангелы Исаак II • Алексей III • Алексей IV • Исаак II • Алексей V Мурзуфл
Императоры Латинской империи Болдуин I Фландрский • Генрих I Фландрский • Пьер де Куртене • Иоланта де Куртене • Роберт де Куртене • Болдуин II
Палеологи Михаил VIII • Андроник II Старший • Михаил IX • Андроник III Младший • Иоанн V
Кантакузины Иоанн VI • Матвей
Палеологи Андроник IV • Мануил II • Иоанн VII • Андроник V • Иоанн VIII • Константин XI (XII) Драгаш
Портал:Византия

Святой равноапостольный царь Константин — История

Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Британией и Галлией) и святой равноапостольной Елены. 18‑летним он был взят императором Диоклетианом в Никомидию, где видел гонения и твердость христиан.

В 306 году, после смерти императора Констанция, Константин вернулся в Галлию и был провозглашен императором. Однажды, перед битвой с тираном Максенцием, Константин узрел знамение: сияющий крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении ему явился Господь и сказал, что этим знамением Константин победит врага. По приказу Константина на всех знаменах были сделаны изображения креста. Одержав победу, Константин торжественно вошел в Рим и на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В 313 году Константин издал Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда стал императором над всей Римской империей, распространил действие эдикта на всю территорию. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать веру. Константин Великий перенес столицу из Рима в Византии (Константинополь), поддерживал Церковь, строил церкви, и вскоре направил свою мать равноапостольную Елену в Иерусалим на поиски Животворящего креста Господня, и в 326 году крест был чудесным образом обретен. В 325 году на I Вселенском соборе, на котором присутствовал Николай Чудотворец, в Никее Константин осудил ересь Ария и предложил внести определение «Единосущный Отцу» в Символ веры, навсегда закрепив истину о Божественности Иисуса Христа.

На иконе равноапостольный царь Константин изображен в ратных доспехах, возносящим в деснице животворящий крест, прилагая левую руку к сердцу.

  • Артикул: 14188
  • Материал: Серебро 925, золочение
  • Высота: 44 мм.
  • Ширина: 18 мм.

Святой равноапостольный царь Константин — римский император 4 века н.э. Во времена своего правления Святой превратил разрозненную державу в великую и могущественную христианскую империю, где после трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. Это изделие из коллекции «Святых воинов» выполнено в виде ратного щита с орудиями Страстей Господних на оборотной стороне. $ 225

  • Артикул: 44188
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 44 мм.
  • Ширина: 18 мм.

Святой равноапостольный царь Константин — римский император 4 века н.э. Во времена своего правления Святой превратил разрозненную державу в великую и могущественную христианскую империю, где после трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. Это изделие из коллекции «Святых воинов» выполнено в виде ратного щита с орудиями Страстей Господних на оборотной стороне. $ 1 500

Икона «Константин Великий»

Икона Константина Великого представлена на нашем сайте.

Император Константин Великий был сыном римского царя Констанция Хлора, правящего западной частью Галлией и Британией. Его мать была равноапостольная святая Елена. Император Диоклетиан взял Константина Великого в качестве заложника во дворец Никомидии. В 306 году, когда Диоклетиан отказался от своей империи Константин вернулся домой. Его отец Констанций тогда уже умер, и Константин принял бразды правления.

Именно мать расположила Константина к принятию христианства. Хоть его отец и был язычником, но он покровительствовал христианам и говорил, что они честные граждане и верные слуги. Еще в то время, когда Константин служил при дворе Диоклетиана, он удостоверился в честности и преданности долгу христиан, которые тогда служили императору. Затем на христиан начались гонения, и Константин видел, что истинные христиане ни перед чем не предавали своей веры.

Щедрый, деятельный, воинственный, проницательный Константин был избран Промыслом Божиим для совершения в его империи и во всем мире величайшего переворота.
ЗА время своего царствования великий Константин боролся с тремя врагами, после чего склонился к принятию христианской веры.
В 308 году, будучи еще язычником, Константин победил в войне с императором Максимианом Геркулом. В благодарность он отнес в храм Апполона щедрые дары языческому божеству. Этим поступком он проявлял свою набожность, и свои победы он относил к помощи свыше.

В 312 году началась война с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Незадолго до очередной и решительной битвы Константин увидел на небе крест и надпись – НИКА, которая означала с греческого – этим побеждай. Ночью же ему явился Господь и сказал, что с этим знамением Константин победит врага. Наутро по приказу Константина на всех знамениях были сделаны изображения креста. После победы Константин вошел в Рим и приказал сделать статую с крестом в руке и поставить ее на площади. На статуе должны были сделать надпись – «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». Великий Константин и его зять Ликиний издали указ о том, что каждый желающий принять христианство может это делать без боязни. Второй манифест был написан в 313 году. В нем было сказано, что христианам должны вернуть все отнятое во время гонений имущество и места для богослужений.

Со временем дружба между Константином и Ликинием переросла в борьбу из-за покровительства Константином христиан. В битве Господь даровал победу Константину. После смерти Ликиния Константин стал единодержавным императором, и восторжествовало христианство.

Святой Константин Великий сделал много добра во благо Церкви, за что его назвали равноапостольным. Мученик Константин Великий, икона которого отображает лик святого человека, помог христианскому народу.

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

Константин Великий. Голова статуи. Римский Капитолийский музей.

Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (+ 337), святой равноапостольный, император Римский (306-337)

Память 21 мая

Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе (322 г.) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: «Сердика — мой Рим.» Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи . Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, — уже самой Фаусты, показывает его с другой стороны.

Равноап. царь Константин. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе, конец X века.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая 337 года.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомидии, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 году к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина — Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока в 350 году не остался один император, Констанций II.

352. Смуты после Диоклетиана

По истечении двадцати лет с утверждения своего во власти (305) Диоклетиан отрекся от престола и удалился в частную жизнь, построив себе дворец на далматинском берегу Адриатического моря (около г. Салоны). То же самое сделал по его настоянию другой «август», Максимиан. После этого оба их соправители, Галерий и Констанций, сделались «августами» и назначили в помощь себе двух новых «цезарей». Таким образом, порядок, придуманный Диоклетианом для обеспечения правильной преемственности власти, вошел в силу, но это был первый и последний случай применения нового порядка. Вскоре (306) умер Констанций, и ему в его части наследовал сын его Константин, провозглашенный цезарем подчиненными Констанцию солдатами, а римские преторианцы провозгласили цезарем Максенция, сына бывшего императора Максимиана, да и последний сам вдруг снова объявил себя императором. Начались новые смуты и междоусобия, во время которых Константин в союзе с одним из новых цезарей, Лицинием, победил Максениия и разделил с ним власть над империей, причем помощниками себе они назначили собственных сыновей. Согласие между обоими «августами» продолжалось только десять лет (313–323), и когда в новом междоусобии Лициний был побежден Константином, последний сделался единодержавным государем Римской империи.

Голова Константина Великого из Капитолийского музея, Рим

353. Константин Великий и торжество христианства

Константин Великий (с 306 г. «цезарь», в 313–323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) принадлежит к числу самых замечательных по значению своему личностей древней истории. По тому влиянию, которое он оказал на судьбы мира, его можно поставить рядом с Александром Македонским, открывшим эллинизму дорогу на Восток, и с Цезарем, истинным основателем империи в Риме. Историческое значение Константина заключается в том, что он доставил христианству победу в Римской империи и тем положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Как умный правитель и искусный политик, он видел, кроме того, что христиане вовсе не заговорщики и не бунтовщики и что, наоборот, в них можно будет найти самую надежную опору порядка. Готовясь к войне с Максенцием и зная, что в его собственном войске много христиан, он разрешил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени. (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью: «сим победиши»). Это был разрыв с язычеством. При Мульвийском мосте (недалеко от Рима, к северу) Константин одержал над Максенцием победу и сделался господином Рима и Италии (312), а в 313 г. вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, дававший всем жителям империи свободу следовать своему религиозному убеждению. Этим эдиктом христианство уравнивалось в правах с римской государственной религией. Лициний вполне разделял такую точку зрения, и когда ему пришлось вступить в борьбу с «цезарем» Азии (Максимином Дазою), в его войске перед битвою возносилась Богу молитва, составленная в таких выражениях, что слова её одинаково могли повторять и христиане, и язычники.

Константин Великий. Видеофильм

Однако, в эпоху двоевластия Константин и Лициний мало-помалу разошлись между собою в своих отношениях к христианству. В то время, как первый все более и более начинал предпочитать христианство, второй, наоборот, стал поощрять старую языческую партию. Это сеяло раздор между обоими правителями империи, тем более, что они ссорились, кроме того, и по другим поводам. Дело кончилось вооруженным столкновением, и победа Константина над Лицинием была одновременно и восстановлением отмененного Диоклетианом единства императорской власти, и торжеством христианской партии над языческою.

Большим поражением для государственной религии Рима было и то, что глава её, император, не стал жить в её старом центре, Риме, рядом с храмами капитолийских богов. Уже Диоклетиан оставил Рим, где сильны были предания прежнего государственного устройства, а у Константина, разрывавшего с язычеством, явилось и новое побуждение не жить в Риме, как средоточии язычества. Для своей столицы, или «Нового Рима» он выбрал старую греческую колонию, Византию, на европейском берегу Босфора, которая стала теперь называться Константинополем (т.е. городом Константина) . Место было выбрано весьма удачно, на важном торговом пути, вблизи от стран греческой культуры и богатого Востока, в непосредственном соседстве с северными областями Балканского полуострова, храброе население которых поставляло в императорские войска хороших воинов, Наконец, на одинаковом расстоянии и от северных, и от восточных границ государства, требовавших защиты. Перенесение столицы (326) из языческого старого Рима в новый Рим, который скоро сделался одним из важнейших центров христианства, было тоже одним из фактов всемирно‑исторической важности.

История Византийской Империи (документальный фильм)

354. Церковная политика Константина Великого

Константин Великий не провозгласил еще христианство государственной религией империи. Не запрещая языческих культов, император ограничился лишь отменою официальных языческих жертвоприношений и искоренением обрядов, с которыми были соединены разгул и непристойности. Видя, какую силу представляет собою церковная организация христиан и какая дисциплина существует среди её членов, он отдавал христианам предпочтение при назначении на государственные должности и одарил клир разными привилегиями. Благодаря этому, все внутреннее устройство вселенской церкви, её иерархия (священноначалие), взаимные отношения клира и мирян, церковные законы и обычаи были признаны государством и получили юридическую силу. В качестве покровителя церкви Константин, сам, впрочем, принявший крещение только перед смертью, любил называть себя внешним епископом.

Ему пришлось вмешаться и в несогласия, происходившие в то время в церкви. Еще в первые века христианства нередко возникали взгляды, несогласные с учением церкви (православием) и известные под общим названием ересей. В начале IV в. александрийский священник Арий стал отрицать троичность Божества и божественность Иисуса Христа, признавая Сына Божия только первым и совершеннейшим творением Божиим. По этому случаю в Никее (в Малой Азии, недалеко от Мраморного моря) в 325 г. был созван Константином Первый Вселенский собор, на котором император просил присутствующих придти к общему соглашению, которое стало бы обязательным для всех верующих. Собор осудил Ария и его последователей, и тогда в борьбу с ними вступил и сам император, начав действовать против них средствами светской власти (изгнаниями и отобранием имуществ). Ариане, с своей стороны, стали хлопотать о том, чтобы склонить императорскую власть в пользу своего учения. В этом направлении они начали действовать еще при Константине, а когда он умер, разделив управление империей между тремя сыновьями (Константином II, Констанцием и Константом), то средний из них, Констанций (управлявший сначала одной Азией и Египтом, потом всей империей) принял сторону ариан и даже стал преследовать православных. Так началось вмешательство светской власти во внутренние дела церкви, наносившее ущерб её прежней самостоятельности. Церковь в лице наиболее энергичных своих представителей умела, однако, давать отпор еретическим императорам.

Император Константин великий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *