Вопрос об исходе евреев из Египта является актуальным для современной науки. Суждения исследователей об исторической достоверности исхода обнаруживают весьма широкий диапазон. Одни считают, что этот рассказ соответствует действительности; другие думают, что соответствующие события произошли не со всеми израильтянами, а с какой-то их частью; третьи видят в нем вымысел . По нашему мнению верно первое утверждение, рассмотрением которого мы и займемся.

В еврейских преданиях не найдено ни одного намека, относительно поражения египетских сил или чужеземными войсками или национальными мятежниками, которое бы способствовало освобождению евреев и могло бы объяснить исход израильтян, — этот «гвоздь вколоченный в гроб египетской монархии». Не дает какого либо ясного и определенного указания на то или другое бедствие и египетская история того периода, к которому, по общему согласию египтологов, должен быть отнесен выход евреев из Египта. Наиболее устойчивое и популярное мнение западных ученых считает фараоном исхода Манефту I, царя 19 династии, сына Рамзеса II. Но история царствования Манефты, насколько она может быть восстановлена по монументальным памятникам, не представляет удобной почвы для возникновения попытки со стороны израильтян к освобождению от рабского ига. Не больше исторических данных для естественного объяснения данного факта представляет и царствование Тутмоса II, которое некоторые исследователи ставят в параллельную связь по времени с событием исхода .

Согласно исследованиям отечественных ученых, исход евреев из Египта обычно приписывается (Бруугшем, Эберсом, Раулинсоном, Сейсом и др.) времени царствования Манефты (Марениты) или Сеты II, непосредственного преемника Рамсеса II. Но так как оба эти государя не принадлежали к числу слабых, и, очевидно, имели под своей властью как Палестину, так и Синайский полуостров, то лучше (вместе с Киттелем, Масперо, Видеманом и др.) отнести исход ко времени ослабления царской власти и общей анархии, период которой следовал за царствованиями в конце XIX-й династии (не позднее, по Мейеру, чем в 1180 г. до Р. Х., по Раулинсону и др. — около столетия раньше). Мак-Курди относит исход ко времени XX-й династии, в последнее время царствования Рамсеса III или непосредственно после его царствования. Он не думает, чтобы Египетское владычество над Синайским полуостровом, или Палестиной в более ранее время было слабо настолько, чтобы был возможен исход евреев из Египта, или завоевание ими Палестины, почему этот ученый указывает дату около 1200 лет до Р. Х. Мнения некоторых писателей (Кука, Кондора, Келера, Шарпа и др.), которые относили исход к более раннему времени, опровергалось через установление Навилем Питома, как построенного Рамсесом II; опровергалось телль-американскими таблицами, которые показывают, что Палестина была совершенно египетской провинцией во время XVIII-й династии; опровергалось, наконец, и фактом владычества Сети I и Рамсеса II над Палестиной во время XIX-й династии.

Если предположить, что к царствованию Мерениты исход евреев из Египта был уже совершившимся фактом, в таком случае позволительно отождествлять евреев с кабирами, о нашествии которых на Палестину, годов за 150 раньше, так много говорят амарнские письма .

По другой версии исход евреев из Египта связывается с воцарением новой, восемнадцатой династии, родона­чальником которой был Аамес или Амозис I. Она избрала своей резиденцией Фивы, как центр политической незави­симости страны, и дала Египту ряд великих фараонов, при которых он достиг вершины своего внешнего могущества и внутреннего процветания. Время царствования этой ди­настии особенно ознаменовалось развитием военного мо­гущества.

Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии; но затем оно пере­шло и к их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае не нужно было и выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самом месте обитания изра­ильтян. По изгнании гиксосов из Египта, требовалось на бу­дущее время обеспечить страну от вторжения полудиких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным по­строить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был дармовой труд израильтян . Труд был, очевидно, каторжный, и биб­лейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью, говорит он, принуждали сынов израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тя­желой работы над глиною и кирпичами, и от всякой ра­боты полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». Так они «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов», т.е. пограничные крепос­ти с кладовыми для военных припасов. Таким образом, исход из Египта был в 1491 г. до Р. Х. при правлении 13 египетской династии и фараоне Тутмосе III .

Немного иного мнения придерживаются западные исследователи. По их ловкому замечанию, наука до сих пор не располагает никакими достоверными источниками о пребывании евреев в Египте. Известно лишь, что соседние с Египтом племена, спасавшиеся от засухи и голода, часто просили разрешения поселиться на территории Египта. Эти племена обычно назывались еврейскими и использовались в Египте на принудительных работах. Среди них, возможно, действительно были семитские племена, которые могли происходить из колен Ефрема и Манассии, а затем и Вениамина, и позже они стали ядром израильского племенного союза, принявшего традиции этих племен, чтобы доказать право на обретение родины в Ханаане.

Если задаться целью, установить период времени пребывания еврейских племен в Египте, то вряд ли можно найти достаточно надежные источники. Библейские тексты полны разночтений. Что касается продолжительности пребывания евреев в Египте, то в еврейской Библии указывается 430 лет, а в древнегреческом переводе — 215. Можно предположить, что переселение евреев в Египет относится ко времени господства там гиксосов (1750–1580 гг. до н. э.), которые проявили гостеприимство по отношению к израильтянам (возможно, родичам), ставшим их опорой в Египте. Эпоха рабства для евреев начинается после освобождения Египта от ига гиксосов, когда новые фараоны рассматривают в качестве врагов представителей тех племен, которые поселились здесь в период господства гиксосов. Исход евреев из Египта можно датировать временем правления фараона Рамзеса II (1290–1223 гг. до н. э.), который считался великим строителем и широко использовал рабский труд. Вполне понятно, что в изменившейся ситуации израильские племена, когда они превратились в рабов, стремились освободиться из-под ига .

Библия не указывает имени египетского царя — современника Иосифа, и двух царей — современников Моисея называет также просто «фараонами». В свою очередь, в сохранившихся до наших дней египетских памятниках нет прямых указаний на библейские события. Это создает известные трудности в определении даты Исхода, т. к. приходится пользоваться лишь косвенными указаниями.

Отправной точкой в поисках хронологии Исхода должны служить слова Ягвиста о том, что угнетаемый Израиль «построил фараону города для запасов Пифом и Рамсес» (Исх.1:11). У Элогиста указывается город Сокхоф, который был сборным пунктом израильтян в момент Исхода (Исх.13:20).

Сокхоф находился на восточной границе Дельты и был пограничной крепостью при Мернептахе — сыне Рамсеса II.

К своей строительной деятельности Рамсес мог приступить лишь после окончания войны с хеттами, т. е. ок. 1285 г. Вероятнее всего, к этому времени нужно отнести и угнетение Израиля. Из всего рассказа явствует, что резиденция фараона находилась в Дельте. Указания на Рамсес, Пифом и Сокхоф надежно локализуют во времени деятельность Моисея.

Согласно элогистическому преданию, Израиль жил в Египте 400 лет (Быт.15:13). Священническая традиция определяет это время в 430 лет (Исх.12:40). Это поразительно совпадает с юбилейной стелой Сета, где отмечается четырехсотлетие с основания Авари-са-Рамсеса. Если юбилей справлялся около 1300 г., то основание города нужно отнести к 1700 г. Это совпадает с той датой, которая обычно считается началом гиксского вторжения в Египет. Между тем эллинистические, египетские предания и множество косвенных свидетельств заставляют относить время Иосифа к правлению гиксов. В частности, известно, что евреи знали «эру Авариса», т. е. отсчет времени от основания гиксосской столицы (Чис.13:22), что указывает на их тесные связи с гиксами.

Итак, если дата Авраама ок. 1850 г., дата Иакова ок. 1750 г., дата переселения Израиля в Египет ок. 1700 г., то дату Исхода нужно искать где-то около 1300 г.

Многие современные исследователи считают фараоном Исхода Рамсеса II, а Сети I, его отца, «фараоном-угнетателем».

Эта датировка связана со стелой Мернептаха (1234–1220), которую Флиндерс Петри обнаружил в фиванском некрополе зимой 1896 г. В этой стеле говорится, что в третье лето царствования сына Рамсеса II он покарал своих врагов, возмутившихся против него. В числе усмиренных перечисляются: 1) Ливия, 2) Хетта, 3) Ханаан, 4) Аскалон, 5) Гезер, 6) Иеноам и, наконец, 7) Израиль. Из этого делают вывод, что Исход к 1230 г. уже совершился и израильтяне обитали в Палестине.

Однако, во-первых, в стеле названия даны без четкой географической локализации. Сначала говорится о западных ливийцах, потом о хеттах Малой Азии, о южнопалестинских городах Аскалоне и Гезере, потом снова о североханаанском городе Иеноаме. Во-вторых, перед словом «Израиль» стоит детерминатив, означающий не город, а племя. И, наконец, в-третьих, библейское предание не говорит ни о каком столкновении с египтянами, кроме эпизода у Тростникового моря.

В то же время смутные годы царствования Мернептаха гораздо больше подходят к ситуации, описанной в «Исходе». Сомнительно, чтобы такой фараон, как Рамсес, дал уйти израильтянам. Ослабление империи началось лишь при его сыне Мернептахе. Характерно, что о «фараоне-гонителе» Библия говорит как о царствовавшем «долгое время» (Исх.2:23). А, как известно, царствование Рамсеса было одним из самых продолжительных в истории Египта (65 лет). Исход, согласно Библии, происходит именно при сыне этого долговечного фараона.

Второе объяснение можно найти в 1Пар.7:21–24. Там рассказывается, что в начале пребывания Израиля в Египте эфраимиты совершили поход в Палестину и, несмотря на ряд неудач, основали там несколько городов. В 34-й главе Бытия говорится о том, что израильтяне завоевали город Сихем, который впоследствии при вторжении в Ханаан Иошуа взял мирным путем и сделал своим центром. Тот факт, что какая-то часть Израиля оставалась в Ханаане и после переселения Иакова в Египет, подтверждается упоминанием в военных анналах Тутмоса III (1502–1448 гг.) палестинской местности Иаковэль.

Библия повествует о том, что фараон боялся, как бы евреи не вступили в союз с его противниками (Исх.1:10). Вполне вероятно, что здесь имелись в виду соплеменники из Ханаана, которые в год Исхода были разгромлены Мернептахом. После завоевания Ханаана оба потока израильтян слились в одно целое, а так как «Моисеево ядро нации» отличалось большей духовной силой, оно подавило более примитивных израильтян Ханаана. Антагонизм Израиля и Иуды может быть отголоском этой изначальной двойственности народа.

Итак, Исход можно датировать ок. 1230 г. Именно к XIII в. относятся следы разрушений в ряде городов Палестины. Библия говорит о том, что царь Эдома не хотел пропустить Израиль через свои земли. Археология показала, что Эдомское царство возникло не раньше 1300 г. Развалины захваченных ханаанских городов позволяют датировать время завоевания ок. 1200 г. Правда, не получается «сорокалетнего» странствования в пустыне, но эти 40 лет есть в большей степени символическое обозначение жизни поколения, чем точное хронологическое указание.

Против отнесения Исхода ко второй половине XIII в. выдвигают указание о том, что Исход произошел за 480 лет до построения Соломонова храма (3Цар.6:1). Если храм начали строить ок. 958 г., то Исход, по этой дате, произошел ок. 1440 г., т. е. во времена Тутмоса III и Аменхотепа II. Однако это было время полного господства фараонов в Палестине, и оно совершенно не соответствует ситуации, отраженной в Библии. К тому же Дельта в те годы не была резиденцией царей, а будущие Пифом и Рамсес еще представляли собой забытые пустыри.

Таким образом, число, указанное в Книге Царств, есть число священное. А вся совокупность библейских и внебиблейских данных приводит к XIII в. (1230) как исторической дате Исхода .

Если принять раннюю датировку исхода 1446 или 1447 г. до P. X., то с учетом современной хронологии египетской истории фараоном эпохи исхода можно рассматривать Тутмоса III (1479–1425 гг. до P. X., или 1490–1436 гг. до P. X.).

В рамках гипотезы поздней датировки (1260 г. до P. X.) в качестве фараона эпохи исхода видят Рамсеса II. Большинство известных археологических свидетельств можно интерпретировать как в пользу ранней, так и в пользу поздней датировки исхода.

И все-таки, археологические свидетельства не позволяют в полной мере ответить на вопрос о точной дате исхода, но позволяют только рассматривать событие исхода как исторический факт .

——————

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель. 1989. 2535 с.

  1. Гече Г. Библейские истории: Пер. с венг. М.: Политиздат, 1988. 367 с.
  2. Глубоковский Н. Хронология Ветхаго и Новаго Завета // Труды Киевской Духовной Академии. К., 1910. №6. С. 239–270.
  3. Лопухин А. П. Библейская история Ветхаго Завета. СПб., 1896. Изд. 2-е. 454 с.
  4. Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание исправленное и дополненное. М., 2003. Исход. 200 с.
  5. Мень А., прот. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. М.: СП «Слово», 1991. 462 с., ил.
  6. Савваитский М. Исходъ израильтянъ изъ египта. СПб.: Типография Ф. Елеонскаго и К., 1889. 200 с.
  7. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник литературы и обществ, мысли древней Передней Азии). М.: Политиздат, 1987. 239 с.
  8. Юревич Д., прот. Исход // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. XXVIII. С. 31–58.

Интересные факты об исходе евреев из Египта

Обратили ли вы внимание на то, что из Египта вместе с евреями вышли и люди из других народов?
37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
Исх. 12:37-38
Считается, что в число иноплеменников входили «богобоязненные» египтяне (Исх 9.20), а также родственные евреям семиты, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.
Известный мультфильм «Принц Египта» (The Prince of Egypt) 1998 года в целом не претендует на детальное и достоверное отображение истории исхода евреев из Египта. Тем не менее, в нем можно встретить отсылку на вышеупомянутый факт. Сперва нам показывают двух египетских стражников, которые бросают свои копья и покидают свои посты. Позже можно наблюдать их среди уходящих из Египта израильтян.


* * *
Помните этот момент, когда египтяне погнались за израильским народом прямо по дну Чермного моря:
24. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; (Исх. 14:24)
В утреннюю стражу (по нашему счислению, — время от 2 до 6 часов утра) произошло нечто, приведшее воинственных египтян в замешательство.

Божественное действие обозначенное словом «воззрел», передается в еврейском тексте глаголом «вайашкев» от «шакав», — буквально: «наклонился с тем, чтобы посмотреть». Возникшее замешательство египтян дает право думать, что «воззрение» сказалась чем-либо видимым. И действительно, Пс. 76:17-19, понимает его в смысле жестокой, громовой бури, разразившейся над египтянами.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона. (Пс. 76:17-21)

* * *
Еще Немного Библейских фактов
Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.
Исх.13:17.
Почему Бог не повел Свой народ через земли филистимлян? Ведь это фактически кратчайший путь к Ханаану из Египта.
Филистимляне были не только воинственным народом, но к тому же обладали передовыми для своего времени технологиями. На Ближнем Востоке только филистимляне и хетты владели технологией выплавки стали.

У них на вооружении было железное оружие и железные колесницы. Но что хуже всего, филистимляне в то время находились в дружественных отношениях с египтянами.
Ослабленные продолжительным рабством, евреи не могли выдержать столкновения с ними, ужасам войны могли предпочесть тяжесть египетского рабства и возвратиться в Египет. Поэтому Господь и не повел их в землю Ханаанскую, в северо-восточном направлении, – через пределы страны Филистимской.
* * *
Племя, которое первым напало на Израиль.
8 И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.
Исх. 17:8
Амаликитяне, как считают, являются потомками Исава через сына его Елифаза (Быт. 36:12). Это кочевой, живущий грабежом, народ, занимал пространство между Идумеей и Синаем.
Во время исхода из Египта амаликитяне были первым народом, напавшим на едва вышедший из Египта Израиль. Судя по свидетельству Втор. 25:18, они напали не на главные силы и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие, ряды.
17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.
Втор. 25:17-19
Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие (Иер. 2:3). Это общее правило применяется и к амаликитянам (1 Цар. 15:2,3).
* * *
Интересный факт
Представьте, что вы пастух. Пустыня – последнее место, куда вы поведете свое стадо. Зачем же Моисей повел своих овец через пустыню?
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
Исх. 3:1
Названием Хорив обозначается в том числе и целый горный хребет (Исх. 17:6), в котором лежал Синай, благодаря чему эти два названия используются как синонимы (сравните Исх. 3:1 с Деян. 7:30). Так как Хорив входит в состав гор Синайского полуострова, то под пустыней, в которую углубился Моисей по-видимому понимается пустыня Синайского полуострова (см. Деян. 7:30).
Причиной, по которой Моисей выдвинулся в эту сторону были пастбища при Хориве, которые изобиловали кормом и водопоями, достаточными для мелкого скота.
* * *
Сколько израильтян участвовало в Исходе?
В библейском тексте указывается конкретное число: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое» (Исх.12:37,38).

Во время Исхода египтян насчитывалось от 1.5 до 5 миллионов человек (41). Евреи не были частью египетского общества, они жили отдельно от египтян, как рабы.

Указанная цифра позволяет вычислить, сколько человек в целом совершили Исход из Египта. Итак, мы имеем число мужчин — 600 тыс. Если допустить, что на одного мужчину приходилась одна женщина, то эту цифру следует удвоить. Средняя продолжительность жизни — 75 лет. Предположим, что мужчинами считались лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, и что у израильтян было равномерное распределение возрастных групп.
Простой подсчёт позволяет добавить примерно еще 320 тыс. человек. Полученная сумма превышает 1.5 миллиона человек. К этой цифре следует прибавить число тех, кого Библия называет «разноплеменными людьми». Допустим, что таких людей приходилось по одному на каждую еврейскую семью, которая в среднем состояла из десяти человек. Суммируя полученные 150 тыс. (вероятнее всего, очень заниженная цифра) и 1.52 млн. собственно израильтян, имеем в результате около 1.7 миллиона человек.
* * *
В поддержку предположения, что израильтян было действительно очень много, выступает тот факт, что Египет — супердержава той эпохи, для организации погони за израильским народом мобилизовал всю свою военную мощь (около 250 тыс. солдат). Это свидетельствует о том, что египтяне преследовали не горстку беженцев, а целый народ.
* * *
Фараон, с которым Моисей вёл переговоры о том, чтобы тот отпустил народ из Египта, был Аменхотеп II. (1454-1418). История свидетельствует, что при этом фараоне произошло значительное ослабление Египта. Если не принимать в расчёт библейскую историю, то сам факт ослабления, выглядит более чем странным. История так же не свидетельствует нам, о каких-либо существенных военных экспансий направленных против Египта.
* * *
Ещё более непонятным является осенний поход Аменхотепа II. Стоит отметить, что обычно цари выходили в поход весной. Вот некоторые сведения о том походе.

Традиция египетских военных завоеваний продолжилась Аменхотепом II, который в основном азиатском походе пересек реку Оронт и осадил сирийские города той области. Стела храма Амады в Нубии сохранила записи о принесении в жертву семи сирийских правителей в Фивах. Шестеро были повешены вниз головой на стенах Фив, а тело седьмого было подобным же образом выставлено на всеобщее обозрение в городе Напата, великом городе глубоко в Судане, вниз по течению от четвертого порога, где были взяты 71,000 пленников.
Стоит обратить внимание и на то, что Аменхотеп вдруг взял в плен столько много будущих рабов. Ни в одном из предшествующих походов ни сам Аменхотеп II, ни его отец Тутмос III никогда не приводили такое количество пленников. Это можно объяснить лишь тем, что до этого фараон потерял, не запланировано много рабов. Этим объясняется поспешность и, скорее всего, внеплановость самого осеннего похода, а так же большое количество пленников.
* * *
Есть и ещё одна причина, которая заставляет задуматься над тем, что именно Хатшепсут была приёмной матерью Моисея. После смерти Хатшепсут египтяне проявили непонятную ненависть к ней, если не принимать в расчёт историю с Моисеем. Её имя, изображения были тщательно стёрты из всех возможных памятников.
Если она была действительно египетской матерью Моисея, то эта диффамация как нельзя лучше объясняет причину такого отношения египтян к Хатшепсут. У египтян есть все основания считать Моисея самым большим разрушителем их империи во всей истории Египта. Но об этом мы поговорим ниже.
* * *
Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай (Исх. 19:11). У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. В течение года израильтяне жили у горы Синай (Чис. 1:1). В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин (Чис. 1:46).
Интересные факты. Исход евреев из Египта.

Подборка фактов: bible-facts.ru

Исход событий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *