Андрей Юрьевич Боголюбский

Точная дата рождения неизвестна, предположительно будущий князь родился в 1111 году в городе Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало – ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играла духовность и христианство.
После совершеннолетия, в 1149 году Юрий Долгорукий, отправил сына княжить в Вышгород, однако всего спустя год был переведен на Запад Руси, где управлял городами Туров, Пинск и Пересопница. В 1151 году Юрий Долгорукий возвращает сына обратно в суздальскую землю, а в 1155 году снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей Боголюбский возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь). Андрей Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.
В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Андрей Боголюбский наследует титул Великого князя, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. В 1162 году, опираясь на помощь своих слуг, Андрей Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.
Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее, в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления – подобная версия считается общепринятой.
За время своего правления во Владимире, Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.
В 1164 году Андрей и его войско совершает удачный поход на волжских булгар, а в 1169 году – поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.
Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 года в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников.
В 1702 году был канонизирован.

Князь Андрей Боголюбский и Владимирская икона Божьей матери

Моя бабушка часто водила меня в детстве во Владимирский кафедральный собор в Киеве, где я с удовольствием проводил время, рассматривая иконы и стенные росписи.

У меня даже статья есть на эту тему. Я подолгу простаивал у изображения благоверного князя Юрия Долгорукого, который напоминал мне былинного богатыря.

Андрей Боголюбский (1111–1174 гг.) – один из самых уникальных правителей Древней Руси. Сын Юрия Долгорукого – основателя Москвы и половецкой княжны, внук Владимира Мономаха, дедом которого, в свою очередь, был Ярослав Мудрый – сын киевского князя Владимира – Крестителя Руси, известного в русском фольклоре как Красное Солнышко.

За успешное объединение русских земель под своей властью, его беспощадную борьбу против феодальной раздробленности государства на удельные княжества, его называют первым, но не венчанным на царство, царем Руси.

Андрей Боголюбский, реконструкция антрополога М.М.Герасимова

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца в удельное правление Вышгород (10 км. от Киева). В истории Вышгород известен тем, что ранее являлся удельным городом великой княгини Ольги – бабушки Владимира Крестителя Руси, принявшей христианство в Константинополе.

Андрей Боголюбский напрямую связан с чудотворной иконой Божьей Матери, в честь встречи которой в Москве построен Сретенский монастырь. По преданию, образ этой иконы Божьей Матери написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничали сам Иисус Христос со своей матерью Марией и отцом Иосифом.

В V веке из Иерусалима икона попала в Константинополь. В XII веке, во времена правления Юрия Долгорукого, Константинопольский патриарх Хрисоверг посылает ее в дар на Русь. Икона была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода.

Устав от бесполезных междоусобных войн, Андрей Боголюбский в 1155 году покидает Вышгород и направляется в так любимую им Суздальскую землю.

Он берет с собою данную икону и во Владимире – своей новой столице, помещает ее в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе, поражавшем всех богатством и благолепием.

Успенский собор во Владимире

С того времени икона получила именование Владимирской. Во время переноса этой иконы из Вышгорода во Владимир, Андрею Боголюбскому было явление Божьей Матери. Пресвятая Богородица велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил церковь Рождества Богородицы и городок Боголюбово, который со временем стал его любимым местопребыванием. И прозвище Боголюбский пошло от названия княжеского замка Боголюбова.

церковь Рождества Богородицы

Здесь же вырос Боголюбовский монастырь – один из самых древних монастырей на территории России. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Богоматери, та самая, которую заказал князь Андрей Боголюбский после чудесного знамения у берегов Нерли, как она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Иисусу Христу.

Боголюбовский монастырь

После смерти отца (1157), которой, по всей вероятности был отравлен в Киеве, стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158—1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри.

Вскоре город Владимир (владеющий миром) стал столицей Северо-Восточной Руси, а затем и всей Русской земли. Так скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

А в Киеве князья боролись за верховную власть, которая переходила с боями из одних княжеских рук в другие. По праву власть в Киеве должна переходить не от отца к сыну, а старшему в роде князю. Но это право не соблюдалось и шли войны между князьями за обладание великокняжеским престолом в Киеве. Сам Андрей Боголюбский был последним в списке претендентов на великое княжение в Киеве.

Но Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями среди южных князей и послал войско к Киеву во главе со своим сыном Мстиславом, к которому со своими дружинами присоединилось много других союзных князей. 12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире. Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей.

До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, получив авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. Ранее каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. (В.О.Ключевский).

В период правления Андрея Боголюбского растет значение Северо-Восточной Руси, укрепляется могущество Владимиро-Суздальского княжества, оно становится сильнейшим на Руси. Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей решил иметь самостоятельного епископа и даже Митрополита. Из Ростова сюда переносится кафедра епископа. Это вызвало сильное возмущение Ростовской знати и духовенства. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами, усиление и расширение Владимира, политика объединения раздробленных русских земель – все эти действия Андрея Боголюбского породили против него боярский заговор.

Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя.

Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Это случилось в ночь с 28 на 29 июня 1174 года.Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом». http://www.the-submarine.ru/ca…

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Один из сыновей Боголюбского Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185 — 1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года.

Золотые Врата во Владимире — редчайший памятник русской военно-оборонительной архитектуры времен правления Андрея Боголюбского. Они построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города и явились главными, каменными воротами его деревянных укреплений. По красоте и величию они превосходили Киевские Золотые Врата.

Золотые Врата — символ нового столичного статуса Владимира, ведь Золотые Врата были также в Царьграде (Константинополе, сейчас – Стамбул), в Иерусалиме, в Киеве, т. е. в главных христианских городах, и центрах политической и военной власти своего времени.

Золотые Врата в Киеве (после реконструкции)

Золотые Врата в Иерусалиме знамениты тем, что в них входил перед Пасхой Иисус. По пророчеству, в эти Золотые Врата Иисус войдет перед концом света.

Храм Покрова на Нерли – это настоящий шедевр мировой архитектуры. Правы те, кто говорят, что увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в его жизни не было счастливых минут…

Место для постройки было указано Андреем Боголюбским. Храм является монументом памяти о победоносном походе Андрея Боголюбского на волжских булгар. По легенде, камень для постройки возили из Булгарии (современный Татарстан). Одновременно он стал памятником сыну Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Храм посвящен празднику Покрова Богородицы, установленному Андреем Боголюбским и ставшим одним из самых любимых на Руси.

Андрей Боголюбский фактически перенёс столицу Древнерусской державы, Древней Киевской Руси из Киева во Владимир, объединив под своей властью русские земли. Основанное им в XII веке Владимиро-Суздальское княжество, дало в XIV веке начало Московской Руси, которая в 1547 году стала царством, а с 1721 году — империей и по сей день (не зависимо от названия государства и должности первого его лица).

В 1395 году Владимирскую икону Божьей Материи впервые принесли в Москву, что, по преданию, спасло столицу от разорения Самаркандским правителем Тимуром. Также, считается, что молитвами Владимирской иконе в 1430 году был остановлен хан Золотой Орды Ахмат с его огромными полчищами, двигавшийся на Русь (знаменитое стояние на Угре). Русским войсками командовал великий князь Иван III (1462-1505) – дед Ивана Грозного, муж Софьи Палеолог – племянницы последнего императора Византии Константина. Через нее из Византии пришли на Русь двуглавый орел и другие атрибуты византийских императоров.

Иваном III продолжил централизацию русских земель после Андрея Боголюбского, хоть и с перерывом в более чем 300 лет, , а далее его сыном Василием III и внуком Иваном Грозным.

До сих пор историки и обыватели спорят, был он или нет – воздушный крестный ход, который чудесным образом остановил наступление немцев, стоявших на ближних подступах к Москве. Будто бы по тайному приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы.

Князь Андрей боголюбский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *