Честность как принцип отношения человека к человеку

В зависимости от преобладания в ценностной ориентации личности принципа «быть» или принципа «иметь» ее отношение к другому человеку может быть честным или нечестным.

Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к осуществлению принципа «быть», то его отношение ко всякому другому человеку носит честный и бескорыстный характер. Каждый человек рассматривается им как цель абсолютно бескорыстной заинтересованности: он может интересовать его лишь в одном-единственном отношении, не нужны ли ему помощь, услуга или участие. Честное отношение к человеку выступает здесь как результат правильной ценностной ориентации. Всякий человек, обязывающий себя по-человечески относиться к другому человеку, стремится быть честным и творить добро по внутреннему велению долга и совести, «не ожидая ничего» (Лк. 6, 35) взамен за совершенное благодеяние. Честность есть такая жизненная позиция, которая способна оправдать высокое достоинство человека, призванного восходить по пути уподобления абсолютной благости Божией.

Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к осуществлению принципа «иметь», то его отношение к другому человеку может носить нечестный и корыстный характер. В этом случае каждый человек рассматривается им как средство для достижения его эгоистических интересов. Нечестное отношение к человеку выступает здесь как следствие неправильной ценностной ориентации. Нечестность есть нарушение справедливости, являющейся всеобщим условием быть достойным блага, и сознательно допускается ради достижения незаконного обладания какими-либо почестями и преимуществами.

Благо имеет ценность и смысл лишь в том случае, когда обладание им содержит в себе честную и законную основу и исключает какой-либо ущерб для другого человека. Непонимание этой самой элементарной истины есть грубейшая ошибка в плане ценностной ориентации, влекущая человека в области ценностных выборов к предпочтению нечестных и незаконных средств в достижении эгоистических целей. Установка личности на осуществление принципа «иметь» может лежать в основе мотивации самых неблаговидных расчетов и действий. Со стороны человека нечестность проявляется обычно в какой-либо его «заинтересованности», носящей, как правило, корыстный характер.

Корыстное отношение к человеку выражается в двух основных формах: в форме лести и в форме деспотизма. Лесть имеет место в отношениях «заинтересованной» личности с людьми, занимающими высшее служебное или административное положение. Деспотизм, наоборот, имеет место в отношениях с людьми более скромного служебного и социального положения, не способными оказывать какого-либо «влияния» на общий ход дел. Часто человек сам не подозревает, в какой степени он подвержен лести и деспотизму. Так, например, угодливый и услужливый перед начальством человек может проявлять свой подавленный деспотизм в грубом обращении с членами собственной семьи или с обитателями дома. На жизненном пути лесть и деспотизм являются весьма навязчивыми спутниками, от которых трудно отделаться. Убедительный тому пример – тип «неверного должника» (Мф. 18, 23-35), скрытые черты которого присущи огромному большинству живущих в мире людей.

Помимо лести и деспотизма, есть еще третья форма корыстного отношения к человеку – это зависть. Зависть характеризуется глубокой неудовлетворенностью человека в связи с неосуществившимся принципом «иметь». По определению святителя Василия Великого, зависть – это скорбь по поводу успеха и благополучия тех, кого знаешь. Оскорбленное честолюбие – результат неудавшегося стремления к превосходству. Слишком глубокое честолюбие способно избрать любые нечестные средства для своего удовлетворения.

Лесть, зависть и деспотизм, составляя начало нечестного отношения к человеку, имеют в качестве своих непосредственных коррелятов ложь, обман и коварство.

Если человек сознательно искажает известную ему информацию о каком-либо лице или предмете, он говорит неправду. Между самой объективной правдой и самой крайней ложью может быть огромная дистанция, состоящая из противоречивых сплетений полуправды, в которых порой весьма непросто разобраться. Например, находясь во власти порочной совести, человек может обманывать не только других, но и самого себя. Однако чаще всего в межличностных отношениях имеет место преднамеренная неправда, которая является сознательным орудием введения в заблуждение ближнего с целью достижения каких-либо корыстных расчетов. Человек, который не верит в то, что он говорит другому, попирает данную ему привилегию дара слова как орудия разума и унижает в самом себе человеческое достоинство. При этом весьма характерным является то обстоятельство, что человек не замечает потери уважения к достоинству тех, кому он говорит неправду. Неправда употребляется им не только ради собственной мнимой выгоды, но и ради причинения ущерба ближнему: обида или поражение, нанесенные другому человеку путем обмана, клеветы или доноса, расцениваются им как собственное возвышение. Нечестность по отношению ко всякому человеку означает отсутствие уважения его достоинства. Даже самая «невинная» ложь типа: «Скажите, что меня нет дома», – является оскорблением достоинства ближнего: сиюминутный выход из ситуации обернется психологически ощутимыми обеими сторонами осложнением и напряженностью дальнейших взаимоотношений. В качестве главного последствия своего проявления нечестность оставляет никогда не иссякающий источник нравственной отчужденности, возникающей в сфере межличностного общения.

Нечестность – это крайнее убожество личности, граничащее с рабством: чувство зависимости – самая характерная черта всякой нечестности. Это чувство заставляет нечестного человека льстить перед вышестоящими и, наоборот, деспотически утверждать свое превосходство и власть над нижестоящими.

Как принцип неправильного отношения к человеку, нечестность может иметь огромное многообразие своих проявлений – от самых незначительных оттенков неуважения чужого достоинства до самых крайних пределов неблагодарности, ненависти, гнусной клеветы, обиды, низости и коварства. Примером крайне предельной нечестности является всякое сознательное предательство. В нравственном сознании любого уважающего себя народа «Иудин грех» не прощается. В прежнее время предательство и донос считались позором. Известен случай, происшедший в одном кадетском корпусе при императоре Александре Втором. Группа кадетов проявила неповиновение, за которое грозило исключение. В заговоре был весь класс, однако заподозренные кадеты отказались выдать товарищей. На запрос начальства император ответил: «Мои будущие офицеры иначе держать себя не могут – предателей вы из них не сделаете!». Такое явление, как донос начальству на кого-то из товарищей, считалось среди кадетов совершенно недопустимым, этого преступления кадеты никогда не прощали. Заведенное правило воспитывало в кадетах понятие чести, которым отличались офицеры прежних времен. Даже солидарность с товарищами, оставленными в карцере «на хлеб и воду», проявлявшаяся в тайной передаче пирогов и котлет и являвшаяся маленьким правонарушением, служила созиданию великого дела: она воспитывала дух товарищества, взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность и с утратой которого люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, не способными ни к какому делу, требующему самоотвержения и доблести.

Когда в основе ценностной ориентации лежит корыстное отношение к человеку, каждый человек рассматривается в одном-единственном качестве – как средство для достижения собственного благополучия. Человек, который не может быть использован как средство для достижения корыстных целей, не представляет ни малейшего интереса. Даже самые элементарные знаки внимания и вежливости здесь воздаются не по возрасту или действительным заслугам, а исключительно по степени положения или влиятельности, от которых может зависеть благополучие. Искусство лести и хитрости по отношению к вышестоящим, направленное на достижение успеха, превосходства, извлечение выгоды и возвышение собственной персоны, как правило, сопровождается использованием различных нравственно не дозволенных средств и влечет за собой искусно замаскированную игру, целью которой является достижение безупречной репутации. В отличие от лести деспотизм не нуждается в особой изобретательности и часто проявляется в неприкровенном высокомерии, неуважительном или пренебрежительном отношении к достоинству тех, кто стоит на более скромных ступенях служебного положения и значимости.

Не следует думать, что лесть и деспотизм могут свободно проявляться в своем традиционном архаическом облике. Зависимость от обстоятельств, как самая характерная черта нечестности, способна всегда вовремя подсказать, какие формы поведения являются наиболее подходящими к условиям переживаемой ситуации. Нечестный человек, если только он еще не дошел до степени открытого цинизма, всячески пытается скрыть свою нечестность. Это та сфера его желаний и намерений, которая скрыта от окружающих. Никто об этой сфере не знает, поскольку нечестный человек всегда являет себя более нравственным, чем он есть. Но лицемерие рано или поздно выдает человека. В неизбежных ситуациях открывается истина, и тогда об этом человеке могут сказать: «Теперь нам ясно, что это за личность». Однако и помимо каких-либо особых ситуаций безнравственную сущность нечестного человека не могут скрыть внешняя благопристойность выдержки и манер: в глазах и облике проглядывает непреображенная темная стихия завистливой и эгоистической натуры, для которой достижение внешних благ, положения и преимуществ составляет главный смысл жизни.

Ценностная ориентация, направленная на осуществление принципа «иметь», и вытекающее из нее корыстное отношение к человеку являются причиной отсутствия в межличностных отношениях самых элементарных норм уважения, честности и справедливости. Большинство живущих в мире людей не может до конца отказаться от эгоизма, честолюбия, жадности и зависти, которые приводят многих из них к тайным и явным нравственным преступлениям.

Церковь является ковчегом спасения посреди житейского моря соблазнов и искушений. Она способна не только сохранить жизнь в достойных пределах, но и нравственно ее изменить и преобразить. В изъяснении святителя Иоанна Златоуста, в Церковь, как в новый спасительный ковчег, входит волк, а выходит агнец, влетает ястреб, а вылетает голубь: в ценностной ориентации личности когда-то преобладавший принцип «иметь» уступает место принципу «быть» и корыстное отношение к человеку сменяется бескорыстной заботой о нем.

Когда каждый человек рассматривается не как средство для достижения эгоистических интересов, а как цель, достойная нравственного отношения к нему как к личности, носящей в себе образ Божий, в межличностных отношениях торжествует принцип честного отношения человека к человеку. Честное отношение одного человека к другому включает в качестве своих составляющих элементов правдивость, искренность и отзывчивость, то есть все то, что противостоит лжи, обману и деспотизму. Честность означает такую нравственную позицию человека, когда он говорит правду, поступает по справедливости и оправдывает в глазах окружающих его людей нравственное достоинство.

Как принцип отношения человека к человеку, честность приобретает особую ценность там, где в человеческих отношениях добро и правда не имеют надежных гарантий. Легко быть честным и великодушным в обществе благородных людей. Но в экстремальных условиях, где добро не ценится, достоинство унижается и честь попирается, быть честным человеком является настоящей нравственной доблестью. История Церкви представляет нам множество примеров святых, явивших подлинное достоинство и величие духа на фоне всеобщего мрака и беззакония. Когда все кругом лгали, они говорили правду; когда другие были преисполнены злой ненависти и коварства, они прощали и творили добро; когда каждый думал о собственном выживании или выгоде, они проявляли жертвенную любовь. Каждое жизненное испытание – это проверка степени ценности нашего человеческого достоинства. Нашу душевную жизнь могут нарушить потрясения, вызванные обманом, клеветой, притеснением или нечестным соперничеством, но все эти переживания могут потрясти душу настолько, насколько человек еще честолюбив и эгоистичен, насколько он еще далек от благородства, великодушия, смирения, святости и любви, то есть еще не достиг того подлинного царственного достоинства, которое воплотили в своем следовании Христу многочисленные сонмы святых.

Осуществление принципа «быть» означает в нравственном смысле быть человеком, находиться на высоте нравственного достоинства. Экстравертивная и интравертивная установки могут представлять собой два уровня, две ступени в плане осуществления достоинства, честности и благородства. Если для экстравертивной личности нравственное достоинство является залогом и гарантией ее уважения в обществе, то для интравертивной личности ее нравственное достоинство является естественным стремлением быть самой собой: следование внешнему нравственному авторитету сменяется для нее стремлением к духовному совершенству. Честность, вежливость и корректность могут в одинаковой степени характеризовать и экстравертивную, и интравертивную личность, однако в первом случае всех будут покорять демонстративно выставленные изысканность и галантность манер, тогда как во втором случае всех будут восхищать просвечивающие во всем стиле и облике естественная простота и особое изящество скромности. То же самое следует сказать и в отношении благородства. Если для экстравертивной личности смысл благородства заключается в правдивости и отзывчивости, то для интравертивной личности смысл благородства заключается в искренности и преданности. Интравертивный образ литературного героя или живой конкретной личности оказывается в своем благородстве, искренности и преданности выше экстравертивного образа. Даже такое качество, как скромность, является преимущественной привилегией интравертивной натуры.

Скромность характеризует личность с точки зрения ее отношений к самой себе, но она составляет неотъемлемую черту предельно честного отношения к жизни. Правильная ценностная ориентация человека не позволит ему переоценить свои заслуги и преимущества. В общении с людьми скромный человек будет прост, честен, отзывчив и искренен: забывая о собственных преимуществах, он будет с уважением относиться к достоинству и чести других людей. Существует определенная закономерность в том, что чем благороднее, интеллектуально одареннее и духовно содержательнее человек, тем скромнее, искреннее и проще он держится в общении с людьми. Внешние доступность и скромность объясняются творческим характером интравертивной личности, тем, что она ориентирована на внутреннее созерцание и глубокое ценностное переживание бытия. Ее не могут заинтересовать внешние блага и преимущества и связанные с ними слава и почести, которые, отвлекая ее от истинного и вечного блага, могут служить причиной соблазнов и нечестного отношения к жизни, ее смыслу и ценностям. Созерцая здешние блага и видя, что они скоротечны и преходящи, душа обращается к вечным и непреходящим небесным благам и в них обретает источник и смысл существования. Ориентация на вечные блага всегда означает творческое осуществление принципа «быть», то есть стремление к самой возвышенной онтологии: к ценностному переживанию бытия и человеческого предназначения, которое лишь в отношении к идее вечного блага способно приобрести характер честного человеческого общения и сотрудничества.

Во всем многообразии путей и форм межличностного общения каждый человек оказывается честным в отношении к другому конкретному человеку в той степени, в какой он принимает участие в заботе о его благе и достоинстве. Но в той степени, в какой человек заботится о благе и достоинстве других людей, он становится соработником Бога в Его промыслительных действиях по отношению к каждой человеческой личности. Будучи выражением человеческого соучастия, в осуществлении путей Божией справедливости, честность определяет собой высокое и поистине богоподобное достоинство человеческой личности, и это обстоятельство является убедительным и ярким свидетельством величия и ценности честности как основополагающего принципа отношения человека к человеку.

Вы наверняка слышали о золотом правиле. Многие считают, что успешные отношения основываются именно на нем. Я в этом не уверен. И вот почему. Золотое правило звучит так: «Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы они относились к вам».

На первый взгляд, вполне достойный принцип с точки зрения этики и морали. Однако он не всегда уместен, когда вы общаетесь с людьми с разными особенностями характера. Представьте себе зрелого интроверта-мыслителя, который только что женился и переехал за город. Нужно ли с ним общаться так же, как с молодым чирлидером, который недавно развелся и устроился на работу в городе?

Не все хотят, чтобы вы относились к ним так же, как к себе.

Правило S.U.M.O. гласит: Относитесь людям так, как они хотят, чтобы к ним относились.

Мы все хотим, чтобы с нами обращались честно и уважительно. Но все равно к каждому можно найти индивидуальный подход. Он гарантирует более благоприятный результат. Так что постарайтесь мыслить шире и смотреть на вещи по-новому.

Подумайте, с кем вам стоит поговорить, помня о надувном мяче, и поразмышляйте над такими вопросами.

1. Подумайте, какие факторы определяют то, как ваш собеседник видит надувной мяч. Сколько ему лет? Влияет ли возраст на его мировосприятие? Что для него важно, какова его шкала ценностей?

Вспомните о четырех типах личности: чирлидер, опекун, капитан и мыслитель. Какие черты преобладают в вашем собеседнике?

Как ваш собеседник сейчас настроен? Может, он находится в состоянии бегемота? Или страдает из-за неправильного мышления? Или прекрасно себя чувствует? Опишите одним предложением его нынешнее состояние.

2. Как вы пытались понять его точку зрения и увидеть его сторону надувного мяча?

3. Ясно ли вы изложили свою точку зрения?

(Запомните, фраза «Я не обязан был что-либо говорить, ты должен был догадаться» означает, что вы снимаете с себя ответственность. Таким образом вы надеваете футболку жертвы.)

4. Если бы вам нужно было выбрать какое-нибудь одно действие для того, чтобы улучшить отношения с этим человеком, что бы вы предприняли?

(Ваша реакция на событие влияет на результат.)

Секрет жизненного успеха

Жизненный успех неразрывно связан с нашей способностью выстраивать с людьми хорошие отношения. Для того чтобы успешно взаимодействовать с другими, нужно попытаться их понять. Ваши отношения выйдут на новый уровень, если вы поймете, почему остальные воспринимают жизнь по-другому и действуют иначе.

  • Хорошие отношения — залог успешной жизни.
  • Помогайте другим людям добиваться своих целей, и тогда вы сможете достигнуть своих.
  • Два противоположных мнения не означают, что одно из них неправильно.
  • Помните о надувном мяче. Прекратите думать, будто ваша точка зрения — единственно верная. Начинайте смотреть на мир другими глазами.
  • На наше мировосприятие влияют четыре фактора: возраст; ценности; характер; настроение.
  • Понимать чужую точку зрения — не значит с нею соглашаться.
  • Люди с большей вероятностью попытаются вас понять, если будут чувствовать, что вы тоже стараетесь посмотреть на ситуацию с их точки зрения.
  • Прекратите ждать, что кто-то другой возьмет инициативу в свои руки. Сами становитесь миротворцем.

См. в Библиотеке: Пол Макги. S.U.M.O. Заткнись и делай.

Отношение к человеку

Как научиться человеческому общению?

Отношение окружающих людей к нам зависит от многих причин. Во-первых, от нашего характера. Во-вторых, от того, что знают о нас окружающие. В-третьих, от того, как мы сами относимся к людям. В-четвертых, от степени нашей открытости и искренности по отношению к окружающим. В-пятых, от многих-многих других причин.
Если причина недоброжелательного отношения — ваш характер, постарайтесь изменить его. Это сложно, особенно если учесть, что над проблемой взаимоотношений с людьми мы задумываемся в возрасте не менее 15—16 лет, т.е. когда трудно что-либо переделать. Поэтому не исключается и другой вариант поведения: принять все как должное и настроиться, что со временем вы постараетесь изменить свой характер в лучшую сторону.
А пока разберитесь в себе и признайте свои недостатки. Людей, у которых не было бы недостатков характера, в жизни не существует, если вы открыто признаете свои недостатки, это оправдает и простит многое в вашем характере.
Как правило, знания окружающих людей о том или ином человеке могут быть достаточными и недостаточными, правильными и неправильными, разносторонними и односторонними.
Отношение к человеку не может быть ни исключительно положительным, ни полностью отрицательным, так как лишь идеальный человек может заслужить односторонне положительное отношение к себе, а законченный негодяй — отрицательное. Ни тех, ни других в жизни не существует.
Внутренние и внешние отношения к людям нередко совпадают. Однако нередки случаи, когда можно заметить расхождение. Добрый в душе человек внешне может казаться безразличным, равнодушным, сухим и даже недобрым. Злой и завистливый, напротив, будучи скрытным и лицемерным, внешне может демонстрировать вполне доброжелательное отношение к людям.
Следует помнить, что показная доброжелательность, внешняя обходительность, искусная игра, лицемерие и неискренность почти всегда свидетельствуют о недобром отношении к человеку.
Недобрыми могут казаться замкнутые люди, которые просто стесняются открыто демонстрировать свою доброту, опасаясь быть неправильно понятыми или осмеянными.
Полностью скрыть от наблюдательного человека внутреннее отношение к нему практически невозможно. Многие чувствуют скрытое отношение к себе со стороны других, хотя и не могут сказать, каким образом это им удается делать.
Способность правильно воспринимать и оценивать людей не является врожденной. Она развивается в течение всей жизни и зависит от уровня общего интеллектуального развития человека, от имеющихся знаний и опыта, от профессии. Установлено, например, что люди, которые по роду своей профессиональной работы много общаются и должны хорошо понимать окружающих (врачи, психологи, актеры, политики, коммерсанты и т.д.), обладают более развитыми способностями правильного восприятия и оценки людей.
Соответствующий жизненный опыт может приобрести каждый человек, интенсивно общаясь с разными людьми и всякий раз ставя перед собой задачу научиться их понимать.
Всегда выигрывает тот, кто в общении руководствуется «Законом взаимности человеческих отношений». Он прост: если мы хотим, чтобы окружающие хорошо относились к нам, мы должны прежде всего сами научиться по-доброму относиться к людям.
Стоит попробовать? Успехов!

Как можно относиться к человеку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *