20-ть лет со дня кончины еп. Григория (Граббе).

В августе 1931 г., тогда еще 25-летний Юрий Павлович, по настоятельной просьбе Митрополита Антония стал Секретарем Архиерейского Синода и в этой роли оставался (несмотря на иногда менявшиеся названия той же самой должности) — непосредственным и ближайшим сотрудником трех Митрополитов Зарубежной Церкви: Антония, Анастасия и Филарета в течение почти что 55-и лет.
Вскоре после возвращения из России весной текущего года, Владыка заболел злокачественным гриппом, который в значительной степени подкосил его и так уже недостаточные силы. Одно время, после этой болезни Владыка как будто стал восстанавливать свое здоровье, но затем уже без какой либо определенной причины стал постепенно слабеть. Последние несколько недель своей жизни Владыка уже не мог прнимать даже и жидкой пищи и стал довольно быстро и заметно угасать. В двадцатых числах сентября у него произошло сильное внутреннее кровоизлияние и он в карете скорой помощи был доставлен в больницу, где ему сразу же влили 3 мешка крови. После 4-х дней в госпитале, Владыка вернулся домой и через неполных 2 недели скончался в своей келии. В эти последние дни Владыка неоднократно приобщался Св. Таин, все время находясь в полном сознании, хотя и не имея уже возможности говорить. На вопросы близких, не болит ли у него что либо, больной движением головы отвечал отрицательно.
Господь послал своему рабу и мирную и безболезненную кончину, что особенно удивительно, имея в виду, что помимо ранее бывших у него многочисленных, разнообразных, серьезных болезней и двух операций рака кишечника, у него незадолго до кончины был обнаружен и рак простаты.
Владыка Григорий отошел в субботу, в начале шестого часа вечера. Над почившим сразу же было совершено последование по исходе души, после чего он, по установленному чину был облачен и тогда же началось чтение Евангелия. Владыку облачили в золотое облачение, поднесенное ему в день его хиротонии.
Не желая полностью пользоваться погребальным предприятием, семья договорилась, чтобы гроб был привезен на дом на следующий день по кончине. В воскресенье, 25 сент./8 окт. в послеобеденное время Владыка был положен во гроб и катафалк привез тело в храм Казанской Божией Матери в г. Ньюарке, где 8-ю священниками была совершена первая панихида.
Из опасения поставить некоторых Преосвященных в фальшивое положение, Владыка Григорий по своем возвращении из России (Суздаля, главным образом) — сделал дополнение к своему завещанию, высказав пожелание, чтобы его отпевание было совершено только иерейским чином, без участия Епископов.
По окончании панихиды, в храм прибыл греческий Митрополит Паисий, который в сослужении своего клира и группы прихожан, совершил у гроба вторую панихиду. Митрополит Паисий сказал горячее слово о значении почившего для всего Православия и подчеркнул, что с его уходом окончилась целая эра и безповоротно повернулась страница жизни Зарубежной Церкви.
В день кончины Владыки Григория, Первоиерарх Зарубежной Церкви позвонив по телефону одной из дочерей почившего, выразил соболезнование и ей и ее двум братьям. Первоиерарх также помянул Владыку Григория и на Великом Входе, однако, панихиды по нем не служили. Таковая была отслужена уже на четвертый день после окончания будничной литургии, как заказанная служащими Синода. Не служилась панихида и в 9-й день, хотя он, как и второй, выпадал на воскресенье. Однако, панихиды по новопреставленном были отслужены Высокопреосвященными Архиепископами Антонием Сан-Францисским и Марком Берлинским.

В понедельник, после окончания заупокойной литургии, отпевание было совершено 12-ю священниками при отличном пении Синодального хора под управлением А.Б. Ледковского и участии мужской капеллы П. А. Фекулы. Помимо служивших иереев, в храме были и клирики, за дальностью разстояния попавшие в храм со значительным опозданием.
Перед началом отпевания краткое слово сказал прот. о. Владимир Шишков, а затем, на английском яз. о. игумен Адриан (Уллет), которого лет 30 тому назад крестил почивший Владыка.
О. Адриан в своем теплом слове подчеркнул ряд особенно характерных черточек из жизни Владыки, а также его внимание к людям, несмотря на большую занятость. Обратил внимание о. Адриан и на редкую нестяжательность Вл. Григория: за все 50 лет своего священнослужения, почивший Владыка ни разу не купил себе креста, панагии или облачения. Все, чем он пользовался в эти долгие годы — было ему подарено друзьями и почитателями.
Вспомнил о. Адриан и другой момент из жизни Владыки. По приглашению одной из старостильных греческих групп, Владыка Григорий, в сопровождении о. Адриана, уже будучи в 80-летнем возрасте, отправился на св. гору Афон. Когда нанятый ботик причалил у пристани монастыря Эсфегмену, (широко известного своей особенной строгостью в отношении любых проявлений модернизма), все обратили внимание на развивавшийся над монастырем флаг, с надписью «Православие или смерть». Увидав у пристани монаха, посмотревшего на прибывших со скептическим равнодушием, о. Адриан сказал ему, что прибыл русский епископ . Монах не проявил ровно никакого интереса. Тогда он сказал, что епископ из Америки, но и тут не последовало никакой реакции. Видя полное равнодушие инока к его словам, о. Адриан уточнил, что это Епископ Григорий . Тут уже, монах принял сообщение со вниманием и радостно воскликнул: » Епископ Григорий Граббе !» Едва сдерживая свой восторг, он побежал в монастырь и очень быстро послышался трезвон колоколов и возглавленная игуменом братия монастыря с пением и архиерейской мантией встретила Владыку, после чего он торжественно был введен в храм.
Особенно оплакивали Владыку Григория греки и неофиты-американцы. Многие из них подходили ко гробу со слезами. Все они единодушно говорили и писали, что с ним окончилась целая эра существования Зарубежной Церкви и высказывали надежду, что деятельность его будет потом оценена по достоинству.
По окончании отпевания, длившегося около четырех часов, погребальный кортеж направился на кладбище монастыря Ново-Дивеево. После предания тела земле, неподалеку от монастыря, в одном из ресторанов состоялась поминальная трапеза с участием 87-и человек. К сожалению, ввиду того, что день похорон был будним, далеко не все, бывшие на отпевании могли прибыть на кладбище. К моменту опускания гроба в могилу, в кресле-коляске прибыл Преосвященный Епископ Серафим, б. Венецуэльский. Владыка перешагнул за 90 с лишком лет и проживает в монастыре на покое.
На трапезе также было сказано несколько теплых слов о почившем Иерархе. Один греческий клирик едва смог докончить свое слово от душивших его слез. Выступил со словом и один из руководителей организации ОРЮР, указавший на особенную любовь Владыки к молодежи и на то, как он, несмотря на занятость, все же находил время и силы, чтобы посетить детский лагерь, посидеть с молодежью у костра и сказать несколько наставительных руководящих слов.

К первой панихиде, по факсу пришло сочувственное письмо сыну Владыки, архимандриту Антонию, за подписью главного Секретаря Иерусалимского Патриархата, Митрополита Тимофея.
Несмотря на казалось бы скромное отпевание, совершенное иерейским чином — Владыку Григория проводили в иной мир молитвенно, торжественно и многолюдно. Отсутствие хотя бы одного Иерарха Зарубежной Церкви на погребении собрата, прослужившего ей более 54-х лет, — оказалось малозаметным, но, невольно думалось: как предусмотрительно поступил Преосвященный Епископ Григорий , завещавший совершить его отпевание иерейским чином!

Правила Святых Отцов:

  • Каноническое послание Дионисия Александрийского
  • Правила Петра Александрийского
  • Каноническое послание Григория Неокесарийского
  • Каноническое послание Афанасия Великого к монаху Аммуну
  • Каноническое послание Афанасия Великого к Руфиниану
  • Каноническое послание Афанасия Великого о канонических книгах Священного Писания
  • Первое каноническое послание Василий Великого к Амфилохию Иконийскому
  • Второе каноническое послание Василия Великого к Амфилохию Иконийскому
  • Третье каноническое послание Василия Великого к Амфилохию Иконийскому
  • Четвертое каноническое послание Василия Великого к Амфилохию Иконийскому
  • Пятое каноническое послание Василия Великого к Амфилохию Иконийскому
  • Каноническое послание Василия Великого к Диодору Тарскому
  • Каноническое послание Василия Великого к Григорию пресвитеру
  • Каноническое послание Василия Великого к хорепископам
  • Каноническое послание Василия Великого к подчиненным ему епископам
  • Каноническое послание Григория Нисского к Литоию Мелитинскому
  • Стихи Григория Богослова о канонических книгах Ветхого и Нового Заветов
  • Стихи Амфилохия Иконийского о канонических книгах Ветхого и Нового Заветов
  • Канонические ответы Тимофея Александрийского
  • Канонические правила Феофила Александрийского
  • Правила Кирилла Александрийского
  • Окружное послание Геннадия патриарха Константинопольского
  • Послание Патриарха Тарасия Константинопольского Папе Римскому Андриану

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Сербия (Студеница)

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

Каноны православной церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *