Уважаемый Виктор! Канонические препятствия к рукоположению определяются на основании канонов(правил) Православной Церкви. Препятствия к посвящению определяются на три вида:

  • физического (возраст, состояние здоровья, телесные недостатки),
  • духовного (недостатки веры, нравственные пороки, отсутствие необходимых знаний).
  • социального характера (семейное положение, его обязанности перед государством, его общественная репутация).

Препятствия к рукоположению(хиротонии) выявляются в беседе с архиереем (или назначенным им экзаменатором), на ставлиннической исповеди и через свидетельство церковного народа. Окончательное решение о возможности рукоположения принимает епархиальный архиерей. Отметим лишь, что в Таинстве Крещения человеку прощаются грехи, в том числе и те, что являются каноническим препятствием для принятия священства.

Канонические условия препятствующие принятию сана содержатся в Книге Правил, включающей в себя каноны Семи Вселенских и 10-ти древних Поместных соборов, правила святых апостолов и святых отцов, а также — в номоканоне, где ко всему еще прибавлены правила и установления некоторых патриархов Константинопольских и святых епископов, принятые полнотой Православной Церкви к руководству. В церковном обиходе все эти правила можно найти в Большом Требнике (например, Московского издания 1850 года) под заголовком «Номоканон, сиречь Законоправильник», или в Требнике Киевского издания 1901 под заглавием «Из номоканона нужднейших правил извлечение» (сокращенный вариант того, что помещено в Требнике 1850 года), или в других канонических руководствах. Согласно этим правилам, не может быть священником человек, впавший в грех мужеложства в полной мере (в пассивной или активной форме) даже в несовершеннолетнем возрасте («как прохудившийся сосуд не годен в священство»); человек, впадавший в противоестественные половые сношения с женой, в иные плотские извращения; человек, впадавший в блуд после Крещения; человек, занимавшийся волхвованием, гаданиями, чародейством после Крещения; человек, дважды женатый, или женатый не на девственнице, или вдове, или разведенной, или соединившийся с невестой прежде венчания, или если его жена прелюбодействовала от него; человек, совершивший убийство, или укравший что-либо у людей, или совершивший святотатство (кражу церковных вещей); человек, после Крещения отрекавшийся от веры во Христа, даже если это было совершенно из страха преследований; человек, пытавшийся использовать мирских начальников для получения сана, или пытавшийся получить сан за деньги, предлагаемые епископу; человек «неучителен», то есть совсем лишенный способности учить людей и проповедовать Слово Божие (параграфы 182-183, 185-187, 192-193 «Номоканона» в Большом Требнике, М. 1850 г.).

Подготовка будущего пастыря. Посвящение, его смысл и содержание. Пастырские искушения. Семейная жизнь пастыря. Внешний облик и развлечения. Душепопечение, страница 3

Он советует также по возможности отложить момент рукоположения от момента брака. В синодальный период бывали моменты, когда по каким-то соображениям нужно было скоро принимать священный сан, и через неделю после венчания рукополагали. Молодые люди разлучались, и новый пастырь в течение месяца или более должен был проходить богослужебную практику и затем определяться на постоянное место служения. Но это исключения. Чаще всего рекомендация архиеп. Антония осуществлялась.

Перед самим рукоположением полезно удалиться вовсе от мирских интересов. В синодальный период многие уединялись в монастырь, что должно было помочь ставленнику легче приступить к хиротонии. В канун посвящения должно быть у ставленника особое настроение. Ставленник уже не тратит внимания на приготовления (пошив подрясника, рясы и др.), что должно быть осуществлено заранее. Он подписывает священническую присягу после исповеди. К этому моменту тоже надо относиться серьезно, ибо в присяге есть определенные обязательства: соблюдение канонов, подчинение власти архиерея.

Ставленническая исповедь – особо строгий просмотр того, что было в жизни, что могло быть забыто или сокрыто, или недоговорено на предыдущих исповедях. С сознанием своего недостоинства и сокрушенным сердцем ставленник должен приносить Богу свою исповедь и просить дарования священства непорочного.

Святой Григорий Богослов в своем известном слове замечает: «Мне стыдно за других, которые с неумытыми руками и нечистыми душами делают святое дело… Врываются в святилище, толкаются перед трапезой,.. считая это не служением, а средством к пропитанию… Надо прежде самому очиститься, потом очищать, умудриться, потом умудрять». Также он говорит, что управлять самым хитрым животным – человеком – искусство из искусств, наука из наук. Это не просто образование, а образование своей души, потому что никакое искусство не поможет, если душа пастыря не будет предочищена, если в нравственном отношении священник не будет приготовлен.

Ввиду того, что требуется от пастыря, перед самим рукоположением бывает малодушие, желание не принимать на себя священный сан, чтобы не брать непосильного бремени, что называется искушением, которое должно быть подавлено. В эти минуты уже не надо колебаться, помня, что муж двоедушный неуправлен во всех путях своих (Иак. 4,8). Для некоторых эти минуты тягостные, и голос духовника должен поддержать ставленника в этот момент, который можно назвать «духовным истощанием». Моменты этих переживание сравнивают даже с Гефсиманией, искушением богооставленности. Известный протоиерей Сергий Булгаков говорил о себе, как он готовился к посвящению, перед рукоположением была как бы длительная агония, каждый день приносил новые муки, которые невозможно описать. Правда, далеко не каждый проходит такие состояния, это зависит от человека. Если все его обучение настраивает на то, чтобы в какой-то момент принять священный сан, таких серьезных колебаний не будет. Кандидат в священство должен повторять в свое ободрение, что благодать врачует человеческие немощи и врачует их своей силой. Мирянин как бы становится новой тварью, он выделяется из среды других, чтобы не отделяться, а служить тем людям, из среды которых он делегируется. Это не является преимуществом священника, здесь не может быть места гордости.

Хиротония. Именно в этом моменте ставленник произносит страшные для себя обеты, исполняется духом, возносится горе,, чтобы, не отрываясь от действительности, осуществлять служение. Каждый момент хиротонии имеет свое большое значение: и пострижение во чтеца, и первое вхождение через Царские врата, как перехождение Рубикона, и первое прикосновение к престолу, и прикосновение омофора, и слова архиерея: возведи очи твои на небо и проси Бога о даровании непорочного священства. Это должно глубоко переживаться. Прот. Сергий Булгаков о своих переживаниях говорит: самым потрясающим было первое прохождение через Царские врата – как через огонь просвещающий, это было началом нового состояния моего бытия, в котором я и поныне пребываю. Он был впечатлительным и именно таким образом он воспринял и описал свое состояние. В таком же духе мог сказать и каждый, кому довелось принять хиротонию. Это особое состояние, которое не всегда можно передать словами. Священнодействия эти должны иметь особое значение для поставляемого. Облачение в белые одежды – выражение нравственной чистоты, с которыми должен приступать поставляемый. При вручении атрибутов священства возглашается «Аксиос», что должно оставлять глубокий след, ибо это еще раз напоминает о необходимости быть достойным этого великого служения.

Канонические препятствия к рукоположению

АЛФАВИТНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Кадило, каждение
  • Кадило, каждение
  • Казначей
  • Казначей
  • Казни египетские
  • Казни египетские
  • Календарь церковный
  • Календарь церковный
  • Камилавка
  • Камилавка
  • Кампаны
  • Кампаны
  • Канон
  • Канон
  • Канон библейский
  • Канон библейский
  • Канон великий прп. Андрея Критского
  • Канон великий прп. Андрея Критского
  • Канон гимнографический
  • Канон гимнографический
  • Канон евхаристический
  • Канон евхаристический
  • Канон иконописный
  • Канон иконописный
  • Канонизация
  • Канонизация
  • Каноническая территория
  • Каноническая территория
  • Канонические препятствия к рукоположению
  • Канонические препятствия к рукоположению
  • Канонические препятствия к церковному браку
  • Канонические препятствия к церковному браку
  • Канонический возраст
  • Канонический возраст
  • Каноническое общение
  • Каноническое общение
  • Канонник
  • Канонник
  • Каноны (правила) церковные
  • Каноны (правила) церковные
  • Канун
  • Канун
  • Катавасия
  • Катавасия
  • Катакомбы
  • Катакомбы
  • Катарсис
  • Катарсис
  • Катафатическое богословие
  • Катафатическое богословие
  • Катены
  • Катены
  • Катехизация
  • Катехизация
  • Катехизис
  • Катехизис
  • Катехумен
  • Катехумен
  • Католицизм
  • Католицизм
  • Кафедра
  • Кафедра
  • Кафедральный собор
  • Кафедральный собор
  • Кафизма
  • Кафизма
  • Келарь
  • Келарь
  • Келейник
  • Келейник
  • Келейник, келейница
  • Келейник, келейница
  • Келья
  • Келья
  • Кеносис
  • Кеносис
  • Керигма
  • Керигма
  • Киворий
  • Киворий
  • Киновит
  • Киновит
  • Кинония
  • Кинония
  • Киот
  • Киот
  • Кирие элейсон
  • Кирие элейсон
  • Кириопасха
  • Кириопасха
  • Кладбище
  • Кладбище
  • Клевета
  • Клевета
  • Клейма
  • Клейма
  • Клир
  • Клир
  • Клирос
  • Клирос
  • Клобук
  • Клобук
  • Клятва
  • Клятва
  • Книга жизни
  • Книга жизни
  • Книга молебных пений
  • Книга молебных пений
  • Книжники
  • Книжники
  • Коварство
  • Коварство
  • Козни бесовские
  • Козни бесовские
  • Колдовство
  • Колдовство
  • Колена Израилевы
  • Колена Израилевы
  • Коливо
  • Коливо
  • Коллизия обязанностей
  • Коллизия обязанностей
  • Колокольный звон
  • Колокольный звон
  • Коляда, колядки
  • Коляда, колядки
  • Компромисс
  • Компромисс
  • Кондак
  • Кондак
  • Конец света
  • Конец света
  • Консерватизм церковный
  • Консерватизм церковный
  • Консистория
  • Консистория
  • Конфессия
  • Конфессия
  • Копие
  • Копие
  • Кормчая книга
  • Кормчая книга
  • Корысть
  • Корысть
  • Космогония
  • Космогония
  • Космос
  • Космос
  • Кража
  • Кража
  • Красота
  • Красота
  • Креационизм
  • Креационизм
  • Крест
  • Крест
  • Крест наперсный
  • Крест наперсный
  • Крест напрестольный
  • Крест напрестольный
  • Крест нательный
  • Крест нательный
  • Крестное знамение
  • Крестное знамение
  • Крёстный
  • Крёстный
  • Крестный ход
  • Крестный ход
  • Крестовые походы
  • Крестовые походы
  • Крещение
  • Крещение
  • Крещение Руси
  • Крещение Руси
  • Кровь
  • Кровь
  • Кропило
  • Кропило
  • Кротость
  • Кротость
  • Ктитор
  • Ктитор
  • Куколь
  • Куколь
  • Культура
  • Культура
  • Кумир
  • Кумир
  • Кумранские рукописи
  • Кумранские рукописи
  • Купель
  • Купель
  • Купина неопалимая
  • Купина неопалимая
  • Кутия, коливо
  • Кутия, коливо

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. преще́ние преще́ния
Р. преще́ния преще́ний
Д. преще́нию преще́ниям
В. преще́ние преще́ния
Тв. преще́нием преще́ниями
Пр. преще́нии преще́ниях

пре-ще́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также вариант словообразования: прещенье.

Корень: -прещ-; суффикс: -ениj; окончание: -е.

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. устар., церк.-слав. действие по значению гл. прещать; угроза, наказание ◆ Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. «Библия Ис. 66:15»
  2. церк. дисциплинарное наказание, предусмотренное церковным правом Православной Церкви ◆ Над ослушниками будут немедленно наряжаться секретные дознания, и, в случае подтверждения нарушения ими настоящего последнего предупреждения, они будут подвергаться Церковному прещению по всей строгости канонических правил. Тихон, Епископ Гомельский, «Послание Благочинным Гомельской епархии», г. Чимбай. 18/31 марта 1927 г. // «Церковно-исторический альманах „ΧΡΟΝΟΣ“», 1927 г. ◆ Испытывая глубокую потребность в продолжении пастырского служения и в то же время не желая выносить вопрос о моём прещении на суд грядущего Всероссийского Поместного собора, прошу Вас, … Сергей Бычков, «Освобождение от иллюзий», ‎2010 г.

Синонимы

  1. прещенье

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: прещенье
  • глаголы: прещать

Этимология

Происходит от праслав. *pret-, от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав., ст.-слав., русск.-церк.-слав. прѣтити, прѣштѫ (ἀπειλεῖν), русск. претить, болг. пре́тя, сербохорв. приjѐтити, при̏jети̑м «грозить», словенск. prẹtíti, prẹtím — то же, н.-луж. pśěśiś — то же. Предполагают родство с перёк, перечить или переть. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    действие по значению гл. «прещать»; угроза, наказание
    дисциплинарное наказание, предусмотренное церковным правом Православной Церкви

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Канонические препятствия к рукоположению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *