Урок 7 Познание, истина и ее критерии

Познание, истина и ее критерии.

Вариант 1

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

  • Обыденное

  • Научное

  • Философское

  • Художественное

  • Социальное

В процессе познания участвуют:

  • Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

  • Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

  1. чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействую­щих на органы чувств предметов и их свойств;

1.3 Представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

2.2 Суждение — есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на ос­нове уже имеющихся с помощью использования законов логическо­го мышления.

Сущность процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить, достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сде­лать только при помощи ощуще­ний, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является:

  • Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно сущест­вует в объективной реальности.

  • Субъективная сторона указыва­ет на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, по­скольку при ее получении в про­цессе познания происходит взаимо­действие объекта и субъекта позна­ния, в котором непосредственное участие принимает сознание по­следнего

Истина:

  • Абсолютной истиной называ­ют полное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении

  • Относительная истина — представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально – логический, который применяют тогда, когда нет возможности опереться на практику

Вариант 2

Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации х прогнозирования событий, для планирования и реализации деятельности коллективов людей, для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляют собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный потенциал человечества, складывающийся в процессе познания.

Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия и представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций, как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.

Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мира остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию, считая, что именно оно является главным и даже единственным источником наших знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты.

В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного, рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения «чувственности» и «рациональности» как некоторых абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая, что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии. Знания, получаемые человеком в процессе познания окружающей действительности, должны находиться с этой реальностью, действительностью в определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективной реальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопрос о том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлением и проверкой соответствия знания объективной реальности.

В истории философии высказывались различные подходы к выделению критериев истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знание о вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени. Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализм рассматривает в качестве критерия истины — практику.

Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества, называют объективной истиной. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либо явлении или предмете называют абсолютной истиной.

Вариант 3

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются: а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум. В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 4-й седмицы по Пасхе

Ин. 31-е зач., 8: 31–42

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, – говорит Христос. Кто хочет быть христианином не по имени только, тот должен знать, что является обязательным условием ученичества Христова – этой школы святости, в которую надо ходить всю жизнь. Мы должны пребывать в слове Христовом, как пребывают в доме родном, – нашем центре, покое и убежище. Господь обещает дать два драгоценных дара учащимся у Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Великое приобретение – знать истину. У учеников Христовых – хороший Учитель. Знание истины делает нас свободными в нашем служении Богу. Мы призваны в свободу славы чад Божиих. Истина освобождает нас от насильства диавола, от всех наших духовных врагов, от всех заблуждений и грехов, от смерти.

Иудеи, судящие по плоти, соблазняются этим словом Господа. Мы семя Авраамово, – говорят они надменно, – и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Как лживо это их утверждение и как бесстыдно они произносят его перед лицом всего народа! Как будто не было вавилонского плена, и как будто в это самое время они не находятся под властью римлян. Но, самое главное, они не понимают, что Христос говорит о другом рабстве, свободу от которого может дать только истина. Господь говорит о рабстве греха, о диавольском пленении и о свободе через познание Христа: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. И разве не нуждается такой раб в освобождении? Нет человека, иже жив будет и не согрешит. Но есть те, кто хочет утвердить грех, как нормальное явление, кто ходит вслед скверной плоти, предпочитая грех всему. Господь как бы запечатлевает их рабским клеймом: «Вы рабы греха». Он показывает, что их пребывание в доме Божием не делает их наследниками Божиими вместе с Сыном. «Не думайте, что вы освободитесь от греха обрядами Моисеева Закона. Моисей – только слуга. Но если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Господь Иисус Христос предлагает нам истинную свободу, даруя усыновление Своею кровью и освящением Божественным Духом. Иудеи хвалятся, что они – наследники Авраама, возвеличивая свои имена. А на самом деле это только усугубляет их вину. Знаю, что вы семя Авраамово, – говорит им Христос, – однако ищете убить Меня. Они уже неоднократно пытались это сделать, и теперь не отступают от своего гнусного замысла. Потому что слово Мое, – говорит Господь, – не вмещается в вас. Страшно, если слово Христово не находит места в человеке, особенно когда это служитель Божий. Что-то другое вытесняет то, чему должно принадлежать все. Ничего хорошего не должно ждать от такого человека, ибо он дает в себе место диаволу и всякому злу.

Господь говорит, что Его учение – небесного происхождения: Я говорю то, что видел у Отца Моего. Он один возвещает не только то, что слышал от Отца, но что видел у Него. А дела иудеев – от адских бездн: Вы делаете дела отца вашего. В своем постоянном возрастании ненависти ко Христу они воистину уподобляются диаволу: Если бы вы были дети Авраама, – снова говорит им Господь, – то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Наследники Авраама должны были бы не только хранить веру Авраама (хотя иудеи делали это только внешне), но творить дела Авраама. Они настолько неблагодарны и нечестивы, что ищут отнять жизнь у Того, Кто открывает им истину, которую Он слышал от Бога. Авраам этого не делал. Авраам прославился своим человеколюбием и благочестием. Авраам веровал Богу, а они упорствуют в неверии. Авраам никогда не поступил бы так, если бы он жил в одно время со Христом: «Вы не дети Авраама, вы делаете дела отца вашего».

На это иудеи сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Теперь они начинают понимать, что Христос говорит им о Небесном Отце, и гордо утверждают, что отвергаются, в отличие от прочих народов, прелюбодейного идолопоклонства. Но человек может быть свободным от явного идолопоклонства и погибать от иного, не меньшего нечестия. Они хвалятся быть истинными поклонниками истинного Бога. Христос говорит им, что они не имеют права называть Бога Отцом. Прежде всего, потому что они не любят Христа. Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Господь лишает их родства с Авраамом за то, что они ищут убить Его. И Он лишает их родства с Богом за то, что они не любят и не исповедуют Его. Все, для кого Бог – их Отец, имеют истинную любовь к Иисусу Христу. У Бога множество способов испытать нас. Но есть главнейший: Он послал Сына Своего Единородного в мир, с тем, чтобы всякий, кто нелицемерно называет Бога Своим Отцом, принял Сына Его. Только этим измеряется духовность каждого без исключения человека. Христос, Сын Божий, пришел, чтобы всех рассеянных чад Божиих собрать воедино. И все чада Божии с верою и любовью приемлют Его.

«И ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ»

Свобода есть самое вожделенное в жизни каждого человека. Можно сказать, что свобода и есть жизнь. Все люди так или иначе всегда помышляют о свободе. Сколько всяких благих надежд связывает с ней каждый из нас, хотя очень трудно сказать, что же в ней нам особенно нравится.

А свобода, помимо того, что является желаннейшим даром Божиим, — еще и опасный дар. Сама природа ее предполагает ответственность и опасность. Другой настоящей свободы не существует.

В чем же опасность?

В мире есть силы, которые могут похитить этот дар именно потому, что свобода, данная Богом, становится собственностью человека. А человека могут обмануть и обманывают, подменяя настоящую свободу иллюзией. Посему этот великий дар Божий требует к себе очень осторожного и правильного отношения, чему и научает нас Православие, определяя свободу духа как корень всякой другой свободы.

Настоящая свобода — только в Духе. Насколько духовное начало в человеке преобладает, настолько он свободен. Когда же дух человека (главная его сущность) попадает в зависимость от материи, тогда, насколько страсти возобладают в человеке, настолько он теряет и свободу. И тогда совлекается с человека образ Божий, а затем — и человеческий. А так как дух такого рабства не выдерживает, то начинается агония, человек тяготеет к звериному образу жизни, а затем, при крайнем развитии страстей, уподобляется демонам.

Потеря вечной блаженной жизни, к которой Бог готовил человека, даровав ему свободу, — вот тот страшный конец непонятой и неоцененной свободы.

Настоящая свобода требует определенного умственного и душевного труда для ее распознавания и напряжения воли для ее сохранения. И это еще не все. Обманы и подмены совершаются, когда человек стремится к свободе, но не знает, в чем ее сущность. Евангелие говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Только тогда, когда человек, познавая истину, будет в любом выборе ориентироваться на Бога, на Его заповеди, на Его волю, он будет свободен от сомнений, ошибок и опасностей.

Тайна обмана в том и состоит, что в человеке пленяется сама мысль о свободе, т. е. он становится не свободен в самой своей свободе, ибо свобода через грехи и страсти делается оторванной от Источника жизни, и тогда остается одна ее иллюзия.

Настоящая (действительная) свобода неразрывно связана с жизнью. Для того она и дарована, чтобы человек наслаждался жизнью, радовался ей. Сохранить свободу — это значит одухотворить в себе все материальное и обрести полноту жизни в Боге ибо и саму свободу, и мысли о ней, и стремление к ней Он насадил в нашем сердце. А вне Бога не только свободы, но вообще ничего нет и быть не может. Кто не любит Бога, не познал Истины, тот сживается с ложью и постепенно сам становится ложью. Ложными становятся все его понятия и представления.

Нет сильнее мучения, чем мучение от диавола, который похищает свободу, прежде чем человек успеет ее осознать. Пленяя мысли человека, он влечет его «как бычка за веревочку», а человек думает, что он сам идет и что ему это очень нужно. Это и есть иллюзия свободы и рабство диаволу.

Церковь опытно знает: кто ищет лишнего, тот получает такие страсти, которые перечеркивают все приобретенное. Чтобы получить многое, человек попадает в полную зависимость от мира. Мнение людей держит его в плену глупых и слепых предрассудков. Лесть и ложь становятся повседневной пищей его сердца. Человек живет по законам стада в постоянном страхе за свое чрево. Он готов на всякую неправду, ложь, предательство — только бы сохранить свое членство в толпе, потому как его благополучие целиком и полностью зависит от нее.

Но нельзя же жить только земным, нельзя дрожать за одно свое материальное благополучие, это жалкая, животная дрожь. Человек не подозревает даже, как мало ему нужно, а то малое, необходимое Бог ему всегда и везде обеспечит. Некто сказал: «Презирай богатство — и будешь богатым, презирай славу — и будешь во славе, презирай покой — и получишь его».

Какими бы знаниями человек ни обладал помимо Бога, он ровным счетом ничего не знает так, как должно знать. И не знает, зачем его душа безудержно стремится к свободе? С чего свобода начинается? В чем ее суть?

А суть, согласно знанию Истины, в том, чтобы человек стал подобен Богу. Что невозможно без свободы Духа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как познать истину

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *