Как приготовить ребенка к первой исповеди?

Димакса, 03.01.07 20:16Моему старшему сыночку в этом году исполнится 7 лет и он не сможет уже причащаться без поста и исповеди. Подскажите как вы готовили своих деток к такому важному шагу, как первая исповедь, поделитесь опытом. Анна Хрусталева, 10.01.07 16:18Мы готовиться начали лет наверное с пяти Просто дочка спрашивала, что такое исповедь, почему я на исповедь хожу и почему взрослым нельзя без исповеди причащаться. А я потихоньку отвечала. И о том, что такое грех, она имела уже некоторое представление.
Поэтому когда подошел возраст — 7 лет — она знала, что будет исповедоваться, и давно уже знала — в чем именно.
Волновалась, конечно, но и хотелось одновременно.
А сама я параллельно читала во взрослых книжках то, что попадалось по теме детской исповеди. И усвоила два основных правила: первое — не указывать ребенку, в чем он должен исповедоваться (потому что тут самое важное — чтобы он сам осознавал то или иное свое действие как грех), и второе — соблюдать тайну исповеди, то есть не расспрашивать о том, что он говорил и что ему сказал батюшка.
А насчет поста — увы, у нас пока не получается. Максимум — в многодневные посты нее есть конфет.
А утром перед причастием до недавнего времени дети завтракали, лишь недавно стали ограничиваться кусочком хлеба, или половиной чашки кефира.
Плохо конечно, но иначе они пока не могут. nadюшка, 10.01.07 21:44Есть замечательная брошюра «Беседа митрополита Антония Сурожского от исповеди и причащении детей. Брак и семья» Мне она помогла многое осмыслить.
В сети могу порекомендовать вот эту ссылку.
Исповедь и причастие детей
Мой старший только подходит к этому возрасту, поэтому проблема для меня тоже актуальна. georgiz, 18.05.07 12:12Эта тема для меня очень актуальна. Старший мой ребятенок растет.
Я никак не возьму в толк как сделать так, чтобы исповедь стала необходима детскому сердцу, а не маминому/папиному желанию?
Вот мои мысли по этому поводу
1. Я уверен, что очень важно — и это важнее исповеди — привить ребенку любовь к храму, доверие к священнику и любовь к Причастию.
2. Главное, чтобы вся семья периодически причащалась, чтобы Причастие было радостью, трудом и делом всей семьи.
3. Я категорически против того, что ребенок смотрел на исповедь как на некий «атрибут», некое «условие» подготовки к Причастию. Исповедь — это нравственное перерождение и до него надо созреть и суметь оценить плоды исповеди.
4. Я всеми силами буду стремиться, чтобы первая исповедь ребенка была у такого священника, который дорог и уважаем во всей семье. Но уважаем не как некий гуру, способный заслонить авторитете родителей, а так же умеющий доверять родителям и семье в целом.
5. Я убежден, что традиция исповеди ребенка может и должна проистекать из традиции исповеди родителей, а не из регламентаций кого-либо и эта традиция никак не может быть регламентирована для ребенка. Подтолкнуть ребенка к исповеди — дело семьи, но регламентировать эту сторону жизни должен он сам, только тогда это будет плодотворно для его души.
6. Результатом исповеди ребенка должны стать некоторые личные и созидательные, более того даже дружеские (но не панибратские) отношения со священником.
7. Мне лично не нравится то, что есть некоторый срок начала исповеди — 7 лет. В разных семьях разная практика исповеди и Причастия. Я считаю, что это дело супругов, а не церковной власти определять, когда ребенку исповедоваться.
8. Я уверен, что исповеди должна предшествовать доверительная беседа священника и ребенка, чтобы священник смог ребенку поведать о своих «требованиях» к процедуре исповеди и ребенок был готов к этому.
9. При всем сказанном выше необходимо помнить, что христиане причащаются только потому, что они христиане. Если человек не отпал от Церкви через нравственный разврат и через ересь, то он имеет право причащаться, когда захочет. Это я к тому, что срок введения ребенка в традицию исповеди никак не может сказаться на участии ребенка в Евхаристии. Семья должна задать некоторый ритм причастия всей семьи (хотя бы раз в месяц/два, но это дело семьи) и этот ритм не может завесить от исповеди/неисповеди кого-либо из семьи.
Анна Хрусталева, 18.05.07 13:20Это очень хорошие принципы, но на деле получается, что ребенок без исповеди причащаться не может. А исповедоваться каждую неделю-две, то есть в том же ритме, в каком он раньше причащался, он может быть еще не готов… Что же получается? Исповедь становится скучной обязаловкой?
Мы-то взрослые, готовимся всю неделю (ну или хотя бы дня 3), читаем правило, обдумываем исповедь. А ребенку просто говорим: завтра пойдем в храм. И он идет, повинуясь родительской воле (или упрямится и не хочет идти). И как тут привить ребенку ответственное отношение к исповеди? Как сделать ее самостоятельной? Ребенок еще слишком мал, чтобы идти в храм самостоятельно, когда возникнет потребность; в то же время, как иначе приучать ребенка к церковной жизни, если не собственным примером, беря его с собой? georgiz, 18.05.07 13:56Вот я и говорю об этом же…
Для себя я решил так.
Если мы не раздели исповедь и Причастие, то ничего у нас не выйдет.
Если мы не спросим себя зачем ребенку исповедываться и зачем Причащаться, то тоже ничего не выйдет.
Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию. А это не может быть регламентировано ритмом родителей. Поэтому приучение ребенка должно иметь собственный ритм никак не связанный ни с родительским, ни с Причатием. Священники обязаны причащать детей из церковных семей и даже не интересоваться возрастом чада и временем исповеди. А дело духовника (если он есть) и семьи неспешно вводить ребенка в традицию исповеди.
Димакса, 18.05.07 17:33 ЦИТАТА (georgiz @ 18 мая 2007, 14:38) Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию.
Покаянию мы начинаем учить ребенка гораздо раньше 7-ми лет, ведь когда мы говорим ему…….извинись…..попроси прощение.., то это уже покаяние. Тяжело( для меня) объяснить ребенку вообще понятие греха. Я говорю, грех- это плохой поступок, грубое слово, плохо про кого-то подумал. Достаточно ли этого для ребенка? Сами то мы понимаем, что осознание греховности это более глубокое чувство.
Детям, где вся вся семья воцерковленная, думаю попроще, там ежедневно все живут церковной и молитвенной жизнью. Но у меня не такая семья и поэтому нам сложнее. ellena, 18.05.07 22:08Вижу часто одну семью у нас на приходе. Там старший мальчик исповедуется с 4 лет. Совершенно искренне, так страдает, то братика младшего побил, то маму обидел. Он так громко говорил, что невольно слышали. Сейчас ему уже 6. К своим 7 годам он таинство покаяния осознал наверное по полной программе. Можно будет моих к нему на ликбез отправлять. А моей Ниночке 4,5, пока еще рановато, но очень боится исповеди. Когда мы ходим, она все видит, и как мы дома готовимся видит, но покаяться не может даже на уровне, чтобы просто попросить прощения у мамы, папы или сестры. georgiz, 21.05.07 14:29Я тут с одним моим знакомым говорил на этут тему. М вот Александр (его так звать) сказал, что у нас наблюдается такая тенденция: когда ребеном мал и исповедь ему не очень-то нужна, его приучают к ней. А когда ему становится лет 14 и выше, и ему действительно бывает нужна исповедь, то более 90% детей из церквоных семей на исповедь не ходят.
Вот Вам постановка проблемы. Выходит, что исповедь малых детей больше нужна родителям, и такие исповеди не воспитывают детей (я не беру единичные исключения).
Вот. Танюшик, 21.05.07 21:39Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?.. мне кажется, это такой как раз момент, когда ребенок должен осозновать свои отношения с Богом. Что их может что-то разделять, что надо уметь просить прощения, что надо уметь «дружить», быть честными в этой дружбе. Потому что иначе это как-то вот… ну обесценивается, вроде идешь к батюшке сказать, что не слушался маму. Ну почти что… папе признаться, что маму не слушался — всё одно. Т.е. получается, к Богу вроде и отношения это не имеет.
Я коряво изъясняюсь, простите. georgiz, 22.05.07 12:31 ЦИТАТА (Танюшик @ 21 мая 2007, 22:21) Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..
Опыта в этом вопросе я не имею. Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди. Я и сам-то для себя все больше вопрошаю себя, особенно в контексте частой исповеди. Ответы найти ой как трудно…
А каков опыт участников форума? АльКин, 24.05.07 12:46 ЦИТАТА (georgiz @ 22 мая 2007, 13:13) QUOTE(Танюшик @ 21 мая 2007, 22:21) Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..
Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди.
А каков опыт участников форума?
мне когда-то попалась на глаза статья Алексея Уминского и я запомнила только одну вещь,что очень трудно объяснить ребенку в чем каяться и невозможно на ушко маме ему все сказать, чтобы он пошел и отчитался , так ребенок начнет формально ко всему относится-я кстати увидела это в своем ребенке когда именно так и поступала-я даже планку ему выше чем себе ставила-мол «Ванечка,cыночек, давай все скажи батюшке-не утаи смотри»-а сама сидела и не могла пойти на полную исповедь-все тяну и тяну….а его застращаю и прямо толкаю….оказывается, поговоря, со многими мамами в воскресной школе-мы многие так поступаем-…хочется думать,что это от нашей земной любви идет,от человеческого ума-мы то искренне думаем что так спасем ребенка-а это неправильно
-cамый главный индикатор греховности -это стыд-вот за что ребенку стыдно-за что у него на сердце тяжесть и «кошки скребут»-пусть сам в том и исповедуется и ни в коем случае толкать нельзя-вот тогда я перестала приседать на уши,именно так и объяснила,что священник такой же человек,но ему от апостолов и потом через епископов передан сакральный священный дар от Господа прощать и только через исповедь и разрешительную молитву все отпустится-вот там вроде начались какие-то подвижки и как то он стал сам тянуться -просто потребность теперь у него личная-пойти и все сказать-единственное-у нас проблема -я вижу что он как будто, сняв груз опять делает часто тоже что и делал-
опять практически те же грехи и что с этим делать? — вижу, что потом по моим молитвам через какое то время опять просится в Церковь-насколько ему все формально? я понимаю что невозможно ему совсем не грешить-ребенок он эмоциональный и харАктерный как мы все в семье,но пока радуюсь и этому -может потом и созреет-все-таки вижу, что старается-пыжится первый день после исповеди не повторять и опять по этому же поводу не грешить-но на следующий день-уже меньше и меньше помнит и пошло-поехало как всегда…. потом опять по кругу- опять вдруг его как жечь начинает и опять:- «Пошли мам в Церковь»в общем мы воробьиными шашками к этому осознанию идем и ой с какими падениями,а потом у нас и самих с мужем исповедь всегда очень трудно идет,а ведь все из семьи пляшет….вот и сами себя нудим, но его уже не толкаем-он сам на наши страдания смотрит и видит ,что нельзя жить человеку с тем, что стыдно и не снять это-а то как снежный ком закрутит и еще сильнее пойдут искушения посильнее-мне вот говорит:»Мама-ты вот не такая гневливая, как часто ходишь-а как не ходишь долго-прям вредная становишься»-а мне так трудно именносвою гневливость исповедовать …….видит деть действие исповеди и причастия-сама поражаюсь и радуюсь этому-надеюсь что мои дети вырастут лучше чем мы с мужем-мы только во взрослом состоянии с мужем первый раз несколько лет назад исповедовались-а они с младенчества-вот и открывает им Господь гораздо больше-я от ума еще много что делаю,от книг и умствований -а у детей-уже вижу как от сердца прямо направляет…-еще он стал прощения у нас за непослушание стал просить перед исповедью-это тоже радует меня,что именно сам.
вот нашла в сети тот отрывок протоиерея А. Уминского который мне тогда запомнился—>
«Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?». «Да», — отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения… И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд — самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.
Но не только «плохие поступки» омрачают детскую жизнь. Подчас «плохие мысли» больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас от того, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: «Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать». Это очень важный момент. Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. «Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть», — должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он — это разные вещи, что злые помыслы — это не его мысли и нельзя принимать их как свои. «Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их», — так надо научить думать ребенка.
Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы… И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу — значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно.»
http://www.hram.ru/index.php/osnovi-cheald-2

Категория: Детская страничка

Детям о первом грехе
Адам и Ева жили в большом прекрасном саду, который был для них насажен Самим Богом.Там росло множество красивых деревьев, дающих вкусные плоды. Там протекала чудесная река, дающая начало четырем главным рекам земли. Там было всегда так тепло, что людям не нужна была одежда и они ходили нагие. Им не было стыдно. Ведь стыд приходит вместе с грехом. Адам же и Ева были невинны и безгрешны, поэтому им и нечего было стыдиться.
Сад этот назывался раем. Адаму надлежало возделывать этот сад и хранить его.
Между всеми райскими деревьями два отличались от остальных. Одно называлось деревом жизни, а другое — деревом познания добра и зла.
Господь Бог сразу предупредил человека: «От всякого дерева в саду ты можешь есть плоды, а вот плоды от дерева познания добра и зла не ешь никогда. Если же ты не послушаешься Меня и попробуешь плодов с этого дерева, то ты умрешь в тот же день». Адам сказал об этом и Еве.
Трудно ли было людям послушаться их Создателя? Вовсе нет. Вокруг было столько вкусных плодов, фруктов, ягод, что можно было легко потерпеть и не нарушать такую простую заповедь.
Но случилось ужасное: люди попробовали плодов запрещенного дерева. А подтолкнул их на это злой диавол. Ему стало завидно, что Бог любит человека, заботится о нем, говорит с ним; завидно, что человеку так хорошо жить в раю. Дьявол задумал погубить людей. Пробрался он потихоньку в рай, вошел в змия и влез на дерево, от которого запрещено было людям вкушать плоды, и ожидал, не подойдут ли Адам или Ева, чтобы уговорить их нарушить заповедь Божию.
Однажды, когда Ева проходила мимо дерева познания, она вдруг услышала голос. Она подняла глаза и увидела красивого змея. Змей спросил Еву: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» — «Нет, — отвечала Ева, — мы можем есть плоды с любого дерева, кроме этого, потому что, если мы съедим плодов с этого дерева, то умрем». — «Да не верьте этому, — сказал змей, — знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Ева слушала, а сама все смотрела на красивые плоды. Они нравились ей все больше и больше. «Неужели, — думала она, — змей говорит правду, и от этих плодов мы с Адамом сделаемся умнее. Если это так, то что же в том плохого? К тому же плодов на дереве много — Бог и не узнает, если я сорву несколько для себя и для мужа».
И вот взяла Ева плодов от дерева познания добра и зла и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Но лишь только они съели плоды, как вспомнили о словах Божиих. И открылись глаза у них обоих, и поняли они, что согрешили. Тотчас стало им стыдно смотреть друг на друга: узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Вскоре услышали Адам и Ева голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня. Но вместо того, чтобы с радостью броситься Ему навстречу, как они делали это прежде, испугались Адам и Ева и спрятались между деревьями. Они думали, что там их Бог не увидит.
Вот так получилось, что вместо того, чтобы стать умнее, люди, нарушив заповедь Божию, стали глупее, чем они были, — они думали спрятаться от Всевидящего Бога.

«Адам, где ты?» — сказал Бог строгим голосом. Тогда отвечал Адам: «Голос Твой я услышал и убоялся, и спрятался, потому что я наг». — «Кто сказал тебе, что ты наг Не ел ли ты плод от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» — спросил Бог. Тут бы и признаться Адаму в нарушении заповеди, но вместо этого он начал оправдывать себя: «Жена, которую Ты мне дал, принесла мне плод от дерева, и я ел».
Строго спросил Господь у Евы: «Зачем ты это сделала?» — «Милосердый Боже, — отвечала Ева, — я тоже не виновата. Змей обманул меня. Он подговорил меня сделать это».
Итак, ни Адам, ни Ева не признали свою вину, не принесли покаяние Господу. За это Господь назначил им наказание. Но первым был наказан дьявол, сидевший в змие. Его строже всех и наказал Бог. Он сказал дьяволу так: «Тебя победит Спаситель, который родится от жены. Он не позволит тебе вперед обманывать людей, а людям даст рай еще лучше, чем этот, и не на земле, а на небе».
И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми зверями; ты будешь ползать на животе твоем и будешь есть землю во все дни жизни твоей». Только сказал это Бог, как змей, который до этого был самым красивым и самым умным из животных, превратился в самого гадкого и некрасивого.
Еве Бог сказал: «Много болезней перенесешь ты, рождая детей, и за то, что соблазнила твоего мужа, он будет властвовать над тобой, а ты должна его слушать».
Адаму Бог сказал: «Так как ты не послушался Меня, то вот тебе наказание: отныне тебе придется много трудиться, добывая хлеб для своего пропитания, так что потечет с лица твоего пот, когда будешь обрабатывать землю. Ты посеешь рожь или пшеницу, а вместо хлеба на твоем поле вырастет никуда не годная трава, или терние. Всю жизнь ты проведешь в тяжелых трудах, а потом возвратишься в землю, из которой и был ты взят».
С этой минуты Адам и Ева не могли уже оставаться в раю. Господь Бог изгнал их из райского сада, а чтобы они не могли вернуться назад, поставил Он перед входом Ангела с огненным мечом.
Только теперь поняли Адам и Ева, что они совершили. Но, увы, было уже поздно.
Слушайтесь Бога, дети, слушайтесь родителей, слушайтесь учителей и старших — они любят вас и учат вас доброму. Если же случится вам сделать то, что запрещено, не запирайтесь в своем проступке, не сваливайте вину на других, а признавайтесь, ничего не скрывая, попросите прощения, исправьтесь и впредь будьте послушнее.
Перепечатано из книги: Библия для детей. На основе текста прот. А.Соколова. СПб., 2006.

Первые навыки духовной борьбы в человека вкладывают родители. Родители объясняют детям, «что такое хорошо и что такое плохо», как можно поступать и как нельзя, как надо правильно молиться и как поститься. Своим духовным опытом они ведут детей. Другими словами, осуществляют то духовное руководство, которое взрослый человек ищет у духовника. Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди — это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?» «Да», — отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения… И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд — самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей. Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы… И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Вспомним рассуждения блаженного Августина. Если младенец безгрешен, почему он кусает грудь своей матери, которая вскармливает его молоком? С момента, когда он еще не научился разбирать, что доброе, а что злое, у него есть определенные навыки ко злу. Потому, что человек не рождается безгрешным. Над нами тяготеет помрачение нашей греховной природы. Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Человек изначально по природе своей добр и благ, потому что Господь сотворил его добрым и стремящимся ко благу, он есть образ и подобие Божие. Но апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Ребенок рождается ветхим человеком, но он не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями. Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству. Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия — это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок тон сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим перед Богом — Врачом наших душ — и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь — это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь — это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Малыш и таинство: Святое причастие

Автор Наталья Михайлова 01.05.2012 14:00

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Полузабытое Таинство милосердия

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: «Причащается Раб Божий…», после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

Читайте также: Уход от бездуховности для галочки

День причастия — праздничный день. В церкви обычно все друг друга поздравляют. Очень радостно видеть на лицах счастье и душевное спокойствие. Я надеюсь, что наш ребенок подрастет, сам все это увидит и захочет продолжать те основы и традиции, в которых мы его воспитали.

Читайте самое интересное в разделе «Религия»

Исповедь для детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *