Как снимать венчание и крещение в церкви?


В жизни каждого человека наступают особые события, которые не нуждаются в описании. Это венчание и крещение ребенка. Чтобы получить благословение, верующие отправляются в церковь и проводят пышные церемонии во славу здоровья ребенка и счастья молодоженов. Естественным образом, такие мероприятия не обходятся без фотосъемки. Сегодня мы расскажем, как именно подходить к съемке в церкви.
Хочется сразу отметить, что для фотографов работа в помещении часто оборачивается рядом сложностей. К тому же, нельзя забывать об этичности, поскольку постоянное срабатывание затвора объектива будет мешать святому таинству. Также возникают некоторые организационные вопросы: можно ли использовать вспышку, как вести себя, можно ли свободно передвигаться по помещению.
Вне зависимости от веры специалиста, он должен чтить храм божий, относиться почтительно ко всему, не сквернословить. Кроме того, есть категорические табу, которые запрещено нарушать. К ним относятся:
— запрет на перемещение по коврам;
— запрет на перемещение перед иконостасом и священником;
— запрет на использование церковной мебели;
— запрет на обращение в момент прохождения церемонии к родителям малыша, либо молодоженам;
— запрет на препятствование обряду.
Кроме того, рекомендуется попросить разрешение у служителей храма на проведение съемки.
Ловим кадр
Крайне важно заблаговременно выбрать подходящее место для сессии. Профессиональные фотографы располагаются сбоку от венчающихся, за спиной у священнослужителя. Передвижения допускаются, но не частые. Фотографировать мы советуем не только сбоку, но и сзади, не забывая про священника. Это в равной степени касается крещения. Не следует стесняться вставать на колени, цыпочки, если того требует съемка. Старайтесь взять в композицию лицо малыша, матери и священника.
Вопросы освещения
Снимать со вспышкой, либо без нее – это вопрос случая. Однако мы рекомендуем отказаться от дополнительного освещения в церкви при фотографировании. Не забывайте про эксклюзивное церковное освещение, которое образуется от огня свеч. Естественный церковный свет – дополнительный визуальный эффект, который может быть испорчен неумелым использованием вспышки. Какую бы Вы ни использовали, встроенную, либо съемную вспышку, свет от нее заглушит яркость свеч.
В этом случае целесообразно использовать светосильный объектив. По словам экспертов, использование этого элемента бывает достаточно для качественной съемки с несоответствующим освещением. Конечно же, не следует забывать про светочувствительность и выдержку. При плохом свете ISO устанавливаем на максимальном уровне. Однако данная мера предусматривает съемку в RAW-формате и последующую обработку изображений в графическом редакторе, чтобы устранить шумы. Показатель выдержки будет оптимальным — 1/60 сек. При превышении снимки выйдут нерезкими и смазанными. Оптимальный диапазон выдержки должен составлять 1/80 – 1/100 сек. Конечно, можно воспользоваться штативом, скажите Вы. Но в таком случае придется осуществлять съемку с одного-двух положений. Помимо того, некоторые удачные кадры не попадут в альбом из-за неоперативной работы фотографа.

Альтернативой станет монопод – одноопорный штатив. Он позволит даже при большом скоплении народа стремительно менять локации, чтобы искать удачные кадры.
При недостаточном индексе светосилы можно использовать вспышку с рассеивателем, дабы смягчить тени и не слепить глаза. При этом не отвлекайте священнослужителя, гостей.
Наконец, обращайте внимание на детали, коих в шикарных религиозных объектах великое множество.
Рекомендуем фотографов на крещение ребенка Постниковых Марию и Николая, они смогут отлично запечатлеть на фотографии крестины вашего ребенка.>Как снимать храмы и в храмах? Советы путешественникам

Другие статьи рубрики

  • 7 причин, по которым вам нужен «полтинник»
  • Роберт Максимов. Обзор объектива AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
  • Как снимать храмы и в храмах? Советы путешественникам
  • Съемка под водой: выбор фотоаппарата для подводной съемки
  • Экспозиция в фотографии: что это такое
  • Съемка портрета: техника, правила и настройки
  • Гистограмма: что такое и как пользоваться
  • Фотографируем на концертах и в клубах
  • Как фотографировать пейзаж: выбор объектива и настройки фотоаппарата
  • Ночная съемка: как получить удачный кадр
  • Световая кисть в фотографии
  • Как фотографировать в путешествиях
  • Инфракрасная фотография: теория и практика
  • Съемка спорта
  • Принцип Шаймпфлюга: что это?
  • Стереофотография
  • Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
  • Учимся снимать репортаж
  • Изучаем основы композиции
  • Свадебная съемка: постановка или репортаж?
  • Учимся фотографировать театральные постановки
  • Ню и тактика работы с моделью
  • Необычная серия «Невская купель» Андрея Чежина
  • Серия «Квадраты» Андрея Чежина
  • Съемка знаменитостей в клубе
  • Учимся составлять классическую световую схему
  • Съемка лошадей: естественная грация
  • Коммерческая репортажная фотография: как снимать
  • «Последняя пленка еще не проявлена». О жизни фотокорреспондентов
  • Все о съемке натюрморта
  • «Живое озеро». Фотографии Большого Алматинского озера
  • Как замерить экспозицию при съемке пейзажа
  • Взгляд и нечто. О фотографии в путешествии.
  • Магический узор: фотографии насекомых
  • Сканограмма — фотография без фотоаппарата
  • Что и чем фотографировать в путешествии
  • 11 вопросов о печати цифровых фотографий (часть первая)
  • Фильм о фильме. Фотография и кино.
  • Как правильно фотографировать реки и водопады
  • Учимся съемке морских пейзажей
  • Съемка в городе… и не только
  • Как связаны фотография и мультимедийные технологии
  • Уроки съемки для экспедиционного фотографа
  • Фотопортрет. Психология съемки
  • Советы по съемке диких животных
  • Фотография как способ мыслить
  • Портрет сквозь призму панорамы
  • Важность фокусировки в макросъемке
  • Натюрморт и композиция
  • Как снимать собак: хвост и лапы в кадре
  • Макросъемка: требования к выдержке и диафрагме
  • Фудстилизм — еда в объективе
  • Фотограф видимый и невидимый
  • Погода в кадре: как снимать в разных условиях
  • Архитектура: выбор правильной точки съемки
  • Основы астрофотографии для начинающих
  • Фотосъемка в зоопарке: что нужно знать
  • Свет в пейзаже. Утро, день.
  • 366 дней. Автопортреты
  • Компьютер: pro et contra
  • Что такое пикториальная фотография
  • 11 вопросов о печати цифровых фотографий (часть вторая)
  • Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
  • Евгений Медведев: «Современный художник и фотография»
  • Как это снято: серия «Маленькая Золушка»
  • Как фотографировать детей: 10 советов
  • Что такое стоковая фотография и кому она нужна
  • Чем отличается автомобильная фотография
  • Резкость в портрете как фактор удачного снимка
  • Fotoshkola.net — фотошкола будущего для любителей и профессионалов
  • Выбор осветительного оборудования для студии
  • Возрождение моментальной фотографии
  • Тестируем импульсный свет Hensel Expert D 500
  • Как фотографировать ночью: фотографии звездного неба
  • Марсель Леммерхирт и Ричард Уолш: съемка спортивных соревнований
  • Стиль фэшн в фотографии: советы от Патрика Бельэйра
  • Что такое правило третей?
  • Улучшение резкости фотографии: как сделать резкий кадр?
  • Съемка дикой природы: советы от известных фотографов анималистов
  • Тайлер Стейблфорд: съемка в путешествии
  • Как фотографировать незнакомых людей и не чувствовать себя неуютно
  • Что такое выдержка и для чего она нужна: знакомимся с понятием выдержки
  • Съемка на длинной выдержке
  • Снимаем пейзаж: работа над композицией в пейзажной съемке
  • Оборудование в пейзажной съемке
  • Освещение в пейзаже
  • Что такое диафрагма в фотоаппарате?
  • Разбираемся, для чего нужна экспокоррекция
  • Цветовой профиль и пространства: основные понятия
  • Учимся композиции в портретной фотографии
  • Как использовать контровой свет в фотографии
  • Как обесцветить фотографию в Фотошопе: превращаем цветной снимок в черно-белый
  • Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре
  • Nikon D600: выбор свадебного фотографа
  • Технология съемки современного портрета. Работа в студии с моделью
  • Где хранить фотографии: жесткий диск, компактные накопители или облачный сервис
  • Съемка идеального натюрморта
  • Уличная фотография: секреты Ильи Штуца
  • Детская фотография Ален Лабуаль: философия невмешательства
  • Спортивная съемка: учимся снимать футбол
  • С чего начинается репортаж?
  • Пейзаж. Свет и настроение
  • Детская фотография: с чего начать съемку
  • Как снять на смартфон профессиональную фотосессию на примере Nokia Lumia 1020
  • Зачем снимать пейзаж? Советы от Дмитрия Константинова
  • Композиция в фотографии — учимся у мастеров. Анри Картье-Брессон.
  • Как фотографировать ночной город: советы новичку
  • Учимся снимать выразительный пейзаж в плохую погоду
  • Как фотографировать на смартфон: учимся снимать портреты на Nokia Lumia 1020
  • Как сфотографировать ребенка, если света не хватает? Руководство для новичков
  • Ночная съемка: как снимать без штатива
  • Ритм в фотографии. Уроки Бруно Барби
  • Интересные идеи для новогодней съемки
  • Новогодние идеи для создания красивого детского альбома
  • Композиция в фотографии: как сделать гармоничный кадр?
  • Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии
  • Визуальная рифма и «антирифма»: Мэтт Стюарт и другие члены коллектива In-Public
  • Учимся снимать пейзаж в сумерках
  • Правильный ракурс для фотографий: что он дает фотографу?
  • Как фотографировать телеобъективом пейзаж: в чем секрет успешного кадра?
  • Фотографируем детей на улице круглый год
  • WD Black² — как получить скорость SSD и емкость HDD для ноутбука, моноблока или неттопа?
  • Что нужно для того, чтобы начать заниматься фотографией?
  • Баланс белого: как настроить цветовую температуру
  • Как проверить фотоаппарат при покупке?
  • Как устроен фотоаппарат и какие бывают фотоаппараты
  • Цифровое изображение, форматы JPEG и RAW: изучаем основы
  • Объективы, часть I. Что важнее – камера или объектив? Знакомимся с оптикой
  • Объективы, часть II. Характеристики и свойства объективов
  • Одиннадцать советов: как не повредить фотоаппарат при съемке зимой
  • Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние
  • Какие бывают объективы? На что снимать портрет, а на что пейзаж?
  • Что такое глубина резкости или ГРИП. Часть 1
  • Рассчитываем глубину резкости. Часть 2
  • Восемь мобильных помощников фотографа. Какие приложения должны быть в смартфоне фотографа?
  • Три слагаемых отличного снимка. Учимся оценивать качество своих кадров и исправляем ошибки
  • Экспозиция. Часть 1. Параметры экспозиции
  • Экспозиция. Часть 2. Режимы съёмки
  • Экспозиция. Часть 3. Как измеряется экспозиция? Ступени экспозиции
  • Экспозиция. Часть 4. Режимы экспозамера
  • Устройство и применение штатива. Как выбрать штатив?
  • Шесть простых советов в помощь фотолюбителю
  • Как фотографировать Луну? Царица ночи в кадре
  • Динамический диапазон. Часть 1
  • Динамический диапазон. Часть 2
  • Снимаем портреты на природе
  • Охота за светом. Часть 1. Фотографируем в режимное время
  • Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём
  • Контрастный и фазовый автофокус
  • Какой объектив подойдет к вашей зеркальной фотокамере Nikon? Совместимость объективов
  • Следящий и покадровый автофокус: когда какой использовать?
  • Ручная фокусировка. Когда она необходима? Как ею пользоваться?
  • Как снимать в студии? С чего начать?
  • Выбор зоны фокусировки и работа с точками автофокуса
  • Добиваемся идеальной точности фокусировки. Проверка точности автофокуса и его тонкая настройка
  • Обработка RAW в Nikon Capture NX-D. Знакомство с программой и базовые приёмы
  • Как настроить фотоаппарат для съемки в студии?
  • 6 продвинутых функций Nikon Capture NX-D, которые пригодятся фотографу
  • Что такое гистограмма?
  • Гистограмма и обработка изображения
  • Внешняя вспышка. Знакомство
  • «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»
  • Что такое свадебная фотография? Взгляд профессионала
  • Особенности рекламной предметной фотографии. Съёмка матовых объектов
  • Работаем с системой креативного освещения Nikon. Удалённое управление вспышкой
  • Фотографируем капли воды
  • Съёмка глянцевых объектов
  • Инструменты свадебного фотографа
  • Программа лояльности MyNikon
  • Создаём мобильную студию на основе внешних вспышек
  • Снимаем панорамы. Часть 1
  • Как фотографировать младенцев?
  • Имиджевая съёмка
  • Снимаем панораму. Часть 2. Практика
  • Как склеить панораму в Adobe Lightroom?
  • Выбираем фототехнику для путешествий
  • Пейзажная съё​мка в плохую погоду. 7 простых советов
  • Способы обтравки изображений. Часть 1
  • Способы обтравки изображений. Часть 2
  • Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 1
  • Стилизация в фотографии
  • Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 2
  • Как сэкономить заряд батареи фотоаппарата? 16 советов
  • Мобильные приложения для фотографов (2016). Часть 1
  • Мобильные приложения для фотографов (2016). Часть 2
  • Художественные фотосессии в студии. Цветочная тема.
  • Снимаем букет невесты
  • Как снимать детали
  • Фотосъёмка с мультиэкспозицией
  • Как сделать ретушь мужского портрета в Photoshop CC 2017
  • Как снимать животных: кто и зачем фотографирует собак?
  • Как снимать животных в студии: практические советы
  • Съёмка на длинной выдержке
  • Экспокоррекция: как сделать кадр ярче или темнее
  • Как подобрать фильтры для студийной фотосъёмки
  • Как фотографировать детей на улице: секреты съёмки зимой
  • Как провести детскую новогоднюю фотосессию в студии с естественным освещением
  • Как снимать под водой: новогодняя съёмка младенцев
  • Новогодняя студийная фотосессия
  • Как снимать Love story в зимнем лесу
  • Снимаем обряд венчания
  • Как выровнять тон кожи лица в Photoshop: метод частотного разложения
  • Съёмка животных зимой
  • Модель в подводной фотографии
  • Студийная съёмка с проектором
  • Как делать резкие кадры? Советы начинающим фотографам
  • Кирилл Умрихин: обзор объектива AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
  • Предметная съёмка в высоком ключе. Как снимать стекло на светлом фоне
  • Обрабатываем пейзаж в Adobe Lightroom. 6 советов
  • «Эй, парни, скажите «Сы-ы-ыр!»», или как снимать друзей жениха
  • Кирилл Умрихин: обзор объектива AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED
  • Предметная съёмка: косметическая продукция
  • Студийная свадебная фотосессия. Простые схемы позирования
  • Ретушь женского портрета по технике Dodge&Burn: метод кривых
  • Спецэффекты из чего угодно
  • Съёмка с Авто-ISO
  • Утро невесты – и пусть весь мир подождет
  • Съёмка мужского портрета в студии. Три простые световые схемы
  • Женский портрет в студии: как работать со светом
  • EXIF. Технические данные фотографии: как их посмотреть и удалить
  • Подружки невесты

Показать больше статей

В храмах и церквях разрешают фотографировать Крещение, Венчание и богослужения, которые хочется запомнить навсегда. Прихожане часто сами запечатлевают Таинства посредством фотоаппарата или телефона. О том, какие правила и советы следует учитывать, чтобы не помешать батюшке и чтобы фотографии получились качественными, передали атмосферу светлого праздника, рассказала фотограф Елена Белоус. Она уже более пяти лет фотографирует Таинство Крещения. Елена подобрала 10 советов для тех, кто решил не приглашать фотографа и обойтись своими силами.

Фото Елены Белоус

1. Разрешение и благословение на фотосъемку в храме

Перед Таинством стоит обратиться в церковь и узнать, можно ли там проводить съемку, а перед самой съемкой нужно подойти к священнику и попросить благословения на проведение фото- или видеосъемки.

«Перед обрядом я всегда стараюсь показать свои работы и попросить святого отца работать со мной заодно – не закрывать ребенка во время подстригания, окунания в купель и других крайне важных моментов Таинства Крещения», – рассказывает Елена.

2. Одежда и обувь

У женщин должна быть покрыта голова, закрытые плечи и зона декольте, юбка ниже колена.

«Для того чтобы не бороться со спадающим платком, рекомендую надеть баф, он уж точно не станет предательски сползать с головы. Ели Вы-таки решили надеть платок, хорошенько закрепите его невидимками, – рекомендует Елена. – Стоит отметить, если Вы девушка и собираетесь быть фотографом, лучше наденьте брюки. Во время фотосъёмки могут обнажаться ноги, а этого стоит избегать в храме».
Мужчинам следует выбрать удобную одежду, которая не сковывает движения. Главное – она не должна скрипеть, звенеть, шелестеть и т. д.

«Откажитесь от пайеток, металлических украшений, лишнего декора на поясах и обуви. Фотографу необходимо бесшумно передвигаться по церкви, не задевая лишними элементами своей одежды иконы, свечи и людей, находящихся в храме, – рассказывает Елена. – Опыт показал, что фотографировать лучше в кроссовках. Это наиболее бесшумная, мягкая обувь. Но самое главное – устойчивая».

3. Не стоит ходить перед священником и перед иконой, расположенной в центре храма. Также нельзя заходить на солею

Никогда не ходите между священником и крестными (венчающимися). Это запрещено!

«Я много снимала Крещение и видела разных фотографов. После таких действий к ним подходят служители храма и просят прекратить съемку, – отмечает Елена. – Обходите крещаемых или венчаемых за их спиной».

4. Во время отречения от сатаны нельзя стоять перед крестными!

Во время Таинства Крещения крестные отрекаются от сатаны. Они должны повернуться к выходу из храма, трижды дунуть и плюнуть на него. Стоять, а тем более фотографировать стоя на входе в храм запрещено. Если Вы в этот момент каким-то образом окажетесь там, Таинство могут остановить и сделать Вам замечание, а фотограф не должен обращать на себя столько внимания.

5. Съемку Крещения лучше вести сбоку, ближе к алтарю.

С этой точки вы сможете фотографировать всех – священника, гостей и, собственно, крещаемых или венчаемых.

Стоит зайти в храм на несколько минут раньше, чтобы освоиться, определить удачные ракурсы и спросить священника, где Вы не будете ему мешать.
Часто Крещение происходит не в главном зале храма, а в отдельном помещении – крестильне. Там, двигаясь буквально вокруг своей оси, Вам нужно сделать красивые кадры. Лучше к этому подготовиться заранее.

6. Техника

Если фотографируете для себя, лучше это делать с помощью хорошего беззеркального фотоаппарата. Эта техника совсем не издает шума. У таких фотоаппаратов нет звука затвора, как у профессиональных зеркальных камер.

«Непрофессиональные фотографы часто делают по 10 кадров в секунду. Частое клацанье затвора убивает атмосферу Таинства, мешает священнику и отвлекает гостей от магии, которая происходит в момент Крещения, – делится Елена. – Так что если у Вас зеркальная фотокамера, лучше ограничиться 200 кадрами, снимая по чек-листу. Опытный фотограф знает, когда лучше фотографировать и на чем акцентировать внимание во время Крещения».

Фотоаппарат должен позволять задавать высокие значения ISO. В церкви может быть достаточно темно. Фотографируйте в ручном режиме. Вручную нужно будет выставлять абсолютно все настройки.

«Камере очень тяжело понять, что Вы от нее хотите в таких условиях, – отмечает Елена, – свет в церкви «грязный» (зачастую 3-4 источника света с разной температурой). Вам необходимо выставить баланс белого, определить желаемую температуру можно изучив шкалу цветовой температуры Кельвина. Также для фотосъемки в храме Вам понадобятся светосильная оптика, объектив 50 мм 1.2/1.4. Если у Вас имеется только стандартный объектив со светосилой 4 и больше, лучше поискать другую технику, иначе фотографии могут получиться темными или «шумными» (за счет увеличения ISO)».

7. Вспышка. За и против

Во многих храмах вспышка запрещена. Почему так?

Во-первых, вспышка мешает священнику и посетителям храма. Люди приходят помолиться, в спокойствии поговорить с Богом.

Во-вторых, иконы не терпят яркого света. Как и в музеях, в церкви есть древние иконы, которым противопоказан интенсивный свет.

В-третьих, неправильное использование вспышки может испортить все фотографии.

8. Когда источник света сзади

Лучше не фотографировать портреты на фоне окна, когда источник света сзади. Отойдите на 10-20 градусов в сторону и сделайте портрет на фоне стены. Так изображение будет более резким, гармоничным.

«Если же окна (или открытой двери) избежать сложно, попробуйте правильно настроить камеру, – рекомендует Елена. – Для такой съемки лучше выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но лишь при фотографировании, в контровом же свете все выглядит естественно».

9. Чередуйте общие, крупные и средние планы

Чтобы передать атмосферу действия, стоит чередовать общие, средние и крупные планы. Также не нужно забывать о деталях, таких как свечи, кружево или вышивка на крыжме, крестик и волосы, которые срезали с головы крещаемого.

10. После Таинства Крещения фотографу необходимо подойти и поблагодарить священника за работу, а также предложить сделать общую фотографию в храме или возле него.

Надеемся, что эти советы помогут в фотосъемке и у Вас получится много интересных, эмоциональных фотографий.

Елена Белоус

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (921)

Как фотографировать крещение ребенка.

Я не священнослужитель, а потому не могу знать все тонкости того или иного таинства, обряда или церемонии, я даже не знаю толком как некоторые из них правильно называть, но зато я знаю как их снимать. Потому, пусть верующие люди меня простят за неверные выражения насчет того, что и как делает священнослужитель, или того, что происходит во время церемонии крещения.

Фотографии с крещения ребенка

Вводное слово о том, что в традициях православной церкви обряд крещения — это очень важное церковное таинство, которое проходит только раз в жизни человека, опустим, ибо все и так про это знают, перейдем сразу к делу.

Крещение во Владимирском соборе. Крещение проводится не в основной части храма, а в боковой ‘Крестильне’

Обычно съемка крещения начинается за 15-20 минут до начала самой церемонии в храме. Эти 15-20 минут я рекомендую поснимать ребеночка в коляске, на руках у родителей, сделать общие фото с гостями. Может случиться, что на церемонии крещения ребенок разревется так сильно, что потом долго не сможет остановиться, да и макияж ему увы, не подправишь, как следствие, нормальные снимки после крещения уже и не получить. В любом случае, доставать камеру из кофра нужно еще на улице, перед входом в храм.

Если же съемка происходят зимой, то я рекомендую начинать съемку непосредственно с храма, по одной простой причине — чтобы не морозить технику, которая в теплой атмосфере храма тут же начнет запотевать и ей придется давать на отогрев 15-20 минут. В этом случае, общие снимки с храмом нужно делать после церемонии, так как при вынесении техники на холодную улицу из теплого помещения, она не запотеет и позволит снимать дальше, после чего вы положите камеру в кофр и уйдете домой или уедете на машине на продолжение съемки (если она запланирована, например, на банкете в честь крещения). В любом случае, у камеры будет время отстояться, а вам в это время снимать не придется.

Крещение в Церкви Живоносного Источника (Киево-Печерская лавра)

В разных храмах сама церемония может проводиться по разному, но сама разница не особо принципиальна. Я здесь объясню как все проходит в обычной православной церкви или храме. А проходит все по следующему плану:

1. Священнослужитель объясняет участникам торжества как все будет проходить. Хороший батюшка и фотографу подскажет куда ходить можно, куда нельзя, где лучше стоять, где лучше снимать — но это редкость. Обычно никто никому ничего не объясняет, доходит до того, что мне на съемках приходиться помогать людям на церемонии понять, что происходит и что нужно делать. Фотографам, которые впервые снимают крещение, я рекомендую спросить батюшку где и как можно перемещаться по храму и предупредить что вы «Крутой фотограф с зеркалкой, издающей душераздирающие лязганья затвора». Уж поверьте, все священнослужители давным-давно привыкли к видео- и фотосъемке в своих храмах и для них не составит труда в двух-трех словах вас проконсультировать. Особо желающие могут попросить благословения на съемку, я пару раз просил об этом, но чего-то кроме «Да снимай» не услышал, и теперь просто приветствую священнослужителя и говорю что никому мешать не буду.

Священнослужитель часто берет ребенка на руки

2. Ребенка дают крестному отцу на руки, крестных родителей ставят «по стойке смирно» на определенное место, и батюшка начинает церемонию. В этот момент я снимаю 1-2 кадра в минуту, просто давая привыкнуть всем к звуку затвора фотоаппарата.

Крещение ребенка, Храм Рождества Христова на Оболони

3. Батюшка читает молитвы над крестиком, крыжмой (такое специальное одеяние для ребенка, которое нужно купить для крещения), купелью и т.д. В этот момент он может зажигать свечи над купелью. Обычно над купелью ставят 3 свечи. Я люблю снимать момент поджигания свечей над ней. Это хороший кадр для «разбавки» в фотокнигу или альбом. Также, батюшка еще поджигает 2 свечи для крестных родителей, которые они держат во время всей церемонии крещения.

По факту обе свечи держит только один из крестных родителей, пока второй пытается «справиться» с ребенком.

Фотографии с крещения ребенка

4. Батюшка дает крестным родителям читать бумажку а.к.а. «Символ Веры», обычно крестная мама держит бумажку, по которой они вместе с крестным папой читают нужные слова. Можно сделать 1-2 общих кадра, это будет смотреться как своеобразная «присяга». В такие моменты я снимаю больше ребенка, пока он спокойно сидит на руках у крестного. К слову, крестных родителей может быть не одна пара, а две, и даже три! В таких случаях они все вместе стоят на службе перед батюшкой, обычно батюшка забывает передавать ребенка от одних родителей к другим, в итоге одна пара получает больше фотографий с ребенком, чем вторая. Чтобы компенсировать такую несправедливость, обязательно снимите общий снимок только с крестными родителями и ребенком, когда он на руках у разных пар.

Фотографии с крещения ребенка

5. Батюшка заставляет крестных родителей отречься от дьявола. О да, уж поверьте мне, это стоящее зрелище. Для этого он поворачивает их в сторону выхода из храма. Обычно фотограф находится где-то со стороны батюшки, в итоге получается, что крестные родители повернуты к нему спиной. В таком случае я отхожу чуть в сторону и снимаю кадры родителей и батюшки, когда они стоят ко мне в профиль. Обходить и снимать родителей спереди я не рекомендую, ибо им нужно «плюнуть и дунуть на дьявола» в итоге они будут плевать и дуть на фотографа. Ко всему прочему, батюшка может сам «подуть» на ребеночка – этот момент отлично впишется в данный репортаж. После этого он снова разворачивает крестных родителей к себе и просит дать клятву сочетания с Богом. Кстати, крестные родители в таком случае все делают за ребенка сами, ибо ребенок еще маленький и не может отвечать за себя. В итоге крестные родители вместо ребенка отрекаются от дьявола и принимают веру в Бога.

Крещение во Владимирском соборе, Киев

6. Батюшка просит раздеть ребенка. Обычно ребеночка относят на специальный столик и там раздевают. Это хороший повод поснимать ребенка голеньким, заснять приятные мелочи как мамы/папы/бабушки склонились над ним и пробуют раздеть/одеть. Обычно раздевают до памперса, но иногда и полностью. Снимайте здесь сколько влезет.

Крещение ребенка

7. Батюшка выполняет помазание ребенка елеем (елеем радования). Это важный и ответственный момент для фотографа. Рекомендую снять как батюшка открывает баночки с елеем, достает кисточку и мажет ребеночка (обычно только чело). Если батюшка закрыл ребенка собой, советую поднять камеру высоко вверх, установить широкий угол обзора на объективе и выполнить пару общих кадров с этого таинства. Обычно я беру 2-3 снимка с этого таинства для фотокниги.

Фото с крещения ребенка. Елеопомазание перед погружением в купель

8. Самый важный пункт! Батюшка берет ребенка на руки и опускает в купель. Хотя, он может попросить это сделать и крестного папу. Здесь можно снять ребеночка на руках у батюшки пока он следует от крестных родителей до купели. Получаются ярко выраженные кадры, подчеркивающие крещение – ребенок на руках у батюшки. Дальше батюшка опускает ребенка в купель и поливает его святой водичкой.

Крещение ребенка

Внимание: может так случиться, что батюшка со скоростью света окунет ребенка в купель и заберет его обратно. Я настоятельно рекомендую снять первое окунание серийной съемкой. Лично я уже знаю, где какой батюшка как окунает и могу подстроиться. Но новичкам в этом деле хочу подчеркнуть тот факт, что купель и окунание ребенка – это ключевой сюжет всей церемонии крещения. Если вы завалите эти снимки, то завалите фактически всю съемку крещения. Обычно в это время я делаю максимально возможное и нужное количество кадров.

Крещение ребенка в Пирогово

Может быть такой вариант, что купель очень маленькая и батюшка только слегка поливает водичкой голову ребенка. Здесь тоже нужно не плошать и снять это красиво. Я использую вспышку и «замораживаю» импульсами вспышки падающие капли воды, что смотрится очень необычно и приятно. Этот кадр я обычно беру на обложку фотокниги.

Крещение ребенка. Примеры фотографий

9. Батюшка мочит губку в воде из купели и обтирает ею ребенка. Это я практически никогда не снимаю, ибо обычно это делается очень быстро и больше символично. Хотя, часто батюшка ложит руку на лоб младенца и с этого тоже может получиться хороший кадр.

Фотографии с крещения ребенка

10. Батюшка мажет ребеночка миром, процедура, схожая с помазанием елеем, с той только разницей, что миром мажут человека раз в жизни и если вы «запорите» этот кадр, повторить технически его будет невозможно. Но на примере с таинством миропомазания можно быстро сориентироваться и ничего не упустить. Обычно батюшка наносит масло на некоторые части тела малыша, в этот момент можно снять крупнее, чтобы показать сам процесс.

Фотографии с крещения детей

11. После купели батюшка передает ребенка на руки крестных родителей, которые в это время держат крыжму. Эту «передачу» тоже можно снять. Батюшка берет ножницы и стрижет младенца (больше символично). С этого тоже получить хороший кадр.

Крещение ребенка в Храме Святителя Николая Чудотворца на водах

13. Батюшка трижды проводит крестных родителей вокруг аналоя. Можно снять широким углом этот момент. Мне достаточно 28 мм фокусного расстояния при съемке на полноформатную камеру (эквивалент на кропе — 18 мм). Ничего особенного, и в фотокниге обычно смотрится так себе.

Крещение ребенка в Свято-Троицком соборе на Троещине (крестильня находится в подвальном помещении Храма)

13. После этого идет таинство «введения» воцерковления. Батюшка читает молитвы над родной матерью ребенка, потом берет снова ребенка на руки и несет его к иконам. Я настоятельно рекомендую сделать много кадров с родной мамой, ибо обычно именно она является вашим заказчиком, да и грех не снять ребенка с родной мамой.

Крещение ребенка в Свято-Троицком Ионинском монастыре

Внимание! Очень хороший кадр можно поймать в этот момент. Обычно батюшка на руках подносит ребенка вверх, что смотрится просто потрясающе. Не упустите этот момент! Мальчиков батюшка заносит в «Святая Святых», девочек туда не заносит. При этом он заходит в одни двери, а выходит из других. Ходить за батюшкой в оные двери нельзя категорически!

Крещение в Андреевской церкве

Если есть такая возможность, задержите всех участников церемонии и попросите их сделать общий снимок в храме возле купели. Пару раз мне закидывали, что нельзя снимать людей, которые повернуты спиной к иконам. Да и вообще, будьте готовы, что вы можете услышать столь странные умозаключения или просьбы, что ваша цифровая камера может превратиться в пленочную.

После выхода из храма сделайте еще один общий снимок всех присутствующих, снимите пошире, чтобы был виден весь храм. Такой снимок можно хоть сразу помещать в фотокнигу или альбом, он является завершающим – дело сделано, все довольны.

Крещение, Свято-Ильинская церковь

Работа с видеооператором

Обычно крещение снимается вместе с видеооператором (видеографом), который в 50% случаях впервые на крещении :). Я использую тактику, при которой я всегда нахожусь сзади оператора. Так он никогда не захватит меня в кадр. Поверьте, вырезать оператора из фотоснимка вам будет гораздо проще, чем ему убирать вас из видеоролика. Перемещаться по храму с видеооператором я советую строго синхронно. Оговорите, кто задает темп и точку съемки и придерживайтесь такого старшинства. Если видеооператор уж совсем «дуб дерево», снимайте как вам удобно. Лично я со своей командой никогда не наблюдаю никаких нюансов или неудобств при съемке видео и фото.

Иногда видеооператор использует внешний свет на своей камере, который подсвечивает основные снимаемые детали. Порой такой свет помогает снимать без вспышки. Ниже на снимке показан видеооператор, который снимает на Canon EOS 60D и Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L II USM с использованием монопода и внешнего источника света, закрепленного на горячем башмаке своей DSLR камеры.

Некоторые видеооператоры ставят дополнительный свет на специальный студийные стойки, а также используют другое оборудование: внешние радиомикрофоны (пишут звук с определенной точки храма без посторонних звуков), штативы, моноподы, рельсы и большие ‘обвесы’ для своих камер. Особо находчивые ставят маленькую видеокамеру в саму купель и снимают погружение малыша с видом из воды.

Работа в паре с видеооператором

Наверно многим будет интересна техника съемки. Я используя две разные техники съемки: со вспышкой и без вспышки, который кардинально отличаются.

Без вспышки:

Без вспышки снимаю в 90% используя режим «M» с включенной функцией автоматичекого управления ISO. Таким образом я могу контролировать сразу и выдержку и диафрагму и допустимый порог ISO. Не все камеры умеют использовать функцию авто-ISO, с такими камерами проще использовать режим приоритета диафрагмы. Практически все снимки я делаю на выдержках от 1/50 до 1/125. Выдержка 1/125 очень удобна для съемки людей, за это время в кадре не происходит смаз от их перемещения в кадре. Обычно порог ISO у меня равняется 12.800 единиц. Во время съемки я использую точечный замер экспозиции и фокусировку по одной точке. В таком состоянии замер экспозиции на моих камерах производится по области точки фокусировки, что позволяет получить правильно экспонированный нужный мне объект. Снимаю всегда в RAW, в котором легко подкорректировать маленькие нюансы. Во время съемки без вспышки я гораздо больше стараюсь дублировать основные кадры, так как из-за довольных длинных выдержек можно получить смаз на некоторых снимках.

Со вспышкой:

Я бы конечно рад снимать без вспышки постоянно, но картинка при правильном использовании вспышки часто куда лучше, чем без нее, связано это с тем, что большинство храмов и церквей в середине очень и очень слабо освещенные. Здесь не проблема в шумности картинки, а именно в том, что обычно крестят ребенка в так называемой крестильне – маленьком, и, соответственно, плохо освещенном помещении. В больших храмах такое помещение находится вообще в подвале храма. Иногда кроме света свечи и маленькой лампы ничего больше нет. Во время съемки я использую высокие значения ISO (обычно от 640 до 3200) и при этом снимаю со вспышкой, чтобы добиться эффекта, описанного . Чаще всего я снимаю зум-объективом, это просто удобней, чем носиться с фиксом, а для репортажа художественная составляющая порой не так важна. По отзывам моих клиентов могу точно сказать, мало кого вообще волнует боке, объем и рисунок объектива, когда речь идет о крещении.

Чтобы выдавать меньше световых импульсов, в середине храма можно снимать в ручном режиме управления мощностью вспышки, при этом вспышка будет давать только один импульс без пробных срабатываний. Я снимаю в основном системой Nikon и могу еще воспользоваться автоматическим режимом с приоритетом диафрагмы без TTL, при этом вспышка будет срабатывать автоматически без использования пробных импульсов. Участников съемки предупредите, что вспышка используется с светорассеивателем и она ни коем образом не навредит глазам ребенка. При съемке на высоких ISO вспышка дает маломощные импульсы. Единственным серьезных недостатком при работе со вспышкой — блики от внутреннего убранства храма. Чтобы побороть блики, нужно просто выбрать правильное место съемки.

Я рекомендую обязательно отдавать часть материала в печатном варианте. Даже если вы договорились, что конечным результатом будут фотографии в цифровом варианте, напечатайте 2-3 самых сочных фото в формате 20*30 на глянцевой бумаге (это не так уж и дорого) и отдайте клиенту и посмотрите на выражение его лица. Печатная фотография – это нечто волшебное. Я, даже при съемке на условиях TFP, TFCD, стараюсь отдать пару отпечатанных снимков. Для крещения делаю небольшие фотокниги, фотокнига – отличная штука, подумайте над этим.

При съемке крещения я не подписываю договор и очень редко встречаюсь с заказчиком перед съемкой. Обычно встреча проводится только, если требования к съемке очень высоки и заказчик хочет посмотреть печатный вариант портфолио и больше примеров фото, чем показано у меня на сайте. При встрече или по телефону/почте/чате следует обязательно оговорить время начала церемонии и место проведения, сроки сдачи материала, будет ли проверяться макет книги перед печатью и т.д.

Многие люди еще хотят заснять подготовку ребеночка у себя дома. такое не люблю, ибо сьемки там всего на 5-10 минут, при этом нужно ехать к клиенту домой и торчать там 1-2 часа. Тем более для фотокниги не хочется смешивать кадры в доме с кадрами в храме или ресторане – крещение это дело, проводимое исключительно в религиозных местах и нигде иначе. Ребенка все равно будут раздевать и одевать в храме, в этот момент можно как раз поймать нужные кадры. Конечно, если клиент настаивает — будем снимать и дома и в ресторане (но — за отдельную плату 😉 ).

Часто бывает, что после крещения ребенка с мамой отвозят домой, а вся веселая компания едет нервировать Рей праздновать в какое-то шумное заведение. При этом кадры с празднования могут вообще никак не быть связанными с крещением. Поверьте, я такого уже навидался! Правда, обычно все более приземленно, и в ресторане людей ждут гости, которые не попали в храм на церемонию. Нужно сделать с этими гостями общие снимки, заснять в целом атмосферу помещения, после чего можно откланяться и уезжать домой. Я не советую засиживаться на праздновании в ресторане, одного часа вполне достаточно для съемки всего нужного. Празднование в ресторане обычно проводится без ведущего (а.к.а. тамада или ведущий-конферансье), потому ‘всю веселую толпу’ вам нужно будет организовать самостоятельно. После окончания съемки я обязательно уведомляю про сроки, за которые будут готовы фотографии или макет книги. Обычно, как только в ресторане узнают, что фотограф свое дело сделал и уходит, начинается суета и восклицания «а сфотографируй меня еще с кумом Васей», приходиться остаться дополнительно на несколько минут и «доснять всех страждущих».

Обычно люди просят ни в коем случае нигде не публиковать фото с крещения и с ними нельзя не согласиться, потому выбрать что-то для публикации на сайте крайне сложно.

Из специфических нюансов съемки крещения хочу отметить тот факт, что у маленьких детей кожа имеет довольно необычный оттенок, при этом очень много пятен. После съемки приходиться очень долго колдовать, чтобы сделать приемлемый «скинтон». А еще хуже, что кожа у новорожденных по оттенку вообще не похожа на оттенки у взрослого человека.

В качестве заключения хочу рассказать о том, что порой съемка крещения очень сильно изматывает, основной причиной тому служит плач ребенка во время церемонии. В некоторых храмах крещение проводят сразу для двух и более пар. Выслушать целый хор плачущих детей в течении 30 минут, а именно столько длится стандартная церемония крещения, порой очень и очень сложно.

Посмотреть пакет услуг, который я предлагаю для фотосъемки крещения ребенка, можно по ссылке http://www.wedding-photographer.tv/gallerys/photoset-04/krestiny-photo-price.html. Фото отчеты со съемок крестины можно посмотреть у меня в блоге .

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Проконсультироваться со мной можно напрямую.

Как снимать таинство крещения

Обряд крещения — важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.


Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих — крестных, гостей — сзади.

В церкви есть канун — особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается — часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой — в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа — не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви — старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное — это самый лучший вариант, — когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми — тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз — и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу — может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения — это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится — ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение — радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте — невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты — помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало — для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу — можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую — AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные — это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель — очень важный, здесь выдержка короче — 1/320, значение ISO — выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги — не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка — белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Как фотографировать крестины

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *