Политические изменения в жизни Древней Руси

Конечно, главное политическое изменение, которое невозможно отрицать — это утрата независимости и самостоятельности. Зачастую русским князьям приходилось по несколько раз ездить в Золотую Орду, чтобы выпросить для себя ярлык.

У монгольских ханов были свои любимчики, те князь, которых они поощряли, стараясь всячески продвигать на престоле.

Форма передачи власти в княжествах при помощи ярлыка становилась все более распространенной. В летописях имеются даже записи о том, что ради получения ярлыка, князья могли клеветать друг на друга, обвиняя в желании свергнуть иго. Разумеется, это отрицательно сказывалось на политическом единстве и исключало возможность объединения страны для отпора татаро-монгольскому игу.

И все же, есть группа ученых, считающих, что татаро-монгольское иго и Древняя Русь находились в своеобразных союзнических отношениях. Русские князья платили дань монголам, а те защищали территорию страны от других враждебно настроенных государств. Практически сразу после освобождения Древней Руси от татаро-монгольского ига в 1480 году, Древняя Русь начала конфликтовать со Швецией, Ливонией и Литвой. Теперь, когда отсутствовало покровительство монголов, иностранные государства желали захватить территории Древней Руси, воспользовавшись их слабостью. И все же, стране удалось противостоять иностранным захватчикам.

Нельзя отрицать и тот факт, что Древняя Русь полностью утратила политическое уважение на международной арене. Восстановить репутацию страны после нашествия татаро-монгольского ига удалось нескоро.

Таким образом, можно точно сказать, что нашествие татар негативно повлияло на политическое развитие страны.

Экономические и социальные изменения в Древней Руси

После освобождения от татаро-монгольского ига, именно экономика страны оказалась в наиболее плачевном и ужасающем состоянии. С чем же это было связано, и каковы причины возникшего экономического кризиса на Руси?

  • Выплаты огромных даней на протяжении десятилетий образовали огромную брешь в казне Древней Руси.
  • Во время нашествия, монголы разрушили многие города, в числе которых были Киев, Суздаль, Тверь, Чернигов. На последующее восстановление этих городов ушло огромное количество средств.
  • Экономика страны страдала и из-за ухудшения торговли с другими странами, ведь доверие к Древней Руси тогда было сильно подорвано.

Последующие войны со Швецией и Ливонией только ухудшили экономический кризис в стране, из которого с трудом удалось выбраться.

Заметные изменения происходили и в социальной сфере жизни общества. Во-первых, увеличивался класс бедных, разорившихся людей, простые земледельцы из-за нашествия страдали чуть ли не больше всех. Во-вторых, из-за того, что на юге страны многие города были полностью разрушены, практически все оседлое население покинуло те края. То, что народ начал кочевать в поисках нового дома негативно сказывался на положении дел в государстве.

Монголы заметно повлияли на культуру Руси. Так, в обороте простых крестьян появились новые слова из татарского и монгольского лексикона, а тесное соседство все чаще становилось причиной смешанных браков. Ученые напрямую свидетельствуют, что изменились кулинарные представления людей, и в повседневный обиход вошли привычные монгольские блюда.

Практически полностью прекратилось строительство из камня, а также стали исчезать редкие ремесла, такие как производство украшений из стекла. Культурная деградация народа стало ее одним важным негативным последствием нашествия.

Разумеется, рано или поздно Древняя Русь должна была начать борьбу за независимость. После Куликовской битвы в 1380 году, народу удалось добиться уменьшения дани и постепенной ликвидации ярлыков. Однако только полное освобождение от монголов в 1480 году, позволило Древней Руси войти в совершенно новый для себя этап развития!

В 1236 г. через Уральский хребет перевалили огромные татаро-монгольские орды хана Бату (Батыя). При завоевании Руси монголы были язычниками. При хане Узбеке в 1313 г. господствующей верой в Орде сделалось магометанство, известное своим фанатизмом. В СЕВЕРНОМ ПОМОРЬЕ среди диких лопарей при Василии III и Иване Грозном распространял христианство постриженник Соловецкого монастыря — преп. ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ. После покорения русскими Казанского царства в 1552 г. начинается обращение в христианство татар (магометан). В течение 9 лет своего святительства ласковый епископ обратил многие тысячи в христианство — татар, черемис, чувашей, мордвинов, вотяков и башкир. Он устроил в Казани монастырь и дал ему устав. Много татар привлекала к Варсонофию его искусство врачевания.

Татаро-монгольское иго самая большая в мире историческая фальсификация

В 1203 году тоже самое сделали язычники-половцы, кочевники пришедшие из прикаспийских степей.. Еще через двадцать лет, на Калке, объединенные силы русских князей и тех же самых половцев были наголову разбиты татаро-монгольскими туменами Чингиз-хана. К началу 50-х годов XIII века ореол непобедимости татаро-монголов был развеян. После убийства хана Джанибека, последовавшего в 1357 году, Золотая орда, подобно Руси времен Батыева нашествия, переживала период внутренних войн и феодальной раздробленности. До татаро-монгольского завоеваний Православная церковь платила государственные пошлины и несла определенные повинности, а в политическом отношении была зависима от княжеской власти. До второй половины XVI века в России, в результате толерантной политики золотоордынских ханов, не было сколько-нибудь заметных проблем в христианско-мусульманских межрелигиозных отношениях. Цари династии Романовых не теряли надежды на искоренение Ислама как в Поволжье, так и в Сибири. Политика насильственной христианизация мусульманского населения, проводимая русскими царями немногим более двух столетий, от Ивана Грозного до Елизаветы Петровны, закончилась полным провалом.

Как написано в большинстве учебников истории, в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все больше людей задаются вопросом: а было ли оно вообще? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей?

История Руси — или что церковники прикрыли татаро-монгольским игом

Уже давно не секрет, что «татаро-монгольского ига» не было, и никакие татары с монголами Русь не покоряли. Что было спрятано за татаро-монгольским игом? Кровавая христианизация Руси… Но несмотря на то, что практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено «святыми» крестителями, ведическая традиция не исчезла. Но ведическая Славяно-Арийская Империя (Великая Тартария) не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, которые уничтожили три четверти населения Киевского Княжества. Так вот, не было никакого монголо-татарского нашествия и ига, а было возвращение взбунтовавшихся провинций под крыло метрополии, восстановление целостности государства. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о «татаро-монгольском иге», отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы «татаро-монголы»!

4. Как выглядели «татаро-монголы»? До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, христианство на Руси называлось «правоверным». Стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе «татаро-монгольского ига» не имеет… Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя (см. карту). До прихода христианства, на Руси существовало ведическое мировоззрение. И как следует из значения этого слова, «Тартария» никакого отношения к современным татарам не имеет, точно так, как и Монгольская Империя никакого отношения не имеет к современной Монголии.

В какого бога верили татаро-монголы на самом деле

Влиял фактор северо-западной соседки Золотой Орды — христианской Руси. Нужно было, что-то противопоставить религии, бытующей у русских. В городах, ставшими центром международной торговли, встречались мусульмане Средней Азии, христиане Руси, иудеи из Хазарии, язычники Севера. Надо понимать,что войско татаро-монгол не состояло полностью из них. Это было та еще солянка, например на европу завоевывали скорее этнические славяне, которые входили в зарадное монгольское войско. Также и основной состав средней орды был мусульманский, от них и приняли ислам.Сами монголы постепенно стали буддистами приняв религию ближайших народов. Их вера не исчезла, традиции древнего обряда приняли христианство, ислам,манихейство, джайнизм, другие религии. При Чингисхане Монголами называли общность народов Золотой орды. Монголы того времени говорили на тюркском языке. Монголы времени Чингисхана — это якуты и другие тюркские народы.

И одним из факторов, который способствовал относительно мирному сосуществованию народов, её населяющих, была веротерпимость. Это отношение к религиям было сформулировано на курултае в 1206 году, который и избрал Темучина, основателя империи, верховным правителем, сделав его Чингисханом. Позднее законы о веротерпимости вошли в Яса-Намэ, свод законов Монгольской империи, и потомки Чингисхана старались следовать этим правилам.

Были здесь и языческие жрецы-камы, служащие Небу, были мусульмане и иудеи, и христиане нескольких течений. При этом, влияние уйгуров в империи было так сильно, что даже когда ханы начали принимать ислам, они все равно выделяли именно христианство и стремились упрочить его позиции в империи. Хотя в основном, жены ханов были из другого несторианского народа – кераитов. И, более того, отчасти именно под её влиянием великое восточное завоевание, инициированное монголами, приняло характер практически «Крестового похода». Однако, беспокоились ханы и о религиозной стороне вопроса.

Бредом, тем более сивой кобылы, обычно называют то, что куцый недоразвитый мозг воспринять не может. Или ты платный тролль? Никаких доказательств того, что не было татаро-монгольского нашествия, таких доказательств попросту нет. А у официальной истории тоже немного доказательств. Как Вы себе представляете татаро-монгола? Соответствует ли то, что изображено на иконах Вашим представлениям? За 300 лет «ига» иконописцы наверное могли изучить форму одежды «завоевателей». Вы можете с полной уверенностью сказать где какая сторона?

Первая перепись населения Руси

Ордынцы провели первую в истории Руси перепись населения. Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые «баскаками», долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее – в Сарай-Берке.

Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

Монголов, татар, тюрок, Чингизидов. Это не арабская письменность. Вообще, есть мнение, что возникновение этнонима «монголо-татары» появляется только в 16 веке и по большому счету является бессмыслицей. У Л.Н. Гумилева очень подробно, и с картами расселения, и кто и почему входил в войско Чингиса, и какая вера была у монголов.

Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Причем, в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, поэтому оно распространилось и на монголов. Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии. То есть, захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа, что кажется неправдоподобным. Правда название татаро-монглолы там не встречается только агаряне, кочевники, ордынцы. В Лаврентьевской летописи захватчиков уже называют татарами, бесерменами.

Весной 1235 года в местности Талан-даба был созван великий курултай для подведения итогов тяжёлых войн с империей Цзинь и Хорезмом. В 1239 году основная часть монгольской армии находилась в степи, в районе нижнего Дона. Малые военные действия вёл Мункэ против аланов и черкесов, Батый — против половцев. Со смертью Хубилая в 1294 г. закончилась эпоха монгольских завоеваний и победоносный марш монгольских армий прекратился. Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка. Среди найманов (один из племенных союзов) были распространены также буддизм и христианство. Москве во время татаро-монгольского ига на Руси был предоставлен статус налогового коллектора для монголов. Историки считают, что до половины двухмиллионного населения Венгрии были жертвами монголо-татарского нашествия.

Кем были татаро-монголы по вероисповеданию? По его словам: одним из итогов монголо-татарского ига было возвышение Русского Православного Духовенства! Во времена «татаро-монгольского ига» на Руси было возведено тысячи церквей, построено, по меньшей мере, 400 монастырей, уничтожено любое упоминание язычества и католицизма. Монголо-татары» не только принесли на Русь православие, но принесли и болгарскую кириллицу, они же и уничтожили славянскую письменность!

Отсюда естественный вывод: татаро-монголы были ираноязычным народом. Из эпизода под 1262 годом (изгнание баскаков из русских городов), историки делают вывод, будто татары были мусульманами, но это заблуждение. Скорее всего татары использовали для сбора дани в русских городах бывшихволжских болгар-мусульман, перешедших к ним на службу. Если мы заглянем в русские летописи, то увидим, что под годом 1246 Лаврентьевская пишет, что князя Михаила Черниговского, приехавшего в Орду на переговоры, заставляли поклониться «огню и идолам». Отметим факт женитьбы одного из сыновей Чингиза на дочери побежденного врага и первое присоединение им к территории моалов (монголов) и татар вражеских земель.

Кровавая жидо-христианизация Руси… Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано жидами для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» Киевской Руси в жидо-христианство.

Они не устраивали в России гонений на христианство и даже покровительствуют Российской Церкви и ее пастырям. Татаро-монголы это такой народ, который появился сначала на «бумаге» только после правления царя Петра 1 в 18 веке? Были в действительности — тартарийцы — жители империи Великой Тартарии.

Какая религия была у татаро

Ольгушка. Представьте себе многие были христианами несторианами. За «дружбу» с ханами РП церкви не раз доставалось от историков-марксистов­. Государственности, как таковой, у монголо-татар не было, поэтому и о религии говорить нечего. Чингизхан исповедовал религию предков — бон. Древнюю тибетскую религию, которая являлась одним из течений митраизма.

Иванин: «Чингис-хан и монголы, как кочевой народ, а равно и соседи их китайцы, были не очень религиозны и совершенно равнодушно относились к разным религиям. Картлис цховреба: «В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем именовали Тенгри. Родословие тюрков: «Берке-хан был мусульманин. АБ: Вот что говорится о Мамае: «Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих…» Знаете, каких? Ну, Магомета, конечно.

Ответ от Игорьа были ли такие татаро-монголы? Ответ от Папуас некрещеный4. Эх, оказывается мы-то завоеватели.

Религией монголов, условно говоря, была жажда власти. С позиции Роджера Бэкона, монголы не этническая, а религиозно­политическая общность. Это означает, что Джувайни воспринимает Чингис-хана в религиоз­ной системе координат, причем система эта — ислам. Быть верую­щим на практике означало признавать духовный авторитет халифа. Дело в том, что папских посланников интересовала не этнографическая реальность кочевого быта, а тайны Монгольской империи. Лично мне было очень интересно узнать о таком аспекте жизни монголов как религия, потому что в школе религии да и вообще истории Монгольской империи уделяется мало внимания.

Вокруг золотой орды сегодня уж слишком много мифов, а в особенности вокруг самой истории Руси в период ига. В частности, отдельные публицисты пытаются доказать, что якобы все это время на Руси только и делали, что противостояли игу, но соответствует ли это действительности?

По факту орда, которая до расколов по поводу наследия сумела захватить значительные территории, разгромить Польшу и Венгрию, не была такой уж дикой, как это представляют некоторые публицисты и идеологи. На деле воины орды были, вероятно, наиболее развитыми даже в технологическом плане, поскольку пользовали дарами китайской цивилизации, наиболее прогрессивной в ту пору (западная Европа тогда не была наиболее развитой).

И какая же была реакция у русских князей и у церкви? Фактически для них, а точнее для некоторых, это было выгодно. Так, например, Александр Невский стал побратимом сына Батыя Сартака, а соответственно стал родственником, т.е. брал дань с городов и для себя лично (а не только собирал для орды).

Выгода для Невского была очевидной, поскольку золотая орда сумела реально централизовать государство, наладить налоговую систему (прогрессивную для того периода, которая действовала еще долгие годы после упадка орды), а также по большому счету дать ему такую власть, которую бы он не получил, пока не было, собственно, орды.

Для попов это тоже было идеальным временем, поскольку в орде посчитали, что поскольку они все-таки главные правители, то попов будут использовать именно с целью идеологического воздействия на население. Именно поэтому церковное представительство в Сарай-Бату открылось почти сразу.

Поэтому ярлык выдавали и церкви. В частности, там было такое положение:

«Кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрёт злою смертью».

Т.е. суть поняли быстро, и, что важно отметить, от такого союза церковь имела куда больше, чем от союза с государством до этого, поскольку благополучие церкви напрямую зависело от лояльности со стороны того или иного князя. Часто церковь «недополучала», а теперь по многим вопросам церковь имела на Руси даже больше прав, чем князья, и даже Византия уже не могла так серьезно влиять на дело (ранее приходилось значительные средства отдавать «старшему брату»).

Поэтому церковь и поддерживала иго. Вероятно, это было самое лучшее время для церковников. Научный сотрудник РАН Дмитрий Тимохин говорит по этому поводу:

«Татары всегда были образцом веротерпимости. Они не рушили храмы и не казнили священнослужителей. Как вы думаете, что за такую лояльность им давала взамен православная церковь?… Они просто молились за здоровье ордынского хана, как за законного правителя русских земель. Это сейчас такая ответная «услуга» кажется нам абсурдом, но для средневековых людей это действительно имело значение»

Собственно, конечно, вряд ли можно назвать веротерпимостью то, что если кто-то на Руси не будет православным, то его за это казнят, но в остальном все верно. Захватчики считали, что именно церковь сумеет наладить связь с народом, и поэтому сборщиков дани убивать не будут, а, напротив, будут без вопросов платить дань и благодарить бога за такую замечательную власть.

Понятно, что в целом это был просчет, поскольку не церковь на себя взвалила обязанности защитника орды, а, наоборот, орда на себя взвалила обязанности защитника церкви, поскольку именно ярлыки от орды подтверждали власть церковников. И именно государственное насилие помогало утвердиться церкви.

В церкви отказались от поддержки орды только тогда, когда орда пала под собственными противоречиями, когда происходили расколы, и в целом дележка территорий именно среди ханов, когда уже было не до Руси, и когда на Руси могли полностью отказаться от того, чтобы выплачивать дань.

Несмотря на то, что дань выплачивать в итоге перестали, очень многие нововведения от орды сохранились еще на долгие годы, в частности централизованное государство и торговые отношения с разными странами, ведь именно в период орды были налажены торговые сети от Китая до Ирана. К сожалению, и отношение к церкви сохранилось аналогичное, т.е. церковь должна абсолютно отвечать за то, чтобы «холопы и прочие» слушались и повиновались, несмотря ни на что.

Сами церковники незадолго до революции 1917 года вспомнали об этом периоде с ностальгией:

«Ярлыками утверждались следующие льготы для духовенства: во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни было, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей внешнего богослужения; во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей; в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слуги, т. е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ» (Звонарь, 1907, № 8).

«В татарский, или монгольский, период, независимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии, благодаря которым духовенство благоденствует и становится крупной капиталистической величиной» (Странник, 1912, № 8)

Батыево нашествие на Русь

Нашествие Батыя на Русь.

В начале XIII в. монгольские племена (их еще называли татарами), кочевавшие в Центральной Азии, объединились в государство во главе с Чингис-ханом (Тимучином). Родовая знать нового государства стремилась к обогащению, что привело к большим завоевательным походам монголо-татар.

В 1207–1215 гг. Чингис-хан захватил Сибирь и Северный Китай;

В 1219–1221 гг. разгромил государства Средней Азии;

В 1222–1223 гг. покорил народы Закавказья. Проникнув в Причерноморье, армия монголо-татар встретила сопротивление объединенных сил русских и половцев.

Весной 1223 г. на р. Калке произошла решающая битва. Монголо-татары одержали победу, но возвратились в степи для подготовки нового похода на Русь.

Окончательное решение о нашествии на Восточную Европу было принято в 1234 г. Весной 1236 г. огромная армия (140 тыс. чел.) монголо-татар под началом Батыя (внука Чингис-хана, умершего в 1227 г.) расположилась у русских границ. Ничто не препятствовало началу вторжения.

Великие татарские походы на русские земли длились три года – 1237–1240 гг. Их можно разделить на два этапа:

1) декабрь 1237 г. – весна 1238 года – нашествие на северо-восток Руси;

2) 1239–1240 гг. – военные действия на юге и юго-западе Руси.

Ранней зимой 1237 г. армия Батыя вторглась в Рязанское княжество. Разгромив Белгород и Пронск, татары осадили столицу княжества г. Рязань (16-21 декабря 1237 г.), которую взяли штурмом и разорили. Войска владимирского князя Юрия, вышедшие навстречу монголо-татарам, были разбиты возле г. Коломны. Юрий бежал на север для сбора новой армии, а хан Батый беспрепятственно подошел к столице Владимиро-Суздальского княжества г. Владимиру, который после осады захватил 7 февраля 1238 г. Решающая битва русских войск с монголо-татарами произошла 4 марта 1238 г. на р. Сить. Она закончилась полным поражением русских войск и гибелью русских князей. После разгрома северо-восточной Руси армия Батыя двинулась на Новгород, но не дойдя 100 верст до города, повернула на юг. Новгород был пощажен.

Только один город оказал стойкое сопротивление монголо-татарам. Это был Козельск на р. Жиздре, который 7 недель выдерживал осаду Батыя. К лету 1238 г. монголо-татары оставили русские земли: им требовалось время для отдыха и подготовки к дальнейшим завоеваниям.

Второй этап нашествия на Русь начался весной 1239 г. разорением Переяславского княжества и захватом городов Черниговского княжества (Путивль, Курск, Рыльск, Чернигов). Осенью 1240 г. татары появились около Киева, который взяли штурмом 6 декабря 1240 г. После падения Киева подверглись разорению земли Волынско-Галицкого княжества. Русские земли были покорены.

Причины поражений русских в битвах с армией Батыя:

1) численное превосходство монголо-татар над русскими дружинами;

2) военное искусство военачальников Батыя;

3) военная неподготовленность и неумелость русских по сравнению с монголо-татарами;

4) отсутствие единства между русскими землями, среди русских князей не было князя, влияние которого распространялось на все русские земли;

5) силы русских князей были истощены междоусобной войной.

Покорив русские земли, Батый вернулся в прикаспийские степи, где основал г. Сарай (в 100 км от Астрахани), столицу нового государства под названием Золотая Орда. Началось ордынское (монголо-татарское) иго. Русские князья должны были утверждаться особыми грамотами хана – ярлыками.

Чтобы удержать русских в повиновении, ханы совершали грабительские походы, применяли подкупы, убийства, обманы. Основная часть податей, наложенных на русские земли, составляла дань, или выход. Существовали и срочные запросы. Для контроля за русскими землями Орда держала в крупных городах своих наместников – баскаков и сборщиков дани – бесерменов, насилия которых вызывали восстания среди русского населения (1257 г., 1262 г.). Батыево нашествие на Русь 1237–1240 гг. привело к длительному хозяйственному, политическому и культурному упадку русских земель.

Первый поход на Русь

1236 год

Монголо-татары завоевали Волжскую Болгарию, и подошли к границе Руси

1237 год зима-весна

Вторгшись в русские земли, монголы осадили Рязань. Владимирский и черниговский князья не пришли на помощь рязанскому князю. Город был взят и полностью разорен. Рязань больше не возродилась на старом месте. Современный город Рязань находится приблизительно в 60 км от старой Рязани.

1238 год

Монголы двинулись к владимиро-суздальской земле. Основное сражение произошло у Коломны и закончилось поражением русских войск. Был осажден и после упорного сопротивления горожан взят Владимир. В битве на севере княжества на реке Сити погиб владимирский князь Юрий Всеволодович.

1238 год

Монголы не дошли до Новгорода Великого всего лишь 100 километров и повернули на юг. Причиной этому была и болотистая новгородская местность, и сильное сопротивление русских городов, а следовательно, и усталость русского войска.

Второй поход на Русь и Западную Европу

1240 год

Переправившись через Днепр, монголы осадили и почти полностью разрушили Киев. От богатой столицы княжества оставалось пепелище с несколькими уцелевшими домами. Разорению подверглось Галицко-Волынское княжество.

1242 год

Монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, Балканские страны

Итоги татаро-монгольского нашествия:

  1. Западная Европа была спасена от татарского ига ценой героического сопротивления русских княжеств и испытала только нашествие, и то в меньших масштабах.

  2. Резко сократилось население Руси. Много народу было убито или уведено в рабство. Из 74 древнерусских городов, известных археологам по раскопкам, более 30 были разорены татарскими нашествиями.

  3. Крестьянское население пострадало в меньшей степени, чем горожане, так как очагами сопротивления были в основном городские крепости. Гибель городских ремесленников привела к утере целых профессий и ремесел, например стеклоделия.

  4. Гибель князей и дружинников — профессиональных воинов — надолго замедлила социальное развитие. Светское феодальное землевладение начало возникать заново уже после нашествия.

Каковы особенности духовной жизни руси после нашествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *