Страсти Христовы в живописи

«Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.»
В этих днях таится глубокая скорбь — Христос, Сын Божий, Солнце Правды, Спаситель наш, со смирением принял предательство, страдания и мучительную крестную смерть…
Верующее сердце не может не плакать, не может не болеть, зная, чему подвергся Тот, Кто «жизнь пришел еси подати, а не смерть». Возможно ли оставаться равнодушным к тому, что Сын Божий по величайшей любви ко всему человечеству и тебе лично претерпел без малейшей вины позорные истязания и нечеловеческую боль? Справедливости нет в этом, но есть Любовь…

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Я. Бассано. Тайная вечеря

Симон Вуэ. Тайная вечеря

Н. Ге. В Гефсиманском саду

Ф. Бруни. Моление о чаше

К. Блох. Иисус в Гефсиманском саду

Караваджо. Арест Христа

Антонис ва Дейк. Поцелуй Иуды
Н. Ге. «Что есть Истина?»
Караваджо. Увенчание терновым венцом
Антонис ван Дейк. Коронование терновым венцом
А. Егоров. Истязание Спасителя
К. Брюллов. Спаситель в темнице в терновом венце
Караваджо. Бичевание Христа
Караваджо. Бичевание Христа
У. Бугро. Бичевание Иисуса
Дитрих (Дитрици) Христиан Вильгельм Эрнст. Христос перед народом
И. Крамской. Хохот. («Радуйся, Царь Иудейский»)
М. Мункачи. Се Человек.
Антонелло да Мессина. Ecce Homo.
К. Брюллов. Голова Христа в терновом венце.
Эль Греко. Христос с крестом.
Ф. Моллер. Несение креста.
А. Егоров. Голгофа.
Альтдорфер Альбрех. Голгофа.
Альтдорфер Альбрех. Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн.
Антонелло да Мессина. Распятие.
Антонелло да Мессина. Распятие, Мария и Иоанн.
В. Васнецов. Распятие.
В. Верещагин. Ночь на Голгофе.
Паоло Веронезе. Голгофа.
М. Мункачи. Голгофа.
Сальвадор Дали. Христос на кресте.
Тициан. Распятие.
А. Дюрер. Оплакивание Христа.
Антонис ван Дейк. Оплакивание Христа.
Витторе Карпаччо. Оплакивание Христа.
Лука Джордано. Оплакивание Христа.
Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа.
Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа.
Фра Бартоломео. Снятие с креста.
В. Боровиковский. Бог Отец, созерцающий мертвого Христа.
Дитрих (Дитрици) Христиан Вильгельм Эрнст. Положение во гроб.
Слава Страстем Твоим, Господи!

Страсти Христовы. Нетленные полотна великих мастеров

Г. Дорэ «Долина слез»

В преддверии Страстной недели многие задаются вопросом о том, что же такое Страстная неделя, почему так названа и что именно происходило в те дни в небольшом городке, принадлежавшем мало кому известному народу.

Лучше об этом расскажут священные тексты, незабвенные авторы и нетленные полотна.

Эль Греко «Иисус Христос»

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. (Ин. 18; 1)

Н.Н. Ге «В Гефсиманском саду»

В. Перов «Христос в Гефсиманском саду»

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф. 26; 14-16)

Джотто ди Бондоне «Подкуп Иуды»

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. (Лк. 22; 39) Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14; 32) И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился (Лк. 22; 41) и начал ужасаться и тосковать (Мк. 14; 33) говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Моление о чаше. Настенная роспись храма.

Людовико Караччи «Моление о чаше»

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22; 42-44)

Карл Блох «Христос в Гефсиманском саду»

…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин. 13; 21) появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. (Лк. 22; 47)

Караваджо «Поцелуй Иуды»

Джотто ди Бондоне «Целование Иуды» Фрагмент

Взятие Христа под стражу. Роспись стен храма.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. (Лк. 22; 63-65)

А.Е.Егоров «Истязание Спасителя»

Джотто ди Бондоне «Поругание Христа»

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23; 1)

Джотто ди Бондоне «Иисус перед Каиафой»

Маэста «Христос перед Пилатом»

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15; 17)

Карл Блох «Иисус в терновом венце»

Пьетро Перуджино «Христос в терновом венце»

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. (Мк. 15; 18-19) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (Мф. 27; 30-31)

Антонио ди Переда и Сальгадо «Христос в терновом венце»

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом»

Гвидо Рени «Иисус в терновом венце»

Жеан Ресто «Страсти Христовы»

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19; 4-5)

Антонио Чизери «Се Человек»

И. Глазунов «Распни Его»

И. Крамской «Хохот. Радуйся, Царю иудейский!»

Тициан «Се Человек»

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; (Ин. 19; 17) И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. (Мф. 15; 21) И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. (Лк. 23; 26)

Ботичелли «Иисус»

То ж не була вузесенька стежина.

Там цілі юрми сунули туди.

І плакала Марія Магдалина,

Що не подав ніхто Йому води.

Спішили верхи. Їхали возами.

Похід розтягся на дванадцять верст.

І Божа Мати плакала сльозами —

Та поможіть нести ж Йому той хрест!

Чи ви не люди?! Що за чудасія,

Дають старцям, підсаджують калік,

А тут же йде, ну, добре, не Месія,—

Людина просто, просто Чоловік!

Юрма гуде і кожен пнеться ближче.

Хтось навіть підбадьорює: терпи,

Вже он Голгофа, он Череповище! —

Хрущали під ногами черепи.

Сказати б, зброя, це хіба єдине?

Так що б зробили стражники юрбі?

А в юрмах тих малесенька Людина

тягла хреста важкого на Собі.

І хоч би хто! Кому було до того?

Всі поспішали місце захопить.

Воно ж видніше з пагорба крутого,

Як Він конає, як Вій хоче пить.

І Він упав. І руки аж посиніли.

Тоді знайшовся добрий чоловік:

Наморений ідучий з поля Симон,

Що йшов додому в протилежний бік.

Коли ж звершилась вся ця чорна справа,

І люди вже розходилися ті, —

От парадокс: заплакав лиш Варава,

Розбійник, не розп’ятий на хресті.

Чи пожалів, чи вдячен був Пілату,

Чи втямив, темний, раптом щось нове:

Що Божий Син таки іде на страту,

а він, розбійник,— він таки живе.

Ліна Костенко

перевод на русский:

Хотелось зрелищ. Наплевать на Сына.

И толпы шли, не ведая беды.

И плакала Мария Магдалина, —

никто не подал бедному воды.

Верхом спешили, ехали возами.

И кто-то, поучая, поднял перст.

И Богоматерь плакала слезами —

хотя б один помог нести тот крест.

Что вы за люди?! (Ослики трусили)

Даете нищим, любите калек.

А здесь идет пусть даже не Мессия,

пусть человек, пусть просто человек.

Толпа гудит. Унылые пейзажи.

Никак не успокоится толпа.

Голгофа — череп. Под ногами стражи,

как скорлупа, хрустели черепа.

Оружие у стражи, будто сеча.

Что сделали бы стражники толпе?

А в толпах тех избитый человечек

нес крест тяжелый, бедный, на себе.

Бог не пошлет вам, нелюди, другого.

Места спешили лучше захватить.

Виднее лучше из холма крутого,

как он доходит, как он хочет пить.

И он упал. Затрепетал от боли.

Поступку доброму в веках цвести:

усталый Симон шел домой из поля,

помог он крест тяжелый донести.

Конец всему. Расходится орава.

А он повис, казненный, в высоте.

Вот парадокс: заплакал лишь Варавва,

разбойник, не распятый на кресте.

Пилат был края прокуратор пятый.

Варавва осознал, что спас живот,

что Божий Сын казнен, застыл распятый,

а он, разбойник, — все-таки живой.

Лина Костенко

Перевод Николая Старусева

Джимпетрино «Несение креста»

Тициан «Несение креста»

Эль Греко «Христос, несущий крест»

Тициан

Паоло Веронезе «Несение креста»

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23; 33)

К. Штейнберг «На Голгофе»

Дэвид Джерард «Христос, распятый на кресте»

В. Васнецов «Распятый Христос»

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19; 19).

М. Нестеров «Распятие»

Лифферинкс Йоссе «Распятие»

Кук ван Альст, Питер «Распятие»

Карл Блох «Распятый на кресте»

Джовани Доменико Тьеполо «Три креста»

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк. 23; 44-45) …и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27; 51-53)

В. Голынский «Распятие Иисуса Христа»

В.П. Верещагин «Ночь на Голгофе»

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19; 34)

Дучо ди Буонисенья

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф (Мф. 27; 57) – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. (Ин. 19; 38) Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; 39-40).

Рафаэль «Снятие со креста»

Рубенс «Снятие со креста»

Рембрандт «Оплакивание Христа»

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф. 27; 57-60)

В. Васнецов

Джузеппе де Рибера «Оплакивание Христа»

Дирк Бои

Карл Блох «И положили его во гробе»

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27; 3-5).

П. Васильев «Иуда, бросающий сребреники»

…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф. 26; 24)

Одному святому старцу, всегда размышлявшему о страданиях Христовых и горько рыдавшему, явился Сам Иисус Христос. Господь рассказал ему подробно, что Он претерпел и сколько пролил Крови ради спасения человеческого.

Начиная от Тайной Вечери Великого Четверга и до погребения, одних только воздыханий сердечных испустил 109. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Воинов вооруженных было 110 и к ним присоединилось бесчинных людей 230 человек, всего же было 348 человек. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали; по земле влачили 77 раз; будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. По щекам и устам претерпел 105 ударов; плетьми в лицо – 20 ударов; будучи порываем и пинаем, от начала до конца получил 707 сильных ударов; 1109 смертельных о землю ударений претерпел; когда возложили на Меня терновый венец, то ударяли Меня тростию и палкой со всею силою 40 раз; от тех ударений 5 шипов от тернового венца пронзили Мне кость головы до мозга, три из которых, преломившись, остались там: с ними в голове и погребли Меня.

От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т.к. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Когда от прокуратора был веден на Голгофу, неся Крест и упав на землю 5 раз, был ударяем, получив 19 смертельных ударов. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Выбили у Меня два зуба. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Нанесли 72 очень сильных ударений. В грудь и голову принял 58 ударений.

Три наибольших болезни Мои были таковы:

– Первая болезнь Моя была из-за того, что не видел кающихся, а значит Кровь Моя зря проливалась.

– Вторая болезнь Моя – это тягчайшая болезнь Матери Моей, под Крестом стоящей и горько плачущей.

– Третья болезнь, это когда руки и ноги Мои ко Кресту пригвоздили, так, что сбылось сказанное пророком Давидом: «Исчетоша вся кости Моя»

Из книги «Великое зерцало»

Воскресение Иисуса Христа / Подборка живописи

ВОСКРЕСЕНИЕ Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Фра Анджелико / Воскресение Христа и жены у гроба / 1440-1441
фреска 189 x 164 см / Конвент Сан-Марко, Флоренция

Мария Магдалина, пришедшая ко гробу ранее всех, возвращается и сообщает апостолам Петру и Иоанну, что тело Учителя унесли. Петр и Иоанн спешат ко гробу. Первый подбегает Иоанн, но не решаясь войти, видит в гробе только пелены. Петр же сразу входит в гробницу и замечает, что сударь, повитый вокруг головы, лежит не с ризами, но особо. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Христа. Петр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» (Лк.24:12).

Demakov EA_ Утро Воскресения Господня

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые.
Евангелие от Матфея 28:2-4

Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были.

Картины из коллекции Лувра / МЕМЛИНГ Воскресение с Мученичеством св. Себастьяна и Вознесением. Триптих.
Рафаэль / Воскресение Христа, 1501-1502. Сан Паоло. Музей искусств.
The Resurrection By Master of the Trebon Altarpiece active 1380-1400

Альбрехт Альтдорфер / Воскресение Христа /1518
Дерево, масло, 70,5 x 37,3 см / Kunsthistorisches Museum, Vienna

Франческо Бассано / Воскресение Христа / 1584-1588 / Santissimo Redentore, Venice

1. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос, которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу.

«Не прикасайся ко Мне» / «Noli me tangere» Подборка- СОЛО

Иванов Александр Андреевич
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835.

2. Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является женам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили.

Ганс Мемлинг (около 1433–1494)/ Szenen aus dem Leben Mari, Detail: Noli me tangere
/ 1480

3. Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает. Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили.

Caravaggio Ужин в Эммаусе, 1606. Пинакотека Брера, Милан.

4. Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону.

5. В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы, сквозь запертые двери (из-за боязни иудеев). Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печеную рыбу и мед.

Дуччо ди Буонинсенья (1260–1318) / 1308-1311 / Апостолы (без Фомы)

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Guercino (1591 –1666) The Incredulity of Saint Thomas

Duccio di Buoninsegna (1255-1319) / Маэста, алтарь сиенского кафедрального собора, оборотная сторона, / Неверие Фомы 1311 / Готика

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также ещё более чем пятистам человекам (1Кор.15:6).

Явление Христа апостолам на Тивериадском озере. / Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319)

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.
На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Вознесение Ииисуса Христа / Pietro Perugino (1446—1524) Ascension

М.Нестеров / Воскресение 1892

Свт. Иоанн Златоуст: «Восторжествовал над адом Сошедший в ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. И, прозрев это, Исаия воскликнул: „Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней“. Горько пришлось, потому что он упразднен; …Принял тело и (внезапно) натолкнулся на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел, и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос — и ты повержен».

Источники : инет. Вики

Заметки в нашем сообществе — Евангельский цикл::

Евангельская тема впервые представлена у нас в сообществе. Да ещё в таком объёме. Отчего — то за три года существования сообщества Художники мы её не касались. Но вот оно пришло — «большое. как глоток…» ) Тема меня захватила и понесла . Я очень надеюсь, что не утомила вас . Так всё это приходило ко мне и я сразу несла сюда. Огроменное СПАСИБО всем , кто поддерживал меня и, прежде всего , моим друзьям за интерес и за дружеское внимание. Ваша поддержка очень-очень много значит для меня.

«Мертвый Христос» и Достоевский

Столкновение двух гениев из разных эпох, то великое и таинственное по своей природе действо, рождающее новый гений. Знакомство Федора Михайлович Достоевского с картиной Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» — событие, которые оставило неизгладимое впечатление в жизни писателя.
Сказать, что картина «Мёртвый Христос в гробу» художника Ганса Гольбейна Mладшего просто знаковая в его творчестве, ничего не сказать. Ведь это первое натуралистичное изображение, написанное по мотивам библейского сюжета. Да что уж там, это просто абсолютно новое понимание божественного, это святотатство и безбожие на холсту, это непозволительное, для того времени, инакомыслие и мироощущение. Христос мертв, его тело безжизненно, и всякий может потерять веру в то, что он способен на воскрешение, что он — великий мессия, который должен спасти наши грешные души.
Эта картина поразила умы не одного десятка верующих, по очереди заставляя то одного, то другого, порицать и хулить автора. Но в ком-то она пробудила более глубокие чувства, нежели банальную религиозную фанатичность и злость — мысль о вере, о ее силе и о том, как каждый должен эту веру проявлять и проверять.
Федор Михайлович, великий наш, Достоевский познакомился с картиной в Базеле в 1867 году. Тогда он сам был подобно Иисусу, распят болезнью и кредиторами. Чуть позже, его жена, Анна Григорьевна сделает заметку в своих запись по поводу этого события: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».
Сам же Достоевский никому и никогда не расскажет о своих впечатлениях от этой знаменательной встречи, но на то он писатель, чтобы не разбрасываться пестрыми словами на ветер. Увиденное останется где-то в глубинах его творческой фантазии, и он, как настоящий мыслитель и философ, изречет свою мысль через уста другого. Этот случай проявился в двух эпизодах романа «Идиот», один из которых в диалоге князя Мышкина и Рогожина:
— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А, на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.
Другой в монологе Ипполита:
«Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?
Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно великое и бесценное существо…
Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено… Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»

Картины иисуса христа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *