Впервые фото этого монастыря я увидел в путеводителе «Полтава». Наконец-то осуществилась мечта там побывать — мы с ognivka выделили денёк. Автобусы на Козельщину ходят с полтавского автовокзала (тот, что на Великотырновской). Не спутайте с шевченковской автостанцией, ибо оттуда тоже ходят автобусы на какую-то Козельщину, но ту, которая под Мачехами.

Стоимость билета — 35 гривен. Автобус едет где-то час. Да и высаживает не в самой Козельщине, а на повороте. На трассе мой GPS ловить спутник принципиально отказался, потому маршрут указан с окраины. До монастыря оттуда километра 3. Назад возвращались электричкой — тут всего 7 гривен с копейками. Зато и ехать два с половиной часа. Выбор за вами.

Безусловно, главная достопримечательность пгт — монастырь Рождества Богородицы. Он ощутимо возвышается над всеми строениями, потому виден практически отовсюду и служит отличным ориентиром — не заблудитесь.

День выдался безоблачным и мы насчитали десяток самолётов, которые оставляли за собой недлинные следы. Для камеры это предел мощности…

Сам посёлок имеет пяток традиционных памятников и несколько мемориальных досок. Почти всё на ул. Советской. Итак (слева-направо): Ленин (чудом уцелевший после волны дикого вандализма), часть мемориала воинам, погибшим во время ВОВ, памятный камень в честь освобождения Козельщины и памятник воинам, погибшим на территории иностранных государств (именно с такой формулировкой). На той же улице есть ещё один памятник — героям-чернобыльцам.

Вот и сам монастырь. К его возведению привёл случай. Козельщина известна, как родовое имение графини Софии Михайловны Капнист. Это имение она получила в дар от Павла Ивановича Козельского, который и дал имя посёлку. Согласно легенде у графа Капниста сильно заболела дочь — Мария Владимировна. Врачи боролись с хворью, но безуспешно. Девушка почти 2 года провела в гипсе, мучимая сильными болями.

Мать Марии, глубоко верующий человек, вместо того, чтобы обращаться к очередному французскому доктору, принесла икону Божьей Матери, которая являлась родовым оберегом. Как икона попала в руки Капнистов ходит много легенд. После того, как Мария приложилась к образу, она потеряла сознание. А когда пришла в себя боли ушли и восстановилась подвижность конечностей. Дело было в феврале 1881 года.

В честь исцеления отец семейства устроил часовню, где и установили чудотворную икону. Поток желающих увидеть икону был столь огромен, что вскоре было решено возвести црековь. В 1890 году религиозная община была преобразована в Козельщинский Рождество-Богородицкий женский монастырь. Судя по кованым цифрам года — вот это и есть первое каменное здание монастыря (фото ниже). Кирпичный же собор (что на фото выше) заложен в 1900 году.

Ещё в XIX веке тут была создана необходимая монастырская инфраструктура — пекарни, школы, мастерские, ковровые, швейные и прочее. В русско-японскую войну был организован лазарет. Насколько я понял, не все эти постройки уместились в нынешнюю территорию монастыря. Много зданий, объединённых одним стилем, видны и за пределами монастырской ограды.
Вот такие постройки на территории. С монастырского холма хорошо видны окрестности. Мы попали в хорошее время — с одной стороны розы, с другой — спеющие вишни.
Могилы.
В 1929 году советская власть монастырский комплекс закрыла. На его территории в зданиях сделали театр, зоотехническую станцию, общежитие, школу, столовую, больницу и прочее. Позже тут появился районный клуб. К слову сказать, монастырские земли и собственность местные крестьяне начали захватывать с самого 1917 года. Игуменья Олимпиада II была выдана властям и вскоре умерла в полтавской тюрьме.
Тем не менее, чудотворную икону, из которой спешно снимались копии, удалось уберечь. Во время войны (до оккупации) в монастыре был устроен вроде как исправительный лагерь. После войны тут также были различного рода технические и хозяйственные службы. На стенах и сейчас можно увидеть тогдашние надписи:
В 1990-м году монастырь восстановил свою работу. Хотите прочесть подробнее — .
День выдался очень солнечным. И поскольку на мою «мыльницу» никакую «антиблик» или «поляризационку» не поставить, то снимаю через очки. Выходит вот такая сепия (вверху). Может пригодится кому мой приём 🙂
Вообще внутри я не снимаю. То ли из уважения, то ли из страха какого-то призрачного наказания. Но тут не удержался — сделал кадр из дверей. Мы были как раз на Троицу. И весь пол храма устелен свежей травой. Запах потрясающий. Очень странно и необычно ступать в помещении по траве. Такой вот маленький переворот в мышлении. В храме никого, кроме монахини, которая продаёт свечки и иконки. И на территории, кстати, тоже пусто. Только охранник сидит на лавочке.
Часовенка (вверху).

Мы хотели найти точку немного выше, дабы снять весь комплекс. Но, увы, рядом никаких особых высоток. А водонапоркой с ржавой лестницей я решил не пользоваться. Оставлю этот хлеб руферам. Тут же рядом с монастырём расположена больница. На одном из крылечек увидел вот такие явно старые части карнизов (фото внизу). Здания с характерным рисунком я не увидел.
Сначала думали уезжать на автобусе. И даже нашли автостанцию…
…Но потом решили ехать поездом. Электричка, останавливаясь как пёс под каждым кустом, и довезла нас до Полтавы.

Козельщанский монастырь Полтавской епархии

Опубликовано в Монастыри


Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь ведет свою историю с 80-х годов XIX столетия.

В Кобелякском районе Полтавской области есть небольшое село Козельщина, бывшее родовое имение графини Софии Михайловны Капнист, перешедшее к ней по дарственной записи от Павла Ивановича Козельского, по имени которого оно названо.

8 сентября 1881 года в день Рождества Божией Матери с разрешения епархиального начальства был положен первый камень в основание храма. При участии графа к 7 сентября 1882 года храм был готов, освящен архиепископом Иоанном в честь и славу Пресвятой Богородицы, придел — в честь Марии Магдалины. Со временем благоустраивается Козельщанский приход. Граф ходатайствует о создании женской общины, обещая пожертвовать землю из своего имения. Синод указом от 1 марта 1885 года благословил учредить женскую общину с больницей, школой, богадельней. В апреле 1885 года начальницей общины назначена м. Олимпиада из Золотоношского Богословского монастыря.

4 июня 1886 года м. Олимпиада прибыла с сестрами в Козельщину, для большей торжественности был устроен крестный ход, икону несла исцеленная Мария, не чувствуя тяжести, хотя икона была ей не под силу. 22 июля 1887 года положено основания корпуса с зимней церковью, освященной в честь Преображения Господня, придел — в честь Святителя Николая.

Указ Синода от 17 февраля 1891 года возвещал об возведении общины в монастырь. На малом входе м. Агния возведена в сан игумении. Этим днем завершается первый период жизни обители и ее устроения.

Преемницей игум. Агнии стала игум. Олимпиада, настоятельница Красногорского монастыря, бывшая первой начальницей общины.

10 августа 1900 года Владыкой Илларионом совершена закладка собора. Каменные работы продолжались три года, храм был готов к осени 1903 года. Игуменией Олимпиадой I устроен иконостас из мрамора, который изготовлен в мастерской Менциони в Ростове-на-Дону. Иконы писал Московский художник Гурьянов. К январю 1906 года собор в основном был окончен. По благословению владыки Иоанна на 23–24 июля 1900 года было назначено освящение двухпрестольного храма. Главный — Рождества Божией Матери, придельный — Марии Магдалины и преподобной Олимпиады. Игум. Олимпиада I награждена крестом с бриллиантовым украшением за труды по сооружению собора. 4 мая 1904 года обитель посетил Император Николай Александрович и Государственный Наследник Михаил Александрович, пожелавшие поклониться чудотворному образу Божией Матери во дни переживаемых Россией испытаний. От станции Император до обители шел пешком.

Недалеко от обители в Кременчугском уезде, на берегу реки Псел, находилась монастырская дача «Обиток». В скиту жили 15 сестер, пели в церкви, вели хозяйство. Храм в скиту освящен в честь Божией Матери «Всех скорбящих радосте».

В 1929 году советские власти закрыли монастырь, сестры перешли жить в скит, духовником которого был архм. Александр (Петровский) — ныне новоканонизированный поместным собором священномуч. Александр архиеп. Харьковский.

Перед закрытием монастыря, на образе Божией Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровяные слезки. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде Божией Матери, принуждали игумению Олимпиаду II подписать бумагу, что с иконы выступает краска, а не кровь, Матушка Игумения, письмоводительница — мон. Феофания и р. Б. Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игум. 0лимпиада II была зверски замучена в той же тюрьме — на груди ей вырезали крест. Место погребения ее не известно.

Второй период жизни монастыря начинается с военного времени. В 1941 году немецкие войска вошли в Козельщину. Главный штаб разместился в соборе. Ночью, когда все спали, дежурные заметили женскую фигуру во всем черном. Они начали преследовать ее, стараясь задержать, стреляли, но пули пролетали мимо. Так продолжалось несколько ночей.

Расспросив окрестных жителей, узнали — что здесь до 1929 года существовал женский монастырь, они сразу же покинули собор. Через некоторое время открылся монастырь. Сошлись сестры, и началась монастырская жизнь, полная лишений и скорбей, в это нелегкое для всех время монахиня Феофания (Зонова) была возведена в сан игумении. Монастырю отдали подвальный и 1-й этажи игуменского корпуса с церковью. Над ними размещалась школа, что мешало Богослужению и нарушало монастырский уклад жизни. Но старая монашеская закалка помогала сестрам переносить все трудности с терпением и благодарением Богу. На праздник Вознесения в 1949 году было объявлено о закрытии обители. Сестрам предложено переехать в Лебединский монастырь Черкасской епархии, который постигла та же участь в 1951 году.

Массовое возвращение церквей и монастырей забило свежим источником в душах верующих. В 1990 году весна возрождения наступила в Козельщине. 6 марта, в день празднования Чудотворной иконы, в соборе впервые, через много лет после его закрытия, совершилось богослужение, настоятелем новооткрывшейся церкви назначен священник о. Петр (Дурко)

В 1992 году содействием архим. Антония (Кузнецова), бывшего воспитанника игумении Феофании, были собраны оставшиеся козельщанские сестры. Монахиня Ираида (Кравцова) назначается старшей сестрой в новооткрывшуюся общину. Гомельский владыка Аристарх и архим. Антоний пожертвовали общине церковную утварь. В том же году по инициативе благочинного Кременчугского округа, куда входил Козельщанский район, архимандрита Филиппа (Осадченко, ныне епископ Полтавский и Кременчугский), общине был дан статус монастыря. Монахиня Ираида возведена в сан игумении осенью 1992 года. Ходатайством настоятельницы возвращены часть игуменского корпуса и некоторые постройки. Матушка игумения положила много трудов на возрождение монастыря: началась реставрация собора, ремонт зимней церкви и келий для сестер, заведено хозяйство, приобретена техника. При помощи Кременчугского завода «Нефтеоргсинтез» проверено газовое отопление и ведутся восстановительные работы в соборе.

Возрождалась не только материальная сторона, но и духовная. 23 февраля 1993 года чудотворная Козельщанская икона была перенесена в Козельщанский монастырь. Икона долгие годы хранилась в одной из частных квартир в Киеве (недалеко от Ленинградской площади), где жили бывшие монахини Козельщанского монастыря. По пути следования икону для поклонения привозили в Троицкую церковь и Успенский храм г. Кременчуга и в Свято-Николаевскую церковь г. Комсомольска. Торжественное перенесение иконы из Киева было вдохновлено и организовано игуменией Ираидой и архимандритом Филиппом (Осадченко, ныне епископ Полтавский и Кременчугский).

С материнской любовью обращалась матушка Ираида с сестрами, стараясь никого не унижать и не возвышать. И не только насельницы обращались за духовным советом, но и миряне приходили к ней со своими житейскими невзгодами и скорбями, и каждый уходил от нее утешенным и умиротворенным. Она поступала по словам прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», действуя во всем духом кротости и любви. Будучи высокой духовной жизни матушка игумения имела откровение от Господа о конце своего земного странствования. После тяжелой, продолжительной болезни, сопряженной с трудами по восстановлению обители, игуменья Ираида отошла ко Господу 22 июня 1996 г. Погребение возглавлял архиеп. Феодосий со множеством духовенства и мирян, приехавших с разных епархий, давших и любивших матушку.

Ее восприемницей стала бывшая благочинная монахиня Серафима (Новомодная). 26 ноября 1996 года митрополитом Феодосием возведена в сан игумении.

Матушка Серафима совсем юной девочкой пришла в монастырь к своей сестре-монахине Аполлинарии (ныне покойной) и прожила в нем до самого закрытия монастыря.

Матушка знает, какой неповторимой духовной и внешней красотой сияла эта Святая Обитель…

В настоящее время с Божией помощью и покровительством Царицы Небесной, с помощью дорогих благотворителей, кому дорого духовное наследие, монастырь восстанавливается из руин.

Продолжается реставрация собора, церкви и других монастырских зданий. Молитвами и заботами игуменьи Серафимы насельницы несут послушания, воссылают молитвы и благодарения за милость Бога и Царицы Небесной.

C нашей паломнической службой Вы можете посетить Козельщанский монастырь.

Посмотреть календарь паломнических поездок на 2014 год.

По всем вопросам обращайтесь в нашу паломническую службу.

Записаться в паломническую поездку Вы можете прямо сейчас: заполните ниже электронную форму и мы сами свяжемся с Вами.

Или свяжитесь с нами другим удобным для вас способом

Адрес: Полтавская обл., пгт Козельщина. Тел.: (05342) 9-12-49.

Настоятельница — игуменья Варсонофия (Семенюк).

Этот монастырь ведет свою историю с 80-х годов XIX столетия.

В Полтавской области, в Кобелякском районе В нескольких километрах от железной дороги станции Гановка находится село Козельщина, родовое бывшее имение графини Софии Михайловны Капнист, перешедшее к ней когда-то по дарственной записи от Павла Ивановича Козельского, по имени которого оно и названо.

До конца февраля месяца 1881 года это село не было ничем замечательно. Но событие, совершившееся здесь 21 февраля 1881 года и событие последующего времени сделали это село знаменитым и известным по всей обширной округе Российской империи. Это событие сопровождалось чудом Божиим — исцеление больной дочери графа Капниста, девицы Марии, явленное по ее крепкой вере и горячей молитве у иконы Божией Матери, которая с давнего времени составляла фамильную драгоценность, чтимую не только семьей, но и другими людьми, знавшими о существовании этого образа. На ней изображена Богоматерь В хитоне, усыпанном звездочками; на коленях Ее покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке Крест. В нижнем углу правой стороны святой иконы изображена часть стола, на котором стоит сосуд и лежит ложечка. Само начало иконы известно за отсутствием сведений. Судя по характеру живописи, икону, очевидно, писал иконописец итальянской школы. От этой-то святой иконы и получила исцеление дочь графа Капниста, девица Мария. Во время учебы в Полтавском институте благородных девиц она тяжело заболела вывихом от неправильного уклона ноги в сторону. Болезнь перешла в сустав другой ноги и плеч, затем была поражена нервная система. Ее лечили в Харькове, на Кавказе, в Москве и даже у знаменитых врачей. Представилась возможность обратиться за помощью к парижскому профессору Шарко. Собираясь в дальний путь, Мария начала чистить ризу иконы и крепко молиться перед Заступницей. Всю тяжесть недуга, всю скорбь и отчаяние, больная излила перед ликом Божией Матери. И услышана была слезная, горячая молитва больной.

Во время молебна перед дальней дорогой, с глубокой верой и с благодарностью к неисповедимым путям Промысла Божия все родственники молились перед образом Божией Матери, совершенного перед Нею приходским священником. Вдруг Мария почувствовала в теле что-то необычное присутствие жизни и физической силы в руках и ногах.

О чуде исцеления разнеслась молва по всей округе. В московскую квартиру графа начали стекаться люди для поклонения чудотворной иконе. Хранить икону дома не было возможности. С благословением Полтавского епископа Иоанна граф Капнист построил временную часовню, где поместили икону 23 апреля 1881 года.

В праздник Рождества Божией Матери 1881 года с благословения епархиального архиерея был положен первый камень в основание храма. При содействии и участии графа Капниста к 1882 году храм был построен и освящен епископом Иоанном в честь и славу Пресвятой Богородицы с пределом — В честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Со временем благоустраивается Козельщанский приход. Граф ходатайствует перед епархиальным управлением о создании женской Общины, обещая пожертвовать частью земли из своего имения. Указом Святейшего Синода от 01.03.1885 года было разрешено учредить женскую Общину с больницей, школой и богадельней. В апреле 1885 года начальницей Общины была назначена из Золотоношского Свято-Богословского монастыря монахиня Олимпиада.

С прибытием монахини Олимпиады с сестрами в Козельщину, был устроен торжественный Крестный ход. В этом ходе участвовала исцеленная Мария, которая в руках несла икону, не чувствуя физической тяжести. В 1887 году было положено основания корпуса с зимней церковью, освященной в честь Преображения Господня с пределом святителя Николая Чудотворца. Вскоре последовал Указ Святейшего Синода от 17.02.1891 года о возведении Общины в монастырь. На Малом входе монахиня Агния возведена В сан игумении. Этим днем завершается первый период жизни обители и ее устроение. Преемница игумении Агнии стала игумения Олимпиада, настоятельница Красногорского Золотоношского женского монастыря, бывшая первоначальница Общины.

24 июля 1900 года епископ Полтавский Иоанн освятил храм Рождества Богородицы с пределами святой равноапостольной Марии Магдалины и преподобной Олимпиады. Преемник владыки Иоанна епископ Иларион в 1900 году заложил закладку собора, который был готов к осени 1903 года. Заботами игумении Олимпиады сделан мраморный иконостас, который изготавливался в мастерской Менциони в Ростове-на-Дону. Иконы писал московский художник Гурьянов. Строительство собора к январю 1906 года В основном было закончено.

В 1904 году монастырь посетил Российский император Николай II Александрович и брат его Михаил Александрович, пожелавшие поклониться и помолиться чудотворному образу Божией Матери в тяжкие дни, переживаемых Россией испытаний. От станции до обители император шел пешком.

В советское время в 1929 году монастырь был закрыт. Сестры монастыря вынуждены были перейти жить в скит, духовником которого был архимандрит Александр (Петровский), ныне канонизированный Поместным Собором Русской Православной Церковью, как священномученик Александр, архиепископ Харьковский.

Перед закрытием монастыря, на образе Божией Матери, которая находилась над святыми вратами обители, на лике начали выступать кровянные слезы. Чтобы не распространялись слухи о чуде Божией Матери, местные власти принуждали игумению Олимпиаду II подписать фальшивые бумаги, что на иконе выступает краска, а не кровь. Настоятельница, делоупровительница монахиня Феофания и раба Божия Анна отказались скрыть чудо, за что были они отправлены в полтавскую тюрьму. В 1937 году игумения Олимпиада II была зверски замучена в той же тюрьме: на груди ей вырезали крест. Место ее погребения неизвестно.

Второй период жизни монастыря начинается с военного времени. В 1941 году немецкие войска вошли в Козельщину. Главный штаб разместился в соборе монастыря. Ночью, когда все спали, дежурные штаба заметили женскую фигуру в черном одеянии. Гитлеровцы начали преследовать ее, стараясь задержать, стреляли, но пули пролетали мимо. Так продолжалось несколько ночей. Расспросив окрестных жителей, немцы узнали, что здесь до 1929 года существовал женский монастырь. Тогда они сразу покинули территорию монастыря. Через некоторое время монастырь был открыт и началась новая монастырская жизнь полная лишений и скорбей.

В это для всех нелегкое время монахиня Феофания (Зонова) была возведена в сан игумении — настоятельницы монастыря. Монастырю отдали подвальный и первые этажи игуменского корпуса с церковью. Над ними размещалась сельская школа, которая мешала Богослужению и нарушала монастырский уклад жизни. Но старый монашеский дух помогал насельницам монастыря переносить все трудности с терпением и благодарением к Богу. На праздник Вознесения в 1949 году сестрам монастыря советской властью было объявлено о закрытии обители, а им предложено перейти в Свято-Николаевский Лебединский женский монастырь Черкасской епархии, которого также постигла участь в 1951 году.

Через много лет после закрытия монастыря в 1990 году в день празднования чудотворной иконы „Козельщанской” впервые в соборе совершилась Божественная Литургия.

В 1992 году при содействии архимандрита Антония (Кузнецова) были собраны монахини бывшего монастыря. Монахиня Ираида (Кравцова) назначается старшей сестрой в новообразованную Общину. Гомельский епископ Аристарх и архимандрит Антоний пожертвовали Общине церковную утварь. В том же году Общине был дан статус монастыря. Осенью 1992 года монахиня Ираида возведена в сан игумении. С ее ходатайством были возвращена часть игуменского корпуса и некоторые монастырские постройки. Настоятельница много трудов и молитв положила на возрождение монастыря: начались реставрация собора, зимней церкви и келий для сестер; заведено подсобное хозяйство и приобретена техника.

С открытием обители началась возрождаться духовная жизнь. Молитвами и заботами настоятельницы и насельниц монастыря продолжаются реставрации храмов и монастырских зданий с помощью милостью Божией и Царицы Небесной.

30 октября 2014 года епископ Кременчугский и Лубенский Николай освятил отреставрированный монастырский храм в честь Преображения Господня.

Святыни монастыря: Козельщанская икона Божией Матери.

Козельщинский женский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *