Как должна выглядеть православная женщина?

Тема одежды православных женщин в последее время привлекла пристальное внимание.
Я обобщила информацию по этой теме из интернета, подобрал цитаты, добавил свои мысли и представляю ее вашему вниманию.
Буду очень признателен за конструктивную критику и предложения.

Эта статья о том, как должна выглядеть православная женщина и мать.
Православная женщина должна выглядеть так, чтобы:
1. Угодить Господу
2. Быть примером для детей и окружающих
3. Нравиться супругу
Начнем по порядку.
Как должна выглядеть женщина, чтобы угодить Богу?
Вот что говорят по этому поводу Святые Отцы, Священное Писание.
— Истинная красота познается не по внешнему виду,а по нравам и пристойному поведению (св.Иоанн Златоуст)
— На женщине не должно быть мужской одежды,и мужчина не должен одеваться в женское платье,ибо мерзок пред Господом Богом твоим всяк делающий сие (Втор.22;5)
— Никакому мужу не одеваться в женскую одежду,ни жене в одежду,мужу свойственную (62 правило 6-ого Вселенского Собора)
— ..если женщина растит волосы, для нее это честь (1Послание св.ап.Павла к Кор.11;15)
— Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,не золотые уборы. или нарядность в одежде.но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,что драгоценно перед Богом»(1Петр.34 3-4)
— Какая-то скромность. Умеренность, простота и естественность наблюдаема была в одежде. Одежда, по мнению христиан, имеет только две цели, которым и должна быть сообразна. Именно, содержать тело в надлежащей теплоте, защищая его от вредного влияния воздуха, и прикрывать неприличные части тела… Одежда для блеска и пышности не могла быть допущена и введена в употребление для детей (Святитель Василий Великий)
— Один цвет любезен в женщинах – это добрый румянец стыдливости… Придай красоте твоей бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями. А красильные вещества побережем для стен… (Святитель Григорий Богослов)
Как видим, Господь через своих угодников дал образ, к которому должна стремиться женщина.
В первую очередь, женщина (как и мужчина) должна быть довольна той внешностью, которой наделил ее Творец. Это значит, что женщина не должна изменять цвет своих волос с помощью краски, цвет глаз — с помощью линз, цвет губ — с помощью помады, и изменять черты своего лица и тела с помощью пластической хирургии.
Во-вторых, женщина своим видом не должна соблазнять людей, вводить их в грех. Чрезмерно открытая одежда соблазняет мужчин на блуд и прелюбодеяние, женщин — на осуждение.
Горе тому, через кого соблазн приходит на землю!
И в-третьих, женщина должна носить женскую одежду.
Недаром Господь создал мужчину и женщину, а не человека пола «унисекс», как это модно сейчас говорить. Именно этим словом обозначается стиль одежды, одинаковой как для мужчин, так и для женщин: штаны, рубашки, галстуки. С английского слово переводится как «унивесальный пол».
В природе универсальный пол встречается у мух, с биологической точки зрнеия это называется гермафродизм. К счастью, люди не гермафродиты. Мужчины и женщины отличаются телесно, психически и по предназначению.
Внешность женщины сильно влияет на ее духовный мир. Облачаясь в мужские одежды, женщина забывает предназначение, данное ей Богом, — деторождение, — и начинает стремиться к другим идеалам — учеба, карьерный рост, богатство, слава. Проходят годы, и умная, успешная, но бездетная женщина начинает чувствовать себя несчастной.
«Что же теперь, — возмутятся многие, — монашеские рясы одевать?»
Как-то епископ в Троице_- Сергиевой Лавре, увидев женщин, одетых во все черное, хотя и не было поста. Сказал: «Почему, вы, православные мои, так мрачно одеты, стоите с такими понурыми лицами? Найдите золотую середину, чтобы выглядеть и благочестиво, и празднично, радостно, опрятно. Потому что вера православная – это радость, надежда на милосердие Божие, отсутствие уныния».
Да, православие — религия радостная, и проповедующие ее должны одеваться так, чтобы это поняли окружающие. Мы проповедуем Господа своим видом.
Сами подумайте, кто захочет стать православным, если будет видеть перед собой православных христиан с постными минами в черных одеждах? Он подумает: «Это не религия, это мучение!»
Так давайте же проповедовать окружающим своим видом радостную весть: Христос Воскрес!!!
Конечно, это не означает, что одежда должна быть «кричащая», привлекающая к себе чрезмерное внимание, не забывайте, женщина должна быть скромной.
А еще нужно не забывать, что замужняя женщина должна носить головной убор. Необязательно платок, это может быть шарфик, шляпка, бандана, наконец.

Православная женщина везде и всегда должна выглядеть хорошо, аккуратно. В обществе, в храме — понятно, но почему она не может расслабиться дома и одеть, что хочется? Есть много тому причин.
Во-первых, Бог вездесущ, Он и на улице, и дома. Если женщина на улице выглядит хорошо, а дома как замарашка, не будет ли это лицемерием перед Богом? Или на улице вы Его любите сильнее, чем дома?
Во-вторых, дома — муж. Вы же старались выглядеть хорошо, когда очаровывали его? Так почему сейчас вы все бросили, «забили» на свою внешность, ходите перед ним в старом халате и с непричесанной головой. Или вы думаете, теперь он от вас никуда не денется? Не боитесь ли вы, что он потеряет к вам интерес?
В-третьих, дома дети. Мама для ребенка — идеал. Девочки стараются копировать маму, мальчику ищут себе жену, похожую на маму. Какой бы вы хотели видеть свою дочь через пару десятков лет, какую жену вы бы хотели для своего сына? Представили? Вот и будьте такой!
Итак, православная жена и мама должна выглядеть так, чтобы нравиться супругу и быть примером для детей. А еще своей внешностью она не должна приносить соблазн в мир, она должна выглядеть скромно, но в то же время празднично, красиво, чтобы в любой момент ей не стыдно было предстать перед Господом.

НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
? юбки и платья.
При ношении юбок и платьев необходимо обратить внимание на отсутствие разрезов, так как мелькающие открытые части тела порой несут больше соблазна, чем полностью открытые.

Невоцерквленным людям и новоначальным, которые негативно относятся к традиции хождения женщин в храм в платье, юбке, а не в брюках, следует, прежде всего, помнить о том, что своим внешним видом они могут смущать и отвлекать от молитвы других прихожан. Поэтому носить юбки в храм, особенно приступая к таинствам, следует хотя бы из уважения к окружающим.
Воцерквленным женщинам необходимо задуматься о том, чтобы носить юбки не только в храме, но и повседневной жизни. Нельзя быть христианкой быть только храме, а выйдя из храма перестать ей быть. Вот как об этом писал Иоанн Златоуст: «Но я недоумеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение… Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди которого вращаются».
? одежда для храма
Необходимо особенно следить за тем, чтобы одежда для храма была достойная, чистая и опрятная. Порой мы просто не задумываемся о том, что, пренебрегая своим внешнем видом, мы смущаем находящихся рядом людей и создаем о православных весьма странное впечатление, которое отталкивает неверующих или колеблющихся людей, особенно молодых.
Мягкие приглушенные тона в одежде для храма гораздо более уместны, чем яркие и сочные. Человек автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.
На воскресные и праздничные службы следует одеваться празднично. Литургия — это праздник, и в России был обычай на воскресную службу в храм одевать самое лучшее, красивое, нарядное (но не слишком броское), в дореволюционном русском языке даже было интересное выражение «кобеднишная одежда». А сегодня часто приходят в храм в спортивной и даже пляжной одежде.
? чего следует избегать
Прежде всего, следует избегать таких «выставляющих напоказ» видов одежды как короткие выше колена юбки, модные коротки брюки и топы, брюки и юбки с заниженной талией, глубокие вырезы, открытые плечи, прозрачные ткани. Нежелательны также чрезмерно обтягивающая одежда, обувь на высоких каблуках, неопрятная одежда с рваными краями в стиле «гранж».
Одежда не должна содержать символов, враждебных христианству, это относится к вошедшим в моду демоническим образам и мистическим символам. Следует избегать часто встречающихся на одежде иностранных надписей не совсем приличного содержания.
А как вы считаете, нужен ли в православии строгий дресс-код? Обсудим на форуме?

Отражаясь, отражай

«Ну почему же у нас в Церкви женщины — все равно как серые мышки?!» — оказывается, мужчины в храмах обращают внимание на то, как одеты и как вообще выглядят их сестры во Христе. Фраза, в общем-то, обидная, однако она заставляет задуматься. Неужели христианина может всерьез заботить внешний вид? Должна ли христианка, коль уж к ней претензия, быть заметной и модной? Вместе с прихожанами православных храмов мы попытались найти ответы на эти вопросы.

Внешность от внешнего?

Я немало размышляла о том, стоит ли вообще браться за написание этого текста. Разве нет у нас других животрепещущих тем для рассуждений и разговоров?! По большому счету, ходи хоть в рубище, только следи за тем, кто ты в очах Божиих. Но вот мы видим, что не всё так просто. И если уж те, кто стоит с нами в храме, считают, что хорошо бы это «рубище» было еще и приятным для глаз, то что говорить об остальных окружающих — членах семьи, близких и друзьях, коллегах по работе? По моим наблюдениям, женщин, которые одеваются красиво, в храмах все-таки немало. По крайней мере, в городе. Может, это они не правы? А как же смирение и кротость, как же целомудрие, как же, наконец, слова апостола Петра: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3–4)?

Как говорит мой духовник, одна из главных христианских добродетелей — рассудительность. И в вопросах внешнего вида нужна своя разумная мера, золотая середина. Но даже у тех, кто над поиском ее трудится, не сразу получается ее найти. Поэтому и мелькают то и дело в толпе прихожан неофитские юбки «в пол» и темные платки «по брови». Помню, мне тоже в начале воцерковления казалось, например, что надевать красивую, пусть и скромную одежду, когда собираешься на исповедь, грешно: ну не сочетается покаянный настрой с ощущением себя в таком наряде! Некоторые мои знакомые признавались, что тоже, вопреки привычке, старались одеваться в храм как можно незаметнее. Думаю, объясняется это просто: человеку, еще не имеющему опыта борьбы со своими страстями, кажется, что покаянное чувство или смирение зависят от этих внешних факторов. И лишь со временем под руководством опытного духовника и с Божией помощью хоть немного начинаешь понимать, что любое достижение в христианской жизни — плод кропотливого и тяжелого труда над своим сердцем, в котором и живут все страсти, мешая пребыванию там Бога.

Внешнее иногда помогает в борьбе с собой, но не определяет всё. А вот внутреннее на внешнее оказывает намного большее влияние. Вера, церковная жизнь меняют взгляды человека, образ жизни, подчас круг общения и даже вкус в одежде.

— В юности я носила очень коротенькие юбочки,— рассказывает Мария (филолог, 23 года), — и мне казалось — как, собственно, и сейчас кажется, — что длина юбки в этом возрасте не имеет значения: с нравом и умом это никак не связано. В храм я, конечно, одевалась подобающе, а в остальное время носила привычные мини, и менять образ не хотелось. Он изменился сам собой постепенно, то ли от какого-то его несоответствия зарождающейся новой жизни, то ли от страха ввести в искушение окружающих. И оказалось, что красиво одеваться не значит показывать «все самое лучшее», а значит быть женственной, живой.

— С воцерковлением в манере одеваться, в моем образе изменилось всё, — подтверждает Ирина (юрист, 39 лет).— Я любила кричащие наряды, яркий макияж, броские прически. Да и сама по себе была вся, как расстроенное пианино. А потом, придя в храм, как будто попала в руки хорошего настройщика: стала возвращаться к естественности — конечно же, естественности ухоженной, ее не стоит путать с натурализмом, которым порой страдают в неофитском пылу некоторые церковные люди. У меня такое чувство, что я вернулась к себе самой — пианино заиграло наконец гармоничную, красивую музыку. И сейчас, когда смотрю на женщин, которые выглядят так же, как я раньше, то с горечью вижу эту гримасу неестественности.

— Помню, как в школьные годы обращал внимание на людей, ходящих в храм, — на то, во что они были одеты, как выглядели,— признается Андрей (IT-специалист, 30 лет).— В ту пору началась мода на джинсы, дамы и девушки стремились носить либо их, либо брюки, и стало сложно встретить женщину в юбке, тем более в длинной. Это казалось пережитком прошлого, чем-то уж совсем несовременным. Тогда же я обратил внимание, что женщины в храме не используют макияж и духи. Это тоже играло не в их пользу, как я тогда считал. Повзрослев, я почти не обращал внимания на таких женщин, взгляд невольно притягивался к ярким и манким. Для меня самого в этом возрасте одежда и парфюм стали чем-то очень важным, значимым, почти даже определяющим меня как личность. Но вот я сам стал постепенно тянуться к вере, и что же произошло? Собираясь на службу, я доставал из шкафа скромную рубашку, простые брюки, и в этом виде ничтоже сумняшеся спешил на Литургию. Сейчас для меня простая и невычурная одежда стала обычной и приятной. Столь же сильно изменилось и отношение к противоположному полу: я стал больше ценить личность, а не только внешний вид. Скромная одежда и едва заметный макияж больше не воспринимаются как отсутствие красоты, наоборот — женщину украшает ее естественность, а современное разнообразие вещей позволяет легко подобрать стильную одежду, не выходящую при этом за рамки скромности. Более того, у воцерковленной женщины — определенные ценности в жизни, и в общении чувствуешь себя с ней на одной волне, а это имеет большое значение. Все это вкупе — естественная красота, скромная одежда и духовная жизнь — и составляет, по моему мнению, образ современной православной женщины, на которую хочется обращать внимание.

Однако, по свидетельству некоторых прихожанок, с приходом в Церковь никаких существенных изменений в их внешности не произошло. Почему так? Вернее всего на этот вопрос, как мне кажется, отвечает комментарий Юлии (журналист, 40 лет):

— Для меня всегда важнее было, кем человек является и что он из себя представляет как личность, нежели то, как он выглядит. Соответственно, и мой внешний вид никогда не был для меня в числе приоритетных жизненных вопросов. С приходом в Церковь изменилось немногое. В гардеробе появилось больше юбок и платьев, потому что в удобных джинсах, в которых можно при необходимости и с горки с ребенком скатиться, и на дачу поехать, в храм не придешь. На этом, пожалуй, и всё.

— Мой образ с воцерковлением не изменился никак, — говорит Валерия (редактор, 31 год).— Вкус и манера одеваться сильно изменились после замужества, и связано это с осознанием и принятием своей женственности, то есть с процессами психологическими, а не с требованиями традиций. Мне кажется, отношение к внешности — это штука, параллельная церковной жизни, оно идет изнутри. А некая религиозная регламентация — вещь внешняя, во многом искусственная. Она связана, скорее, с желанием принадлежать «православной субкультуре», а не с внутренней потребностью.

Православная «форма»

Возможно, именно это желание принадлежать традиции, с одной стороны, и неверное понимание сути христианской жизни, с другой, и приводит к тому, что люди начинают свой внешний вид подгонять под некий шаблон. Особо впечатлительные, начитавшись о подвигах монахов или столкнувшись с какими-то строгими монастырскими правилами и неверно их истолковав, начинают по дерзости и неразумию принимать на себя подобное духовное, как им кажется, делание. Так, одна знакомая мне женщина начала носить исключительно черную одежду, не снимала платок даже на рабочем месте (а работала она в светской организации), в знак противопоставления себя миру, который, как известно, во зле лежит, перестала ухаживать за собой. Хотя подобным заблуждением страдают и мужчины. Постоянно можно видеть в храмах прихожан с длинными бесформенными и нечесаными бородами и длинными же волосами, подчас неопрятными и даже не вполне чистыми: мол, что Господь дал, то и правильно, а корректировать образ Божий грешно. Почему эти люди ставят знак равенства между неухоженностью и православным христианством — остается загадкой…

Другое дело, когда какие-то метаморфозы происходят с только-только начинающими церковную жизнь людьми, воспринимающими сперва форму, а не содержание, и при этом не имеющими пока способности вместить, как эти форма и содержание соотносятся.

— Мое воцерковление началось с паломнических поездок, поэтому представление о том, как должна выглядеть православная женщина, складывалось под влиянием требований, предъявляемых к паломницам в строгих мужских обителях, — рассказывает Ольга (парикмахер, 39 лет). — Длинная широкая юбка, кофточка с длинным рукавом и воротником-стоечкой, если на ногах босоножки, то непременно носки, чтобы не было видно голых пяток, косынка, завязанная впереди, как у бабушек. Это сейчас я понимаю, что монахи, скорее всего, желают таким образом свести к минимуму искушения для себя и, конечно, имеют право требовать от своих гостей-паломников того вида, который для них удобнее. Но тогда я думала, что надо ходить в храм только так и не иначе, и, честно говоря, меня это очень удручало. Купить на мой размер нечто красивое, но длинное было невозможно. Поэтому вид был старушечий и унылый, и он совсем не гармонировал с моим внутренним миром. Если кому-то из знакомых я попадалась на глаза в этих странных одеждах, то приходилось терпеть, в том числе, и насмешки. Я ужасно стеснялась и, выходя за ворота храма, сразу же старалась снять с себя хоть что-то. В каком-то смысле это, наверное, даже было лицемерием. Потом я стала робко шить что-то посимпатичнее, а когда попала на библейские беседы, которые проводил священник из храма, в который я хожу, то поняла: христианство вовсе не запрещает выглядеть красиво — главное, чтобы это было не вульгарно, целомудренно. Слава Богу, стало что-то подобающее в магазинах появляться и даже нужного мне размера, а потом я привыкла, нашла свой стиль. Вместо прежних мини и брюк — женственные красивые юбки и платья, пусть даже чуть ниже колен. Новый образ оценили и коллеги, и родные. Я стала снова использовать косметику, только уже более скромно: просто чтобы не выглядеть уставшей или больной. Это особенно во время поста необходимо, а то обязательно кто-нибудь спросит: «Олечка, ты заболела? Что с тобой?». А подкрасишься, улыбнешься — никто и не догадается, что тебе тяжело или трудно бывает. Я считаю, что православная женщина должна одеваться со вкусом, красиво выглядеть. Ведь людям нецерковным часто кажется, что Православие — религия грустных и мрачных людей, и в храм вместе с такими не всякий захочет войти в поисках Бога.

— Я думаю, что внешний вид человека выражает его внутренний мир и состояние души, и при этом, в идеале, он должен соответствовать конкретным целям и задачам, — размышляет Виталий (алтарник, 41 год).— Если человек с воцерковлением начинает изменяться в сторону невзрачности, неопрятности и безвкусности до такой степени, что это отчетливо заметно окружающим,— это, на мой взгляд, знак того, что он воспринимает христианскую жизнь слишком односторонне или вовсе неверно. Это знак тревожный, в первую очередь, для его близких. Православные люди — совсем не те, кто имеет «постный вид» и носит рубище или рванину. От этого Сам Господь предостерег в Евангелии… И это касается не только женщин, но и мужчин, пусть и в меньшей степени.

А если человек стремится привести свой внутренний настрой к любви, к единству с Богом, то и его внешний вид, скорее всего, будет выражать красоту, радость и гармонию, а никак не вызывать тоску и неприятие окружающих. Другое дело, что и «попугайские», «клоунские», откровенно вызывающие или соблазнительные наряды нельзя назвать подходящими для православных христиан. Степень яркости и нарядности может определяться чувством такта, меры и эстетического вкуса, а главное — соответствием месту и времени. И если в храм человек приходит, как на праздник, то почему бы и его наряду не быть торжественным, праздничным, «брачным»?..

«Так это же праздник»

До революции верующие надевали в церковь все самое лучшее. Моя бабушка рассказывала, как до храма шли босиком, чтобы не занашивать туфли, а перед входом обувались, чтобы в дом Божий войти уже в подобающем виде. Так ли мы, нынешние христиане, ощущаем эту молитвенную встречу с Богом?

Один из саратовских священников, иерей Святослав Пармакли, рассказывает такой случай. В храм, где он служит, стал приходить какой-то мужчина буквально в домашнем, словно из квартиры вышел, в чем был, да и зашел в церковь по-соседски. Придет, сядет в уголке недалеко от алтаря и внимательно наблюдает. Никто его не тревожил, он тоже никому не мешал, разве что только этот странный его домашний вид немного настораживал. А потом в один прекрасный день он снова явился, только уже в костюме, галстуке, с женой и с детьми, захотел исповедоваться и причаститься. Его спрашивают, откуда, мол, такая перемена, а он отвечает: «Я смотрел-смотрел и понял: так служба — это же праздник!».

Думаю, что это ощущение праздника бытия с Богом надо нести людям всеми удобными способами. Поэтому и внешний вид может стать своего рода миссией, особенно в наше время, когда столь сильны мифы об унылом и примитивном Православии, приверженцы которого только плачут о своих грехах и ходят с печальными лицами в бесформенных балахонах, а в храмах заставляют носить платки и злобно шипят на всех новеньких. Ведь для того, чтобы твой образ был интересным и привлекательным, необязательно носить откровенные наряды, которые, безусловно, притягивают внимание, но только внимание совершенно определенного рода. Сколько сейчас можно найти элегантных платьев, юбок, джемперов, жакетов самых разнообразных фасонов, которые способны подчеркнуть, прежде всего, человеческое достоинство женщины, ее природную мягкость, нежность — то есть все самое лучшее, что дал ей Господь. При желании можно отыскать подходящие предложения на любой кошелек. Замечательным решением становятся различные швейные мастерские, которые нередко организуют верующие женщины для изготовления как раз такой одежды — модной, красивой, даже яркой, но при этом не вульгарной, в которой не стыдно ни в храме показаться, ни на работу прийти.

Хорошо, если христианка будет выглядеть так. Она молода и хочет создать семью? Порядочный молодой человек обязательно оценит ее целомудрие и тонкий вкус и обратит на нее внимание. Она замужняя? Пусть цветет для своего супруга и радует его сердце. Она вынуждена быть одинокой? Опрятно одетая, без щегольства, она может нести в своем образе радость о Христе, Который дает ей утешение.

Цельность — гармония — красота

Думаю, самое верное определение, на которое надо ориентироваться,— это «целомудренно». Ведь целомудрие — внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которые не обусловливаются внешними факторами. Именно об этой истинной красоте и говорит в своем послании апостол Петр. Почти все, с кем я, подготавливая этот материал, беседовала о внешности, о нарядах и стилях, так или иначе переходили на размышления о содержании человека.

— Я как фотограф и до воцерковления, и сейчас стараюсь не особо обращать внимание на одежду женщины. В ней должны запоминаться взгляд, выражение глаз, голос, еще что-то неуловимое. Одним словом, самое ценное для меня — это впечатление от женщины, — делится Иван (фотограф, 36 лет). — Вместе с тем это не означает, что прихожанки должны нарочито пренебрегать заботой о внешнем виде, натягивая на себя непонятные серые балахоны. Наша вера — это свет и радость, ведь и храмы украшаются, чтобы это подчеркнуть. И христианки должны этому соответствовать: одеваться красиво, при необходимости в меру пользоваться косметикой. Одним словом, должны тоже служить украшением храма.

— Да, хочется, чтобы в жизни было больше красоты, но красота все же не в количестве и разнообразии нарядов и не в броском макияже, — подчеркивает Юлия (журналист, 40 лет). — По моим наблюдениям, искренние, открытые люди, да если еще и увлеченные каким-то хорошим делом, всегда вызывают симпатию. В Церкви я встречала немало таких, они для меня и являются образцом настоящей красоты.

—  Однажды я увидела в маршрутке девушку, внешность которой меня просто поразила, — вспоминает Наталья (певчая, 33 года). — Не помню, в чем она была одета, но ее лицо без смущения можно назвать одухотворенным. И так она отличалась от стоявших тут же рядом ярких и заметных красавиц! В руках у нее были листы А4. «Ноты», — почему-то подумала я. И вскоре, присмотревшись, убедилась в своей догадке. «Песнопения, не иначе», — я была почти уверена. И не ошиблась. Наверное, так или почти так и выглядит целомудрие, его тихая, сокровенная красота.

Как прийти к такой цельности, где найти заветную грань между щегольством и по-настоящему достойным внешним видом? Я попросила ответить православного священника — настоятеля храма преподобного Серафима Саровского, преподавателя Саратовской семинарии протоиерея Димитрия Усольцева:

— Цельность, среди прочего, это в некотором смысле еще и честность, когда нет несоответствия между внутренним и внешним. Если мы наденем на себя какие-то мешки, как некие смиренники, то это будет двуличие: ведь внутри-то у нас совсем иное. Были такие святые, которые раздавали не только имущество, но и все свои одежды другим, но такова была высота их жизни. Церковь — не система запретов: туда не ходи, это не носи, и истинная свобода — вовсе не вседозволенность, а способность встать над грехом, победить его. И когда человек по-настоящему идет ко Хрис­ту, молится, живет по Евангелию, то постепенно и его внешний вид приходит в соответствие этому его внутреннему пути. Но при этом Евангелие призывает нас: не будь лицемером, желая показаться благочестивым, помажь голову твою и умой лице (Мф. 6, 17). То есть вовсе не грешно и даже правильно выглядеть достойно и красиво. Однако к этому не должно примешиваться некое низменное желание, превращая наше естественное эстетическое чувство в страсть. Наряжаясь, всегда можно задать себе вопрос: для чего я это делаю? А не разрушает ли этот образ мою цельность? И если человек не будет перед собой лукавить, то получит искренний ответ.

Фото Александра Курочкина и Марии Ковалевой

Газета «Православная вера» № 19 (567)

Какой должна быть современная православная девушка? Современная православная девушка должна быть скромной. Она должна быть верующей не только на словах, но и на деле, чтобы ее образ жизни соответствовал христианским духовно-нравственным установкам. Ее красота должна быть прежде всего внутренней, проявляться она должна не в косметике, не в каком-то внешнем украшательстве, а в том, чтобы человек сиял духовной красотой. К сожалению, сейчас такие девушки редкость. Очень часто бывает трудно найти себе супругу молодому человеку, который окончил семинарию и хочет стать священником. Сегодня очень распространен в мире индивидуалистический подход к жизни, когда мальчиков и девочек воспитывают на том, что «ты должен быть самостоятельным, ты должен сам строить свою жизнь, никогда никому не подчиняйся, ни перед кем не становись на колени». Этот индивидуализм, который в школьные годы закладывается в человека, потом отрицательно влияет на его способность создать полноценную семью. Потому что очень трудно гармонизировать интересы и ожидания двух эгоистов, когда они сходятся для того, чтобы жить вместе. Способность к самоотверженности, способность уступать, идти на встречу – это очень важная способность, которой не хватает многим современным юношам и девушкам. Подлинно счастлив в браке бывает только тот, кто способен уступать, терпеть и идти на встречу. Такие девушки это большое сокровище. Каким должен быть мужчина? Мужчина прежде всего должен быть сильным человеком. А сильный человек – это необязательно тот, кто физически сильный, тот, у кого крепкие мускулы, высокий рост. Сильный человек – это тот, кто духовно сильный, тот, кто способен помогать другим людям, тот, кто способен прийти на помощь в трудную минуту. Сейчас всюду говорят о том, что мужчины и женщины равны, у них должны быть равные права, одинаковые функции. Но все-таки существуют традиционные представления о сильном и слабом поле, традиционные представления о том, что мужчина должен быть защитником женщины, быть готовым прийти на помощь всем слабым, нуждающимся. И в семье у мужчины особая роль – это, прежде всего, роль кормильца, человека, который заботится о семье. А роль женщины – это роль родительницы и воспитательницы детей. Очень важно, чтобы мужчина был верующим человеком. К сожалению, мы видим, что иной раз зайдешь в храм – и одни женщины стоят. Мужчинам некогда, они на работе, заняты чем-то другим, а женщины в это время молятся за себя и за своего мужа. На самом деле, вера точно также нужна мужчинам, как она нужна женщинам. Просто не всегда мужчины это должным образом осознают. Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей. По материалам сайта: Милосердие.ру

Сегодня мне хочется поговорить с Вами об истоках. Об истоках бытия, о том, как все начиналось, о том, как мир и мы с Вами – люди – были созданы Богом.
Мы с Вами можем придерживаться разных точек зрения относительно веры, возможно, Вы исповедуете другую религию – я лишь хочу систематизировать хотя бы часть тех ценнейших знаний, которые мы можем подчерпнуть из Библии, и применять их на благо наших семей.
Вспомним, как говорится в Библии о сотворении первой женщины, Евы:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Бог говорит о женщине, как о «помощнице», и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже.
Быть мужу главной помощницей – что это значит?
— быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне
— поддерживать и уважать его
— принимать его таким, какой он есть
— вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности
Далее, Господь определяет назначение женщины как матери:
«Жене сказал: будешь рождать детей».
Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности.
И отцу, и матери предписано заботиться о своих детях, дарить им любовь, воспитывать их, быть им достойным примером, и сопровождать их любовью и советом на протяжении всей жизни.
Далее, женщине отводится роль Хранительницы семейного очага.
«Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» Пр. 31:10-31
Что такое семейный очаг? Это порядок и чистота в доме, и теплые отношения в семье, забота друг о друге. Кто справится с такими задачами лучше женщины? Нам все эти качества уже даны Богом и природой – желание служить ближнему, делать приятное, дарить любовь, заботу и нежность, следить за домом, наводить красоту и уют – если подходить к домашним заботам с такой точки зрения, то многие домашние дела перестанут быть рутиной. У всех этих задач есть высший смысл, а именно – чтобы близким было дома хорошо и уютно. Тогда все затраченные на это силы легко компенсируются, ведь главная награда здесь – это тепло в семье и любовь.
Какие же качества предписывает женщине православие?
1.Послушание мужу
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.
В современном мире так сложно женщине быть послушной, мы на все имеем собственное мнение. Это хорошо, но где-то нужно уметь и смолчать, выслушать мужа, согласиться с ним т.к. он – глава семьи, и это то место, которое определил ему Господь.
Послушание мужу дает свои преимущества – однажды это становится естественным, и это такое счастье, когда своему мужу можно довериться, и не оспаривать его решений.
Это сохраняет огромное количество нашей женской энергии и просто нервов.
Также это дает прекрасный пример детям – если жена слушается мужа, не перечит ему, то дети слушаются родителей, т.к. у них перед глазам есть пример послушания.
2.Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.
Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.
Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.
3.Принятие мужа с его достоинствами и недостатками
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.
Когда мы только начинаем общаться с будущим супругом, все в нем нам кажется прекрасным и удивительным, но период бурной влюбленности сменяется более спокойным и стабильным чувством любви, когда мы уже знаем мужа на протяжении долгого времени. Мы знаем его недостатки, но любим его целиком, таким, какой он есть, ведь достоинств, в итоге, всегда больше.
У нас, у жен, тоже ведь есть недостатки, неправильные качества, и так «неся бремена друг друга», поддерживая во всем, мы вместе делаем друг друга лучше, вместе растем и развиваемся.
4.Верность
Верность мужу не только на физическом уровне, но и на уровне ментальном и духовном – жена верна мужу в том, что всегда на его стороне, поддерживает в трудных ситуациях, не отворачивается от него в моменты трудностей и испытаний.
5.Радость
«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.
Когда жена полна радости, и не отчаивается в сложных ситуациях, надеясь на помощь Бога и мужа, то в доме тепло и светло. Если же она полна сомнений, нервов и страхов – она может создать дома напряженную атмосферу.
6.Умение вовремя замолчать
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.
Большинство проблем и ссор в семье возникает от того, что супруги не контролируют свои эмоции, и в порыве гнева или раздражения выплескивают друг на друга те мысли и чувства, которые, возможно, забудутся и пройдут сразу после ссоры, а грубые слова могут ранить мужа или жену, и оставят след в душе. Поэтому умение вовремя замолчать – важное слагаемое семейного счастья.
7.Умение прощать
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.
Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.
Я желаю Вам мудрости и терпения в познании истины, и да пребудет любовь в сердце Вашем!

Как должна одеваться православная девушка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *