Про сам Ростов уже писано-переписано, тем не менее возьмем и его кусочек в этот пост, к тому же с погодой повезло и карточки получились ничего так. Ко всему прочему город приводят в вид, жаль только что это делается только по юбилеям, итак

1. Не доезжая до Ростова свернем ка с трассы и заедем в незаслуженнозабытое село Поречье-Рыбное. В первую очередь внимания заслуживает «Порецкая башня» – одна из самых высоких колоколен в России. Она на несколько метров выше 81-метровой колокольни «Иван Великий» в Москве, и лишь немногим уступает самой высокой колокольне в стране – звоннице Троице-Сергиевой Лавры (88,5 метров). А вот точную высоту Порецкой определить сложно, например, если считать до вершины креста, то и вовсе 94 метра (93,72, если быть точным) выйдет – где уж там остальным..

2. В 1764 году Екатерина II перевела Поречье-Рыбное в казну, а в 1772 году пожаловала село своему фавориту графу Орлову. В центре села взамен деревянных были отгроханы каменные церковь Никиты Мученика (1779) и церковь Петра и Павла (1767 год) с небольшой колокольней. Тогда же (в 1772 году) и началось строительство «Порецкой башни» – колокольни церкви Святого Никиты Мученика. Строил ее местный крестьянин самоучка А. Козлов, вопреки повелению синода не сооружать в России ничего, что было бы выше колокольни «Иван Великий» в Москве. Ходит легенда, что когда в 1779 году «госкомиссия» прибыла в Поречье-Рыбное принимать новую колокольню, то местные жители пошли на хитрость – завалили землей чуть ли не всю нижнюю часть в виде триумфальной арки и таким образом сделали ее ниже. Официальная же версия гласит, что синод дал разрешение на такую постройку только с тем условием, что она будет проведена в низине. На колокольне насчитывалось 10 колоколов общим весом более 18 тонн, самый большой из них весил 8577 килограмм (523 пуда).

3.В середине ХIХ века Поречье-Рыбное было одним из богатейших сел в округе – 2000 жителей (кстати, в начале XXI века живет столько же), 420 домов, 82 из которых – невиданное для деревень дело – каменные. В Москве, Санкт-Петербурге, Риге были торговые представительства села, которые реализовывали овощи, рыбу, столярные изделия и пр. Да и иностранцы Поречье не забывали – в 1875 году один француз построил здесь заводик по производству овощных консервов.
А вот в XX веке Поречье-Рыбное утратило былую славу, лишь консервный завод кое-как кормил сельчан.

4.Совершенно пришедшую в негодность колокольню начали было в 1970-х годах восстанавливать, да так и не закончили – один ярус до сих пор стоит в лесах. А церковь Петра и Павла вообще лежит в руинах. Правда, есть попытки привести все это в божеский вид – осенью 2005 года вырубили березовую рощицу на крыше, вынесли мусор, заложили свежим кирпичом все дыры, как-то пытаются найти деньги на реставрацию, добиваются включения Поречья-Рыбного в «Золотое кольцо России»

5.

6.

7.

8. На самом деле горевать не стоит, земля здесь дюже плодовитая и урожаи дает по сей день немалые, а я бы даже сказал превеликие, так что у кого руки растут из правильного места, здесь не пропадет. А что касается восстановления столь исторически значительного места, надеюсь, у ростовских культурных деятелей найдутся мудрые меценаты и со временем все наладится.

9. Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским или митрополичьим двором. Главной доминантой ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города. Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII-ХIII вв. в 1508-1512 гг. Величественный объем собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное пятиглавие. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность. Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Около 1670 г. возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор — Святые ворота. Одной из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы стала надвратная церковь Иоанна Богослова
(1683 г.) Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских мастеров. Все лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Он как-бы весь устремлен вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Вместе с тем церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля. В ее облике уже отсутствует противопоставление богато оформленного низа и сурового, почти аскетического верха храма.

10. Напротив Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она «вписана» в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была «руга» — особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась «моровая язва», такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания. Дошедшая до нашего времени церковь Спаса на Торгу построена на этом же месте на средства горожан в 1685-1690 годах, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Легко заметить сходство этого памятника с ионинскими храмами Ростовского кремля. Он бесстолпный, на подклете, главный куб, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан пятиглавием. Сейчас восстановлено первоначальное покрытие храма. В декоративном оформлении фасадов видны те же мотивы, что и на памятниках кремля, — аркатурный пояс такого же рисунка, наличники из тёсанного камня, ширинки и другое. Несмотря на то, что памятник утратил многое: разобрана колокольня, закрашены фрески, — он удачно гармонирует с архитектурой кремлёвского ансамбля, дополняет её. Правило, которого придерживались в прошлом — строить церковь на месте разрушившейся — позволяет довольно точно установить, где был 750 лет назад центр Ростова.
В последние годы 20 века храм использовался под городскую библиотеку. В результате обветшал с наружи и опустел внутри. Недавно церковь стала использоваться под воскресную школу для маленьких детей.
11.

12. На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.
13.
14. Ну и конечно же, можно сказать, жемчужина Ростова — Спасо-Яковлевский монастырь. Расположился он на западной окраине города, на самом берегу озера. Благодаря удачному местоположению монастырь хорошо виден с озера, со многих точек городского берега и заметен издалека подъезжающим к Ростову по Московскому шоссе.

15.Возникновение монастыря связывают с именем епископа Иакова и относят к концу XIV века. Тогда все постройки были деревянными и ни одна из них не сохранилась до наших дней. Первую каменную церковь построили здесь на месте деревянной при митрополите Ионе Сысоевиче. Она существует и поныне, называется Зачатьевской и стоит от озера первой. Строилась она как монастырский собор, что во многом определило её архитектуру. Церковь почти квадратная в плане, высокая, четырёхстолпная, пятиглавая, без подклета, с тремя апсидами, внутри расписана фресками. Возвышение Яковлевского монастыря связывается с деятельностью митрополита Димитрия Ростовского. Он родился в 1651 году в Киевской губернии в семье полкового сотского Саввы Туптало. При рождении был назван Даниилом. В молодости постригся в монахи и получил имя Димитрия. Вскоре его проповеди и учёность обратили на себя внимание, и ему было поручено составление Жития святых, или Четьи-Миней. Пётр I, который всюду искал умных, энергичных людей, вызвал Димитрия в Москву и определил его ростовским митрополитом.
16. Став митрополитом, Димитрий открыл в Ростове училище, занимался литературной деятельностью. Помимо Жития, которые составили 4 больших тома, он сочинял стихотворные кантаты для домашнего пения. Умер Димитрий Ростовский в 1709 году и был похоронен в монастыре. Вскоре он был причислен к лику святых, и в 1757 году произошло обретение его мощей (в честь этого события небольшая Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую, а населённый пункт при ней в 1796 году был преобразован в город с названием Ростов на Дону). На открытие мощей приезжала императрица, что привлекло к монастырю столичную аристократию, придав ему известность.

17. Ещё в 1725 году к Зачатьевскому храму вплотную был пристроен Яковлевский храм. Он неоднократно подвергался перестройкам и позднейшая из них была проведена в 1836 году. В этом виде памятник и дожил до наших дней. В его архитектуре заметно стремление зодчего привести к стилевому единству стоящие рядом здания: Яковлевский и Димитриевский храмы. Последний также называется Шереметьевским, поскольку построен на средства графа Н.П. Шереметьева.Этот обширный, пышный, богатый храм представляет собой замечательный образец русского классицизма.
18. Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах и над воротами появились красивые, с лёгкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами — высокая трёхъярусная колокольня. В монастырском дворе выросли двухэтажные братские кельи, настоятельский корпус.
В 1928 году монастырь был закрыт, в 1989 году возвращён Русской Православной Церкви. Ныне в Яковлевском храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же икона Ватопедской Божией Матери, келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь. Ныне является действующим мужским монастырём.
19. Бывшая соборная церковь упразднённого в XVIII веке древнего Спасо-Песоцкого монастыря, основанного в XIII веке вдовой князя Василько княгиней Марией — единственнной известной в русской истории женщиной-летописцем. Величественное здание поставлено на подклет, наружные стены его разделены по вертикали на три яруса. В верхнем ярусе и по барабанам идёт аркатурный пояс такого же рисунка, какой имеется на Успенском соборе и храмах кремля. Наружные стены галереи украшены ширинками с керамическими вставками.
Восточнее кремля в зелени деревьев прячется небольшая, но очень симпатичная церковь церковь Николая Чудотворца на Подозерке , что была построена в XVII веке.
По преданию, деревянная церковь стояла на этом месте еще в домонгольское время. Особенно почиталась икона святителя Николая, чудотворца. Храм был закрыт в 1930-е годы, а в 1998 году передан Русской Православной Церкви. Приписан к Рождественскому монастырю г. Ростова. Представляет особый интерес потому что именно с него началось возрождение каменного церковного строительства в Ростове после длительного перерыва, вызванного указом Петра I от 1714 г. о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга.

20. Продолжаем наш экскурс в 18 км. на северо-запад от Ростова, по дороге в Углич. Здесь находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла.

21. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового общежитийного монастыря, предсказав его дальнейшее процветание: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами». Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет.

22. Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим «домашним». Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал «домашний» монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер «каменный здатель» Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.
23. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

24. Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития — затвор, прожив веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому «пленение Руси поляками». В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника.

25. Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича, на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые.

26. Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.
27. Официально Борисоглебский монастырь был упразднён в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было. В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён Борисоглебский мужской монастырь. С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.
28.

29.
30.

31. Движемся дальше к Угличу и примерно в 30 км от Борисоглебского сворачиваем к колодчику тепрь уже известного нам Иринарха.

Иринарх (Ростовский, Борисоглебский, Затворник, до пострига Илья; июль 1547(1547) — 13 января 1616) — преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 13 января и 23 мая (собор Ростовских святых). Преподобный Иринарх родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В 6 лет пророчески сказал, что будет монахом и будет носить вериги. В Кондаково прошли 18 лет его юной жизни, наполненной молитвой и воздержанием.Стремясь к уединению для молитвы, он часто уходил в глухие места. Одно из таких мест впоследствии стало знаменитым на всю Россию – колодчик, вырытый его руками в лесной чаще вблизи Кондаково, обладает целебными свойствами и привлекает множество паломников и по сей день.

32. До тридцати лет Иринарх занимался торговлей, затем принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. В нём он обрёк себя на суровое затворничество и более 30 лет он не снимал вериг. Господь наделил Иринарха даром провидца и целителя. Он начал ходить босой и в рубище, чем навлек на себя гнев братии монастыря. Здесь его посетил знаменитый юродивый Иоанн Большой Колпак, сподвижник Василия Блаженного. Он предсказал Иринарху большой успех его подвигов. С того времени Иринарх постепнно увеличивал тяжести носимые на теле Он носил тяжести или “праведные труды” , сохранявшиеся в Борисоглебском монастыре: 142 креста, тяжелый камень, множество цепей, железное кольцо на голове, железный пояс, и имел железную палку и кнут для самобичевания. Все это по весу составляло 9 пудов 34 фунта. Спал Иринарх по 2-4 часа в сутки на березовом комле, к которому приковал себя цепью. Так он подвизался тридцать с лишним лет. Из-за конфликта с братией непривычной к такой суровой аскезе, Иринарх вынужден был на один год оставить Борисоглебовский монастырь и жил в Авраамиевом Богоявленском монастыре, где был назначен келарем. Затем Иринарх вернулся в родной монастырь и продолжил свои аскетические и духовные подвиги.

33.Еще при жизни преподобного было многолюдно у этого колодчика. А по его кончине установилась традиция приходить сюда крестным ходом из Борисоглебского монастыря. Крестный ход продолжался целую неделю. Монастырская братия и многочисленные паломники шли от храма к храму: Литургия, молебен, лития и дальше, к следующему храму, с остановками на ночлег. Известно, что уже тогда люди съезжались сюда со всех концов Русской земли. В крестном ходе участвовали и люди, «известные в государстве». Эта благочестивая традиция была прервана октябрьским переворотом и возобновилась с возрождением Борисо-Глебского монастыря. С 1997 года Иринарховский крестный ход стал ежегодным. В 2008 году он прошел уже в двенадцатый раз. Пустынька обитаема и в настоящее время. Покой насельника стоит беречь. Может быть, именно его молитвы в очередной раз помогут России.
34. В Житии Иринарха отдельная глава повествует о чудесном видении Иринарху “О видении Московскаго царства и о разорении и о посечении и иных градов во 7117 году”. (Эта же глава перереписывалась отдельной повестью. (Напр. “Выпись о чуде о видении разорения Московского царства 1608 года”. ОР РГБ. Ф. 354. № 93.)) Видение было скорее всего в 1608 году, поскольку о разорении Ростова в 1609 году говорится, как о событии следующего года. Иринарх после тяжких трудов и молитв, не давая себе уснуть, впал в “тонок сон”. Ему представилась Москва и все Русское государство в разорении, в огне и во власти ляхов. Проснувшись, Иринарх горько зарыдал, и тут явился ему “свет пресветлый” и “глас неведомый” трижды пообещал, что так, “по глаголу сему да будетъ роду сему лукавому и непокоривому”, а затем приказал идти в Москву и поведать об увиденном самому царю. Преподобный, вняв гласу, на время оставил свой подвиг затворничества и отправился пешком в Москву вместе со своим учеником Александром. О пришествии затворника объявил царю некий сын боярский именем Симеон, “и рад бысть царь, …целова его любовно”. Иринарх отказался от почестей и объявил о грозном видении, после чего по просьбе царя дал благословение и ему и царице. Иринарх отказался от любезного предложения царя задержаться в столице и даже отпустил предоставленный ему царский возок.
35. За благословением на борьбу с врагами инородцами и оккупантами России к Иринарху приезжали Михаил Скопин-Шуйский и организаторы народного ополчения Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Ещё при жизни Иринарх нашёл преданного ученика, инока Александра, который и написал житие своего учителя. Незадолго до смерти Иринарх призвал своих учеников, Александра и Корнилия, и дав им последние наставления, преставился на 69 году жизни 13 января 1616 года и был погребен в выкопанной им самим могиле. Мощи Иринарха находятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вскоре после смерти Затворника было написано его житие по его же завещанию иноком Александром, который, будучи в учениках у Иринарха, 30 лет неотступно находился при нем.
Далее продолжим в Угличе и Мышкине..
Источники
Историческая справка о селе Поречье-Рыбное
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Все фото заезда с геопривязкой
Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Крестные ходы в России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *