Классный час (7 класс) по теме: Классный час на тему духовно- нравственного воспитания «Здравствуй, человек!»

Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов на тему духовно- нравственного воспитания.

«Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;

Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование:презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Учитель:Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком?Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик:Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:» Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- единовластный, единодушие, единоличник.

Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

О- обманчивый, образованный, ответственный.

В- вероломный, внимательный, воспитанный.

Е-

К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы,оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Учитель:А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)

Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

И вот на двадцатый тебе: «Истеричка!

Совсем невозможны беседы с тобой!»

А ты негодуешь: «Я ж тихая, вроде…»

Но только сказала – и снова на крик;

Привычка – не то, что приходит, уходит

Легко, словно ветер поднялся и стих.

Движенье к привычке идёт вертикально,

К хорошей – с огромным усилием вверх,

А вниз – оступился, как будто случайно,

И дальше сползаешь без всяких помех.

И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

На уровень прежний вернуться дано,

Но вряд ли кому удаётся подняться,

Спустившись в привычке на самое дно.

Лишь редкие лица со дна выползают,

А чаще и взгляда на верх не ведут,

От лени привычку свою оправдают

И даже достойной её назовут.

Жестокость – желаньем добиться порядка,

А ревность – особенной формой любви,

Красивая с виду, пустая накладка,

Попытка прикрыть недостатки свои.

Подмена понятий с названием новым,

И вместо падения виден успех.

Так проще, так легче – оправдывать словом,

Чем делать попытки подняться наверх.

Ученик:А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

А что такое- сила воли?-

Уменье не кричать от боли,

Когда поломано крыло?

Уменье ждать: пока срастётся,

Потом летать- не как придётся,

А чтобы только повезло?

Но, может быть, совсем иначе?

Крича от ярости и плача,

Заставить целое крыло

Решить нелёгкую задачу:

Подняться выше неудачи.

И победить- беде назло!

4.Учитель:Тренинг «Волшебные руки»(10 пальцев- 10 качеств.)

На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

(от 1 до 5 баллов)

Человечность

1.Благодарность

2.Великодушие

3.Вежливость

4.Доброжелательность

5.Сострадание

6.Любовь к людям

7.Забота о ближних

8.Послушание

9.Щедрость

10.Умение прощать

Сделай вывод:

К чему ещё стремиться?

Учитель:»Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

5.Работа в группах с задачами.

1.Стрелка-советчик.

Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

2.Цветок на клёне.

Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

3.Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

4.Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

6.Учитель:Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик:Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбо.,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись , самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

7.Учитель:Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»( просмотр и комментарии)

8.Учитель:Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день- сегодня.

2.Самая большая ошибка- потеря надежды.

3.Самая большая слабость- ненависть.

4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

5.Самая нелепая черта характера- самомнение.

6.Самый опасный человек- лжец.

7.Самое большое богатства- здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти словаФ.Абрама должны стать девизом каждого человека.

8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;

б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.

Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.

3.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.

4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.

5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.

Классный час к неделе православной культуры «Православие и здоровье» Поговорим о сквернословии Подготовила учитель МБОУ СОШ 9 им. М. В. Водопьянова ТихонинаЛ. — презентация

1 Классный час к неделе православной культуры «Православие и здоровье» Поговорим о сквернословии Подготовила учитель МБОУ СОШ 9 им. М. В. Водопьянова ТихонинаЛ. М.

2 Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия. Задачи: Познакомить с историей сквернословия Познакомить с историей сквернословия Провести исследование Провести исследование Выявить сущность мата Выявить сущность мата Предупредить о вреде здоровью Предупредить о вреде здоровью

3 Бранные — нецензурные — матерные слова – это неприличные непристойные, оскорбительные слова (Большой толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова)

4 Нетерпение, раздражительность, нервозность, агрессия – распространенные черты поведения людей в наше время

5 Вопросы анкеты: 1. Сколько вам было лет, когда вы узнали, что существуют матерные слова? При каких обстоятельствах? 2. Считаете ли вы нормой употребление нецензурной брани? 3. Присутствует ли в вашей семье нецензурная брань? 4. Как вы думаете, зачем людям нужен мат? 5. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?

6

7 Корни сквернословия В языческой Древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы.

8 Все знали, бранить детей матом нельзя: они будут мучимы бесами

9 Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться,

10 Нельзя было ругаться на берегу реки или озера — оскорбится водяной.

11 Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

12 Языческие обряды Древней Руси – заклинание, формула против нечистой силы НО Бранить детей матом нельзя: они будут мучимы бесами НО браниться матом при женщинах нельзя: Этим будет оскорблен весь род от своей праматери НО Браниться матом в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище НО нельзя браниться в лесу: может обидеться леший; на реке может обидеться водяной Браниться можно в поле, на пашне – отпугивать нечистую силу от своего будущего урожая. Отсюда: поле брани.

13 Используются, как единицы именования предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балласт речевого потока. Используются, как единицы именования предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балласт речевого потока. Связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека Связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека Разновидности мата ПривычныйАффективныйНамеренный Лингвистическое хулиганство, надписи на заборах и в туалетах, циничные общественные выступления и произведения

14 «Скверное слово — гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает». О грехе сквернословия в Святом писании Святой апостол Павел.

15 Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, не только унижает и оскорбляет нас, но и впитывая словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

16 Вред сквернословия для здоровья: влияет на молекулы наследственности ДНК, способствуя различным заболеваниям, ускоряя старение организма влияет на молекулы наследственности ДНК, способствуя различным заболеваниям, ускоряя старение организма вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген Учёные: доктор биологии, академик медико-технических наук Пётр Горяев доктор биологии Иван Белявский

17 1.Матерная брань – это язык бесов. 2.Матерщина — вредная привычка. 3.Любое матерное слово несет в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. 4.Заглушается голос совести, стыда. 5.Матерщина убивает душу человека. Печальные последствия 1.любое.

18 Два пути для тех, кто сквернословит: Зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения себя как личности. Зная, что это плохо, отказаться от вредной привычки, встать на путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

19 Два пути для тех, кто сквернословит: 1.Зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения себя как личности. 2.Зная, что это плохо, отказаться от вредной привычки, встать на путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

20 Больше всего от грубости, нецензурщины страдают дети Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель) (Аристотель)

21 Пусть эта фраза станет правилом жизни всех

22 Ругаться матом – быть приматом! Употребляя мат, человек начинает видеть мир другим, примитивным, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений. Употребляя мат, человек начинает видеть мир другим, примитивным, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами.

Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека.

В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися».

Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность.

Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.

Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным.

Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения.

В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности.

Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Классный час о нравственности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *