Православная церковь в Московском княжестве

В XIV–XV вв. православная церковь сохраняла определенную независимость от московского князя. Это было, во-первых, связано с тем, что она подчинялась константинопольскому патриарху. Во-вторых, территория митрополии была существенно больше, чем собственные владения великого князя. Ведь митрополиту подчинялись до XV в. многие земли бывшей Киевской Руси, а сам он считался, в первую, очередь, Киевским, а потом Владимирским и Московским. В третьих, власть московского и великого владимирского князя не освящалась Церковью, поскольку тот получал ее от золотоордынского хана.

Однако и великий князь, и митрополит нуждались друг в друге. Московский князь, претендуя на власть во всех русских землях, должен был подкреплять ее авторитетом церковного иерарха. Поэтому он стремился сделать Москву не только административным центром, но и религиозным. Здесь обустраивается резиденция митрополита, здесь возводятся каменные соборы, сюда переносятся святыни (икона Владимирской Богоматери), здесь появляются свои святые (первый московский митрополит Петр, затем Алексий и позднее Иона; князь Даниил и другие).

Митрополиты нуждались в князьях как защитниках своего имущества и своих владений. Например, сменивший митрополита Киприана Фотий обнаружил, что все митрополичье имущество разграблено и для его собственного существования средств нет. Только с помощью великого князя все было возвращено и митрополия восстановлена.

Без помощи великого князя вряд ли московским митрополитам удалось бы сохранить свое владычество над всей своей огромной епархией. К примеру, в середине XV в. новгородский архиепископ Евфимий явно стал тяготиться своим подчиненным положением и стал стремиться к сепаратизму. В условиях междоусобия в великокняжеской семье ему почти удалось отделиться от московской митрополии. Но с помощью власти московского князя «заблудшие овцы» были возвращены в лоно официальной церкви.

Фактически московскому митрополиту подчинились девять епископий: Новгородская, Рязанская, Ростовская, Суздальская, Тверская, Коломенская, Пермская, Сарская и Подонская (с середины XV в. она стала базироваться в Крутицах на окраине Москвы).

В материальном отношении Церковь считалась независимой от вели-кокняжеской власти. Ее доходы складывались из пожертвований верующих, платы за отправление церковных обрядов и судебные разбирательства по духовным вопросам, а также средств, получаемых от земельных владений собственно церквей и монастырей. Однако, несомненно, что вклады великого князя и членов его семьи составляли немалую их часть.

Золотоордынское владычество, опустошительные набеги и тяготы по уплате дани подталкивали многих людей к тому, чтобы уйти подальше от мирской суеты в монастыри. В данном случае характерен пример Сергия Радонежского. Его родители жили в Ростове и окончательно разорились. Для себя и своих детей они выбрали один путь – в монастырь. Но, вероятно, без средств стать иноком какого-нибудь монастыря было невозможно, поэтому юноша (в миру Варфоломей) поселился в уединенном месте в лесу и стал вести там монашеский образ жизни. Поскольку его жилище было недалеко от Ростовской дороги, многие узнали о нем и стали приходить и селиться рядом. Так возник Троице-Сергиев монастырь.

Примеру Сергия последовали многие его ученики и стали в XV в. активно осваивать бескрайние северные просторы. Там были основаны Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов, Соловецкий, Антониево-Сийский и многие другие. Пока это были лишь небольшие скиты с малочисленной и скромной братией. Но со временем они превратятся в крупнейших и богатейших землевладельцев (и путем пожертвований, и путем покупок), в центры духовной мысли и книгописания.

С середины XV в. положение православной церкви начинает меняться. После взятия в 1453 г. Константинополя турками московская митрополия становится фактически независимой. Свои внутренние дела иерархи начинают решать самостоятельно на совместном соборе. Даже вопрос о новом митрополите становится его прерогативой, правда, при одобрении кандидатуры великим князем. Позднее именно великий князь, а затем и царь будет называть его имя. Первым избранным митрополитом стал Иона (в 1448 г.). После его смерти таким же образом на митрополию был возведен Филипп, затем Геронтий и т. д.

Однако, став самостоятельной (от Константинополя), попав под влияние великого князя, московская митрополия потеряла часть своих владений. В 1459 г. Казимир IV поставил в Киеве своего митрополита, и территория Великого княжества Литовского перестала подчиняться московскому митрополиту. В этих условиях церковные иерархи еще больше осознали свою зависимость от великого князя и теснее стали сплачиваться вокруг его трона. Хотя до полной гармонии в отношениях светских и духовных властей было еще далеко.

Подводя итог состоянию Московского княжества во второй половине XV в., следует отметить, что в нем создались все предпосылки к тому, чтобы стать ядром формирующегося русского национального государства. Власть московского князя упрочилась настолько, что право на великое владимирское княжение он стал передавать по наследству. Сама территория Владимирского княжества превратилась в наследуемое владение. Без особого труда были присоединены Нижний Новгород, Муром, Суздаль, Вологда и Белоозеро.

Расширение владений, усиление власти и увеличение материального благосостояния московского князя привели к тому, что именно к нему на службу устремились бояре и воины (дети боярские) из других княжеств. На его землях стали охотно селиться пашенные люди. Московское княжество становится самым многолюдным, хотя вряд ли его население было больше нескольких миллионов (считается, что около 6).

Одновременно процессу усиления Московского княжества шел процесс ослабления и распада Золотой Орды. Смуты второй половины XIV в. привели к тому, что на месте единого государства образовалось несколько самостоятельных ханств. При впадении Камы в Волгу появилось Казанское ханство. После разгрома Тимуром городов в Нижнем и Среднем Поволжье Тохтамыш бежал в Киев, потом в Крым, и там сформировалось Крымское ханство. Новые ханства соперничали с Большой Ордой и этим еще больше ее ослабляли.

Московские князья пристально следили за ситуацией в Орде и ловко использовали в своих целях. Собранная ежегодная дань очень часто оседала в их казне. Отправленные в Новгород и Псков наместники действовали в интересах Москвы, готовя почву для их окончательного присоединения.

Получалось, что, поступая по указке Золотой Орды, великие князья создавали условия для будущего объединения русских земель в централизованное государство. Ведь после свержения ига сам князь становился государем всея Руси, его наместники – чиновниками, дань – государственным налогом. Оставалось только одно – сбросить ордынское иго.

Автор текста: Людмила Морозова

Материал создан: 09.11.2016

Иван III Васильевич


Иван III Васильевич Великий
Миниатюра из «Царского титулярника»
(«Большой государевой книги»), 1672 год

Иван III Васильевич, великий князь Московский

Годы жизни: 22 января 1440 — 27 октября 1505 Годы правления: 27 марта 1462 — 27 октября 1505 Отец: Василий II Васильевич Темный Мать: Мария Ярославна МалоярославскаяЖёны: 1) Мария Борисовна Тверская2) Софья Палеолог Сыновья: Иван Молодой Василий III, Юрий, Дмитрий, Семён, Андрей Дочери: Елена Старшая, Феодосия, Елена Младшая, Евдокия

Нестяжатели — монашеское движение в России в конце XV — первой половине XVI веков,
выступавшее, в частности, против монастырского землевладения.


Поход Ивана III к Новгороду в 1471 г.

елая узаконить новый порядок престолонаследия и отнять у удельных князей повод к смутам, ещё при жизни Василий II провозгласил сына Ивана великим князем. Тем более, что незрячему князю требовался доверенный помощник. Поэтому к моменту восшествия на престол 22-летний Иван Васильевич имел немалый опыт в государственных делах.

Иван продолжил политику присоединения к Москве новых земель. За годы его правления территория Московского княжества выросла в четыре раза, за что он был назван «собирателем русских земель».

В 1463 году Иван вынудил ярославских князей уступить свои владения Москве, после чего начал долгую войну с Новгородом. Новгородцы ненавидели Москву, но побаивались её, поэтому стали искать помощи Литвы, пригласив князя Михаила Олельковича и согласившись перейти под верховную власть великого князя Казимира. Иван хотел вернуть власть над Новгородом миром, но его послы были с бесчестьем изгнаны. Таким образом московскому князю пришлось начинать войну. 14 июля 1471 года на берегу реки Шелони новгородское войско было наголову разбито. Московская рать двинулась на Новгород, который никак не мог дождаться помощи из Литвы. Опасаясь погрома, новгородцы заволновались и отправили архиепископа просить пощады у великого князя. Иван согласился заключить мир на следующих условиях: Новгород отказывался от союза с Литвой, уступал Москве часть Двинской земли и выплачивал «копейное» (контрибуцию).


Шелонская битва
Венчание Ивана III и Софьи Палеолог

В 1467 году Иван III овдовел, а два года спустя начал свататься за племянницу последнего византийского императора, царевну Софью Палеолог. Наконец 12 ноября 1472 года невеста приехала в Москву. Свадьба состоялась в тот же день. Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. С другой стороны, вместе с Софьей при московском дворе утвердились некоторые порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Московский герб – Георгий Победоносец, убивающий змея – был объединён с гербом Византии, двуглавым орлом. В ряде документов Иван именовал себя “государем” и “царём”, а своего внука Дмитрия венчал на царство.

Сам великий князь возвысился в глазах современников. Он стал самовластным государем, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. Именно Иван III первым стал носить прозвище Грозный. Он нещадно истреблял крамолу. Женщины, по словам современников, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть или сделать неосторожное движение, чтобы не разбудить его.

Лицевая и оборотная стороны печати Ивана III

Усиление центральной власти потребовало создания новых органов управления – приказов. В 1497 году был создан первый законодательный кодекс централизованного Русского государства – «Судебник». Большую роль стало играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня.

При Иване III было развёрнуто каменное строительство на территории Московского Кремля. Были воздвигнуты Успенский и Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и другие строения.

Иван III часто конфликтовал с церковью. При поддержке «нестяжателей» он попытался отнять у церкви все земли, поставив церковь под контроль государства, но потерпел неудачу. Впоследствии Иван охладел к «нестяжателям», которые из чисто религиозного превратились в оппозиционное общественно-политическое течение. Известно также о конфликтах Ивана с митрополитом Геронтием. Доходило даже до того, что князь запрещал митрополиту освящать новые церкви. На соборе, состоявшемся в 1490 году после смерти Геронтия, по настоянию Ивана митрополитом был избран Зосима Брадатый. Духовенство отказалось подчиняться новому иерарху, и четыре года спустя под предлогом чрезмерного пристрастия к вину Зосима был низложен. Впрочем, новый митрополит Симон тоже был ставленником князя.

Став самодержцем, Иван продолжил собирание русской земли. В 1473 году после смерти Юрия Васильевича великий князь воспользовался тем, что младший брат не оставил распоряжений относительно своих городов — Дмитрова, Серпухова и Можайска — и забрал их все себе, что привело к распре с остальными братьями. В 1474 году Иван выкупил у ростовских князей оставшуюся половину их княжества. Но гораздо более важным событием стало окончательное покорение Новгорода. В 1477 году к Ивану прибыли два представителя новгородского веча с челобитными, в которых Иван был назван государем, а не господином, как ранее. Великий князь отправил своих послов в Новгород с вопросом, действительно ли новгородцы хотят видеть его государем. Вече пошло на попятную, и тогда разгневанный великий князь ввёл на новгородскую землю войска. Пока одна часть войска разоряла новгородскую землю от Заволочья до Нарвы, другая часть окружила непокорный Новгород. У новгородцев не было ни сил, ни средств для сопротивления, и они вновь отправили архиепископа просить мира. На этот раз Иван не допустил послов к себе, а через бояр передал свои требования: роспуск вече, упразднение должности посадника и управление через московского наместника. При этом Иван не собирался отнимать у новгородских бояр владения и выводить новгородцев с земли.


1478 год. Уничтожение Новгородской республики
Создание единого Российского государства в XV — XVI веках

После шести дней раздумий новгородские бояре согласились на княжеские требования. Владыка с послами вновь явился к Ивану, чтобы составить текст договора и целовать крест. Но им отвечали, что ни великий князь, ни его бояре, ни наместники креста целовать не будут. Послов задержали, осада продолжилась. Наконец в январе 1478 года, когда в Новгороде начался голод, Иван потребовал, чтобы ему отдали половину владычных и монастырских волостей и все новоторжские волости, чьи бы они ни были. Новгород на всё согласился. 15 января все горожане были приведены к присяге на полное повиновение великому князю. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву.

Осенью 1479 года Иван узнал, что новгородцы тайно ведут переговоры с Казимиром, а тот сносится с ордынским ханом Ахматом. В ожидании помощи новгородцы прогнали московского наместника, избрали посадника и тысяцкого и восстановили вече. В заговор оказались вовлечены даже братья Ивана. Великий князь действовал быстро и решительно. Пустив слух о походе на немцев, напавших на Псков, он подошёл к Новгороду и осадил город. В городе начались беспорядки, и быстро нашлись доброхоты, отворившие князю ворота. Доносчики поднесли ему список с именами главных заговорщиков, которые под пытками донесли на владыку и оговорили многих ни в чём не повинных людей. В общей сложности было казнено около 150 человек. Их имущество было отписано на великого князя. Несколько тысяч семей было выселено в другие города, а их имущество также стало достоянием государя. Вместо них на новгородскую землю переселили москвичей.

Расправившись с Новгородом, Иван поспешил в Москву, так как узнал, что на него движется Ахмат, хан Большой Орды. Фактически Русь была независима от Орды уже много лет, но формально верховная власть принадлежала ордынским ханам. Ахмат планировал проникнуть в Московское княжество с запада, поближе к союзной Литве. Иван пребывал в большой растерянности. Войскам он приказал занять броды и переправы на реке Угре, где ожидалось появление татар. Жену он отправил в Белоозеро с наказом бежать дальше на север в случае опасности, а сам укрылся в Москве якобы для совета с митрополитом и боярами. На самом же деле он готовился к осадному сидению. Однако архиепископ Вассиан Ростовский устыдил князя за то, что тот боится биться с татарами. Немного придя в себя, Иван решил ехать к войску, но по дороге опять остановился в Кременце и направил к Ахмату послов с дарами и просьбой отступить. Хан потребовал, чтобы князь, как и раньше, явился к нему лично, но Иван отказался. Зима в том году была ранней, и уже в конце октября Угра стала. Опасаясь, что татары перейдут реку по льду, Иван дал приказ войскам отступать к Боровску, надеясь дать там бой. Однако Ахмат не стал преследовать московские полки. Начались лютые морозы, помощь от литовцев так и не подошла, и хан отвёл свое войско обратно в степь. «Стояние на Угре» считается концом татаро-монгольского ига на Руси.


Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов
Картина Н.С. Шустова

После этого могущество московского князя возросло ещё больше. Иван III продолжал расширять свое государство и укреплять единовластие. В 1483 году верейский князь завещал свое княжество Москве. В 1484 году Иван узнал, что Михаил Борисович Тверской завел дружбу с Казимиром и напал на тверскую землю. Михаил обещал не иметь никаких отношений с Казимиром и Ордою, но уже на следующий год возобновил тайные переговоры с Казимиром. Однако его гонцы были перехвачены. Московское войско окружило Тверь, пожгло посады, и 11 сентября тверские бояре, бросив своего князя, приехали в лагерь к Ивану и били ему челом, просясь на службу. Михаил Борисович ночью бежал в Литву. Тверь присягнула Ивану, который посадил в ней своего сына.

1480. Стояние на Угре. Неизвестный художник

В 1489 году была окончательно присоединена Вятка. Московское войско взяло Хлынов почти без сопротивления. Вожаки вятчан были биты кнутом и казнены, остальные жители выведены из Вятской земли в Боровск, Алексин, Кременец, а на их место посланы помещики московской земли.

Столь же удачлив был Иван и в войнах с Литвой. Мелкие православные князья из приграничья – Одоевские, Воротынские, Белевские и другие – то и дело переходили к нему на службу со своими вотчинами. Они постоянно конфликтовали со своими литовскими соседями. Фактически на границе Московии и Литвы шла необъявленная война. Наконец, когда в 1492 году умер Казимир IV, Иван III вместе с крымским ханом Менгли-Гиреем начал войну против его наследника Александра. Были взяты Мещовск, Серпейск, Вязьма. Приграничные литовские князья волей-неволей переходили на службу к Ивану. В 1494 году был заключён мир, по которому Александр уступил Ивану волости перешедших к нему князей и женился на его дочери Елене. Александр даже согласился признать за Иваном III титул «государя всея Руси». Эта уступка была огромным политическим успехом московского князя. Однако мир оказался непрочным из-за непрекращающихся переходов князей. В 1500 году Иван послал Александру размётную грамоту. Крымчаки вновь выступили на стороне Москвы. В результате новой войны к Москве по Благовещенскому перемирию 25 марта 1503 года на шесть лет отошли Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж и другие города.

Князь Иван III Васильевич умер 27 октября 1505 года и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Иван 3 и церковь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *