Возведение в Толчковской слободе церкви Иоанна Предтечи

Существует предание, что на том месте, где стоит сейчас церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, когда-то находился Воскресенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году.

Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма Иоанна Предтечи с Казанским приделом от 20 июля 1644 года. Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.

Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела 3 апреля 1659 года в день Святой Пасхи.

И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых детей Кочуровых и Власия Власова построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу. Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена.

После этого возвели и деревянную церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. А в 1665 году была построена теплая Вознесенская церковь. Но жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле.

Строили церковь всем миром

Для строительства большого храма нужно было много кирпича. 29 июня 1671 года жители толчковской слободы получили разрешение царя на постройку на заброшенных казенных землях двух кирпичных заводов. А 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич дал благословенную грамоту на постройку и освящение в Толчковской слободе каменной церкви честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; другой – во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Строили храм на собранные «всем миром» деньги. В строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы. А «воздвигла Божий храм сума торговая» и труды и усердие горожан. Усердие было так велико, что жертвовали не только деньгами и драгоценностями, отдавали и торговые лавки, и дома. Кто не мог пожертвовать деньги, предлагал свои руки для выполнения работ на строительстве храма. Средства собирались не в одном Ярославле, а и далеко за его пределами, например, в Казани, с которой Толчково вело торговлю кожами и сафьяном.

Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.

Архитектура церкви Иоанна Предтечи

Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи — главный храм Толчковской слободы. Она была возведена уже после таких великолепных жемчужин ярославского зодчества, как храмы Ильи Пророка, Рождества Христова, Иоанна Златоуста.

Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие. Но на самом деле у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее.

Храм Иоанна Предтечи в Толчкове построен по типу к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Строители его стремились превзойти то, что с таким совершенством было воплощено в Коровницком храме. По планировке и композиционному построению Предтеченский храм ничем не отличается от церкви Иоанна Златоуста.

Так же, как и Златоустинская церковь, храм Иоанна Предтечи представлет собой четырехстолпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. Входом в галереи служат три высокие щипцовые крыльца на столбах. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.

Но здесь столпообразные приделы уравнены по высоте с основным храмом и, вместо шатров, завершаются изящными пятиглавиями. Именно эти завершения и придают храму такой живописный и необычный вид. Такое пятиглавое завершение приделов впервые встречается в ярославском зодчестве. Казалось бы, незначительное новшество, но оно поразительно изменило традиционный облик храма. Создается впечатление, что у храма пятнадцать глав!

Этот прием дал возможность строителям создать на восточном фасаде грандиозную стенообразную композицию. С этой стороны храм воспринимается как огромный пьедестал для пятнадцати эффектных, тесно поставленных глав и вместе с ними несомненно рассчитан на дальнее восприятие.

Главным декоративным материалом при оформлении фасадов храма стал здесь лекальный фигурный кирпич. В церкви Иоанна Предтечи впервые он полностью заменил тесаный от руки. Формы и размеры его варьируются от простого валика до крупных, пышно орнаментированных блоков. В рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы деревянной резьбы. В декоре храма широко использованы также поливные изразцы.

По замыслу зодчего, насыщенность той или иной части здания декором зависит от степени удаленности его от зрителя. Сложнее, богаче, изощреннее украшены ближние, нижние ярусы, и в первую очередь, крыльца. С особой силой проявилось здесь стремление средневековых зодчих к праздничности, многокрасочности, узорочью.

Существующее крутое четырехскатное железное покрытие скрывает нижнюю часть барабанов с изразцами. Оно появилось после пожара 1708 года и сменило древнюю деревянную кровлю.

Внутри огромных ложных закомар отчетливо прослеживаются следы более низких полукружий. В процессе строительства первоначальное завершение показалось зодчим недостаточно выразительным, и было решено поднять верх карниза, изменив очертания закомар.

Церковь имеет впечатляющую высоту – 44 метра. До недавнего времени это был самый высокий храм города.

Интерьер церкви Иоанна Предтечи

Для украшения интерьера своего великолепного храма жители Толчковской слободы пригласили самых лучших мастеров «стенного писания». Расписывала его в 1694-1695 и в 1700-х годах артель из 16 лучших ярославских мастеров под руководством Дмитрия Плеханова. Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. Стенописи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове стали высшей точкой развития декоративно-повествовательного стиля ярославской школы живописи конца XVII – начала XVIII в.

В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи древнего греческого письма, к ней прибегали, для исцеления головной боли. В иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, тоже почитаемые в храме, были заключены частицы мощей святых. Как редкую святыню в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле берегли белый атласный антиминс, который был освящен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в 1704 г.

Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове стала вершиной в развитии самобытной ярославской художественной школы.

Колокольня и Святые ворота

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле «московского барокко». Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня — самые высокие в Ярославле. В ее очертаниях, в выборе декоративных элементов заметно влияние западноевропейских образцов. Известный архитектор А.М. Горностаев писал о колокольне церкви Иоанна Предтечи в Толчкове: «Ее изысканный нежный силуэт как нельзя более подходит к величественным соборным массам храма».

Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют и изящные Святые ворота.

Святые ворота построены одновременно с храмом. Они удачно расположены по центральной оси церкви Иоанна Предтечи и составляют с ней общую композицию

На четверике с широким арочном проходом, предназначенном для торжественных церковных шествий, установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров. Все сооружение венчает главка с крестом.

Дальнейшая история церкви Иоанна Предтечи

С самого начала существования церкви Иоанна Предтечи в Ярославле при ней была организована богадельня. 40 человек бедных находили в ней пристанище.

17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

С 1898 года при настоятеле Феодоре Успенском начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции.

Традицией Предтеченского храма в Толчкове было проведение крестных ходов. Еще в 1667 году, владыка Иона Сысоевич дал благословленную грамоту на совершение ежегодного крестного хода в приходской престольный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи из ярославского Успенского собора в Толчковскую слободу. На другой престольный праздник – Рождества Иоанна Предтечи – митрополит Иона благословил успенского протопопа «со кресты ходить по вся годы, молебная совершить и воду освятить как ходят и к иным церквам».

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове одна из первых привлекла внимание, вошла во все руководства по русскому зодчеству, не раз воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе и в моделях, находивших место и на заграничных выставках.

До революции к храму относились с большим вниманием, регулярно проводили реставрацию.

После революции в ноябре 1929 года зимняя церковь Вознесения была передана под заводскую столовую, а в начале 1950-х годов снесена. В январе 1933 года церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея, община церкви была упразднена. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию, использовав его в качестве склада зерна и химических веществ. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада.

Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом «высокого ярославского стиля», памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения. Находится под охраной ЮНЕСКО. Памятник рекомендован ЮНЕСКО иностранным туристам для посещения.

Уникальный 15-главый храм Иоанна Предтечи изображен на 1000- рублевой купюре.

Краеведы прошлого о церкви Иоанна Предтечи

Предтеченский приход за рекою Которостлью в старой пригородной слободе Толчково состоит из холодного и теплого храмов.

Первый — в память Усекновения главы Крестителя, второй — Вознесения Христа. Оба храма — общественное, мирское дело: «воздвигла Божий храм сума торговая» и труды и усердие прихожан. Усердие было так велико, что жертвовали не только деньгами и драгоценностями, но и трудом. Был устроен даже собственный кирпичный завод. Средства собирались не в одном Ярославле, а и далеко за его пределами, например, в Казани, с которой Толчково вело торговлю кожами и сафьяном. Храм удался на славу и считается лучшим в городе.

Кроме того, эта церковь одна из первых привлекла внимание, вошла во все руководства по русскому зодчеству, не раз воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе и в моделях, находивших место и на заграничных выставках. В своем роде и в известном смысле Предтеченская церковь — гвоздь Ярославля; быть в Ярославле и не видать Предтечу — все равно, что не заметить слона в кунсткамере, Неаполя в Италии. Впрочем, так славится только холодная церковь. Она строилась с 1671 по 1687 год и представляет простой галерейный храм, близкий по существу к Златоустовскому и Николо-Мокринскому, но в подробностях сильно отличающийся от них.

Прежде всего, он гораздо вычурнее тех: это самая вычурная ярославская церковь, напоминающая в этом отношении московские.

Затем, на ней резче, чем на всех остальных, обнаруживаются недостатки древнего русского зодчего.

Зодчий брал крупные строгие величественные формы для основы и унизывал их чуть не бисерным шитьем аляповатого и грубого рисунка, тяжеловато выполненного. Он не только плохо соображает, но, очевидно, совсем не понимает, не догадывается, что, например, его изразец, 8 вершков в квадрате, покрытый мелким сложным цветным рисунком, взявшим много труда и времени, уже на расстоянии 10-20 шагов будет представляться только смутным пятном без всяких подробностей и что эти подробности своей пестротой только повредят целому, нарушая однородность его поверхности.

Эти недочеты русского зодчества, к сожалению, имеются в Предтеченской церкви. Она очень хорошо сохранилась и представляется почти в том же виде, в каком была возведена. Здесь вы видите в наружных стенах церкви и галереи множество фигурных формованных кирпичей, покрытых узором, и таких же поливных изразцов, множество наличников, наугольников, карнизов, поясов и прочей уборки, также узорчатой или фигурной, но все это, благодаря мелкости и малой выпуклости, видно лишь у самой церкви и незаметно на расстоянии уже нескольких саженей от нее. Немного же далее церковь выступает совсем уже в одних очертаниях и представляется очень простой, почти без всяких украшений. Тем не менее, сами по себе эти украшения заслуживают большого внимания, так как дают множество мотивов или исходных точек для пользования и дальнейшего развития при умелом применении, то есть в качестве прецедентов.

Увеличьте масштаб украшений, сделайте их крупнее и выпуклее, и вы двинете русское зодчество само по себе, нисколько не нарушая его смысла, характера и направления, как ошибочно думают многие. Недостаток соразмерности частей в их отношении к целому, правда, составляет одну из отличительных черт русского зодчества, но не достоинство, а недостаток, обусловленный малой и общей, и профессиональной развитостью древнего русского зодчего.

Галерейные приделы Предтеченского храма выведены до одинаковой с храмом высоты и заканчиваются каждый пятью главами — опять-таки редкое построение и очень производительный, благодарный мотив.

Но в таком высоком (лишь немного ниже самого храма) башневидном приделе (северном) поставлены маленькие, чуть не игрушечные Царские врата (проходя их, нужно наклоняться) с мелкой, плотной плоскою резьбою. Сами по себе врата, можно сказать, великолепны, но совсем не соответствуют высоте придела.

Правда, говорят, что они будто бы привезены из Казани. Однако это ничем не подтверждается, и в записи пожертвований на храм, ведшейся строго, о них не упоминается. А главное то, что они — не единичный пример для Ярославля: подобных, строго рассуждая, недопустимых соотношений известно несколько. Рисунок врат, его построение, подробности и расцветка также типичны для ярославских церквей; все это в частях и в целом повторяется здесь не однажды. Нет оснований принимать врата и за памятник конца XVI или начала XVII века. Весьма заметная и ясная примесь западного узора, вплетенного в основной восточный узор резьбы врат, определенно свидетельствует, что врата относятся к первой половине XVII века.

Павлинов находит некоторые части их узора напоминающими по рисунку даже рококо, и он прав. Выгодное и яркое впечатление врата производят лишь вначале, поражая внимание обилием и разнообразием узора. При более же тщательном рассмотрении первое впечатление меняется: формы грубоваты, профили и очертания не так красивы.

В Предтеченской церкви имеется также надалтарье — «тайник» и, кроме того, еще надсводные помещения в приделах, служащие кладовыми; ход в них с алтарных сводов — из тайника.

Входные двери из галерей в храм и в приделы облицованы узорным поливным кирпичом; последний — редкая особенность. Поливной, или изразцовый, кирпич был широко распространен на Востоке, но в России до последнего времени не употреблялся; русские заимствовали с Востока только изразец и черепицу. В Предтеченской же церкви применен и поливной кирпич. В папертях вдоль наружных стен и в алтарной апсиде выведены из кирпича лавки, а на горнем месте — особое сиденье.

Любопытны по уборке железные двери в храм. И на них выступает та же склонность к отделке и украшению частей без согласования и сочетания с целым: много вкуса и красоты в частном и недостаток их в общем.

Интересна очень стройная и очень недурная осьми гранная колокольня, достигающая 21 сажени высоты и могущая служить хорошим образцом для беседочных колоколен. Некоторые части в ней, как, например, колокольный ярус, совсем отдают Востоком; да и вообще, во всем Предтеченском храме много восточного, хотя он и строен довольно поздно.

Павлинов отзывается об этом храме как об «идеальном в смысле чистоты и единства», другие исследователи также восхищаются Предтеченского церковью, и она, без сомнения, очень хороша, но вот именно чистоты-то и единства замысла, а особенно пошиба, по моему мнению, в ней и нет, что не каждый видит и чувствует из-за ее нарядности, но что этою-то нарядностью и подчеркивается резче, чем в других храмах.

Предтеченский храм оставлен не штукатуренным, за исключением алтарей, которые по штукатурке пестро расписаны «углами», составляющими квадраты, по образцу так называемых лоскутных одеял.

Отметим еще расписные узоры по цоколю и на входных дверях. Здесь нередки удивительно красивые сочетания цветов.

Много любопытного можно найти и в ризнице.

Из Исторического очерка-путеводителя «Ярославль в его прошлом и настоящем». Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Перейти к статье Церкви Ярославля

История архитектуры

  • +Алейжадинью
  • +Альберти
  • +Амадео
  • +Арнольфо ди Камбио
  • +Баженов
  • +Бартоломео Бон
  • +Бенедетто да Майано
  • +Бернардо Росселлино
  • +Бернини
  • +Бове
  • +Борромини
  • +Браманте
  • +Брунеллески
  • +Вазари
  • +Валькот
  • +Ванбру
  • +Гауди
  • +Джулиано да Сангалло
  • +Джулио Романо
  • +Жилярди
  • +К.Рен
  • +Казаков
  • +Камерон
  • +Кваренги
  • +Кекушев
  • +Кодуччи Мауро
  • +Корбюзье
  • +Ларс Сонк
  • +Леду
  • +Лемерсье
  • +Ленотр
  • +Лидваль
  • +Ломбардо
  • +Лонгена
  • +Лоос
  • +Луи Лево
  • +Львов
  • +Мадерна Карло
  • +Мансар
  • +Микеланджело
  • +Микелоццо
  • +Нэш Джон
  • +Орта Виктор
  • +Отто Вагнер
  • +Палладио
  • +Растрелли
  • +Ринальди
  • +Роберт Адам
  • +Россетти Бьяджо
  • +Росси
  • +Сансовино
  • +Тон
  • +Трезини
  • +Филарете
  • +Фриц Хегер
  • +Хуан Гуас
  • +Хундертвассер
  • +Шехтель
  • +Э.Сааринен
  • I в.
  • II в.
  • III в.
  • IV в.
  • IX в.
  • IX в. до н.э.
  • V в.
  • V в. до н.э.
  • VI в.
  • VI в. до н.э.
  • VII в.
  • VIII в.
  • X в.
  • XI в.
  • XII в.
  • XIII в.
  • XIV в.
  • XIX в.
  • XV в.
  • XVI в.
  • XVII в.
  • XVIII в.
  • XX в.
  • XXI в.
  • duomo italiano
  • notre-dame de paris
  • ostfriesland
  • schweifgiebel
  • tito0107
  • via galliera
  • via garibaldi
  • wiki
  • ziggyibruni
  • Аахен
  • Аббатство Сан-Антимо
  • Абхазия
  • Авила
  • Авиньон
  • Австрия
  • Агридженто
  • Азербайджан
  • Аквилея
  • Аквитания
  • Алахан
  • Альбенга
  • Альгамбра
  • Альмерия
  • Амальфитана
  • Америка
  • Амстердам
  • Амьен
  • Анже
  • Античность
  • Апулия
  • Ареццо
  • Армения
  • Ассизи
  • Аугсбург
  • Афины
  • Афродисиас
  • Баальбек
  • Бавария
  • Баден-Вюртемберг
  • Бари
  • Барлетта
  • Барселона
  • Баталья
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Бергамо
  • Берлин
  • Битонто
  • Ближний восток
  • Болгария
  • Болонья
  • Большой канал
  • Бонн
  • Брага
  • Бразилия
  • Брауншвейг
  • Бремен
  • Бретань
  • Брешиа
  • Брюссель
  • Бургос
  • Бургундия
  • Бухара
  • Быково
  • ВДНХ
  • Валенсия
  • Валь-ди-Ното
  • Великобритания
  • Вена
  • Венгрия
  • Венетто
  • Венеция
  • Верона
  • Версаль
  • Верхняя Нормандия
  • Византия
  • Вилла Ротонда
  • Вильгельмсхафен
  • Вильнюс
  • Витербо
  • Витмунд
  • Виченца
  • Владимир
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Вольтерра
  • Вормс
  • Выборг
  • Вюрцбург
  • Гамбург
  • Ганновер
  • Гауди
  • Гватемала
  • Гегард
  • Гейнсборо
  • Гент
  • Генуя
  • Геркуланум
  • Германия
  • Голландия
  • Гослар
  • Гранада
  • Греция
  • Гронинген
  • Гроссето
  • Грузия
  • Гуадикс
  • Дания
  • Дарем
  • Дворец дожей
  • Дидимы
  • Динан
  • Древний Египет
  • Древний Рим
  • Дрезден
  • Дубровицы
  • Египет
  • Земли Луары
  • Золотое кольцо
  • Иераполис
  • Израиль
  • Иль-де-Франс
  • Ингушетия
  • Индия
  • Иордания
  • Иран
  • Ирландия
  • Испания
  • Испика
  • Италия
  • Йевер
  • Кавказ
  • Казахстан
  • Калининградская область
  • Калифорния
  • Калужская область
  • Камбоджа
  • Кампания
  • Каноза-ди-Пулья
  • Каталония
  • Катания
  • Кафедральный собор в Палермо
  • Кельн
  • Кельнский собор
  • Киев
  • Китай
  • Клостернойбург
  • Коломна
  • Комо
  • Кордова
  • Кордовская мечеть
  • Кострома
  • Краков
  • Кремона
  • Крит
  • Крым
  • Кутна-Гора
  • Латвия
  • Лацио
  • Ленинградская область
  • Леон
  • Ливан
  • Ливия
  • Лигурия
  • Лимузен
  • Линкольн
  • Лиссабон
  • Ломбардия
  • Лондон
  • Лотарингия
  • Лувр
  • Лукка
  • Любек
  • Люксембург
  • Ляйпциг
  • Магдебург
  • Мадрид
  • Майнц
  • Македония
  • Мальта
  • Мантуя
  • Марбург
  • Марокко
  • Марсала
  • Масса-Маритима
  • Мексика
  • Мельк
  • Мерзебург
  • Милан
  • Мистра
  • Модена
  • Модика
  • Монреале
  • Монтепульчано
  • Монца
  • Моравия
  • Москва
  • Московская область
  • Московский ампир
  • Московский модерн
  • Московское метро
  • Мурано
  • Мюнстер
  • Мюнхен
  • Нанси
  • Нант
  • Наумбург
  • Неаполь
  • Несебыр
  • Нидерланды
  • Нижний Новгород
  • Нижняя Нормандия
  • Нижняя Саксония
  • Никея (Изник)
  • Новгород
  • Нор-Па-де-Кале
  • Норвегия
  • Норден
  • Нюрнберг
  • Овернь
  • Овьедо
  • Оксфорд
  • Олимпия
  • Ольденбург
  • Орвието
  • Ору-Прето
  • Остия
  • Отель Субиз
  • Павия
  • Падерборн
  • Падула
  • Падуя
  • Палермо
  • Париж
  • Парма
  • Перге
  • Перу
  • Перуджа
  • Пестум
  • Петра
  • Печеры
  • Пиенца
  • Пиза
  • Пикардия
  • Пистойя
  • Плес
  • Поздний классицизм
  • Польша
  • Помпеи
  • Помпоза
  • Порто
  • Портофино
  • Португалия
  • Потсдам
  • Прага
  • Прато
  • Псков
  • Пуату-Шарант
  • Пьяцца Марина в Палермо
  • Пьяченца
  • Равелло
  • Равенна
  • Рагуза
  • Рапалло
  • Реймс
  • Рига
  • Рим
  • Рим античный
  • Римини
  • Римские форумы
  • Рио-де-Жанейро
  • Ростов
  • Ростов Великий
  • Руан
  • Румыния
  • Русский Север
  • Рязань
  • СССР
  • США
  • Саламанка
  • Самара
  • Сан Марко
  • Санкт-Петербург
  • Сардиния
  • Светлогорск
  • Северный Рейн-Вестфалия
  • Севилья
  • Сеговия
  • Седжеста
  • Селинунт
  • Сербия
  • Сиена
  • Синтра
  • Сирия
  • Сицилия
  • Скандинавия
  • Словакия
  • Словения
  • Смоленск
  • Собор Св. Петра
  • Сована
  • Солотча
  • Сорано
  • Сполето
  • Средняя Азия
  • Стамбул
  • Страсбург
  • Суздаль
  • Таллин
  • Тампере
  • Тарквиния
  • Тверь
  • Темпьетто
  • Тиволи
  • Тоди
  • Толедо
  • Томар
  • Тоскана
  • Трани
  • Трастевере
  • Тренто
  • Трир
  • Труа
  • Тула
  • Тунис
  • Турин
  • Турция
  • Турция.Лирбе
  • Тушия
  • Узбекистан
  • Украина
  • Умбрия
  • Урал
  • Урбино
  • Уэлс
  • Уэльс
  • Феррара
  • Фессалоники
  • Фиденца
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Флоренция
  • Фоджа
  • Фрайбург
  • Франция
  • Хальберштадт
  • Хельсинки
  • Хильдесхайм
  • Хорватия
  • Целле
  • Чатсворт
  • Черногория
  • Чефалу
  • Чехия
  • Чивате
  • Чивидале
  • Шампань
  • Шампань-Арденн
  • Шартр
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шенбрунн
  • Эдинбург
  • Эл.Сааринен
  • Эльзас
  • Эмилия-Романья
  • Эриче
  • Эрмитаж
  • Эстония
  • Эфес
  • Юкатан
  • Япония
  • Ярославль
  • алтари
  • ампир
  • английская готика
  • английский стиль
  • античная Турция
  • античность
  • ар деко
  • арка
  • архитектура
  • архитектура нарисованная
  • архитектурный декор
  • баварское рококо
  • базилика
  • баптистерии
  • барокко
  • барокко в Риме
  • барокко минейро
  • башни
  • бидермайер
  • био-тек
  • везерский ренессанс
  • венето-византийский стиль
  • вестверк
  • вестфальский зальный тип
  • видео
  • викторианский стиль
  • виллы
  • витраж
  • вокзалы
  • вопрос
  • выставки
  • гаргульи
  • гипотезы
  • готика
  • градостроительство
  • греко-арабо-норманнский стиль
  • гробницы
  • двери
  • дворцы
  • деревянная архитектура
  • донжон
  • дороманское искусство
  • доходные дома
  • живопись
  • живопись готики
  • жилище
  • жилые башни
  • замки
  • замки Италии
  • замки Франции
  • изразцы
  • инженерные сооружения
  • интерьер
  • исабелино
  • ислам
  • испано-мавританский стиль
  • испанская готика
  • историзм
  • итальянская готика
  • итальянская романика
  • картуш
  • каталонская готика
  • керамика
  • кирпич
  • кирпичная готика
  • классицизм
  • клуатр
  • книги и сайты по архитектуре
  • колокольни
  • колонны и капители
  • конструктивизм
  • крепости
  • купол
  • курортный стиль
  • лабиринт
  • лангобарды
  • лекция
  • лестницы
  • лоджии
  • ложный свод
  • ломбардская романика
  • мавзолеи
  • макеты и реконструкции
  • малые формы архитектуры
  • мануэлино
  • маньеризм
  • маскароны
  • мегалиты
  • метопы
  • метро
  • мечеть
  • модераторское
  • модерн
  • модернизм
  • мозаика
  • монастыри
  • монастыри Португалии
  • мосты
  • мудехар
  • нарышкинский стиль
  • национальный романтизм
  • не могу молчать
  • не сохранилось
  • немецкая готика
  • немецкая романика
  • необарокко
  • неоготика
  • неоклассицизм
  • неоренессанс
  • нормандский стиль
  • окна
  • ордер
  • орнамент
  • особняки
  • палаццо
  • парижские отели
  • перепост
  • периодизация стилей
  • пиар
  • планы и схемы
  • платереско
  • площади
  • полезные комментарии
  • полы
  • портал
  • постмодернизм
  • пражское барокко
  • промышленная архитектура
  • протир
  • псевдорусский стиль
  • раннехристианское
  • ратуши и дома гильдий
  • реклама
  • рельеф
  • ренессанс
  • римско-византийский стиль
  • рококо
  • романо-пизанский стиль
  • романская скульптура
  • романские церкви Кёльна
  • романский стиль
  • рубеж XIX-XX вв.
  • руины
  • русско-византийский стиль
  • сады
  • сайты
  • светская архитектура
  • своды
  • сграффито
  • сецессион
  • синагога
  • скульптура
  • словарь
  • сохраним!
  • средневековая Русь
  • сталинский стиль
  • старое фото
  • стиль Кьяромонте
  • стиль Людовика XIII
  • стиль Людовика XIV
  • стиль Людовика XV
  • стиль Тюдор
  • театры и амфитеатры
  • теория
  • термы
  • тоталитаризм
  • традиционная архитектура
  • триумфальные арки
  • улицы
  • университеты
  • усадьбы
  • утопические проекты
  • фахверк
  • фонтаны
  • французская готика
  • французская романика
  • фронтон
  • функционализм
  • хай тек
  • храмы
  • центрические храмы
  • церкви Вены
  • чурригереско
  • шатер
  • шинуазри
  • школы
  • эклектика
  • экскурсии
  • эрререско
  • этруски

Иоанна предтечи в толчкове

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *