Архитектура и убранство сооружения

Церковь окружают низкие постройки. На их фоне она выглядит особенно величественно и удивляет колоссальностью своих форм.

Внешний вид

Сооружение отличают особая объемная композиция и исключительная симметрия, которую несколько нарушает лишь пристройка к колокольне. Церковь выглядит компактно из-за того, что все элементы примыкают к центральному столпу.

Барабан из 12 граней с куполом украшает центральную часть. Барабаны из 8 граней украшают приделы пониже, колокольню и апсиду.

Дополняют очертания небольшие башни с шатрами, расположенные по диагоналям.

Особенности декорирования здания

Благодаря обилию разнообразных элементов декор имеет насыщенный вид. Детали создают ощущение праздничности и торжественности.

В оформлении «Красной церкви» превалирует золотой цвет, благодаря ему убранство выглядит довольно богато. Купол украшают росписи одухотворенных ликов святых.

Декор фасадов

Вид храма достаточно яркий: синий и красный цвета создают эффектный контраст. Вход в церковь украшают фигуры святых.

Фасад имеет сложные формы и изящные элементы, свойственные архитектуре конца XIX века:

  • модульоны;
  • лучковые кокошники;
  • спаренные колонки;
  • филенки.

Внутреннее оформление

При посещении стоит обратить внимание на приделы церкви. Они украшены искусными иконостасами и клиросами с золоченой резьбой. Мастером является Владимир Федорович Каратаев.

Автором росписей является иркутский живописец Максим Зязин, который работал и над фресками Вознесенского монастыря. «Евангелисты» в куполе Казанской церкви, написанные им, завораживают своей красотой.

Иконостас

В 2011 году установлен 12-метровый иконостас, вес которого составляет 70 тонн. Материал — красно-кофейный гранит — привезен из Индии. В колоннах использован уральский змеевик.

Авторы проекта:

  • Николай Натяганов (иконописец);
  • Виктория Яковлева (архитектор);
  • Денис Дресвякин (архитектор).

Святыни храма

Царские врата и иконостасы обрамлены золотой изысканной резьбой. Основной иконостас украшает посеребренное изображение Святого Луки. К 1892 году полностью закончились работы по отделке и украшению.

Чудотворная икона Божьей Матери, во имя которой строилась церковь, впервые явилась в 1579 году в Казани. По преданию, девочке Матрене во сне показалась Богородица и повелела вынуть из земли икону. Богородица точно указала на место. Икону нашли и передали церкви. Многие помолившиеся иконе чудесным образом исцелялись. Вскоре ее признали чудотворной.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Марина_Ушакова Казанский кафедральный собор в Иркутске


В 1849 году иркутский миллионер-золотопромышленник Евфимий Андреевич Кузнецов сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового кафедрального собора в Иркутске. Место под строительство собора удалось выбрать не сразу. Обсуждение этого вопроса длилось с 1850 по 1872 с подробной публикацией различных вариантов в печати. 17 апреля 1875, в день рождения императора Александра II, новый кафедральный собор был торжественно заложен епископом Вениамином, в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса и других чинов и жителей Иркутска. Поражает близость судеб императора и собора — величие жизни и одинаковая трагическая гибель от взрыва.
В основу строительства был положен проект, составленный иркутским архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между епископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, приведшие к отстранению Кудельского от наблюдения за строительством кафедрального собора. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер М.Н. Огонь-Догоновский, который существенно изменил проект, предложив соединить храм с колокольней. В таком виде чертеж был отправлен в Синод, где апробация затянулась на 6 лет.
Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже велось полным ходом. Фундамент был заложен на глубину 5 саженей (10,7 м) под пилонами и 3 сажени (6,4 м) под стенами. Кирпич для стен изготовлялся на специально приобретенном заводе, расположенном близ летней архиерейской дачи. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Однако страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство еще на 6 лет. Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен инженер-архитектор барон Георгий Васильевич Розен, который представил свой проект восстановления храма.
Изменения, внесенные Г.В.Розеном в первоначальный проект по нижней, уже возведенной части, касались фасадного декора. Верхняя же часть получила совершенно иные архитектурные формы. Изменены были не только очертания куполов, но и вся стилистика сооружения. Проект Г.В.Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством.
Иконостас главного придела вырезал по рисункам Г.В. Розена молодой иркутский мастер Н.П. Попов. Им же были сделаны иконостасы боковых приделов, но уже по собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова, освященным намного ранее других приделов в 1880 году. В феврале 1892 года в усыпальнице с правой стороны был погребен иркутский архиепископ Вениамин (Василий Благонравов из Тамбова (1825—1892), епископ с 1873 года).
К возведению ограды вокруг собора приступили в 1892 году. Рисунки решеток и ворот были составлены местными мастерами. Изготовили их на Николаевском железоделательном заводе братьев Бутиных, расположенном в Братской волости. Сооружение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894.
25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя Божией Матери Казанской. Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трех протодиаконов. В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены остальные престолы нового кафедрального собора. Всего в храме было 6 престолов: во имя Казанской иконы Божией Матери, святого Николая Чудотворца, святых Евфимия и Евфимии, святых Тихона и Митрофана, святого Иннокентия I, епископа Иркутского, преподобного Вениамина и Страшного Суда.
Иркутский кафедральный собор был одним из крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя 5000 молящихся, а его высота достигала 61 метра. Современники свидетельствовали, что собор был «четвертый провинциальный по величине и красоте внутри и снаружи».
После Октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 1920-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, на которой ежедневно молодежь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В это время кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась исправлять наносимый храму ущерб. 10 ноября 1930 года, на основании постановления президиума Иркутского окружного исполкома, несмотря на ходатайства Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт.
Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом. Тогда решено было его взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года. Пять куполов было у него, и под каждый закладывали взрывчатку. Собор не сдавался. За первым взрывом последовали второй, третий, четвертый… Щебня было столько, что его хватило на отсыпку подъездного пути к мосту через Ангару, который строился в то время. Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади, уровень ее поднялся почти на 1 метр.
В октябре 2001 года по инициативе областной администрации была построена часовня-памятник на месте разрушенного в 1932 году кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Она является памятным знаком в ознаменование 3-го тысячелетия христианства на Руси и представляет собой уменьшенную копию одной из четырех малых глав собора (в 2/3 от настоящего размера). Эскиз часовни по архивным чертежам составил С.И. Медведев.






Казанский храм Иркутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *