Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека. Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три… и т.д. Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер. И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом. Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство.

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

от вероучения Вселенской Церкви

1. Учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но “и от Сына” (Filioque).

2. Искажение учения о Церкви, порожденное верховной властью над ней Римского епископа, и учение о его учительной непогрешимости.

3. Искажение отношений между Богом и человеком, проявившееся в римо-католическом взгляде на первородный грех, спасение человека и его загробную участь.

4. Учение о непорочном зачатии Девы Марии и о ее телесном вознесении на небо – мариальные догматы.

5. Представление о самостоятельном действии благодати Божией в таинствах (opus operatum), отразившееся в учении о таинствах и богослужении Римо-Католической Церкви.

6. Особое учение о Священном Писании и Священном Предании.

Собор Святого Петра – католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек.

.

>***

Особенности Римо-католической экклезиологии и учение о верховной церковной власти епископа Рима

Чтобы приблизиться к пониманию католичества необходимо выяснить основное внутреннее начало, общий исток его религиозного развития. Православный взгляд традиционно отмечает в веросознании католического Запада преобладание рационального начала, тяготение к умопостигаемости веры и церковного бытия, которое проф. А. Катанский определил как стремление объективировать христианство, т.е. сделать его полностью доступным человеческому восприятию, низвести небесное к земной осязаемости.

.

Это стремление происходит из естественной слабости человеческого сознания, которое легче воспринимает видимые проявления незримого Божественного бытия и стремится ограничиться ими. В результате такого упрощения видимая, земная составляющая постепенно вытесняет это незримое бытие из религиозных представлений человека и занимает его место. Это замещение отразилось, прежде всего, в католической экклезиологии – в преобладании представления о Церкви как о спасающей организации, видимом земном сообществе. По определению кардинала Беллярмино, данному еще в XVI столетии, “истинная Церковь есть союз людей, связанных исповеданием одной и той же христианской веры и общением в одних и тех же таинствах, под руководством законных вождей и особенно единого наместника Христова на земле”. Земной образ Церкви как, преимущественно, человеческого вероисповедного сообщества привлекает своей зримой осязаемостью религиозное сознание Запада, которое более всего жаждет знания о земном пути ко спасению и уверенности в нем. Этот зримый образ Церкви часто заслоняет собой в католичестве ее невидимую, таинственную первооснову, хотя, конечно, этим замещением не исчерпывается полностью и не искажается окончательно все содержание католического церковного бытия.

.

Некоторые православные исследователи связывают такое преобладание земного образа Церкви над ее таинственной природой с ущербным восприятием Третьего Лица Святой Троицы, которое развилось на Западе под влиянием filioque. Духовная составляющая бытия Церкви оказалась догматически усеченной и за счет этого чрезмерно усилилась ее материальная, внешняя сторона.

.

Самое очевидное отличие Римо-католической Церкви от учения Вселенской соборной Церкви состоит в том, что она признает над собой верховную власть епископа Рима – римского папы, который является ее видимым главой. Во время Своего земного служения таковым был Сам Христос, Который и теперь пребывает невидимым главой Своей Церкви. Но чтобы она не оставалась и после Его вознесения на небо без видимого главы Он поставил на земле Своего наместника, викария ап. Петра, которому вручил полноту Своей власти над всеми верующими. Как гласит об этом “Свод канонического права” 1917 года “Римский первосвященник, преемник в примате блаженного Петра не только имеет первенство чести, но высшую и полную власть юрисдикции над всей Церковью, как в вопросах, касающихся веры и нравственности, так и в тех, которые касаются дисциплины и управления Церкви, разветвленной по всему миру”. Своими постановлениями епископ Рима может определять не только внешнюю жизнь Церкви, но и устанавливать новые догматы. Лишь папе в полноте доступно понимание Священного Писания и право его толкования; без его согласия недействительно любое соборное решение. Папа неподсуден Церкви, сам же имеет власть прямого суда над любым ее членом, хотя в истории Римо-католической Церкви папы неоднократно подпадали под суд Церкви.

.

В основе такого представления о роли Римских епископов лежит преемство первенства, которое они наследуют от апостола Петра. В свою очередь апостол Петр становится обладателем верховной власти над своими собратьями-апостолами и всей Церковью в результате своеобразного истолкования ряда евангельских отрывков, прежде всего: Мф. 16 – обетование основать Церковь на камне-Петре, особое обращение Спасителя к Петру после Тайной вечери (Лк. 22) и знаменитое троекратное испытание Спасителем любви Петровой в 21 главе Евангелия от Иоанна.

.

Следует признать, что епископ Рима пользовался особым положением в Древней Церкви, но этот авторитет был явлением историческим, которое затем было догматизировано, это было “главенство… которое превращено… из братского отношения и преимущества иерархического – в господственное”, как говорится об этом в Окружном послании 1848 г. Далеко не сразу безусловная власть пап получила признание в самой Западной Церкви. Сопротивление ей со стороны национальных Церквей Запада продолжалось достаточно долго. Последней попыткой было постановление Констанцского собора, состоявшегося в начале XV столетия, которое гласило: “Вселенский собор имеет непосредственно от Господа Иисуса такую власть, что ему должен повиноваться всякий, даже папа”.

.

В учении о власти папы выявилась устремленность католического церковного сознания к земной, умопостигаемой составляющей религиозного бытия. Эта устремленность повлияла на восприятие основ христианского вероучения, самого образа, идеи Бога. Если в экклезиологии она проявилась в преобладании зримого образа церковной организации над ее незримой первоосновой, то в идее папства (единоличного главенства епископа Рима над Вселенской Церковью) она проявилась как очевидная попытка человеческого сознания объективировать образ Бога, олицетворить его в “вице-Боге”, “конкретизировать до крайних пределов истину церковную в лице живого папы”… Идея папства не ограничивается, таким образом, областью практического бытия Римо-католической Церкви, она проистекает из стремления человеческого сознания к упрощению религиозных представлений, ибо для него гораздо легче заместить лик незримого и непостижимого Бога личностью Его земного, зримого наместника.

.

Возможность такого замещения избавляет человека от тяжкого бремени свободы, о котором Ф. Достоевский писал, что “нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается”. Именно это бегство от необходимости постоянно совершать свой духовный выбор и страшиться ответственности за него породило в религиозном сознании западного христианства идею папы – человека, который делает этот выбор за всех. “Рим сказал свое слово, дело окончено”, – в этой древней истине католичества воплотилось желание миллионов людей знать, что существует некто, кто ближе к Богу чем они и лучше знает Его волю, а поэтому сможет избавить их от необходимости самим познавать волю Божию и мучительной неуверенности в том, что они сделали это правильно.

.

Но вслед за стремлением передать кому-либо собственное бремя свободы и ответственности обыденное религиозное сознание неизбежно проникается жаждой несомненной уверенности в человеке, на которого оно возложено. Чтобы правильно исполнить волю Бога, необходимо точно знать ее, получать прямое и незримое руководство Божие, поэтому видимый глава Церкви, несущий бремя выбора за всех, должен пребывать в таинственном общении с невидимым Главой, как писал об этом Фома Аквинский “С каждым папою Христос пребывает вполне и совершенно в таинстве и власти”.

.

В этом необходимом единении Бога со Своим наместником лежат причины полумистического восприятия католическим миром служения и самой личности римского первосвященника, “некоторого смешения папы с Христом”, который пребывает в таинственной сопряженности с Ним. Возможно более тесная сопряженность папы с Богом, Которого он олицетворяет, является необходимым условием для того, чтобы миллионы людей доверили ему право собственного духовного выбора, право знать волю Божию и решать за них, как ее должно исполнить. Нельзя не признать, что организационные достоинства единоначалия в церковной жизни выдержали испытание бурной и противоречивой историей папства. Вопрос в другом – в какой мере эта совершенная, по земным меркам, организация исполняет завещанное ей Господом служение – вести людей к спасению в Нем и какое влияние оказывает ее единовластное устроение на сознание людей, стремящихся к Нему.

.

Не говоря уже о том, что замещение Бога папой является прямым нарушением заповеди Десятословия – “не сотвори себе кумира”, необходимость таинственного сопряжения Папы с Богом оказывается, в конечном счете, разрушительной для образа Бога и веры в Него. Неизбежные земные несовершенства папы, его человеческая ошибочность и заблуждения, доказанные историей, подтачивают уверенность человека в совершенстве Самого Бога, Который столь тесно и мистически связан с личностью несовершенного папы. Близость заблуждающегося папы к Богу порождает либо неверие в Церковь, которая исповедует такую близость, либо, что еще хуже, неверие в Бога, Который допускает пребывающему под Его незримым руководством наместнику не только ошибаться самому, но и вводить в заблуждение других. Догматически искаженное восприятие образа Бога в действительности подрывает веру человека в Бога, стремление к удобству веры разрушает сам предмет веры, Бог дискредитируется земными недостатками олицетворяющего Его наместника.

.

Даже если допустить возможность особого столь приближенного к Самому Богу служения Римского епископа, то его необходимым церковным условием должно быть таинство, сообщающее благодать для столь высокого служения. Но такого таинства в Римской Церкви не было и нет. Согласно экклезиологии Римо-католической Церкви папская власть обеспечивает единство Вселенской Церкви, каковой она себя считает. Это единство осуществляется через общее подчинение единому главе, которое является необходимым условием принадлежности к Церкви и свидетельством о нем. Таким образом, церковное единство осознается католичеством иерархически, тогда как Православная Церковь полагает его основу в единстве Тела Христова, в сакраментальной общности всех верных, объединенных не единством власти, а единством таинств, прежде всего, “Евхаристии как таинства церковного единения”.

.

Следует заметить, что несомненное благотворное влияние Православия сказалось в том, что в современной католической экклезиологии преобладание земного над небесным постепенно смягчается, и представление об иерархическом вероисповедном сообществе сменяется представлением о сообществе сакраментальном, идея главенства сменяется идеей общего участия в таинстве.

.

В нашем столетии эти изменения с особой силой выразила в 1943 г. энциклика Пия XII “Mystici corporis”, в последующие десятилетия они получили преимущественное развитие, особенно в ходе подготовки II Ватиканского собора, и оказали самое серьезное влияние на его итоговые документы, особенно, на догматическую конституцию “О Церкви” (“Lumen Gentium”). В изложении основ экклезиологии в первой главе конституции, которая называется “Таинство Церкви” помимо типичных католических воззрений на роль апостола Петра и его наместника на земле православный взгляд сразу привлекает сам образ Церкви как таинства, который приходит на смену прежним схоластическим определениям.

.

Столь же существенно отличается от римо-католического учения о единстве Вселенской Церкви в лице папы экклезиология Вселенской и Поместной Церкви в православной традиции. По словам В.Болотова, Вселенскую Церковь составляет “конфедерация равноправных величин” или Поместных Церквей, объединенных общим вероучением и строем церковной жизни. Каждая из них совершенно самостоятельна в своей внутренней жизни и не имеет никаких прав перед другими Поместными Церквами. По словам того же В.Болотова, “Патриархат говорит о себе только то, что он есть, а папство, что оно должно быть”. Как гласит “Окружное послание” (1895 г.): “Каждая в отдельности автокефальная Церковь на Востоке и Западе была всецело независима и самоуправляема во времена семи Вселенских Соборов… и епископ Римский не имел права вмешательства, будучи и сам также подчиненным соборным постановлениям”.

.

Нельзя сказать, что глобальные изменения XX века не отразились на отношении Католической Церкви к своему видимому главе. Ослабление прежнего полумистического отношения к папе, стремление очеловечить его образ в противовес прежнему обожествлению засвидетельствовал II Ватиканский собор. Эти изменения продолжаются, хотя их характер достаточно противоречив. С одной стороны, абсурдность папы в образе полубога становится все более очевидной в самой Римо-католической Церкви, с другой стороны, слишком многое в католическом сознании связано с этим образом, он содержит в себе нечто столь существенное для всего бытия Католической Церкви, что отказ от него грозит потрясениями для всего стройного здания, называемого римским католицизмом. На папу возложено столь многое, что без него уже не мыслится и сама Церковь. Католический разум вынужден смиряться с любыми противоречиями института папства, потому что любая попытка поколебать его грозит вызвать цепную реакцию неконтролируемых изменений.

.

Например “Катехизис Католической Церкви”, вышедший несколько лет назад под редакцией кардинала Й.Ратцингера, отводит папе весьма скромное место. Ему посвящена лишь небольшая глава, само название которой говорит о явной смене акцентов “Коллегия епископов и глава ее – Папа”. Очевидно здесь имеет место стремление затушевать истинную роль Римского епископа, хотя его реальная власть над Церковью не претерпела почти никаких изменений. “Папа, епископ Римский и преемник св.Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства епископов и множества верных”. “Ибо Римский первосвященник, имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять” “Коллегия епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским первосвященником в качестве главы”.

Валентин Васечко, протоиерей

Сравнительное богословие. Курс лекций.- Москва: ПСТБИ, 1998.

Использованная литература

1. Аквилонов Е. свящ. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. С-П. 1894.

2. Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948.

3. Беляев Н.Я. Основной принцип римского католицизма. Казань, 1895.

4. Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова. – “Журнал Московской Патриархии”, 1954, N7, С.47-59.

5. Второй Ватиканский собор. Брюссель, 1992.

6. Катехизис Католической Церкви. М. 1996.

7. Лебедев А. свящ. О главенстве Папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. С-П. 1887.

8. Окружное Патриаршее и Синодальное Послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года (1895 г.) – Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Св.Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

9. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.) – Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

10. Троицкий В.Н. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.

11. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях. – Сочинения Т.2, М. 1994.

12. Хомяков А.С. Церковь одна. – Сочинения Т.2, М. 1994.

13. Шпиллер В. свящ. Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви. (Критика в русской богословской литературе). – “Журнал Московской Патриархии”, 1950, 12, с.44.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни. Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего. Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

  • 2012 год
  • Абеляр
  • Аблеев
  • Абрамян
  • Авдеев
  • Агни Йога
  • Адаменко
  • Ажажа
  • Азроянц
  • Айзенк
  • Айк
  • Акамбаро
  • Акимов
  • Аксаков
  • Алексанова
  • Альтшуллер
  • Андреев
  • Анина
  • Анисимов
  • Анопова
  • Антошин
  • Апофис
  • Аргуэльес
  • Аристотель
  • Аркаим
  • Архипов
  • Асов
  • Астрономия
  • Атлантида
  • Ауробиндо
  • Афганистан
  • БГ
  • Бабанин
  • Бакстер
  • Барашенков
  • Баркер
  • Бартини
  • Баутин
  • Бах
  • Безант
  • Белинская
  • Белл
  • Беллами
  • Белов
  • Беловодье
  • Белоруссия
  • Беляев
  • Беннер
  • Бентов
  • Бергсон
  • Береговой
  • Бержье
  • Бермудский треугольник
  • Берн
  • Бернар
  • Бернацкий
  • Бестужев-Лада
  • Бехтерев
  • Бехтерева
  • Бжезински
  • Бинги
  • Бичев
  • Блаватская
  • Блаво
  • Бланк
  • Блумерих
  • Бобров
  • Бог
  • Боинг
  • Бокконе
  • Боккони
  • Боковиков
  • Большой Взрыв
  • Бом
  • Боме
  • Бондаренко
  • Бор
  • Бореев
  • Бороздин
  • Бороздич
  • Брагины
  • Браун
  • Брейден
  • Бреннан
  • Бренсон
  • Бридлав
  • Бримина
  • Бронников
  • Бруно
  • Брэг
  • Брюс
  • Брюсов
  • Брюшинкин
  • Бузинов
  • Бурлак
  • Бурлешин
  • Бьювэл
  • Бэкон
  • ВОЗ
  • Валенская
  • Валле
  • Ванга
  • Варламова
  • Васильев
  • Ведическая Русь
  • Вейник
  • Велесова Книга
  • Великая Тартария
  • Великий Потоп
  • Великовский
  • Вержбицкий
  • Верн
  • Вернадский
  • Ветвин
  • Винер
  • Винокуров
  • Войцеховский
  • Воланский
  • Володарский
  • Володина
  • Волченко
  • Вольф
  • Воробьев
  • Воробьева
  • Востоков
  • Вронский
  • Вселенная
  • Всемирный Потоп
  • Вуль
  • Высший Разум
  • Вяземская
  • Вяткин
  • ГМО
  • ГРВ
  • Гагилей
  • Галилей
  • Галиция
  • Гальперин
  • Гарфилд
  • Гаряев
  • Гедель
  • Гейм
  • Геллер
  • Гендерсон
  • Герасимов
  • Геродот
  • Гершель
  • Гимбутас
  • Гиперборея
  • Гладышев
  • Гленн
  • Глоба
  • Говинда
  • Голдберг
  • Головачевы
  • Голографическая Вселенная
  • Голод
  • Голомолзин
  • Голомолзины
  • Голштейн
  • Гончаров
  • Горбовский
  • Гоч
  • Гречко
  • Гримак
  • Гриневич
  • Гроф
  • Грэйсон
  • Гулия
  • Гурвич
  • Гурджиев
  • Гюрджиев
  • ДНК
  • Данте
  • Дао
  • Дарвин
  • Дащинская
  • Дебабов
  • Демин
  • Демина
  • Демкин
  • Денисов
  • Детела
  • Джагерс
  • Джан
  • Джеки Иванко
  • Джессуп
  • Джилберт
  • Джой
  • Диксон
  • Дилигенский
  • Дирак
  • Дмитриев
  • Дмитриева
  • Додельцев
  • Доля
  • Доннер
  • Древний Египет
  • Дрейк
  • Дремин
  • Дубовский
  • Дубров
  • Дульнев
  • Дьяков
  • Дэвид-Нейл
  • Дэвис
  • Дэникен
  • Дюбо
  • Дюпрель
  • Дюрвиль
  • Египет
  • Елисеева
  • Елькин
  • Еременко
  • Ефремов
  • Жуков
  • Зайцев
  • Замойский
  • Запад
  • Захаров
  • Зеланд
  • Зеллнер
  • Земля
  • Земун
  • Зендерман
  • Зигель
  • Зима
  • Зодиак
  • Зорин
  • Зороастр
  • Иванов
  • Иванова
  • Игарка
  • Игнатенко
  • Ика
  • Ингерман
  • Индия
  • Исаков
  • Казимир
  • Казначеев
  • Кайлас
  • Календарь Майя
  • Календарь майя
  • Кандыба
  • Кант
  • Капица
  • Капра
  • Карагулла
  • Карбер
  • Кардена
  • Кариосити
  • Карлото
  • Карманов
  • Карпенко
  • Карташова
  • Касаткин
  • Касперский
  • Кастанеда
  • Каструбин
  • Катчмер
  • Кедров
  • Кейси
  • Кеннеди
  • Кеплер
  • Киль
  • Кирлиан
  • Кларк
  • Клаус Дона
  • Клизовский
  • Клюб
  • Клюев
  • Книга Перемен
  • Ковалева
  • Коваленок
  • Коекина
  • Козырев
  • Колеватов
  • Колесо Времени
  • Коломойский
  • Комаров
  • Комаровских
  • Коми
  • Конан-Дойль
  • Конец Света
  • Конец Тьмы
  • Коновалов
  • Константиновская
  • Коперник
  • Корабельникова
  • Корнеев
  • Корниш
  • Коровяков
  • Коротков
  • Корсо
  • Кортунов
  • Космопоиск
  • Костомаров
  • Котрелл
  • Коттерелл
  • Крапп
  • Красовский
  • Кретов
  • Кричевский
  • Крохалев
  • Кругляков
  • Крылов
  • Крым
  • Крюк
  • Ксендзюк
  • Кубасов
  • Кузьмин
  • Кулагина
  • Кулебякин
  • Кульский
  • Кун
  • Купер
  • Кутиков
  • Кушин
  • Кэмпблелл
  • Кэрролл
  • Лаберж
  • Лавиолетт
  • Лавлок
  • Лазар
  • Лазарев
  • Лайт
  • Лао-Цзы
  • Лаплас
  • Лапьер
  • Ласло
  • Левенсон
  • Левин
  • Ледбитер
  • Ленманн
  • Лесков
  • Лилли
  • Линкольн
  • Линн
  • Линней
  • Лисов
  • Лобачевский
  • Локтионова
  • Ломакина
  • Ломбозо
  • Ломоносов
  • Лосев
  • Лосский
  • Лоузи
  • Луганск
  • Луна
  • Лундский университет
  • Люстрио
  • МАИБ
  • МКС
  • МЧС
  • Майков
  • Майлз
  • Майо
  • Маккаби
  • Мактаггарт
  • Малышева
  • Мандель
  • Манеев
  • Мантак Цзя
  • Марез
  • Марет
  • Марс
  • Марсинниак
  • Марусич
  • Матрица
  • Махариши
  • Мегре
  • Мегрэ
  • Медведев
  • Медведицкая гряда
  • Медоуз
  • Мелещенко
  • Мельников
  • Мельхиседек
  • Менделеев
  • Мень
  • Мессинг
  • Мизун
  • Мильхикер
  • Минделл
  • Минковский
  • Мирзалис
  • Мировое Правительство
  • Митчелл
  • Михеев
  • Мишин
  • Молебка
  • Молитор
  • Монро
  • Морок
  • Москва
  • Моуди
  • Мошков
  • Мулдашев
  • НАСА
  • НАТО
  • НЛО
  • Навь
  • Наклеушев
  • Налимов
  • Наркевич-Иодко
  • Нахман
  • Неведомская
  • Недогонов
  • Некрасов
  • Немезида
  • Неопалимая Купина
  • Нестерова
  • Неумывакин
  • Нибиру
  • Новороссия
  • Новый год
  • Нортроп
  • Нострадамус
  • Ньютон
  • ООН
  • Озис
  • Осипов
  • Ось Мира
  • Охатрин
  • Ошеров
  • Ошо
  • ПРО
  • Павлов
  • Павлова
  • Павловская-Хохлова
  • Палюшев
  • Папюс
  • Парацельс
  • Парнов
  • Паскаль
  • Пастернак
  • Паули
  • Пензенский
  • Пенроуз
  • Пентагон
  • Перминов
  • Персеиды
  • Печенкин
  • Печчеи
  • Пиккарди
  • Пинотти
  • Пирамида Власти
  • Пирогов
  • Писаренко
  • Пит
  • Пифагор
  • План Даллеса
  • Планк
  • Платон
  • Плиний
  • Подольский
  • Поллак
  • Поляков
  • Попович
  • Поспеев
  • Поспелов
  • Потапов
  • Правдинцев
  • Правь
  • Прасолов
  • Пресли
  • Прибрам
  • Пригожин
  • Прийма
  • Проурзин
  • Псаки
  • Псаломщиков
  • Путхофф
  • Путь Сердца
  • Пушкин
  • РЛС
  • Радин
  • Радуга
  • Разумовская
  • Райн
  • Рампа
  • Расмуссен
  • Рассел
  • Растренин
  • Раудив
  • Раушенбах
  • Рево
  • Рейхбарт
  • Рерих
  • Рерихи
  • Речкин
  • Риман
  • Ринг
  • Ритц
  • Рише
  • Робида
  • Рогожкин
  • Рогульченко
  • Роза Мира
  • Розен
  • Розуэлл
  • Романенко
  • Романий
  • Романовский
  • Рон
  • Россия
  • Ротенберг
  • Роуз
  • Руны
  • Рушель Блаво
  • Рыков
  • Рэнделс
  • СБУ
  • СМИ
  • США
  • Савельев
  • Савиных
  • Саган
  • Салливан
  • Салль
  • Сальникова
  • Сандерс
  • Сандерсон
  • Санчес
  • Сарфатти
  • Сатурн
  • Сафонов
  • Сахаров
  • Сведенборг
  • Свиридова
  • Свияш
  • Седир
  • Сейбом
  • Селезнев
  • Семенова
  • Сергов
  • Сериос
  • Серкин
  • Силы Света
  • Силы Тьмы
  • Синельников
  • Сирия
  • Ситчин
  • Скворцов
  • Скляров
  • Скрябин
  • Слезин
  • Слободова
  • Слонимский
  • Слюсаренко
  • Смирнова
  • Сноуден
  • Солженицын
  • Солнечная система
  • Солнце
  • Соломатин
  • Сочеванов
  • Спедикато
  • Сперанский
  • Спивак
  • Спиноза
  • Стейн
  • Степанов
  • Стивенс
  • Стоунхендж
  • Стоянова
  • Субетто
  • Супруненко
  • Тайная Доктрина
  • Талбот
  • Тарг
  • Тарнас
  • Таро
  • Тарт
  • Тартак
  • Тверские
  • Тертишный
  • Тесла
  • Тиберкуль
  • Тилак
  • Тиллер
  • Тимофеев
  • Тимофеева
  • Тихоплав
  • Тихоплавы
  • Товмасян
  • Толкиен
  • Торжок
  • Тормышов
  • Торн
  • Торчилин
  • Тофлер
  • Тоффлер
  • Трехлебов
  • Триполье
  • Тюннешенд
  • Уилбер
  • Уиллер
  • Уилсон
  • Украина
  • Уляков
  • Уоллес
  • Уолш
  • Уотс
  • Уотсон
  • Успенский
  • Уэллс
  • Файдеш
  • Фаэтон
  • Федотов
  • Фейнман
  • Фехнер
  • Фибоначчи
  • Филимоненко
  • Филиппов
  • Флавио
  • Флойд
  • Фогель
  • Фокс
  • Фолльмерт
  • Фоменко
  • Фомин
  • Фоминский
  • Фомичева
  • Форт
  • Форчун
  • Фосетт
  • Фрезер
  • Фрейд
  • Фридман
  • Фрисселл
  • Фромм
  • Фырнин
  • ХААРП
  • Хавинсон
  • Хагелин
  • Хайнек
  • Хаксли
  • Хамерофф
  • Хант
  • Харитонова
  • Харнер
  • Хартман
  • Хейдок
  • Хейм
  • Хендрикс
  • Хлебников
  • Хлопков
  • Хогланд
  • Ходаковский
  • Хойл
  • Хокинг
  • Хокинс
  • Холл
  • Хопкинс
  • Хоу
  • Хоуп
  • Христос
  • Хроники Акаши
  • Хрунов
  • Хэнкок
  • Царевы
  • Цвелев
  • Цветков
  • Циолковский
  • Цицерон
  • ЧВК
  • Чандлер
  • Черепанов
  • Черкасов
  • Чернобров
  • Черняев
  • Чижевский
  • Чувин
  • Чудинов
  • Чумак
  • Чуммак
  • Шадури
  • Шайнберг
  • Шайхулов
  • Шамбала
  • Шаолинь
  • Шарден
  • Шарко
  • Шварцшильд
  • Шведовский
  • Шейлз
  • Шелдрейк
  • Шелтон
  • Шемшук
  • Шилов
  • Шипов
  • Шипунов
  • Шкатов
  • Шкловский
  • Школа Творцов Реальности
  • Шлиман
  • Шлионская
  • Шопенгаузер
  • Шоукросс
  • Шредингер
  • Штайнер
  • Шубарт
  • Шульман
  • Шуринов
  • Щербаков
  • ЭПР-эффект
  • Эбола
  • Эверет
  • Эверетт
  • Эдвардс
  • Эйзенхауэр
  • Эйнштейн
  • Экзюпери
  • Элиаде
  • Элридж
  • Эмото
  • Эпоха Водолея
  • Югай
  • Юнг
  • Юпитер
  • Юргенсон
  • Яблоков
  • Явь
  • Ягодинский
  • Якимова
  • Яковец
  • Яницкий
  • Янош
  • Янч
  • Яцкив
  • авгуры
  • ад
  • активация ДНК
  • акустика
  • альтернативная история
  • альтернативная энергетика
  • альтернативное топливо
  • альтернативные измерения
  • амулеты
  • аналитическое расследование
  • ангелы
  • англо-саксы
  • аннунаки
  • аномалии
  • аномальная жара
  • аномальные зоны
  • аномальные явления
  • антивирусы
  • антигравитация
  • антиматерия
  • антропология
  • апокалипсис
  • арии
  • ароматерапия
  • артефакты
  • археология
  • архетипы
  • астероид YU55
  • астероидная опасность
  • астральное карате
  • астральное каратэ
  • астральные путешествия
  • астрология
  • астронавты
  • астрономия
  • астросоциология
  • астрофизика
  • атланты
  • атмосферное электричество
  • атомная энергетика
  • аура
  • аутотренинг
  • бактериологическое оружие
  • безопасность
  • безупречность
  • белки
  • бильдербергский клуб
  • биоголография
  • биолокация
  • биомагнетизм
  • биополе
  • биоритмология
  • биоритмы
  • биороботы
  • биосфера
  • биотопливо
  • боевой транс
  • боевые искусства
  • болезни
  • борьба с лженаукой
  • бред
  • будущее человечества
  • буквица
  • бытовая химия
  • вероятности
  • верхний пост
  • ветвистость времени
  • вещие сны
  • вибрации
  • виманы
  • виртуальная реальность
  • внеземная жизнь
  • внеземной разум
  • внеземные цивилизации
  • внеземныеци вилизации
  • внетелесный выход
  • внушение
  • вода
  • военные преступления
  • война
  • войны
  • волхвы
  • волшебство
  • вооружение
  • восприятие
  • врата
  • время
  • вулканы
  • выживание
  • высшие миры
  • гадание
  • гадания
  • гаджеты
  • галактика
  • галлюцинации
  • галлюциногены
  • гармония
  • генетика
  • геноцид
  • геопатогенные зоны
  • геохимия
  • геронтология
  • гипноз
  • год змеи
  • голограмма
  • голографическая Вселенная
  • гороскоп
  • гравитация
  • гражданская война
  • грибники
  • грозообразование
  • группа Аквариум
  • да Винчи
  • даосы
  • деградация
  • демократия
  • демоны
  • деревья
  • детерминизм
  • дети-индиго
  • диагностика
  • дольмены
  • домовые
  • древние цивилизации
  • друиды
  • духи
  • духи стихий
  • духи-хранители
  • жертвоприношения
  • живопись
  • зазеркалье
  • закатный город
  • заклинания
  • засухи
  • звездопад
  • звезды
  • звук
  • здоровое питание
  • здоровье
  • зеленые человечки
  • землетрясения
  • зеркала
  • зеркала Козырева
  • знаки мира
  • знамения
  • золотое сечение
  • зомби
  • зомбирование
  • зона 51
  • идолопоклонство
  • измененные состояния сознания
  • измерения
  • изобретения
  • иконы
  • иллюзии
  • иллюминаты
  • инопланетные цивилизации
  • интернационалисты. наркотрафик
  • интернет
  • интуиция
  • информационные вирусы
  • информационные войны
  • информационные поля
  • инфразвук
  • искажение хода времени
  • искусство
  • искусство сновидения
  • исследование будущего
  • исторические циклы
  • история
  • йоги
  • календари
  • камни
  • карма
  • карстовые пустоты
  • катаклизмы
  • катастрофы
  • квантовая физика
  • квантовый переход
  • кеннеди
  • кирлиан-эффект
  • классическая физика
  • климат
  • климатические изменения
  • климатическое оружие
  • клиническая смерть
  • книга Перемен
  • колдовство
  • коллайдер
  • коллективное бессознательное
  • коловрат
  • кометы
  • комитет 300
  • компьютерная безопасность
  • компьютерная зависимость
  • компьютерные вирусы
  • компьютеры
  • конец света
  • конструирование будущего
  • коренные расы
  • коридоры времени
  • коррупция
  • космизм
  • космология
  • космонавты
  • космос
  • краеведение
  • красота
  • кризис мировозрения
  • кристаллы
  • кропцирклы
  • кротовые норы
  • круги на полях
  • куиндалини
  • кукловоды
  • лабиринт
  • лабиринты
  • лазутчики
  • лампа Чижевского
  • ландшафтный дизайн
  • левитация
  • легенды
  • летаргия
  • летательные аппараты
  • летающие диски
  • летуны
  • лживая политика
  • лидит
  • лозоходство
  • лунные ритмы
  • лунные феномены
  • любовь
  • люди в черном
  • люди-индиго
  • лярвы
  • магия
  • магнитные бури
  • магнитотерапия
  • майя
  • малазийский Боинг
  • маленький народец
  • мандалы
  • манипулирование сознанием
  • мантры
  • машина времени
  • маятники
  • мегалиты
  • медитация
  • медицина
  • меркаба
  • металлотерапия
  • металлы
  • метеоритная угроза
  • метеориты
  • метеорологическое оружие
  • метеорология
  • метод Бронникова
  • минералогия
  • минерология
  • мир
  • мировое правительство
  • мироздание
  • мифология
  • мифы
  • многомерная Вселенная
  • многомерность
  • мозг
  • молитвы
  • молнии
  • молния
  • молодость
  • мониторинг
  • морфогенетические поля
  • мошенничество
  • музыка
  • музыка сфер
  • музыкальная терапия
  • мыслеформы
  • мысли
  • наводнения
  • наемники
  • намерение
  • народная медицина
  • наука
  • нацисты
  • неизвестные снайперы
  • ниндзя
  • новая парадигма
  • новые технологии
  • новый год
  • ноовирусы
  • ноосфера
  • нумерология
  • обереги
  • оборотни
  • образы
  • огненные змеи
  • огненные элементали
  • огонь
  • озарение
  • оккультизм
  • олимпиада
  • омоложение
  • оолуги
  • описание реальности
  • опрос
  • осознанность
  • осознанные сновидения
  • отдых
  • отсроченная смерть
  • очищение
  • палеуфология
  • память воды
  • паразиты
  • параллельные миры
  • паранормальные способности
  • парапсихология
  • пенсионеры
  • перепросмотр
  • пиктограммы
  • пирамиды
  • пирокинез
  • плазмоиды
  • погода
  • погодные аномалии
  • подарки
  • подземное электричество
  • пожарная безопасность
  • пожарная охрана
  • пожары
  • позитив
  • поиск ископаемых
  • политика
  • полтергейст
  • порталы
  • праздник
  • предательство
  • предвестники катастроф
  • предзнаменования
  • предсказания
  • преображение
  • престуления
  • преступления
  • привидения
  • призраки
  • приметы
  • принцип нелокальности
  • принцип неопределенности
  • природа
  • природные катаклизмы
  • пришельцы
  • пробуждение
  • провалы
  • провокаторы
  • провокации
  • прогноз
  • прогнозы
  • програмирование реальности
  • программирование сновидений
  • продукты
  • пропаганда. информационные войны
  • пророки
  • пророчества
  • пространство
  • противопожарная служба
  • противоположности
  • психология
  • психометрия
  • психопатология
  • психотерапия
  • психотронное оружие
  • психоэнергетическое воздействие
  • путешествия
  • путешествия во времени
  • путь воина
  • радиация
  • радиоэстезия
  • разгон туч
  • разновариантность
  • разоблачение
  • рай
  • растения
  • реальность
  • регрессивный гипноз
  • реинкарнация
  • реклама
  • релаксация
  • религ
  • религия
  • рептилоиды
  • рептоиды
  • ритмодинамика
  • ритмы
  • ритмы и циклы
  • рок-музыка
  • роса
  • ртуть
  • рыбалка
  • сакральная геометрия
  • саламандры
  • самовозгорание
  • самодвижущиеся камни
  • самопередвигающиеся камни
  • сверхспособности
  • секс
  • сексуальность
  • семья
  • сенои
  • сила мысли
  • силы тьмы
  • символизм
  • сингуляторность
  • синергетика
  • синхронизмы
  • синхроничность
  • скорость света
  • славяне
  • сланцевый газ
  • слово
  • слуги тьмы
  • смерч
  • смерчи
  • снежный человек
  • сновидения
  • совместимость
  • совпадения
  • сознание
  • солнечная активность
  • солнечные бури
  • солнцеворот
  • союзники
  • спектр
  • спецслужбы
  • спирали ДНК
  • спираль
  • спонтанное самовозгорание
  • спорт
  • сталкинг
  • стихиалии
  • стихии
  • стихийные бедствия
  • структурированная вода
  • суперлуние
  • суперструны
  • сущности-хищники
  • талисманы
  • тантризм
  • телепатия
  • телепортация
  • темная материя
  • теология
  • теория заговора
  • теория относительности
  • теория суперструн
  • теория физического вакуума
  • теория эфира
  • теософия
  • термодинамика
  • терроризм
  • технократия
  • технологии
  • техносфера
  • тольтеки
  • тонкий мир
  • тоннели
  • торнадо
  • торсионные поля
  • тотальный контроль
  • тотем
  • точка сборки
  • траволечение
  • транс
  • транскоммуникация
  • тролли
  • туманности
  • узор
  • украшения
  • управление погодой
  • ураганы
  • урбанизация
  • уфология
  • уфопалеология
  • фальсификация истории
  • фанатики
  • фантасты
  • фармакология
  • феномен искажения времени
  • физика
  • физиология
  • физический вакуум
  • филадельфийский эксперимент
  • фон Браун
  • фракталы
  • фтор
  • футбол
  • футурология
  • фэн-шуй
  • хакеры
  • хаос
  • химия
  • химтрейлы
  • холодинамика
  • хрономиражи
  • хунта
  • цвет
  • цветотерапия
  • цветы
  • целительство
  • цереология
  • церковь
  • цигун
  • цунами
  • чакры
  • человечество
  • червоточины
  • черная магия
  • черные дыры
  • черные маги
  • чипизация
  • шаманизм
  • шаманы
  • шаровая молния
  • шиацу
  • шпионы
  • шумеры
  • шунгит
  • эволюция человечества
  • эгрегоры
  • эзотерика
  • экзопланеты
  • экология
  • экопоселения
  • экстрасенсорика
  • электричество
  • электрография
  • электромагнетизм
  • элементали
  • энергетический барьер
  • энергетический вампиризм
  • энергетическое тело
  • энергия
  • энергоинформационные поля
  • энтропия
  • эфир
  • эфирный двойник
  • эфиродинамика
  • эффект Кирлиан
  • эффект Кирлиана
  • юмор
  • ясновидение

По учению Православной Церкви католики были и остаются еретиками

– Отец Михаил, поясните, пожалуйста, нашим читателям, мало знакомым с темой, что представляет собой католицизм? В чем его основные отличия от Православия и каково отношение Православной Церкви к этому вероисповеданию и его приверженцам?
– Католицизм – это еретическое вероисповедание, в основе которого лежит ряд лжеучений, в частности, например, лжеучения о примате папы римского и «Филиокве».

Примат подразумевает под собой первенство папы перед Предстоятелями других Поместных Церквей. Это лжеучение зиждется на искаженном толковании слов Священного Писания, согласно которому святой апостол Петр был князем апостолов и римский епископ, как преемник Петра, является князем над Патриархами, якобы обязанными ему безпрекословно подчиняться.

А на первом Ватиканском соборе римо-католической лжецеркви в 1870 году был принят ложный догмат о непогрешимости папы. Вот что пишет по этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Единая глава Церкви небесной, земной и преисподней – Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может.

Да и вообще может ли быть главою всей земной Церкви и распоряжаться участью земною и загробною – папа, человек грешный? <…> Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных, к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей?» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907–1908 гг.).

Из-за догматизации ложных учений о первенстве и непогрешимости папы католицизм еще называют папизмом. И это название более точно отражает суть данной ереси, поскольку слово «католическая» – латинский эквивалент греческого слова «кафолическая» (kaqolikh), что на русский язык переводится как «вселенская», «соборная», что в отношении к римской лжецеркви не соответствует истине и есть похищение, неправомочное присвоение титула Церкви Христовой.

«Филиокве» (лат. filioque – «и Сына») – другой краеугольный камень папизма, лжеучение, приведшее Римскую Поместную Церковь к отпадению от древа Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Его суть в том, что Святый Дух исходит якобы не только от Отца, как сказано в Священном Писании и как до сего дня исповедует Православная Церковь, но еще и от Сына, о чем не упоминается нигде в Слове Божием и что никогда не составляло истину веры древней Церкви. «Католики превратили учение Самого Премудрого Христа, небесного Учителя, – пишет святой праведный отец Иоанн, – без Которого никто не знает Отца, а только Он – Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики <…> говорят, что Он от Отца и Сына исходит.

Да перестаньте же, наконец, хулить Духа Святаго и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святаго не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке! А вы забыли слова апостола: „Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Это слово страшно или нет? – „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35)» (Там же).

После отпадения Римской Поместной Церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 1054 году последняя всегда обличала заблуждения папистов и призывала их к покаянию.
– В своем выступлении митр. Иларион заявил, что Русская Православная Церковь и римская «церковь» считали друг друга еретическими вплоть до XIX столетия, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. Но в XIX веке и особенно в XX веке ситуация якобы изменилась, и сейчас «мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах».

Каково учение Православной Церкви о католических «таинствах»? Правда ли, что Русская Православная Церковь признает их действительными?
– Согласно учению Церкви, у еретиков нет Таинств, они имеют лишь их форму. Действительность Таинств подразумевает наличие благодати Святаго Духа, которой еретики лишены. «Если бы случилось руке отделиться от тела, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – дух из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не отделяется от тела и не переселяется в отнятую руку, но если не найдет ее на своем месте, то и не сообщается с ней» (Беседа 11 на послание к Ефесянам). Эти слова справедливы и в отношении Святаго Духа Божия: если какое-либо сообщество или член отсекается от тела церковного, то Он не сообщается с отсеченными.
– Митр. Иларион также сказал: «Само вступление православных в диалог <…> означало мораторий на использование термина „ересь», „еретик» в отношении католической церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно».

Каково Ваше мнение о так называемом православно-католическом диалоге: насколько он необходим, с какими целями и какими методами он должен вестись, оправдан ли он в своем нынешнем формате?
– Сказанное митр. Иларионом порождает закономерные вопросы: что значит «ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно»? Неужели за много лет мы не выяснили позицию Ватикана по всем вопросам? Для этого достаточно нескольких недель или даже дней. Прочитайте современный катехизис римо-католической «церкви», ознакомьтесь с решениями второго Ватиканского собора, в соответствии с которыми паписты сейчас живут, с выступлениями папы и официальных представителей римской курии, – и позиция Ватикана для Вас прояснится. Следовательно, цель – в «сближении». Но это очень лукавая формулировка. Что считать сближением?
Партнеры митр. Илариона по диалогу более откровенны. Так, глава папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох в своем докладе, прочитанном при встрече с католическим «духовенством» в Санкт-Петербурге 16 декабря и в Москве 18 декабря 2013 года, утверждает, что христианский взгляд требует признания единства: «Единство есть и остается основополагающей категорией христианской веры». При этом единство мыслится папистами как подчинение всех Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской Православной Церкви, папе. Церковь Христова «существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним», – говорится в документе Конгрегации доктрины веры от 2007 года «Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины». В том же документе Поместные Православные Церкви упрекаются в том, что они не пребывают в общении с римским понтификом. Вот главная цель!

Но эта цель не отвечает интересам Русской Православной Церкви, главные из которых – сохранение в чистоте Православной веры и спасение верных ее чад.

Святые Отцы признают допустимым диалог с еретиками лишь в том случае, если они изъявляют искреннее желание отречься от своих заблуждений и вступить в лоно Православной Церкви. Если же еретики упорствуют в своей ереси, то апостол Павел заповедует удаляться от общения и какого бы то ни было диалога с ними: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).
– Плодами диалога, по словам выступавшего, стали несколько богословских документов. А «главным достижением» он назвал «Баламандский документ 1993 года, в котором обеими сторонами было признано, что уния не является методом достижения единства Церкви». Ранее в публиковавшихся в нашем издании своих статьях (см., например, «ПК» № 16 (88): «Зачем православных студентов отправляют на учебу в столицу мирового папизма?») Вы упоминали об этом соглашении как о Баламандской унии. Расскажите, о нем, пожалуйста, еще раз.
– Баламандская уния была подписана на Седьмом Совещании полного состава Международной Смешанной Комиссии богословского диалога «православных» экуменистов и папистов, проходившем с 17-го по 24-е июня 1993 года в Ливане, в богословской школе преподобного Иоанна Дамаскина при патриаршем монастыре Божией Матери Баламандской (Антиохийская Православная Церковь). Официальный текст «Баламандского соглашения» состоит из трех разделов, включающих в себя 35 параграфов: введение (параграфы 1–5), екклезиологические принципы (параграфы 6–18) и практические правила (параграфы 19–35). Этот еретический документ ставит своей целью отвержение православного догматического учения о Церкви и принятие католического понятия об униатских псевдоцерковных образованиях. В нем католическая лжецерковь признается «Церковью-Сестрой» Православной Церкви на основе так называемого экуменического «сестринского» богословия. Кроме того, униатские псевдоцерковные образования признаются «церквами».
Например, параграф 13 гласит: «<…> Видение Церкви как общения, вновь открытого и переосмысленного главным образом со времени Всеправославных совещаний и второго Ватиканского собора как православными, так и католиками, радикально изменило перспективы решения проблем, а следовательно, и позиции. Обе стороны осознали, что то богатство, которое Христос оставил Своей Церкви, – исповедание апостольской веры, участие в одних и тех же Таинствах, особенно в едином Таинстве Священства, приносящего единую Жертву Христову, апостольское преемство епископов, – не может рассматриваться в качестве исключительной принадлежности одной из наших Церквей <…>» (ЖМП. № 12. 1997). В этом положении по сути отвергается православный догмат о Церкви, согласно которому Церковь Христова одна – Единая Святая Соборная и Апостольская, как сказано в девятом члене Символа веры.
– Кроме прочего, в своем выступлении митр. Иларион вкратце рассказал об истории ныне возглавляемого им ОВЦС и наиболее выдающемся, по его мнению, председателе этого органа – митр. Никодиме (Ротове): «Митрополит Никодим сумел использовать международную деятельность Русской Православной Церкви для защиты интересов Церкви внутри страны. Он внушал советскому руководству, что для выступления на международных конференциях, в том числе в защиту мира, необходимы свежие силы – молодые образованные архиереи, которые могут достойно представлять Церковь. С разрешения властей такие архиереи рукополагались; они направлялись сначала для служения за рубеж, а через несколько лет возвращались и замещали епископские кафедры, которые становились вакантными. Таким образом в 60-е и 70-е годы митрополит Никодим своими личными усилиями, ценой собственного здоровья (он умер на 49-м году жизни после седьмого инфаркта), восстановил епископат Русской Православной Церкви. Более того, и сейчас, спустя 35 лет после его кончины, во главе Церкви по-прежнему стоят те люди, которых в свое время он выдвинул».

Как известно, личность и деятельность митр. Никодима весьма неоднозначно оцениваются православными верующими. Каково Ваше отношение к этому иерарху и как Вы можете прокомментировать слова митр.Илариона?
– Митр. Иларион насаждает мнение, что митр. Никодим якобы спас Церковь в годы хрущевских гонений. Но Церковь не нуждается в спасателях. Это доказывают наши святые новые мученики и исповедники своими словами и главное – жизнью. Священномученик Вениамин Петроградский в письме к сподвижнику-пастырю из темницы писал: «Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. <…> За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией. Странны рассуждения некоторых, может быть, и верующих пастырей (разумею Платонова) – надо хранить живые силы, т. е. их ради поступиться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Вениамины и т. п. спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, – погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсеры и другие. Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявить подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?!»

Митр. Никодим же ради своей выгоды и интересов жертвовал чистотой веры. И то, что он наводнил Русскую Церковь своими последователями, – это не есть благо, напротив, это наша скорбь и беда. Здесь уместно привести свидетельство из книги униатского ксендза Михаила Гаврилова «Каждый человек – это прежде всего история. Автобиография украинского католического священника в современной Украине», лично знавшего митр. Никодима: «Какими же были взгляды митрополита Никодима? Безспорно, его взгляды были католическими. Они очень напоминали взгляды Соловьева; кстати, портрет этого русского философа постоянно висел в кабинете митрополита. Наибольшую симпатию митрополит имел к папе Иоанну XXIII, кардиналу Тиссерану, митрополиту Андрею Шептицкому и монахам-иезуитам, монашеские уставы которых митрополит постоянно возил с собой в портфеле-„сундучке» и постоянно их перечитывал. Духовность Игнатия Лойолы митрополит Никодим считал наиболее практичной, рациональной и эффективной. <…>

Митр. Никодим был человеком, не то что раздвоенным, а даже раcтроенным. В его лице было как бы три человека: Никодим как православный митрополит леґально-внешний, Никодим как патриот советского государства леґально-внешний, Никодим как убежденный католик подпольно-внутренний.

Никодим как православный митрополит официально выступал от имени Русской Православной Церкви во всех богословских диалогах, на проповедях и богослужениях.

Никодим как патриот СССР и гражданин этого государства представлял его интересы, когда выезжал за границу, а также в отношениях Русской Православной Церкви с представителями государства. А проявлением этого искреннего патриотизма было его сотрудничество с органами КГБ. Когда, как и каким образом это сотрудничество началось, митрополит никогда не рассказывал. Об этом можно только догадываться, исследуя его биографию или архив КГБ, когда будет такая возможность.

Никодим как католик по убеждениям и, вероятно, католический епископ вынужден был скрывать дорогие его сердцу взгляды и высказывал их только в узком кругу людей, которым он доверял» (https://antimodern.wordpress.com/2013/12/09/новая-книга-в-нашей-библиотеке/)

Мое отношение к митр. Никодиму как к сексоту КГБ и криптокатолику, разумеется, резко отрицательное.
– Если по учению Православной Церкви католики были и остаются еретиками, а их «таинства» – безблагодатными, недействительными, то на каком основании митрополит Иларион делает такие заявления? Может ли под местоимением «мы» («мы фиксируем», «мы взаимно отказались», «мы ведем диалог» и т. д.) в данном случае подразумеваться вся полнота Поместной Русской Православной Церкви или же ее священноначалие? Как должны расценивать это выступление чада Русской Православной Церкви?
– Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, что такое Церковь и что представляет собой ее полнота. Церковь – это общество верующих людей, объединенных Православной верой, иерархией и Таинствами под Единым Главой Господом нашим Иисусом Христом. У нее есть как бы две части: земная – воинствующая и небесная – торжествующая. К воинствующей Церкви принадлежат священноначалие, духовенство и народ Божий. К торжествующей – Святая Троица, Пресвятая Богородица, Небесные Силы и все святые. Какая же часть Церкви Христовой – земная или небесная – признала «таинства» католиков и перестала считать их еретиками? Может быть, это святые Божии? Но Святые Отцы единогласно называли папистов еретиками. Кто же тогда? Народ? Но что-то не видно, чтобы православные миряне, например, ходили «креститься» и «причащаться» в костелы.

Остается иерархия и духовенство. Однако и здесь ситуация неоднозначная. Лишь малая часть иерархии и духовенства Русской Православной Церкви, зараженная идеями экуменизма и модернизма, признает лжетаинства папистов и не считает их вероисповедание еретическим. Но это же не вся Русская Церковь и даже не основная ее часть! Очевидно, что митр. Иларион представляет именно эту группу и от ее лица выступает. А верные чада Русской Православной Церкви должны по заповеди Спасителя беречься лжепророков, которые приходят к ним в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

По плодам их узнавать их (Мф. 7, 15–16), памятуя сказанное Восточными Патриархами в Окружном послании 1848 года от имени Единой Кафолической и Апостольской Церкви: «У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то есть народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою Отцов его».
Беседовала Анна САМСОНОВА

Католицизм это ересь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *