ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ

Свт. Иоанн Шанхайский

Иоанн (Максимович) (1896-1966), архиепископ Сан-Фрацисский и Западно-Американский, Шанхайский, святитель, чудотворец

Память в субботу ближайшую к 19 июня (РПЦЗ), 19 июня в день преставления, 29 сентября в день обретения мощей (РПЦЗ), а также в Соборе Полтавских святых (Укр.)

В миру Максимович Михаил Борисович, родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречён Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. Происходил он из дворянской семьи Максимовичей, среди предков его был просветитель Сибири святитель Иоанн Тобольский. Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитали сына в благочестии, возгревая в нём стремлении стоять за истину и горячую любовь к отечеству.

Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить как они. И в детских играх выразились его стремления — игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости — в монастыри. Святогорский монастырь, стоявший недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Святая и праведная жизнь ребёнка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.

Михаил думал посвятить свою жизнь служению родине, вступив либо в военную, либо в гражданскую службу. Вначале он он поступил в Петровский Полтавский Кадетский корпус, который окончил в 1914 году. Затем учился на юридическом факультете Харьковского Императорского университета, который окончил в 1918 году. Учился он превосходно, хотя часть своего времени уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нём стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим. В годы учения на него особенно сильное влияние оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), ставший его духовным наставником, и Михаил начал всё более углубляться в изучение духовной жизни. В конце концов, как он вспоминал, местный монастырь и храм стали ему ближе, чем любые светские заведения.

Трагедия 1917-1918 годов окончательно убедила его в слабости человеческой, в непрочности всего земного. Сохраняя всю жизнь пламенный патриотизм, ставший в нём верой в возрождение Святой Руси, он решил отречься от мира и всего себя посвятить служению Богу. Во время гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована в Югославию, где Михаил поступил в университет на богословский факультет в Белграде, который окончил в 1925 году. Для того, чтобы прокормить семью, оказавшуюся в бедности, Михаилу приходилось продавать газеты. Но его духовный наставник, владыка Антоний, также оказался за границей, и Михаил продолжал окормляться у него.

Иеромонах Иоанн (Максимович). Фотография 11.V.1934.

Монашество

В 1926 году Михаил был пострижен в монашество с именем в честь своего предка святителя Иоанна Тобольского. Постриг был совершён митрополитом Антонием в Мильковой обители. Далее тем же владыкой он был рукоположен во иеродиакона, а на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы рукоположен во иеромонаха епископом Гавриилом Челябинским. Со дня своего иноческого пострига отец Иоанн больше никогда не спал лёжа на постели — если засыпал, то на кресле или на коленях под иконами. Он постоянно пребывал в молитве, вкушал пищу раз в день и ежедневно служил Божественную литургию.

Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству — с 1929 года он преподаёт и является воспитателем в духовной семинарии города Битоля. Уже в то время святитель Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Отец Иоанн быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами и сам относился к ним как любящй отец — по ночам он ходил по общежитию и осенял спящих крестным знамением.

В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.

Владыка Шанхайский

Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. Желая уклониться от такого высокого звания, он стал ссылаться на своё косноязычие, но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

В мае 1934 года иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинского, и отбыл ко своей пастве. Это была последняя хиротония, совершённая митрополитом Антонием (Храповицким). В письме епископу Хайларскому Димитрию владыка Антоний так писал об отце Иоанне: «Как мою душу, как моё сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек, почти ребёнок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Новый епископ прибыл на свою кафедру в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и с удвоенной ревностью продолжил здесь своё пастырское и подвижническое делание. Здесь он сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. Обладая неиссякаемой энергией, в Шанхае владыка Иоанн был вдохновителем множества начинаний, принимал самое живое участие во многих общественных делах русской общины. Тут он довершил возведение нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», возвёл величественную Свято-Николаевскую церковь — «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II и Его Августейшей Семье», основал дом для престарелых и детский приют в честь святого Тихона Задонского. Приют владыка населил брошенными детьми, которых сам бесстрашно собирал с улиц и из трущоб Шанхая. Вначале в приюте проживало восемь сирот, с годами он стал давать убежище сотням, а в общей сложности через него прошло 1500 детей. Дети, несмотря на обычную строгость владыки, были ему абсолютно преданы, а сам святитель подвизался за них перед Господом. Так, когда во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей, владыка молился всю ночь, а утром — звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта.

Свт. Иоанн (Максимович). Фото

Как и прежде, святитель укреплялся и просвещал паству ежедневным совершением Божественной Литургии. Владыка был очень строг в алтаре, требовал точного знания правил и следования им, запрещал любые разговоры во время службы и очень часто оставался в храме долгое время после богослужения. Затем он ежедневно посещал больных, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадёжно больных по молитвам святителя Иоанна, его негаданных явлений в самый нужный момент. Посещал святитель и заключённых в тюрьмах, и душевнобольных и одержимых в госпитале для умалишённых. И везде он благовествовал и проповедовал, пробуждая совесть одних и согревая сердца других.

Строжайшая аскетическая жизнь владыки выражалась не только в постничестве (он принимал пищу лишь раз в день, а в посты питался лишь просфорой) и лишении себя сна. Чтобы избежать мирской славы и внимания, владыка усвоил черты юродства, в котором ещё ярче просиял его подвиг. Так, святитель Иоанн всюду ходил или босиком, или в одних сандалиях, даже зимой. Свою рясу он донашивал до такой ветхости, что та была похожа больше на одежду нищего. По утверждению некоторых, косноязычие владыки объяснялось тем что он настолько истощал себя, что от слабости его нижняя челюсть отвисала и не давала говорить ясно. Однако, как рассказывал бывший прислужник владыки тех лет, принявшийся было подражать тому в постном подвиге и встревоживший этим родителей, святитель, узнав об этом, приказал ему съесть колбасы в Великий Пост и всегда помнить, что послушание родителям важнее самовольных подвигов.

Между Московской Патриархией и Зарубежной Церковью

Во время японской оккупации военного времени владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями. В этот период сообщение с Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви прервалось, и Дальне-Восточный митрополичий округ оказался в условиях вынужденного самоуправления. После того как архиереи Харбинской епархии и владыка Нестор (Анисимов) в 1945 году признали своим кириархом патриарха Московского и всея Руси Алексия, владыка Иоанн был также склонен последовать за ними, «так как — по его словам, — в законности признанного, как своей Поместной, так и всеми другими Поместными Церквами Патриарха сомнений не имеется». Однако когда владыка Иоанн узнал о продолжении деятельности митрополита Анастасия, он счёл себя обязанным оставаться, как и прежде, в повиновении первоиерарха Зарубежной Церкви. Оказавшись единственным дальневосточным архиереем в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, решением Мюнхенского Архиерейского Собора от 10 мая 1946 года он был назначен самостоятельным владыкой и возведён в достоинство архепископа. Последователи Зарубежной Церкви в Китае сплотились вокруг него .

Исход из Китая

Свт. Иоанн (Максимович). Икона из Ирландии.

С приходом к власти в Китае коммунистов русские, не принявшие советское гражданство, были снова обречены на исход. Большинство Шанхайской паствы владыки ушло на Филиппины — в 1949 году на Филиппинском острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошёл остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своём страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские не только выжили на острове, но и смогли покинуть его благодаря святителю, который сам ездил в Вашингтон и добился, чтобы в американские законы были внесены поправки и бо́льшая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебралась в США, а остальные — в Австралию.

Архиепископ Западной Европы

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен окормлять паству Русской Православной Церкви Зарубежом в Западной Европе и Африке с титулом «Брюссельский и Западноевропейский» и с кафедрой в Париже. Владыка оставался тем аскетом, строгим архиереем, жертвенным пастырем и духоносным молитвенником, каким был на Шанхайской кафедре, и в истосковавшейся по истинной святости Западной Европе ярко проявилась тяга множества инославных к сосуду Божьей благодати.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Икона из храма во имя всех святых в земле Российской просиявших, Париж.

Здесь владыка стал восстанавливать память и почитание древних православных святых Запада и привёл в лоно Церкви многих новообращённых из местных народов, присоединив к Зарубежной Церкви много французских и голландских приходов. Слава о нём распространялась среди всего населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Жан Босой». В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что когда он молился, Бог был милостив. Так, в парижском госпитале лежала одна православная, стеснявшаяся перед соседками по палате прибытия к ней оборванного и босого епископа. Но когда тот преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живёт в Версале, и когда её дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Архипастырь Сан-Францисский

В 1962 году в связи с трудностями с постройкой нового собора в Сан-Франциско святитель Иоанн, по просьбе тысяч бывших шанхайских пасомых владыки ныне проживавших там, был назначен на Западно-Американскую кафедру. В это время давний друг владыки, архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушёл на покой, в его отсутствие сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. Немало скорбей перенёс здесь святой, был даже принуждён появиться в гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в недочётах приходского совета. Но любовью и долготерпением святитель довёл дело до конца, и в 1964 году собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» был возведён. И в последние годы земной жизни, несмотря на вражду, святой продолжал творить чудеса своими неусыпными молитвами.

Кончина и почитание

Мощи свт. Иоанна Шанхайского в Сан-Францисском Радосте-Скорбященском соборе

По нескольким свидетельствам, владыка Иоанн предвидел время и место своей кончины.

Скончался 2 июля 1966 года, в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года. Он отслужил Божественную Литургию и оставался в алтаре наедине с иконой ещё часа три; затем, навестив с чудотворным образом духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Прислужники усадили Владыку в кресло и увидели, что он уже отходит.

Скорбь переполнила сердца многих людей во всём мире, любивших великого архипастыря. Голландский православный священник с сокрушённым сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чём ты молишься, получишь»».

Шесть дней лежал владыка в гробу, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось, а рука его оставалась мягкой. Отпевание возглавил митрополит Филарет (Вознесенский). На погребальной службе и множество собравшихся, и сами совершавшие службу епископы не могли сдерживать рыданий. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали: казалось, будто они присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретённого святого.

Святитель был погребён в усыпальнице под выстроенным им собором. Вскоре здесь стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало множеством свидетельств, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

В 1994 году специальная комиссия по прославлению владыки обнаружила его мощи нетленными, и 2 июля 1994 года Русская Православная Церковь Заграницей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца к лику святых. Его общецерковное прославление в Русской Православной Церкви совершилось решением Архиерейского Собора от 24 июня 2008 года.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́,/ се́ проо́браз и моли́тв твои́х за ве́сь ми́р при́сно возноси́мых;/ та́ко ве́руем, позна́в любо́вь твою́,/ святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне!/ Ве́сь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречис’тых та́ин,/ и́миже при́сно укрепля́ем,/ поспеша́л еси́ ко стра́ждущим,/ цели́телю отраднейший.// Поспеши́ и на по́мощь на́м, все́м се́рдцем чту́щим тя́.

Ин тропарь, глас 1

Святи́тельства да́р преумно́жил еси́,/ сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́,/ клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля./ Сего́ ра́ди Христо́с тя́ просла́ви чудесы́,/ и́хже оби́льно излива́еши на все́х с ве́рою притека́ющих к тебе́:/ и ны́не спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.

Кондак, глас 4

Христу́ Пастыренача́льнику после́довав,/ во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́,/ спа́сл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных,/ приста́нище ми́рное те́м учреди́в,/ и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я,/ врачева́л еси́ и́х недуги душе́вныя же и теле́сныя,/ и ны́не о на́с к твои́м честны́м моще́м припа́дающих,/ моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне,// в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.

>Сочинения

  • Собрание сочинений:

> Видео

«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»

Гость портала Православие.Ру – протоиерей Петр Перекрестов, ключарь собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, автор множества публикаций о святителе Иоанне Шанхайском.

Мои родители Александр Иванович и Лидия Петровна Перекрестовы с монахинией Иулианией (Денисовой) из Минска в Монреале, 2016 год

Странствия на чужбине

Со стороны отца мои дед, и прадед, и прапрадед – все были либо военными, либо юристами. Прадед жил в Ахтырке и поддерживал крестные ходы с иконой Ахтырской Божией Матери. Дед воевал в Белой армии, покидал Россию через Крым. Папа уже родился в Югославии, в Загребе, учился в русском кадетском корпусе. Бабушка была словенка, они жили на границе с Австрией, и папа знал немецкий язык.

Потом Тито поссорился со Сталиным и решил избавиться от русских. Тех, кто симпатизировал коммунистам, отправил в СССР, а белых эмигрантов – на Запад, в другие европейские страны. Такие вот гонения и скитания выпали на долю моих родных. Папа оказался в Триполи, в Италии. После Второй мировой войны в Европе кругом была разруха. Папа уехал в Канаду, окончил университет, стал гидрологом, делал расчеты для строительства дамб.

Мама родилась в СССР, казачка. Она всегда была верующим человеком, но ребенком прятала крестик – её детство пришлось на сталинские годы. Её отца забрали в Красную армию, и он пропал без вести в самом начале Великой Отечественной войны. Много лет спустя мы его отпели…

Тринадцатилетняя мама с бабушкой и тетей были угнаны немцами в Австрию на принудительные работы. После войны оказались в лагере для беженцев, смогли переехать в Канаду, где моя мама и познакомилась с папой. Так мы с братом и родились в Канаде, в Монреале. Мой брат сейчас игумен, служит в приходском храме.

Я учился в семинарии в Джорданвилле. Папа сначала не очень одобрял мое поступление в семинарию, но с годами стал радоваться, что сын служит в соборе, сохраняет русский язык, потому что папа очень любил Россию. И папа стал старостой в маленьком храме, где они с мамой жили.

Протоиерей Петр Перекрестов

Какая воля Божия о нас?

Когда мы с матушкой были еще совсем молодыми, мы жили в Торонто, я был диаконом и чертежником, служил по выходным, а матушка организовала молодежный хор. Гостями на свадьбе были два моих друга из Сан-Франциско, а там, в соборе в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», как раз в 1979-м году умер один из священников, протоиерей Николай Домбровский. И наши друзья сказали владыке Антонию, что знают молодую семейную пару, имея в виду нас с матушкой.

Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев) (1908–2000) навел о нас справки у владыки Лавра (1928–2008), тот дал мне хорошую рекомендацию, и вот архиепископ Антоний позвонил мне и предложил переехать в Сан-Франциско. Тогда ещё владыка Иоанн Шанхайский не был прославлен в лике святых, он покоился в усыпальнице под храмом, это сейчас он – в раке в самом соборе.

И мы с матушкой Еленой, молодые, глупые, делали списки и сравнивали приходы: есть ли там школа, хор, какой там климат, какое образование смогут там получить наши будущие дети… Понимаете? Мы не думали: какая воля Божия о нас? Пытались своими человеческими расчетами все предусмотреть – и писали колонки, ставили галочки, рейтинг приходов, можно сказать, составляли…

Архиепископ Антоний (Медведев)

Владыка Антоний молился так, словно стоял перед Богом

После Пасхи, в 1980-м году, мы приехали в Сан-Франциско, так сказать, на разведку. А я здесь уже бывал раньше со своим духовным отцом, архимандритом Киприаном (Пыжовым), и был склонен решиться на переезд: большой собор, активный приход. Матушку мою величина собора меньше интересовала…

В канун нашего отъезда из Сан-Франциско правящий архиерей Антоний принимал нас у себя в гостях, чтобы поговорить уже конкретно о нашем переводе сюда. Двери его квартирки всегда были открыты – к нему можно было прийти в любое время. Он жил один, у него не было ни машины, ни секретаря, ни келейника – он был схимник, настоящий монах.

Владыка нас усадил, стал готовить и сам подавать нам еду, матушка хотела помочь, он ответил:

– Сидите, сидите, я сам…

Потом сказал:

– Помолимся.

Угостил нас ужином. И все. После ужина мы вышли на улицу, и я спросил у матушки:

– Ну, как? Какое решение мы примем?

И она ответила:

– Я впервые в жизни видела, чтобы архиерей так разговаривал с Богом. Он молился, словно стоял перед Господом. С таким архиереем можно в любом месте служить!

Русскость – это не гражданство, это состояние

Русскость – это не гражданство, это состояние

Владыка Антоний был высокодуховным человеком, я помню его очень хорошо, помню даже его слова, его движения. Такие люди были уникальным явлением РПЦЗ – люди, сохранившие дух Святой Руси, её язык, духовные традиции, которые они передавали из поколения в поколение.

Русскость – это не гражданство, это состояние. Можно родиться в Москве, окончить МГУ, но не быть русским по духу.

Через три года исполнится сто лет Русской Православной Церкви Заграницей, и удивительно, что через столько поколений передается дух русскости на чужой земле. Есть какой-то костяк старых эмигрантов, чьи внуки и правнуки хранят русскую культуру и православную веру.

Кафедральный собор Всех скорбящих Радость в Сан-Франциско

Насколько мы хороши как родители-христиане,
будет понятно, когда мы увидим, какими воспитываются наши внуки

Я иногда встречаю статьи кого-то из молодых клириков, молоденьких матушек, и с удивлением вижу их многочисленные советы о том, как быть счастливыми в семейной жизни, как правильно воспитывать детей. Думаю, что для того, чтобы раздавать такие советы, нужно прожить жизнь и увидеть результаты собственного брака и воспитания собственных детей, не тогда, когда они еще маленькие или юные, а тогда, когда они будут воспитывать ваших внуков.

Интересно, что в чине венчания есть такие слова: «И да узрят сыны сынов своих, яко новосаждения масличная окрест трапезы их…». Смысл этих слов: мы желаем новобрачным увидеть своих многочисленных внуков вокруг своего стола.

Я раньше думал: почему только внуков, а не правнуков? Мне кажется, причина в том, что Господь дает нам силы для наших детей и внуков, но для правнуков этих сил уже может и не хватить. Если человек доживает до правнуков – большей частью его взоры направлены уже на Будущий мир.

Советы о воспитании детей желательно слушать от тех батюшек и матушек, которые воспитали внуков

Наши плоды как родителей-христиан будут проявляться не только в наших детях, но и в наших внуках. Насколько мы хороши как родители-христиане, будет понятно только тогда, когда мы увидим, какими воспитываются наши внуки.

Знаете, у нас здесь приходы, как правило, не меняют. Приход собора «Всех скорбящих Радость» – мой первый приход, и я служу здесь 38 лет.

Представьте себе: вот служит священник, и он создал прекрасную общину – дружную, сплоченную, но оценить его труды в полной мере можно будет только после его смерти – насколько дружным и сплоченным останется приход после его кончины. Это как у отца: пока он жив и в силе, он держит своих детей, а когда он умирает – они могут внезапно измениться в худшую сторону. Твои дети – это продолжение тебя, твой приход – это твои дети.

Поэтому советы о воспитании детей желательно слушать от тех батюшек и матушек, которые воспитали уже не только детей, но и внуков.

И еще: не всегда люди, у которых счастливый брак, могут давать советы тем, у кого в семье есть какие-то проблемы. Если моя машина никогда не ломалась – мне трудно давать советы, как чинить сломанную машину.

Пасха 2018 в соборе Всех скорбящих Радость

Пасха 2018 Собор Всех скорбящих Радость

Как найти золотую середину?

Я про себя могу сказать, что я не такой священник, каким бы хотелось мне быть. Жалею о многом, о каких-то ошибках, которые совершил по молодости, о том, что жил не так, как мог бы, подвизался недостаточно, но за 40 лет священства я видел несколько поколений священнослужителей, видел, что вот такие-то решения приводят к таким-то последствиям, видел, что к чему ведет, и поэтому сейчас я могу сказать своим прихожанам: если вы поступите так-то – это приведет к таким-то последствиям.

С годами начинаешь понимать причинно-следственные связи, и Господь учит тебя рассуждению.

Сейчас я могу с сожалением вздохнуть о том, что когда мы молоды – у нас есть ревность, но нет духовного опыта, а когда мы состаримся – у нас есть духовный опыт, но не хватает ревности. Как найти этот баланс, эту золотую середину?

С отцом Петром Перекрестовым в соборе Всех скорбящих Радость

Брат Иосиф (Муньос)

Я родился и провел детство и юность в Монреале. Как-то в наш приход приехал высокий молодой чилиец, он начал жить в монашеском братстве преподобного Иова Почаевского под духовным руководством архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова), с 1986 года – митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского.

Этот молодой чилиец был брат Иосиф (Муньос), иконописец, будущий хранитель мироточивой Монреальской иконы Божией Матери. Когда Иосиф только вступил в братство, он учил русский язык и занимался несколько лет русским языком с моей бабушкой, Марией Ильиничной Басовой. Они всегда стояли в храме вместе, с правой стороны, бабушка маленького ростика и высокий Иосиф, русская и чилиец.

Потом, в 1982-м году, брат Иосиф поехал на Афон и получил там в дар от схиигумена Климента († 1997) Спасо-Рождественского скита в Катунаках Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Брат Иосиф вернулся в Монреаль – и она начала мироточить. Так Иосиф стал хранителем чудотоворной иконы и ездил с ней по всем приходам – по всему миру.

Брат Иосиф Муньос с мироточивой Монреальской Иверской иконой Божьей Матери

Никогда в жизни я не видел ничего подобного

Я до сих пор помню, как был объят и страхом, и радостью, и изумлением

В августе 1983 года я уже служил в Сан-Франциско и навещал родителей в Монреале. Как раз в это время в Мансонвилле, в Спасо-Преображенском скиту, проходила праздничная служба Преображения. Там находился и брат Иосиф с мироточивой иконой. Мы с родителями, матушкой и дочкой поехали в скит на праздничную службу.

Мы опаздывали, я нервничал, побежал в алтарь, приложился на автомате к иконам, и вдруг, прикладываясь к Монреальской иконе Пресвятой Богородицы, ощутил дивное благоухание. Опустил глаза – и увидел под иконой большое количество благоухающего мира. Я изумился, можно сказать, впал в состояние шока – никогда в жизни я не видел ничего подобного, настолько изобильно стекало миро. Прошло 35 лет, но я до сих пор помню, как был объят и страхом, и радостью, и изумлением.

Я присоединился к службе, но мысли о чудотворной иконе не покидали меня до самого конца богослужения, и после его окончания мы с матушкой подошли к иконе, и я отслужил молебен Пресвятой Богородице.

Божия Матерь Сама решает, куда Ей ехать

Сейчас мне вспоминается, как брат Иосиф иногда говорил:

– Некоторые люди обижаются, что я с чудотворной иконой не посещаю их приход. Но важно понять, что не я решаю, куда поедет Пресвятая Богородица – Она Сама решает, куда Ей ехать и где находиться.

И это было действительно так. Иной раз брат Иосиф собирался поехать в какой-то приход, отправлялся в аэропорт – и рейс отменяли, самолет ломался. Какое-то время спустя он снова пытался поехать в тот же приход – и снежная буря не позволяла ему туда добраться.

Он рассказывал, что есть приходы, где миро лилось ручьями, и были приходы, где чудотворная икона просто оставалась слегка влажной.

Икона мироточила 15 лет, до 1997 года. В ночь на 31 октября, канун Хэллоуина, брат Иосиф находился в Афинах с чудотворной иконой и был зверски убит.

Могила брата Иосифа Муньоса-Кортеса

Гавайская Иверская мироточивая икона

Через десять лет, в 2007-м году, после восстановления единства в Поместной Русской Православной Церкви, совсем на другом краю Северной Америки, в Гонолулу, на Гавайях, у новообращенного в Православие американца, Нектария Янсона, обильно замироточила небольшая икона – копия чудотоворной Монреальской Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Это была бумажная икона, наклеенная на дерево, которую приходской священник, отец Анатолий Лёвин, подарил чтецу Нектарию в день его ангела. Отец Анатолий купил эту икону в книжном магазине при Свято-Троицком соборе в Торонто.

Икона начала мироточить еще обильнее, чем первая, и сейчас мы называем её Гавайская Иверская мироточивая икона. Образ стал известен многочисленными исцелениями от онкологических болезней, слепоты и прочих заболеваний, а также одержимости. Нектарий Янсон служит в полицейском отделе на Гавайях и чтецом в храме, по выходным он ездит с мироточивой иконой по приходам и даже по всему миру. Божия Матерь Сама его избрала, и мы называем его, как и брата Иосифа, хранителем иконы.

Гавайская Иверская мироточивая икона Пресвятой Богородицы

Крест хранителя мироточивой иконы – очень тяжелый

Нектарий Янсон стал хранителем иконы не по своей воле. Когда я задумываюсь об этом, то понимаю, что я бы очень боялся и не желал бы, чтобы в моем доме мироточила икона. Крест хранителя такой иконы – очень тяжелый! Это огромная ответственность!

Быть хранителем – значит, не иметь никакой личной жизни и даже испытывать угрозу для безопасности тебя самого и всех твоих родных. Только представьте: кто-то заболел раком – разыскивают хранителя иконы, кто-то попал в аварию – разыскивают хранителя, кто-то собрался сделать аборт – опять разыскивают хранителя. У него ищут совета и ждут от него помощи. Это происходило с братом Иосифом, сейчас то же самое происходит с Нектарием.

И ведь люди, когда они попадают в беду, в какие-то экстремальные обстоятельства, – они не считаются с часовым поясом Гавайев, звонят в любое время дня и ночи. Он едет на приход с иконой – и все выстраиваются в очередь, и это утомительно не только духовно, но даже просто физически.

Бывают и другие искушения. Когда брат Иосиф получал икону в дар на Афоне, она ещё не мироточила, и старец предостерег его:

– Смотри, чтобы эта икона никогда не стала для тебя источником дохода.

Нынешний Гавайский приход собирается в офисе, у них нет храма, и они хотят построить храм, потому что, образно говоря, у них сейчас нет даже места, где Божией Матери главу преклонить.

У нас здесь столько воспоминаний!

Брат Иосиф посещал с чудотворной иконой Сан-Франциско и бывал у нас с матушкой Еленой дома, в нашей квартире при соборе «Всех скорбящих Радость».

Когда у нас с матушкой появилась возможность переехать из нашей небольшой квартиры в отдельный дом – мы решили остаться, поскольку у нас здесь столько воспоминаний…

В нашей квартирке побывали Курская Коренная чудотворная икона Пресвятой Богородицы, Монреальская и Гавайская мироточивые иконы, к нам в гости приезжали Оптинский старец Илий (Ноздрин), старец монастыря святой Екатерины на Синае, отец Павлос, множество архиереев: митрополит Лавр, Блаженнейший митрополит Онуфрий, и богословы, и игумении монастырей. Столько воспоминаний, что нам отсюда уже не хочется уезжать!

Синайский старец Павлос в Сан-Франциско Фото протоиерея Петра Перекрестова

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) в Калифорнии, на берегу Тихого океана. Фото протоиерея Петра Перекрестова

Подарок брата Иосифа

Как-то, когда брат Иосиф заехал к нам с матушкой в гости, он обратил внимание на то, что у нас много акварелей архимандрита Киприана (Пыжова; 1904–2001), известного изографа Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, моего духовного отца еще со времен семинарии. Его часто называют «иконописцем всего зарубежья».

И когда брат Иосиф увидел эти акварели, он обмолвился, что у него тоже есть картина архимандрита Киприана, написанная масляными красками, подаренная ему одним французом. И в следующий свой приезд брат Иосиф привез нам эту картину в подарок. На ней изображен первоначальный Троицкий монастырский собор в Джорданвилле, а худенькая фигурка монаха возле собора принадлежит будущему митрополиту Лавру, который тоже был духовным чадом архимандрита Киприана.

Картина — подарок брата Иосифа Муньоса

Не могу молиться без владыки Иоанна Шанхайского

Люди приходят в наш собор, просят у меня молитв, как у священника, как у долголетнего клирика собора, как у друга святителя Иоанна Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца, который строил наш собор, который мощами в нем почивает.

У мощей святителя Иоанна Шанхайского

Я прошу владыку Иоанна – и он молится

Что я могу этим людям ответить? Я сам молиться не умею… Ну, поклон могу сделать… Я прошу владыку Иоанна – и он молится. Он стоит у Престола Божия и ходатайствует за всех, кто обращается к нему за молитвенной помощью. Его молитвенная помощь – вот что главное, а я – просто его провод, который доводит до него просьбы прихожан.

Можете так и записать, что я, отец Петр Перекрестов, без владыки Иоанна, как Самсон без волос. Служу рядом с владыкой 38 лет – и знаю силу его молитвы… Поэтому, когда я куда-то уезжаю, даже на несколько дней – мне уже трудно молиться без владыки Иоанна.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

Святитель Иоанн Шанхайский

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец (†1966)

Память совершается 19 июня / 2 июля — день кончины; 29 сентября / 12 октября — обретение мощей

Святитель Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимо́вич) родился 4/17 июня 1896 года на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии (ныне Донецкая область) в дворянской православной семье. Среди известных представителей его семьи был святитель Иоанн Тобольский (Максимович).

При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

В юности на Михаила большое впечатление произвел приезд в Харьков епископа Варнавы, впоследствии Патриарха Сербского. Первоначально он даже хотел поступить в Киевскую духовную академию, но по настоянию родителей пошёл в Университет.

В годы учебы в Харьковском университете (1914-1918), будучи студентом юридического факультета, Михаил обратил на себя внимание известного харьковского митрополита Антония (Храповицкого), который принял его под свое духовное окормление.

Эмиграция в Югославию

Во время гражданской войны, в 1921 году, когда большевики полностью оккупировали Украину, семья Максимовичей эмигрировала в Югославию в Белград (отец будущего святителя был сербского происхождения), где Михаил поступил в Белградский Университет на Богословский факультет (1921-1925).

В 1920 году Русскую Православную Церковь Зарубежом (РПЦЗ) возглавил духовник будущего святителя митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1926 году первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) Михаил был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского, и почти 10 лет посвятил преподаванию в Сербской государственной высшей школе и семинарии в честь апостола Иоанна Богослова в Битоле. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

В 1929 году о. Иоанн был возведён в сан иеромонаха.

По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Со дня своего иноческого пострига о.Иоанн больше никогда не спал лёжа на постели – если засыпал, то на кресле или на коленях под иконами. Он постоянно молился, строго постился (вкушает пищу раз в день) и ежедневно служил Божественную литургию и причащался. Это правило святой Иоанн сохранил до конца своей земной жизни. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

Епископ Шанхайский

В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа и направлен в Шанхай викарием Китайской и Пекинской епархии, где прослужил почти 20 лет.

Епископ Иоанн по прибытии в Шанхай (ноябрь 1934)

В 1937 году при епископе Иоанне в Шанхае было завершено строительство Кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» вместимостью около 2500 человек. Он являлся гордостью всех русских эмигрантов в Шанхае, называвших его «Кремлем китайского православия».

Кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае

В годы культурной революции в Китае в 1965 году собор был закрыт для богослужений. Последующие 20 лет помещение Собора использовалось под склад. Затем в его пристройке появился ресторан, а само здание было передано в распоряжение фондовой биржи, позднее в здании Храма появился ресторан и ночной клуб.

Современный вид на собор иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае

В настоящее время в кафедральном соборе Шанхая в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» прекращено функционирование ночного клуба, интерьер клуба демонтирован. Проведены реставрационные работы, в ходе которых в куполе были раскрыты частично сохранившиеся фрески, здание превращено в выставочный зал. Это сооружение считается исторической достопримечательностью города и охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник истории и культуры.

Выставка в здании Собора

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Случаи исцелений, изгнания нечистых духов, помощи в тяжелых обстоятельствах, совершившиеся в Китае по молитвам владыки Иоанна, с годами составили значительную часть подробного жизнеописания, составленного братством преп. Германа Аляскинского.

В своем кабинете в Китае

В 1946 году владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. Под его окормлением оказались все русские, жившие в Китае.

Исход из Китая. Филиппины

Для большинства почитателей владыки он и по сей день остается «Иоанном Шанхайским», однако «право на участие в его титуле» могли бы оспаривать, помимо Сан-Франциско, где прошли последние годы его служения, Франция и Голландия.

С приходом коммунистов в Китае владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда – в Америку. В 1949 году на острове Тубабао (Филиппины) в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Святитель Иоанн посещает лагерь русских беженцев на Тубабао

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

Архиепископ Брюссельский и Западноевропейский. Париж.

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западно-Европейского экзархата Русской Зарубежной Церкви и направлен в Париж. Официальной резиденцией архиепископа Иоанна считался Брюссель (Бельгия). Он титуловался «архиепископ Брюссельский и Западноевропейский». Но значительную часть времени он проводил в окрестностях Парижа. На его плечи легли дела по управлению Русской Зарубежной Церковью и помощь православным церквям во Франции и в Нидерландах. Также за ним было сохранено управление оставшимися приходами Шанхайской епархии (в Гонконге, Сингапуре и др.).

Иоанн (Максимович), архиепископ Брюссельский и Западноевропейский

Его облик мало соответствовал высокому сану: одежду он носил самую простую и в любую погоду обходился легкими сандалиями, а когда случалось, что и эта условная обувь переходила кому-нибудь из нищих, привычно оставался босиком. Спал всего пару часов, сидя или согнувшись на полу перед иконами. Кроватью не пользовался никогда. Пищу он принимал обычно лишь раз в день в самом ограниченном количестве. При этом бедным он помогал непрестанно, раздавая хлеб, деньги, и с тем же постоянством подбирал в переулках, среди трущоб, беспризорных детей, для которых им был основан приют в честь святителя Тихона Задонского.

В Европе архиепископа Иоанна признавали человеком святой жизни, так что и католические священники обращались к нему с просьбой помолиться за больных.Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что, когда он молился Бог был милостив.

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным – подвижником по образу святых первых веков христианства.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Архиепископ Сан-Францисский (США)

В 1962 году его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско.

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско

Однако в Америке владыка Иоанн столкнулся с интригами со стороны некоторых церковных деятелей, способствовавших почти сразу же после его назначения на кафедру возбуждению против него дела по обвинению в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско. Активно против святителя Иоанна выступал Американский Союз Церквей, состоящий в основном из представителей протестантских деноминаций. Они не скупились и на клевету — они обвиняли святителя в том, что он «ведёт переговоры с Греческой и Сербской Церковью… чтобы перейти в одну из них… и для этой-то цели и стремится завладеть имуществом Скорбященского собора…», а также, что «вл. Иоанн окружил себя людьми с коммунистическим прошлым». На судебном процессе владыка Иоанн был поддержан частью архиереев РПЦЗ, среди которых были владыки Леонтий (Филиппович), Савва (Сарачевич), Нектарий (Концевич), а также архиепископ Аверкий (Таушев). Рассмотрение дела в суде Сан-Франциско закончилось в 1963 году полным оправданием владыки Иоанна.

Святитель Иоанн в своей келье в Сан-Франциско

Очень строго святитель Иоанн относился к нарушениям традиционного православного благочестия. Так, когда он узнал, что часть прихожан накануне воскресной всенощной развлекается на балу по случаю праздника Хэллоуин, то отправился на бал, молча обошёл зал и так же молча вышел. Утром следующего дня он обнародовал указ «О недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных служб».

В прозорливости владыки обычно убеждались тогда, когда он обнаруживал детальное знание обстоятельств людей, прежде с ним не знакомых, еще до того, как ему был задан вопрос, сам называл имена тех, о ком его собирались попросить помолиться, или без всякого смущения отвечал на обращение к нему в мыслях.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди.

Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. Он скончался в возрасте 71 года 2 июля/19 июня 1966 года во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».

Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого. Тело 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой.

Мощи св. Иоанна Шанхайского

Святитель был погребен в усыпальнице под высторенным им собором. Останки свт. Иоанна (Максимовича) не подверглись тлению и находятся открыто. Комиссия по канонизации, осматривавшая мощи владыки Иоанна, нашла что они похожи на мощи Киево-Печерской Лавры и православного Востока.

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

Усыпальница святителя ИоаннаПосле прославления святителя Иоанна РПЦЗ его мощи перенесли в собор. У раки с мощами Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского

2 июля 1994 года Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. А 24 июня 2008 года святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский прославлен и Архиерейским Собором Русской Православной Церковью.

Прославление святителя Иоанна Прославление святителя Иоанна

Тропарь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского, глас 5:

Попечение твое о пастве в странствии ея,/ се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых:/ тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/ Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин,/ имиже сам присно укрепляем,/ поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший./ Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

>святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Дни памяти: 19 июня (2 июля)

Детство

Святитель Иоанн Максимович (мирское имя — Михаил) принадлежал к известной дворянской фамилии. Его дед по отцовской линии был зажиточным землевладельцем. Другой дед, по матери, служил врачом в городе Харькове. Его отец руководил местным дворянством, а дядя занимал должность ректора Киевского Университета.

Будущий святитель родился 4 июня 1896 года, на территории Харьковской губернии, в родительском имении Адамовка. Во святом крещении получил имя Михаил, в честь архистратига Небесного воинства.

Родители Михаила, Борис и Глафира, люди Православные, стремились дать сыну хорошее воспитание и образование, во многом сами служили ему добрым примером. В дальнейшем он всю свою жизнь испытывал к ним сыновнее уважение.

С детства Михаил отличался слабым здоровьем. Миролюбивый и кроткий характер ребенка способствовал выстраиванию приятельских отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, однако особенно близких друзей он не имел. Может быть именно в этой связи Михаил редко участвовал в играх, но зато чаще обычного погружался в собственные размышления.

Отличаясь особой религиозностью с детства, он любил играть «в монастыри», строя их из игрушечных фортов, облачая в «монашеские» одежды игрушечных солдатиков. По мере взросления стал собирать религиозную библиотеку, святые иконы, приобщался к молитвенному деланию.

Он буквально зачитывался духовной литературой, Житиями святых, историческими сочинениями. Наряду с религиозным чувством, в нем с ранних лет зрело чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма.

Сильное впечатление оказывало на Михаила посещение Святогорского монастыря, недалеко от которого, в Голой Долине, располагалось загородное имение его семьи. Семья не раз поддерживала эту обитель своими пожертвованиями.

Стремлением угодить Богу, жизнью по заповедям, Михаил оказывал благотворное влияние на своих младших братьев и сестру (и не только: со временем даже его гувернантка, француженка, будучи католичкой, решилась принять Православие).

Монашеская жизнь

После принятия пострига Иоанн настолько отдался желанию следовать за Христом, что, например, один из знавших его лично епископов, Николай (Велимирович), именовавшийся в народе сербским Златоустом, говорил, что если кто хочет видеть сегодняшнего святого, пусть обратится к отцу Иоанну.

Какое-то время отец Иоанн трудился в гимназии города Великая Кикинда, в должности законоучителя, затем — преподавателем в духовной семинарии в городе Битоле. Излагая учебный материал, он старался делать это доступно и ясно. Студенты относились к нему с любовью.

В 1929 году, по решению церковного начальства, отец Иоанн был возведен в сан иеромонаха.

К исполнению долга священника он относился со всей серьезностью и ответственностью. Постоянно заботился о своей пастве. Поучал их словом и примером, регулярно служил Божественную Литургию и причащался Тела и Крови Христовых, строго постился, предавался молитвенным бдениям (иногда даже и не ложился в постель, оставаясь на полу, прямо перед образами святых).

В этот период отец Иоанн написал несколько значимых (впоследствии широко известных) богословских работ.

Епископское служение

В 1934 году отец Иоанн удостоился посвящения в епископа и смиренно отбыл к месту нового служения — в Шанхай.

Помимо участия в богослужениях и проповеди, организации приходской жизни, миссионерства, благотворительности, святитель занимался и тем, что лично навещал многих больных, воодушевляя их добрым пастырским словом, исповедуя и приобщая Святых Даров. Рассказывают, что в случае необходимости владыка шёл к больному в любое время дня и ночи.

В 1949 году, в связи с усилением в Китае коммунистических настроений, епископ Иоанн вынужден был отбыть на Филиппинский остров Тубабао, где пребывал в специально обустроенном лагере вместе с другими беженцами.

Проявляя заботу о пастве, владыка ездил в Вашингтон и просил о принятии беженцев. Его просьбы и, конечно же, молитвы, не остались безрезультатными. Существенная часть беженцев смогла переселиться в Америку, а другая — в Австралию.

В 1951 году владыка был назначен архиепископом Западноевропейского Экзархата, подчиненного Русской Зарубежной Церкви.

В 1962 году, с благословения руководства, перебрался на территорию США, где возглавил Сан-Францисскую епархию.

Местная христианская община пребывала там не в лучшем состоянии. Помимо общих трудностей (в том числе материального характера) нормальному функционированию кафедры не способствовали внутренние раскольнические настроения и движения.

С приездом святителя жизнь в епархии стала налаживаться. Однако не все приняли доброе начинание архиерея с восторгом. Нашлись завистники и недоброжелатели. Против владыки стали возводиться интриги, посыпались доносы церковному руководству.

Между тем, помощью Божьей эта ситуация была разрешена в пользу святителя Иоанна.

2 июля 1966 года, в период посещения, с пастырской миссией, города Сиэтла, во время келейной молитвы сердце владыки остановилось и он тихо отошёл к Небесному Царю. Утверждается, что владыка заблаговременно знал о приближении смерти.

Святой Иоанн почитается Церковью не только как выдающийся святитель, но и как чудотворец.

Моли́тва святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому чудотворцу

О святи́телю о́тче наш Иоа́нне, па́стырю до́брый и тайнови́дче душ челове́ческих! Ны́не у Престо́ла Бо́жия за нас мо́лишися, я́коже и сам посме́ртне изре́кл еси́: «А́ще и умро́х, но жив есмь». Умоли́ всеще́драго Бо́га проще́ние нам во гресе́х дарова́ти, да бо́дренно воспря́нем, и Бо́гу возопие́м о дарова́нии нам ду́ха смире́ния, стра́ха Бо́жия и благоче́стия во вся́ческих путе́х жи́зни на́шея, я́ко ми́лостивый сиропита́тель и иску́сный наста́вник на земли́ быв, ны́не бу́ди нам путеводи́тель и в сму́тах церко́вных Христо́во вразумле́ние. Услы́ши стена́ние смяте́нных ю́ношей на́шего лихоле́тия, обурева́емых беснова́нием вселука́вым, и при́зри на уны́ние изнемога́ющих па́стырей от утесне́ния тлетво́рнаго ду́ха ми́ра сего́ и томя́щихся в нераде́нии пра́здном и ускори́ на моли́тву, сле́зно вопие́м ти, о те́плый моли́твенниче; посети́ нас си́рых, по всему́ лицу́ вселе́нныя разсе́янных и во оте́чествии су́щих, во тьме страсте́й блужда́ющих, но сла́бою любо́вию ко све́ту Христо́ву влеку́щихся и жду́щих твоего́ оте́ческаго наставле́ния, да благоче́стию навы́кнем и насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго яви́мся, иде́же ты пребыва́еши со все́ми святы́ми, сла́вяще Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и держа́ва, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва (иная)

О святи́телю чу́дне Иоа́нне, толи́ко распространи́л еси́ се́рдце свое́, я́ко нете́сно вмеща́ется в нем мно́жество почита́ющих тя челове́к от разли́чных племе́н и наро́дов! При́зри на убо́жество слове́с на́ших, оба́че от любве́ тебе́ приноси́мое, и помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, поне́ отны́не очища́ти себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, рабо́тающе Го́сподеви со стра́хом и ра́дующеся Ему́ с тре́петом. И что возда́мы тебе́ за ра́дость о́ную, ю́же ощути́хом, зря́ще в хра́ме святе́м мо́щи твоя́ святы́я и прославля́юще па́мять твою́; вои́стину, не и́мамы, чим возда́ти, то́чию а́ще на́чнем себе́ исправля́ти, быва́юще но́ви вме́сто ве́тхих. Сея́ благода́ти обновле́ния бу́ди нам хода́тай, свя́те Иоа́нне, помози́ нам в не́мощех, исцели́ боле́зни, уврачу́й стра́сти моли́твами твои́ми; преста́вленный же от сего́ вре́меннаго во ино́е жити́е ве́чное, в не́же наста́ви тя Пречи́стая Влады́чица, Одиги́трия разсе́яния ру́сскаго, чудотво́рною Свое́ю ико́ною Коренно́ю-Ку́рскою, Ея́же спу́тник ты яви́лся еси́ в день преставле́ния своего́, ра́дуешися ны́не в ли́це святы́х, сла́вящих Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иоанн шанхайский и сан францисский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *