Зачем поощрять ребенка?

С первых дней жизни ребенок начинает понимать, что он не один: рядом с ним находится семья. Кроха осознает, что у него есть папа с мамой, а может быть, и братья с сестрами. Малыш, конечно же, видит, что они более самостоятельны и могут сделать намного больше, чем он. Зачастую подобное положение вещей его не устраивает, и карапуз всеми силами стремиться показать «кто в доме хозяин». Он пытается стать полноправным членом семьи, в которой родился. А для этого малышу нужно обязательно получить поддержку мамы с папой и всех остальных членов семейства.

Одобрение и поощрение окружающих говорит о том, что на него обращают внимание, ценят его умения и навыки, замечают способности. Без одобрения со стороны близких ребенок не сможет нормально развиваться, будет ощущать постоянный дискомфорт, вместо того, чтобы расслабиться и наслаждаться жизнью. Некоторые дети начинают вести себя враждебно и вызывающе, пытаясь хоть таким образом привлечь внимание родителей. По мнению психологов, подобным поведением крохи хотят показать одно: они не признают взрослых, потому что те не желают признавать их.

От каких методов поощрения родителям лучше отказаться?

Большой урон развитию ребенка как личности, может нанести поощрение деньгами. Некоторые родители материально вознаграждают сыновей и дочек за хорошие оценки, достойное поведение, выполнение какой-либо работы по дому, не задумываясь о том, как подобные методы отразятся на их дальнейшей жизни.

Постоянно получая деньги за работу, которую ребенок и так должен выполнять, он со временем может перестать что-либо делать без материального вознаграждения. Родители не смогут рассчитывать на малыша, так как его расположение и послушание можно будет только купить. Никто из взрослых не желает подобного будущего ни себе, ни своим детям. Поэтому, подбирая методы поощрения, нужно быть предельно осторожными.

Дети стремятся к равноправию. Так почему бы родителям не воспользоваться этим рвением? С какой стати малыш должен получать деньги, пускай и небольшие, за выполнение легкой работы по дому? Ведь он здесь живет вместе с остальными членами семьи: ест, пьет, пользуется всеми благами цивилизации. Так пускай и в выполнении обязанностей по дому он будет наравне со всеми. В ином случае дети вряд ли научатся за собой ухаживать, самостоятельно справляться со своими нуждами, у них не будет формироваться чувство ответственности.

Некоторые родители уверены, что воспитание без денежного вознаграждения приведет к одному: в будущем ребенку будет трудно разбираться в финансовых вопросах. В этом есть доля истины: чтобы чему-то научится, нужно немало практиковаться. Детям действительно необходимо учиться разумно обращаться с деньгами, но полученные финансы не должны быть связаны с отметками, поведением или работой по дому. Ребенку нужно выделять определенную сумму на карманные расходы, а не давать ее в виде поощрения. Малыш должен понять, что выполнение обязанностей — это его вклад в общее дело. А деньги он получает, так как является полноценным членом семьи.

Кстати, поощрение конфетами, игрушками и другими подобными вещами также не приветствуется психологами. Оно воспитывает в малыше зависимость: за выполнение любой просьбы он ждет награду.

Поощряем малыша похвалой и доверием

Одним из лучших поощрений является похвала. Именно неподдельная, честно заслуженная похвала повышает самооценку, окрыляет, поднимает настроение и служит стимулом двигаться дальше. Главное, чтобы чувства взрослых были искренними. Не нужно завышать степень похвалы, так как ребенок может уловить фальшь в вашем голосе и подумает, что вы над ним насмехаетесь.

Чтобы не уменьшить значимость похвалы, не нужно постоянно восхищаться обычными вещами. К примеру, малыш сам разделся и сложил свои вещи. Он это сделал автоматически, так как привык ухаживать и убирать за собой. Вряд ли нужно регулярно обострять на этом внимание. Постоянное восхищение простыми вещами перестанет быть важным для ребенка.

Многие родители даже не догадываются, что одним из действенных методов поощрения выступает доверие. Доверяя ребенку, взрослые как будто наделяют его некоторой самостоятельностью, признают, что он вполне может справиться со многими делами. Мамы с папами обязательно должны позволять малышам помогать им. Иногда проще самим что-то сделать, нежели попросить ребенка о помощи. Но подобное отношение говорит о том, что вы не доверяете ему, считая маленьким и неуклюжим. Вряд ли такой подход способствует налаживанию контакта. К тому же, кроха так и не привыкнет к самостоятельности и даже в более старшем возрасте будет считать, что большинство дел под силу только взрослым.

Особенно важно доверять детям выполнение той работы, которую они стремятся сделать сами или с вашей помощью. Ребенка нужно поддерживать в любых начинаниях, ценя его желание быть самостоятельным и независимым. Доверяйте детям, и самое главное, верьте в то, что у них все получится. Вера в их силы и есть самый мощный метод поощрения, которым пользуется не так много родителей. Не нужно бояться, что у крохи что-то не получится. Помогите, поддержите, но ни в коем случае не отговаривайте и не убеждайте его остановиться на полпути.

На самом деле больше боятся мамы с папами. Взрослым нужно меняться, развивая в себе смелость. Постоянно опасаясь за здоровье ребенка, некоторые родители делают за него абсолютно все. А ведь страх взрослых значительно тормозит развитие детей. Нужно отбросить излишние страхи и смотреть в будущее с верой то, что все будет хорошо.

Поощрение детей: как и зачем поощрять

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера: доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Как нельзя поощрять ребёнка?

Нельзя поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный вред развитию их личности.

Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей, которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей желает такой «участи» для своего ребёнка.

На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается. Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе выполнения семейных обязанностей. Если же дети не будут выполнять то, что им нужно делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.

Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец позвал сына и начал с ним разговор:
— Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
— Я не хочу.
— Ну, хорошо. А кто должен идти?
— Ты. Или мама.
— Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай, Кирилл, мы же одна семья, или нет?
— Да, одна.
— А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
— Да, должны.
— Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила, дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем, что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
— Нет, не хочу. Только я маленький пока.
— Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
— Нет.
— Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо. Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый пример показал, насколько грамотно мужчина в этой семье исполнил свою роль отца в воспитании сына.

Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением. Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью. А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.

Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные просьбы.

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений — это похвала. Ребёнок ищет признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и «степень» похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его «достижение» до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи. Хвалить нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл, помыл руки и убрал на место одежду — вряд ли стоит его хвалить. Потому что, в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, «на автомате». Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно. Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел, которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: «Не нужно, ты можешь разлить воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать, топнула ножкой и вышла из комнаты».

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: «Мама, я покатаюсь на качелях?» Мама ответила: «Хорошо, только дай, я тебя сама посажу, а то ты можешь удариться». Когда мама его усадила на качели, Максим сказал: «Мама, давай, я сам раскачаюсь», но мама ответила: «Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть». И Максим просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает его всякой самостоятельности: «Давай руку, я помогу тебе забраться на неё. А то можешь упасть и удариться». Прокатившись пару раз, мальчик сказал, что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался, не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою роль матери в воспитании ребёнка она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся с прогулки «живой и здоровый». И никак не понять маме этого малыша, что усилия мамы предотвратить его «травмы», на самом деле лишь подчёркивают, что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен, чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря. Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача — понаблюдать, помочь, при необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: «Ну, ничего страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится».

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните, что счастье детей и счастье в семье — в ваших руках.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Примеры, какие меры поощрения нужно применять к ребенку

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.

Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Трудные дети

Дети, даже те, у кого проблемы с поведением, очень нуждаются находится в состоянии счастья, но они не знают, что для этого требуется. Большую часть времени, дети находятся в плохом настроении, они страдают из-за заниженной самооценки, из-за плохих отношений со сверстниками. И поэтому главная задача родителей сделать все чтоб ребенок был в хорошем настроении. Даже подростки нуждаются в похвале и дружеских объятий.

Поощрение для ребенка — это прежде всего стремление к хорошему поведению. Все от мала до велика нуждаются в поощрении. Все хотят быть счастливыми! Если ребенок получает что-либо приятное, например — улыбку, объятия в результате хорошего поведения, то такое поощрение не только подымает ему настроение, а также стимулирует и дальше хорошо себя вести, чтоб его как можно чаще хвалили, и он был счастлив.

Поощрять за хорошее поведение очень важно, но детки у которых проблемы с поведением нуждаются в этом больше всего. Им не хватает именно позитивных чувств, ведь так много негатива он каждый день получает по отношению к себе.

Как не перепутать поощрение ребенка с подкупом

Родители иногда путают поощрение с подкупом и баловством. Стараются за хорошее поведение ему купить какую-либо вещь, которую захочет ребенок и этим самым идет подкуп. Идя даже на прием к врачу, родители зачастую этот поход стимулируют игрушкой или конфетами, а ведь когда этого не окажется под рукой, то вызовет очень большой скандал и отказ идти на прием. Ребенок не должен быть вознагражден за хорошее поведение чем-то материальным. Поощрять ребенка необходимо в виде похвалы, которая не стоит ни копейки и всегда есть в наличии.

Ни в коем случае нельзя поощрять ребенка, для того чтобы пресечь плохое поведение, это в дальнейшем будет иметь плохие последствия. Ребенок понимает, что дальнейшее плохое поведение приведет к поощрению и будет стараться как можно чаще вести себя плохо.

Иногда поощрение детей чем-то материальным, не всегда плохо. В некоторых ситуациях это может быть полезно для дальнейшего прогресса в поведении.

Если родители решили материально поощрить ребенка, то необходимо помнить следующее:

— Необходимо быть в курсе ценностей ребенка, знать, что ему интересно.

— Использование материальных ценностей в дополнение к похвале, когда ребенок достиг определенных высот (стал отличником, занял 1 место на олимпиаде)

— Вознаграждение должно быть только в том случае, когда у ребенка было хорошее поведение

— Непредсказуемость. Чем неожиданней вознаграждение, тем больше его оценит ребенок.

— Нельзя нарушать обещание данное ребенку.

Нет негативу

Родители воспринимают хорошее поведение как должное. Но даже малейшая помощь должна вознаграждаться элементарным «спасибо», особенно это касается тех деток у которых наблюдается проблемы с поведением.

Если у ребенка наблюдается плохое поведение, нельзя на нем заострять внимание, осуждать или унижать ребенка. Этим самым его самооценка начнет падать, и он может затаить на вас обиду. Тогда его плохое поведение начнет учащаться и становится нормой. Нельзя зацикливаться на ошибках ребенка. Ребенок может даже не осознавать, что он совершил плохой поступок. Своим поведение он привлекает внимание, даже плохими поступками.

Зацикливаясь на плохом поведение ребенка, родители провоцируют его. Негативное внимание, вызванное ребенком, вызывает быструю и эмоциональную реакцию родителей. Именно этого своим поведением добивается ребенок. Родители должны понимать, что именно их негатив и вызывает острую проблему в отношениях с ребенком. Спокойная реакция на конфликт, покажет пример ребенку, то каким его поведение должно быть и как нужно себя вести.

Нужно также родителям устраивать и отдых для себя, чтоб эмоциональный фон был спокоен и уравновешен. И не важно в каких взглядов придерживаются родители, главное быть в хорошем настроении.

Позитив в семье

Одним из важных факторов отношения с ребенком – это поощрение хорошего поведения. Ведь ребенок не может быть одновременно непослушным и хорошим. Чем чаще из уст родителей звучит похвала, тем чаще ребенок стремится к послушанию.

Уделяя внимание хорошему поведению, вы не только поддерживаете ребенка, но и подготавливаете его к дальнейшей жизни без проблем.

Без каких-либо проблем можно изменить поведение ребенка просто похвалой. Для ребенка стимулом к хорошему поведению является поощрение его хорошего поведения. Поощрение хорошего поведение не является подкупом. Оно оказывает влияние на детскую психику и помогает стать ребенку эмоционально зрелым, потому что в ребенке вы цените хорошие качества. Так что поощрение это в своем роде вклад родителей в здоровое будущее своего ребенка.

Основные ошибки, которые могут быть в семьи и не давать настроится на позитивный лад:

  • Отсутствие поддержки. В семье поддержка очень важна. Не должно в доме быть разногласного метода воспитания, поэтому очень важно чтоб в воспитании ребенка их поддерживали и другие члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети).
  • Крик. Те семьи, где зачастую присутствует крик, вместе нормального общения, нормального отношения между членами семьи не будет. Отказ от крика и использование похвалы — это успех в воспитании ребенка и нормализации семейной атмосферы.
  • Завышенные ожидания. Иногда родители не хотят хвалить своих детей, это обусловлено тем, что их ожидания слишком завышены.

Ребенку очень важно слышать, что им гордятся, им восхищаются, его любят. И в первую очередь ребенок ждет этих слов от родителей. Потому что только родители играют самую важную роль в его жизни. И значит ваша похвала имеет очень большую силу и значит для него очень много. И не важно сколько лет ребенку, он всегда будет рад услышать слова поощрения.

Как правильно хвалить ребенка

Похвала очень хорошо сказывается на поведение ребенка, важно правильно её применять и помнить о следующем:

  • Искренность. Многие дети считают себя на ровне со взрослыми, хотят быть самостоятельными и чтоб с ними советовались. Но есть чувство, которое присуще даже у самого маленького – это чувство стыда. Иногда детям очень сложно поверить в похвалу, они думают, что она не искренняя. Для того чтобы слова воспринимались искренне — необходимо понимание детей родителями. Только когда понимание налажено, ребенок искренно поверит в слова. Ведь только тогда ребенка воспринимают позитивно. Для того чтоб быть искренним, необходимо быть честным и говорить от чистого сердца. Похвала звучит намного искреннее, когда её конкретизируют, дают понять ребенку за что его хвалят. И что не мало важно дадут понять, как правильно себя вести дальше, чтоб заслужить одобрение родителей.
  • Всего в меру. Для того чтоб ребенок убедился в искренности, необходимо его похвалить и не заострять на этом внимание. Похвала должна быть простой, нельзя говорить об этом постоянно, тогда эффективность похвалы снижается. После похвалы у ребенка подымается настроение.
  • Контраст. Для дальнейшего взаимопонимания, необходимо показать ребенку как его поведение отличается от прошлого и как его хорошее поведение сказывается на отношениях в семье.
  • Лучше сразу. Как только родители заметили изменение в поведении в хорошую сторону. Необходимо как можно быстрее похвалить ребенка. Если с этим затянуть, то эффект будет маловажен ребенку. Если же какие-либо мелочи будут упущены, то никогда не поздно заметить это, чем вообще забыть.
  • Разнообразие. Лучше всего говорить ребенку разнообразные слова для похвалы. Это приведет к усилению эффекта. Разнообразие слов сделает так что ребенок искренне поверит в них.
  • Не нужно сдерживаться. Иногда родители бояться, что слишком частые похвалы сделаю ребенка балованным. Нельзя перехвалить ребенка за хорошее поведение, главное, чтоб похвала была от чистого сердца и без лишнего заострения внимания.

Мотивация к хорошему поведению

Важно также не забыть похвалить ребенка за старание. Ведь он приложил так много усилий чтоб сделать что-то или вести себя хорошо.

Мотивация помогает сконцентрироваться на том что ребенок старается. Похвала также помогает сосредоточить внимание на результате. Вместе они подкрепляют желаемое поведение.

Чтобы правильно мотивировать ребенка необходимо:

— Проявлять одобрение. Если ребенок не соответствует требованиям родителей, у него другие взгляды на мир, он не перестает быть ребенком, который хочет сделать все чтоб заслужить похвалу и им гордились. Безответные попытки заслужить любовь родителей могут подорвать самооценку ребенка.

— Уверенность в ребенке. Все дети учатся, одни быстрее, другие дольше. Уверенность в ребенке должна дать ему возможность дальше учиться и добиваться высот, несмотря на все трудности. Родители должны во всем его поддерживать и говорить, что у него все получиться, это побуждает его к успеху, а также нормальной реакции на провалы. Родители должны верить, что ребенок добьется успеха. Если же родители не верят в своего ребенка, то ребенку придется бороться не только со своими сомнениями, но и с сомнениями родителей.

— Воспоминания о прошлых успехах. Воспоминания помогают побудить ребенка сделать следующий шаг. Вспоминая прошлые успехи, родители мотивируют ребенка на преодоление любых трудностей. Дети зачастую забывают о своих достижениях в прошлом. Необходимо просто ему напомнить о том, как он хорошо справился с чем-либо.

— Разбор большой проблемы на несколько маленьких. Детям очень сложно понять масштабность проблемы. Важно родителям помочь разобраться ребенку и иногда вместе решить все проблемы.

Как поощрять ребенка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *