Современная Голгофа в Храме Гроба Господня

Архитектурная история храма многообразно отразилась на судьбе Голгофы. Гору, на которой, по преданию, распят был Спаситель, строители и реставраторы разных эпох изменяли различными способами. Современный вид Голгофа как единый архитектурный объект приобрела в результате общего ремонта храма после пожара 1808 г. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, наверх ведут два всхода (лестницы) — правый, сразу от дверей храма, «латинский» (т. к. ведет к католическому приделу), левый, со стороны Кафоликона, «греческий» (т. к. ведет к главному, православному приделу).

Высота платформы, в которую превращена Голгофа, составляет 4,5 м, площадь 11,5 × 9,25 м. Вся эта площадь образует как бы единый храм, разделённый двумя массивными колоннами на два нефа. Левый принадлежит православным, правый — католикам. В православном нефе престол из розового мрамора, в 1 м высотой, украшен спереди декоративными, коринфского ордера, колонками. Под престолом — обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружен был Крест Господень. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола, в застеклённых проемах, можно увидеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 51).

В католическом нефе находится серебряный алтарь, выполненный мастером Домиником Портиджиани (из монастыря Сан-Марко во Флоренции) и пожертвованный в храм в 1588 г. Фердинандо Медичи, великим герцогом Тосканским. Он предназначался первоначально для Камня Миропомазания, чем объясняется его вытянутая, удлинённая форма. Но из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им правом приделе Голгофы. Слева от алтаря Пригвождения к Кресту, под аркой, отделяющей католическую часть Голгофы от православной, стоит небольшой алтарь Богородицы Скорбящей, также принадлежащий францисканцам.

За престолом, в киоте под стеклом, помещено погрудное скульптурное изображение Богородицы, с мечом в груди. Бюст является пожертвованием португальской королевы Марии I Браганца, доставленным из Лиссабона в 1778 г.

Канун в церкви фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *