4. В книге представлены проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) на двунадесятые праздники: Рождество

Пресвятой
Богородицы, Воздвижение Креста Господня,
Рождество Христово и другие, а также проповедь на
праздников праздник — Святую Пасху. Проповеди
отличаются простотой, доходчивостью и красотой
изложения и обращены ко всем, кто стремится к
духовной жизни во Христе в непростых условиях
современности. СОДЕРЖАНИЕ СЛОВО В ДЕНЬ
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЛОВО НА
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ СЛОВО НА
ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
СЛОВО НАДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ СЛОВО НАДЕНЬ
СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ СЛОВО НА ПРАЗДНИК
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
СЛОВО НА ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ СЛОВО
В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ СЛОВО В ДЕНЬ
СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЛОВО НА ПРАЗДНИК
ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СЛОВО НА УСПЕНИЕ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРОПОВЕДИ НА
СВЯТУЮ ПАСХУ Слово на Святую Пасху О пасхальной
радости О смысле Воскресения Христова О
воскресении души О воскресении человечества О
победе над смертью Начало Церкви Что такое артос О
вере Об уверении Фомы Слово на Радоницу О суде
Божием Слово в неделю жен-мироносиц

21. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы дает нам некое
понимание того, как сила благодати Божией, в том числе
являемая через Пресвятую Богородицу, постоянно защищает

нас от зла. Ведь что такое Покров? Что такое Омофор в руках
Девы Марии? Это не что иное, как символ защиты: Она нас
защищает, Она наша Крепость, Она наша Воительница, Она
Вождь наш, ибо особая миссия у Пресвятой Богородицы.
И потому наша к Ней молитва должна обращаться в первую
очередь именно тогда, когда мы нуждаемся в защите, когда
мы чувствуем, что нас окружают злые, несправедливые силы,
когда они несут в себе опасность для нашей христианской
жизни. Вот тогда мы особенно должны взывать к Божией
Матери, чтобы, подобно тому, как Покровом Своим Она
защитила древний Константинополь от врагов, так и нас Она
защитила от работы вражия, от воздействия темных сил, от
преломляемой этими силами воли и деяний человеческих.
—Из слова в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в
кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, 14
октября 2011 года

32. Патриарх Кирилл:

В последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных
попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти
или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего
только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках
представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской
битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности
за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого
преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь
молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от
своих предков и их наследия.
Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной
истории, что народ, утративший исторические
ориентиры, отказавшийся от преемственности
поколений, легко превращается в объект социальных
и идеологических экспериментов. И плата за эти
эксперименты слишком высока.

Каждую неделю мы все вместе особо поминаем Воскресение Христово, этот день так и называется у нас в России – воскресенье. Хочу развеять некоторые заблуждения, связанные с этой традицией. Она вовсе не повсеместная, а совершенно уникальная, и так было в России не всегда.

Как вы думаете, что значит «понедельник»? Почти все ответят, что это как-то связано со словом «неделя», и это верно. Вот только это вовсе не та неделя, которую мы всё ещё иногда называем седмицей. Неделей именовали у нас прежде воскресенье.

В наше время его называют неделей все славянские народы, кроме русского. Поляки – niedziela, украинцы – неділя, белорусы – нядзеля, чехи – nedele. Есть предположение, что неделя – это значит день, когда ничего нельзя делать. Вопрос: появилось ли это слово до или после христианизации славян?

Сохранилось восприятие Недели как молодой красивой женщины, именуемой иногда Неделькой. Кое-где считается, что это сестра одной из славянских богинь – Макоши. По белорусским преданиям, выходной день – неделя – появился после того, как люди спасли богиню от преследовавших её собак. Хорваты представляют себе эту богиню без рук, потому что в её праздник нельзя работать. Но невозможно понять, что в этих представлениях осталось от язычества, а что появилось с приходом христианства, настолько они перемешались за много веков. Церковь это, естественно, беспокоило. Так, в Паисиевском сборнике, который распространился в Болгарии в четырнадцатом веке, обличено было обожание Недели, православных наставляли, что чествовать в выходной день следует соединяемую с ним память о воскресении Спасителя.

На Руси решили пойти ещё дальше. Одни историки утверждают, что воскресеньем неделя стала повсеместно называться у нас в шестнадцатом веке, другие – что в семнадцатом. Но здесь нет особого противоречия, просто новый обычай распространился не сразу, а постепенно. Русская Церковь хотела, чтобы выходной прочнее был связан в народном сознании с воскресением Христовым, чтобы, помимо годового круга, главным событием которого была Пасха великая, утвердился малый круг, увенчанный малой Пасхой.

В 1551 году, во времена Иоанна Грозного, у нас состоялся Стоглавый собор, он особо остановился на том, что «субота быти всея твари образ имать, неделя же – воскресения день». Трудно сказать, как долго Церковь разъясняла людям значение воскресенья, но в последующие десятилетия слово «неделя» как обозначение дня недели начало изглаживаться из русского языка, пока не исчезло вовсе.

Скажем кратко и о происхождении у славян слова «воскресение», которое Церковь вознесла столь высоко. «Кресити» у славян означало «высекать, добывать огонь», а «кресати» – «воскрешать, оживлять». Сербы и сейчас называют словом криjес огонь, разводимый накануне Иванова дня (солнцеворота), а в словенском kresiti sе значит «сверкать». «Крес» – это и «огонь», и «оживление», но трудно сказать, какое из этих значений первично. Возможно, всё-таки «возрождение». Скажем, кресало – это орудие, удар которого сотворяет, вызывает или возвращает к жизни огонь. Между прочим, в латинском языке creo значит «создаю, творю, вызываю к жизни», и хотя латинский и древнеславянский очень далеки друг от друга, корень у этих слов общий.

В русский язык слово «воскресение» пришло через церковнославянский.

* * *

Теперь вопрос: как называют этот день недели – воскресенье – другие христианские народы?

О славянах мы уже сказали, но есть ещё две традиции. Одна возникла на заре существования Церкви. Уже во втором веке христиане, отказавшись от признания субботы главным днём недели, ввели новый, получивший название день Господень.

7 марта 321 года первый христианский император Рима Константин Великий издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи. Правда, земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и на виноградниках. Как мы видим на примере нынешних дачников, даже православных среди них непросто бывает убедить отдохнуть в воскресенье. Так же обстояли дела и прежде, тем более что сначала в Римской империи христианизировались города, а в сельской местности новая вера утверждалась много медленнее и труднее. В 337 году был принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Святость дня Господня подтвердили несколько церковных соборов, а император Лев III Исавр (717–749 гг.) вообще попытался сделать воскресенье для христиан тем же, чем была для иудеев суббота, шаббат.

Днём Господним воскресенье называют греки и все романские народы: итальянцы – donenica, испанцы – donenigo, французы – dimanche. Иначе обстоят дела у германских народов. Ещё в Древнем Египте еженедельно один день считался праздничным и был посвящён Солнцу. В Древнем Риме он также назывался dies Solis – «день Солнца». Это латинское название перешло к германским племенам. Английское наименование воскресенья – sunday – возникло примерно в тринадцатом веке, прежде оно звучало как sunnandg, но оба слова значили одно и то же. У голландцев раньше был sonnendach, сейчас – zondag. Шведы, норвежцы, датчане называют воскресенье sondag, а немцы – sonntag.

А вот понедельник немцы называют montag, а британцы monday, что значит «день Луны». У всех или почти всех народов Западной Европы названия дней недели привязаны к именам планет Солнечной системы и одновременно к языческим богам.

Скажем, суббота в английском – это saturday, день Сатурна. У скандинавов примерно то же самое, только дни недели названы по именам богов скандинавской мифологии: Тиу, Вотана, Тора и Фрейи, соответствующих по своей роли римским Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере. Выше говорилось, что у романских народов воскресенье из дня Солнца было переименовано в день Господень. Но остальные дни сохранили названия планет.

Кстати, так же обстоят дела и в Индии, где понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, а воскресенье – Солнца. Наверное, англичане и индийцы были весьма удивлены при встрече, что названия дней недели у них полностью совпадают по смыслу.

У славян названия дней недели также совпадают: понятно, что вторник значит второй, а название суббота заимствовали у иудеев. О единственном отличии мы уже упомянули. В России неделя называется воскресеньем. Это говорит об очень сильном влиянии Церкви, церковнославянского языка на русскую культуру. Когда я был в Болгарии, то на службе, проходившей на церковнославянском, который называют иногда древнеболгарским, мне было понятно почти всё, а в болгарском языке – почти ничего. Он, похоже, ушёл от церковнославянского куда дальше нашего.

* * *

То, что в воскресенье нельзя работать, – общее для всех христианских народов. Хотя воскресенье и не удалось сделать аналогом иудейской субботы, некоторого сходства добиться всё-таки получилось. Суббота считалась промежуточным днём между буднями и выходным. Это был сокращённый рабочий день.

Так как не всех помещиков, а позже промышленников это устраивало, борьба с попытками заставить людей работать по воскресеньям велась много столетий.

В 1699 году князь Оболенский был посажен в тюрьму за принуждение своих крестьян работать по воскресеньям. Не прошло и четверти века, как царь Пётр ввёл официальный запрет на работу в воскресенье на суконных фабриках. В субботу разрешалось трудиться лишь до 12 часов дня. Английский мыслитель Михаил Барро Маколей пытался убеждать капиталистов словом. «Этот день, – писал он, – не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин – человек».

Борьба за воскресный отдых была одним из тех случаев, когда мнения социалистов, рабочих движений и христианских церквей совпало. В 1890 году состоялась Берлинская рабочая международная конференция. Была создана комиссия, которая должна была отстаивать право на выходной в воскресенье. Возглавил её, как ни удивительно, некий архиепископ, согласившийся на такую честь.

Множество революционных лидеров прошлого требовали: «Руки прочь от этого дня». И можно было предположить, что советское правительство его трогать не станет. Ничего подобного. Его страсть к богоборчеству была столь сильна, что воскресенью объявили войну. Чьё воскресенье? Понятно чьё. Менять название не станем, чтобы не выглядеть полными дураками, но и в церковь вы в этот день пойти не сможете, и про безделье забудете.

В 1930 году вместе с решительным наступлением на Церковь в СССР была введена так называемая непрерывка – четырёхдневная рабочая неделя с пятым выходным днём. «Непрерывкой» она называлась потому, что выходного дня, общего для всех, не было. Все рабочие были разделены на пять групп, получивших названия: жёлтая, розовая, красная, фиолетовая и зелёная. Одна отдыхала в понедельник, другая – во вторник. И так далее. Лишь пять дней в году отдыхала вся страна, они считались праздничными. Это был День Ленина, следовавший за 30 января, Дни труда (2 дня), следовавшие за 30 апреля, Индустриальные дни (2 дня), следовавшие за 7 ноября.

Насколько эта мера была популярна, догадайтесь сами. У меня мама уж сколь далеко была от Церкви в советское время, но от двух вещей отучить её власть так и не смогла: от празднования Пасхи и соблюдения покоя в воскресенье – стирать, мыть полы и так далее значило согрешить.

В 31-м году из-за падения темпов роста экономики перешли на шестидневную неделю с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24, 30 числа каждого месяца. Эксперименты продолжались десять лет, что-то всё время меняли. Союз безбожников требовал даже переименовать месяцы: январь в честь Ленина, февраль – Маркса, апрель – Свердлова, декабрь – Сталина. И так далее.

Но надвигалась война, и в Кремле, очевидно, заинтересовались, наконец: а как ко всем этим идеям относится народ? Одно дело – заставить его работать в колхозе, когда деваться всё равно некуда, другое дело – воевать. Заставить хорошо воевать невозможно – а ну как в плен сдадутся? В общем, 26 июня 1940 года воскресенье как выходной народу вернули. Субботу – позже, в 1967-м, к 50-летию революции.

* * *

Итак, воскресенье по-прежнему значимо для большей части человечества по тем или иным причинам. Это можно заметить даже из космоса. В этот день магнитное поле Земли изменяется по отношению к будним дням, что связано с падением интенсивности передачи электроэнергии. Но лишь верные переживают его ещё и как малую Пасху. «Истоком дней» именовал его святой Василий Великий, и всякий из нас может встречать его радостным «Христос воскресе!»

← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска

ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ

Годичный цикл роста и развития (годичный ритм развития) пло­довых и ягодных культур, по П. Г. Шитту, представлен двумя ос­новными периодами — вегетации и осенне-зимнего (глубокого и вынужденного) покоя. Годичная периодичность развития харак­терна для всех листопадных плодовых растений умеренного пояса, но сроки вступления в периоды зависят от породы и даже сорта. Кроме того, периоды обычно не совпадают во времени и для разных частей одного и того же дерева — надземной и корневой систем. Так, период вегетации надземной системы длится с начала сокодви­жения (часто совпадающего с началом распускания почек) до мас­сового опадения листьев; период вегетации корневой системы — с начала весеннего роста активных корней до окончания их роста в осенне-зимний период.

Годичный цикл развития представляет собой совокупность чет­ко разграниченных отдельных фаз развития, или фенологических фаз, периодически сменяющих одна другую в течение года и еже­годно повторяющихся. Годичный цикл развития плодовых культур (на примере яблони) состоит из девяти основных фаз развития:

I. Сокодвижение (начало вегетации). Фаза продолжается от на­чала сокодвижения до начала распускания почек (вегетативных или цветковых). Начинается передвижение пластических веществ и

юды. Начало сокодвижения датируется появлением первых капель пасоки («сока») из отверстий, сделанных на южной стороне дерева на высоте груди человека.

П. Распускание почек. Почки набухают, затем разрыхляются и распускаются. Цветковые и вегетативные почки лопаются, раздвигаются почечные чешуи; на их вершинах заметны кончики зеленых листьев (подфаза зеленого конуса).

III.Цветение. Фаза начинается с бутонизации, затем раскрыва­
ется цветки, происходит опыление. Началом цветения считают
дату, когда распустилось 5… 10 % цветков, концом цветения — дату,
когда на дереве отцвело 90 % цветков или у 75 % цветков осыпались
лепестки.

IV.Рост побегов. Фаза продолжается с начала распускания веге­
тативных почек до окончания роста побегов. Побеги удлиняются,
формируются листья и пазушные почки.

Окончанием фазы считается дата, когда у большинства побегов, расположенных в верхней части кроны, сформируются верхушечные почки.

V. Завязывание, рост и созревание плодов. По окончании цвете­ния молодые плоды (завязи) увеличиваются в размерах. Фаза про­должается с конца цветения до наступления съемной зрелости, т.е.до той даты, на которую плоды летних сортов пригодны к употреб­лению , а плоды осенних и зимних сортов достигли нормальных раз­меров и приобрели соответствующую сорту окраску.

VI. Закладка и дифференциация цветковых почек, вызревание тканей. Фаза продолжается с окончания роста побегов до конца ве­гетации. Происходит вызревание тканей стеблевых осей. Растенияготовятся к перезимовке и вступают в период глубокого покоя над­земной части дерева.

VII.Листопад. За начало фазы принимают дату, когда опало 25 %
листьев, за окончание — когда у большинства деревьев опало 75 %листьев.

VIII. Окончание вегетации и вступление в покой. Фаза длится отконца листопада до прекращения роста активных корней. В это вре­мя происходят подготовка растений к перезимовке и вступление впериод покоя.

IX.Покой. Фаза продолжается с окончания роста активных кор­
ней осенью до начала их роста весной (для корневой системы) и от
конца листопада до начала сокодвижения (для надземной системы).
Сначала для растений характерен глубокий (органический), а затем
вынужденный (относительный) покой. При температуре выше О °С
в растениях проходят структурно-функциональные процессы орга­
ногенеза.

В отдельных случаях фенофазы делят на более мелкие подфазы (например, подфазы развития побега, цветковой почки и т.д.).

Прохождение растениями сезонных фаз развития зависит от тер­мического режима зоны и конкретных погодных условий вегетаци-

онного периода. Так, при одинаковых температурных условиях сроки прохождения фенофаз у плодовых культур неодинаковые, так как вегетация у разных культур начинается при разной темпера­туре. Эту температуру называют биологическим нулем. Для большин­ства листопадных древесных растений умеренного пояса биологи­ческий нуль соответствует 5 °С, для винограда 10 С, кофе 15 °С и т.д. Для наступления какой-либо фенофазы важна не общая сумма положительных температур, а сумма эффективных (активных) тем­ператур, представляющих собой среднюю суточную температуру, уменьшенную на значение биологического нуля. Например, для ус­ловий средней полосы съемная зрелость плодов яблони наступает при накоплении активных температур (выше 5 °С) 2000…2400 °С. Эта сумма меняется (и соответственно изменяются сроки наступле­ния оптимальной зрелости плодов) в зависимости от сорта.

Появ.венч. Расхож.леп. венчиков лепестков лепестков венчиков лепестков

Смыкание Рост плодов Зрелый плод чашелистиков

В производственных условиях при уходе за плодовыми насаж­дениями кроме фенологических фаз развития растений часто учи­тывают фенофазы развития цветковых почек (рис. 2.2). Это связа­но с тем, что от развития цветковых почек зависят завязывание и формирование плодов. К определенным фазам развития почек приурочивают проведение агротехнических приемов по уходу за насаждениями (например, обработка пестицидами, внесение удобрений, полив и др.). При разработке технологии возделыва­ния плодовых и ягодных растений важно учитывать фенологичес­кие фазы.

Завязывание плодов

Обособленибе бутонов

Рис. 2.2. Фенофазы развития цветковой почки яблони

?Раздел: «Размножение плодовых и ягодных растений» е Лекция № 3-4

Тема 3: Требования плодовых растений к условиям внешней среды ( 3 ч )

Вопросы лекции

1.Световой режим и продуктивность фотосинтеза растений, отношение плодовых к температурному фактору

2.Водный режим и его регулирование с помощью агротехники, требования плодо-

вых к элементам питания

Основная литература:

1. Плодоводство./Под ред. Ю.В. Трунова, Е.Г. Самощенкова. — М.: Колос, 2012.-415с.

Дополнительная литература:

1. Садоводство на Южном Урале. Е.В. Савин, А.А. Чибилёв. — Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2004. — 488с.

6. Мелиорация в степных условия Южного Урала. Т 1. Водные и
гидромелиоративные ресурсы Оренбуржья, России и других стран СНГ:
учебное пособие/ Г.В. Соболин, И.В. Сатункин, Ю.А. Гулянов, Л.Н. Хилько;
науч.ред. Г.В. Петрова. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2011г. — 412с.

7. Мелиорация в степных условия Южного Урала. Т 2. Оросительные
сиситемы: учебное пособие/ Г.В. Соболин, И.В. Сатункин, Ю.А. Гулянов,
Л.Н. Хилько; науч.ред. В.В. Каракулев. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ. —
370с.

5.Практикум по технологиям производства продукции растениеводства для степной зоны Южного Урала/ В.И. Титков, В.В. Каракулев, ю.А. Гулянов и др.: под ред. проф. В.И. Титкова. — изд. 2-е, доп. и перераб. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2007.-33Ос. 5. Биологические основы плодоводства.

LiveInternetLiveInternet

C какой периодичностью повторяется календарь за разные годы, так что дни недели и числа совпадают?

Для начала выясним — сколько нам надо купить календарей, чтобы хватило на всю жизнь. Очевидно, что год может начаться с одного из семи дней недели. Других вариантов нет. Значит, нам надо семь календарей (в одном год начинается с понедельника, в другом — со вторника и т.д.)

Однако мы знаем, что, кроме обычных, существуют еще и високосные года. Они-то нам все и портят. Но не очень. Мы просто купим еще семь календарей. Ведь даже високосный год может начаться только с какого-то одного дня недели (с понедельника по воскресенье).

Теперь — о периодах.

Календари високосных лет совпадают полностью через 28 лет. То есть календарь 2012 года будет актуален и для 2040 года.

Все — простое закончилось.

Теперь сложное.

Послевисокосный год — это год после високосного. Ну, например, 2013. Чтобы понять, какой старый календарь нам надо использовать, отнимем от 2013 одиннадцать. То есть для 2013 года нам пригодился бы календарь 2002 года. Чтобы узнать, когда в следующий раз нам пригодится календарь именно 2013 года, прибавим к 2013 шесть. То есть календарь 2013 года пригодится нам в 2019 году.

В предвисокосный, например в 2011, делаем все наоборот. Для 2011 года пригодился бы календарь 2005 года. А вот календарь 2011 года потребуется только в 2022 году.

Между послевисокосным (после, например, 2012 года; то есть берем 2013 год) и предвисокосным (берем год перед следующим високосным — 2016 годом, то есть 2015 год) годами есть еще один год. Будем звать его регулярный. В нашем случае это год 2014 — текущий. Для этого года нам потребуется календарь 2003 года, а календарь 2014 года нам потребуется в 2025 году. То есть отнимать и прибавлять нужно 11.

Надеюсь, что смог понятно объяснить.

А если бы в любом году было 364 дня, то календарь был бы один!!!

А почему именно 28? Потому, что 28 = 7 * 4.

7 — это семь дней в недели, а 4 — это цикл повторения високосного года. Перемножив, получаем кратное число, то есть удовлетворяющее и повторению дней недели (число 7), и удовлетворяющее повторению високосных лет (число 4).

Отталкиваясь от этой идеи, можно найти повторение календаря для любой системы.

Например если бы в неделе было 13 дней, а високосный год повторялся бы каждые 5 лет, то календарь бы повторялся каждые 13 * 5 = 65 лет.

Календарный период

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *