Священная клятва

(история из цикла «Приключения Благородного Дика» https://lit-era.com/account/books/view?id=40795)

— Ах, Берми, что будет с нами? Если не суждено нам быть вместе, я умру от горя!

— Я ненадолго переживу тебя, Тасинька. И если жизнь сможет разлучить нас, то смерть не посмеет мешать нашей любви!

— Но этот беспощадный дракон не отступится! Я погибла…

На слове «дракон» Дик проснулся, и два голоса теперь звучали для него наяву. Девушка плакала. Мужчина утешал ее, обещая не отдавать любимую никому, грозясь разорвать всякого, кто причинит ей горе.

Солнце залило сеновал вечерним светом, превращая груды сухих стеблей в чистое золото. Осторожно, чтобы не спугнуть двух голубков, Дик выбрался из мягкой душистой постели и выглянул из-за края стога. На фоне неба пышные волосы девушки тоже светились красным золотом. Она склонила голову на плечо долговязого паренька в обычной крестьянской одежде. Сама она тоже была одета просто: в красной юбке, белой блузе с коричневым корсажем, но голос и осанка выдавали в ней не крестьянку и не служанку, а нечто более независимое. Дочь кузнеца, лесничего, гвардейца… В общем, из тех девушек, что умеют постоять за себя. Что же привело ее в такое отчаяние?

— Надо бежать, медлить нельзя, — обреченно сказал парень.

— Это слишком опасно, Берми! У нас нет ни денег на дорогу, ни друзей, у кого можно остановиться. Надо придумать что-то другое.

— Ты мне пятый год это говоришь, Таська! — по-детски возмутился влюбленный. — Сколько можно! И чего ждать? Что ты ему разонравишься?

— Поверь, Берми, я старалась как могла, но Холодин не отстает. Чем меньше я замечаю его ухаживания, тем он настойчивее.

— Добром это не кончится, — нахмурился парень. Теперь Дик видел, что парочка очень молода, обоим лет по семнадцать. — В голове каждый раз вспыхивает пожар, только вижу эту длинную ухмыляющуюся физиономию! Сегодня утром, когда седлал ему коня, слышал, как он говорил о тебе со своими дружками. Как о куропатке, на которую они охотятся! Обсуждали изящество шейки, ножек и нежный вкус мяса! Честное слово, если он посмеет только слишком близко подойти к тебе, я его застрелю! У меня давно припрятан в дровяном сарае и лук, и стрелы.

— Не надо, Берми, — спокойно и холодно остановила своего любимого девушка. — Ты погубишь этим и себя, и меня. Я хочу прожить с тобой всю жизнь и родить нам много детей. Тень принца и даже его смерть не должна стоять между нами. Надо сделать так, чтобы Холодин не мог помешать нашей любви.

— Он — принц! — горько усмехнулся Берми. — Он всегда получает то, чего хочет! Так и будет продолжаться, если я не остановлю его или если мы не сбежим далеко-далеко.

— С тобой я — хоть на край света, — заверила его девушка, теснее прижимаясь к любимому. — Но почему-то мне кажется, далеко нам не убежать.

Они посидели молча, обнявшись, потом парень сказал, что ему надо идти. Плохо будет, если его хватятся в замке. Он быстро поцеловал свою милую и спрыгнул с сеновала во двор. Красавица с распущенными светло-рыжими волосами, по имени Тассина, осталась и с грустью перебирала сухие травинки, не зная, чем заняться, чтобы заглушить тоску и тревогу.

Услышав шорох за спиной, она испуганно подскочила и вскрикнула, сообразив, что тут ещё кто-то есть. Неужели один из жителей замка? Он ведь может донести Холодину! Нет, скорее, бродяга забрался сюда, чтобы отдохнуть, и невольно присутствовал на их тайном свидании с Берми.

— Вам нечего бояться меня, — услышала она молодой мужской голос. И была очень удивлена, разглядев, что бродяга совсем мальчик. Романтический настрой девушки, как только схлынул первый ужас, мгновенно нарисовал ей облик бесстрашного и беззаботного авантюриста, способного оказать помощь влюбленным. Теперь надежда на помощь уступила место удивлению.

— Кто ты?

— Странствующий рыцарь, — ответил мальчишка, сердито стряхивая со своего кожаного костюма соломинки.

Забыв тяжкие думы о своем безвыходном положении, девушка звонко расхохоталась. Но смех ее прекратился, когда на поясе незнакомца она действительно увидела меч.

— Что ты здесь делаешь?

— Спал, пока не разбудили меня своим воркованием. Голубки! — хмыкнул Дик. — Собираетесь бежать? Расскажите всё по порядку.

— Чем ты можешь помочь? — печально улыбнулась Тассина. Но потом подумала, что пусть этот рыцарь и младше Берми, но меч и хороший проводник в дороге беглой паре не помешал бы. — Ты ведь слышал. Меня просит стать его женой принц Холодин, сын нашего короля Тира. Я люблю другого, я отказала. Холодин не отступит от своего, уговаривает, грозится. Он дал мне последнюю неделю на размышления. Осталось четыре дня.

— Принц знает, что вы любите другого?

— Он должен был усвоить за это время, что не люблю его! Но принц не верит. Я боюсь выдать Берми, мы встречаемся тайно. Возможно, слуги в замке давно поняли, что он любит меня, но надеюсь, никто не догадывается, что чувства взаимны.

Что такое Клятва? Значение слова klyatva, исторический словарь

1. Клятва -обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу-как заклятие и проклятие (Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие, проклятие)

2. Клятва – — евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять клятвенные обещания (Чис. 30:3) и делает твердой только клятву с призыванием имени Иеговы (Втор. 6:13), а не так, как это было принято у язычников (Иер. 5:7; Ам 8:14; Быт. 42:15 и дал.) и как допустили это впоследствии неверующие евреи, которые клялись всем, чем угодно (Мат. 23:16 и дал.; 5:36). Сущность клятвы, как призывания в свидетели всеведующего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6:16 и дал., где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону клятва была разрешена только в известных случаях, или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом (Исх. 22:11; Чис. 5:11 и дал.) и т.д. Со временем клятва стала очень часто применяться даже в обыкновенных разговорах, и при этом пользовались различными формулами, напр.: «Жив Господь» (Суд. 8:19; 2 Цар. 2:27) или «то и то пусть сделает со мною Господь (3 Цар. 2:23; 4 Цар. 6:31) и т.д. Против этого выступила партия ессеев (см. «Партии»), которые отрицали всякую клятву, почему Ирод при восшествии на престол освободил их от присяги (Иосиф Флавий, Иудейская война). Все же для вступления в их партию они требовали принесения страшной клятвы. «Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мат. 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр. 6:17; Ис. 45:23), также Христос (Мат. 26:63-64), апостолы (Рим. 1:9: 2 Кор. 11:31), и ангелы (Отк. 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как не-мощные, и т.д. (1 Кор. 9:20, 21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысле; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения «о необходимости клятвы» Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр. 6:16, подобно тому, как из слав в 1 Кор. 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры. Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедовать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедовал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого и был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву.

Текст Соборной клятвы

Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила ФедоровичаВ Викитеке есть полный текст Крестоцеловальная запись царю Михаилу Федоровичу, разосланная Земским собором по городамВ Викитеке есть полный текст Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова

Приводится в сокращении

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

, орфография приведена к современной.

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.

Своеручные подписи .

А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

— Белокуров С. А. Утвержденная грамота… Москва, 1906.

Соборная клятва и современность

См. также: Монархизм в России

Викиновости по теме:

Клятва является идеологической основой и неотъемлемой частью устава Российского Имперского Союза-Ордена.

В своем обращении в феврале 2007 году епископ Диомид обвинил Русскую Православную церковь помимо прочего в отступлении от данной клятвы, из-за одобрения демократии и призывов к голосованию за определённых политических лидеров.

В православной иконографии Богородицы существует чтимая РПЦ чудотворная Державная икона Божией Матери, история обретения и символизм которой связаны с русской монархией и которая признаётся главной святыней русских монархистов. Ей придают особое значение неканонические православные течения — «Богородичный центр» и царебожники. Икона была обретена в день отречения Николая II от престола. Её происхождение неизвестно, предполагают, что ранее она находилась в иконостасе разрушенного женского Вознесенского монастыря в Московском кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц. Толкователи указывают на то, что на иконе «царица небесная изображена как царица земная» — держит в руках скипетр и державу — что трактуется как принятие ей у Николая II царской власти, которой с 1613 года обладает династия Романовых. Из этого делается вывод, что с тех пор никакая власть в России истинно легитимной не является, следовательно, законы Российской империи можно считать продолжающими действовать. Некоторые православные толкователи говорят о «Божьем наказании» русскому народу за нарушение Соборной клятвы 1613 года посредством допущения убийства царя и необходимом в связи с этим «покаянии». В 1993 г. «покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви» было принесено патриархом Алексием II, писавшим: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора». В XXI веке с благословения петербургского митрополита проводится ежегодный крестный ход из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, символизирующий такое покаяние. В католичестве существует доктрина о так называемом «Обращении России», необходимом для «спасения мира», тесно связанная с образом Богородицы и 1917 годом и являющаяся предметом особого внимания «Богородичного центра». Существуют пророчества православных предсказателей о возвращении монархии, например, приписываемые Лаврентию Черниговскому и монаху Авелю.

> Литература

  • Белокуров С. А. Утверженная грамота (об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова). — М., 1906.

Клятва самому себе сканворд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *