Крестные родители муж и жена: мнение Московского Патриарха о причинах запрета

Главное требование православной церкви к тем, кто крестит ребенка – они должны неуклонно веровать, жить церковной жизнью, знать хотя бы самые основные молитвы («Евангелие», «Отче наш», к примеру). Это остро необходимо, чтобы в дальнейшем они смогли полноценно осуществлять роль учителей для своего крестника. Родители по церкви должны дать основные знания о православной вере, духовных принципах человеческого бытия. Если восприемники будут людьми несведущими в таких вопросах, то возникают большие сомнения в их изначальном стремлении стать крестными родителями.

Церковь строго следит за выполнением каждого условия, касающегося таинства крещения, и негативно относится к случаям, когда люди осознанно не выполняют те или иные правила. Остро стоит вопрос с возможности стать крестными родителями мужчины и женщины, которые состоят в браке. На этот счет у православной религии свой взгляд, на котором стоит остановиться подробнее.

Согласно православным канонам, муж с женой не могут стать духовными родителями одного ребенка. Считается, что они уже являются единым целым, состоя в браке. И если оба будут крестить малыша, это неправильно. Такая позиция объясняется тем, что во время таинства крещения восприемники должны обрести целостность по отношению к ребенку, а если они уже духовно объединены, то обряд не будет признан действительным.

Некоторые батюшки относятся лояльно к такому вопросу и рассуждают так: если брак не был заключен в церкви, это дает право мужу с женой крестить одно чадо, поскольку их отношения не скрепили на небесах. Чтобы убедиться точно, могут ли быть крестными родителями муж и жена, заручитесь веским мнением высших религиозных чинов и послушайте, что по этому поводу думает Московский Патриархат. Просмотрите видеоматериал ниже, в котором подробно обсуждается затронутая тема.

Что говорит католическая церковь

Новорожденный младенец должен предстать перед богом сразу после рождения, очиститься от первородного греха, соединиться с церковью. Так рассуждает любая религия и призывает проводить крестины еще в раннем возрасте. Процесс проведения обряда почти везде одинаков: младенца омывают водой из купели в храме, читают литургию, в конце надевают крестик. Отличаются лишь требования, которые позволяют или запрещают верующим совершать определенные шаги. Католическая церковь расходится с православной по многим вопросам, и обряд таинства крещения не стал исключением.

Все начинается с того, что родители приходят в костел за пару-тройку недель, чтобы обсудить с ксендзом (священник католической церкви) все вопросы по подготовке к обряду, назначить дату, договориться с тем, кто будет крестить ребенка. Крестные родители в католическом вероисповедании наделяются важными полномочиями в жизни ребенка, в которые входит обязанность водить его в воскресную школу, подготавливать к религиозным обрядам (коммунии, конфирмации). Подход к выбору крестных родителей здесь вдвойне сложный и является важной задачей для любого верующего.

Кроме осознанности и высокой ответственности крестных родителей, в католической вере существуют свои правила по выбору духовных отца с матерью. Согласно требованиям костела, восприемниками могут стать только люди, которые:

  • Веруют и практикуют католицизм.
  • Не имеют с малышом никаких родственных связей.
  • Достигли 16-летия. Если причины веские, то настоятель может сделать исключение.
  • Католики по вероисповеданию, прошедшие таинство первого Причастия и конфирмацию (бежмование). Это обряд миропомазания, который осуществляют, будучи в зрелом возрасте. Так католики подтверждают, что приняли веру осознанно.
  • Не являются родителями ребенку.
  • Являются мужем и женой.

Семейная пара – крестные одного ребенка: суеверия и традиции

По традициям православной церкви, мужчина и женщина, которые крестят малыша, вступают в духовное родство. Оно ценится настолько высоко, что ни один другой союз не является важнее этого (брачный в том числе). Существует несколько традиций в православной вере, которые ставят под сомнение возможность крещения чужих детей для семейной пары. Вот основные моменты, когда супругам воспрещается быть восприемниками:

  • В таинстве крещения младенца запрещается участвовать паре людей, если они являются супругами. Если такое произойдет, то их брак не сможет существовать на духовном уровне: он не будет иметь священных уз.
  • Аналогично состоявшимся супругам, не имеет права крестить и пара, которая намеревается заключить брачный союз. Поскольку во время крещения они обретут духовное единство (родство), превозносимое выше телесного, им придется отказаться от своих отношений в пользу обретения статуса крестных родителей.
  • Пара, которая живет в гражданском браке, тоже не имеет права стать крестными родителями ребенку, потому что изначально такие узы осуждаются церковью и считаются блудом.

Невзирая на эти запреты, есть варианты, когда муж с женой имеют право крестить детей одной семьи, если соответствуют другим требованиям православной церкви. Делать это они должны по отдельности: мужчина крестит одного ребенка, а женщина – другого. То есть, супруги могут окрестить родных брата и сестру (или кровных братьев, сестер). Если они выполняют это по отдельности, то не потеряют священности своего супружеского союза.

Если крещение с восприемниками-супругами все же происходит по причине неведения, то такую ситуацию может разрешить только высшая власть церкви (правящий архиерей). Супруги обращаются с прошением к правящему архиерею для выхода из сложившейся ситуации. Исход может быть в таких вариантах: признание брака недействительным или супругов призовут к покаянию за грех, совершенный по незнанию.

Кого можно брать восприемником

Когда родители думают над выбором восприемника для собственного чада, они должны руководствоваться не только собственными соображениями. Необходимо соблюсти все религиозные правила, согласно которым, крестным папой или мамой могут стать:

  • Его родственники – бабушка или дедушка, тетя или дядя. Возможно, это будет старшая сестра или брат, достигшие четырнадцатилетнего возраста.
  • Кумовья (те, у ребенка которых вы сами являетесь восприемником).
  • Крестная первого ребенка. Случается так, что человек уже крестил в одной семье малыша, но у них родился второй, и восприемниками взяли тех же крестных, которые крестили первенца.
  • Если восприемников нет, то им может стать священник, который совершает обряд.
  • Беременная женщина.
  • Незамужняя девушка, у которой нет детей.

Дорогие родители, вам необходимо понимать, что в крестные нужно выбирать такого человека, который не просто поучаствует в церковном обряде, а по-настоящему полюбит малыша, сможет стать для него духовным наставником на всю жизнь. Отвечая на вопрос, кого разрешается брать восприемником, церковь подразумевает человека верующего, ответственного, сознательного и любящего, чтобы обряд обрел правильный смысл и конечное предназначение.

Спорные случаи

В исключительных случаях возникают ситуации, когда у родителей нет другого выбора для крестных, кроме одной-единственной супружеской пары. Сомнения, могут ли муж и жена быть крестными для ребенка, в этом случае более чем актуальны. Надо помнить, что, согласно церковным правилам вполне достаточно определить ребенку только одного крестного, но однополого, то есть мальчику выбираем крестного отца, а девочке – крестную мать.

В каждом случае, когда у родителей возникают индивидуальные вопросы или сомнения, можно ли быть крестными мужу и жене, их следует обсудить со священником во время подготовки к крещению. Редко, но все же имеют место случаи, когда вопрос о том, могут ли быть крестными муж и жена, по особому разрешению и ввиду исключительных обстоятельств церковью решается положительно.

Появление ребенка на свет – долгожданное и радостное событие. В то же время родители должны понимать свою миссию по воспитанию чада данного им Богом. Это сложный процесс прививания нравственных устоев, веры и морали. Повседневная забота о детях отнимает много сил и энергии. Поэтому духовное просвещение ребенка разделяется с крестными родителями.

Дети – это дар Божий. Миссия родителей – помочь своему чаду распознать тот путь, который Господь для него определил

Выбор крестных это всегда непростое решение. И православные папа с мамой серьезным образом подходят к этой задаче. Однако найти достойных восприемников, которые возьмут на себя ответственность перед Всевышним за ребенка, это из главных моментов в жизни.

И часто возникает вопрос, можно ли быть крестными мужу и жене одного ребенка.

3 основные обязанности крестных родителей: молитвенная, вероучительная, нравоучительная

Крестный должен быть воцерковленным человеком, готовый выступать в роли поручителя за веру ребенка. В основные обязанности восприемников входит:

  • Молится всегда о своем крестнике и по мере взросления приучать его к молитве;
  • заботиться о регулярном причащение Святых Христовых Таин;
  • Учить основам православной веры и знакомить с церковной жизнью;
  • Ответственность за воспитание и достойную жизнь ребенка в случае смерти родителей.

По вере восприемников совершается крещение младенца. Их святой долг научить детей истинной вере

Крестные должны быть верующие православные христиане

Стать крестными могут:

  • Человек крещенный в православное вере, воцерковленный. При Крещение он читает Символ веры и от имени младенца отрекается от сатаны и заявляет о преданности Богу;
  • Беременная или незамужняя женщина;
  • Бабушки, дедушки, тети, дяди и даже старшие брат и сестра.

Не могут быть крестными:

  • Атеист или представитель другой религии не могут брать на себя такую обязанность;
  • Отец и мать ребенка, на которых и так лежат разносторонние функции по воспитанию;
  • Монахи и монахини, чтобы нее отвлекать их от аскетической жизни мирскими делами;
  • Крестные не могут быть супругами.

Канонически браки между крестными одного ребенка не запрещены, но из церковной практики, крайне нежелательны.

Стоит подробнее остановиться на том можно ли брать в крестные семейную пару. Дело в том, мужчина и женщина, становясь восприемниками одного малыша, вступают в духовное родство. Такое родство имеет большую ценность, что даже венчанный брак теряет свою силу. Однако это не каноническое утверждение. И существуют некоторые разногласия в церкви по этому поводу.

В РПЦ практикуется правило выраженное Киевским митрополитом П.Могилой в богослужебной книге «Требник Петра Могилы» (1645г.), где освящается вопрос можно ли крестить ребенка супругам. Там же, в содержании чинопоследования крещения, говориться о возможности одного восприемника.

Второй восприемник для крещаемого становится традиционным, а не обязательным предписанием

Это правило легло в основу указа Святейшего Синода 1810 г. :

«восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола».

То есть строго предписывается: мужчина должен быть крестным у мальчика, а женщина – у девочки.

На 6 Вселенском (Константинопольский) соборе, был установлен запрет на брачный союз между крестной/крестным ребенка и его овдовевшим отцом/матерью.

Указ императора Юстиниана, запрещает брак восприемника с воспринятой:

«ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т. е. восприемника и воспринятой) души».

В книге обер-секретаря Святейшего Синода С.Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении»(1984) по благославению Св.Патриарха Алексия II, указано:

Книга обер-секретаря Святейшего Синода С.Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении»

» В настоящее время 211-я статья Номоканона (где указывается на недопустимость брака между восприемниками) не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступления в брак между собой».

Русская Православная Церковь выражает свою официальную позицию в «Настольной книге священнослужителя», М., 1983 г.:

«Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно»

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, был принят документ «О канонических аспектах церковного брака», где указывается:

Официальный сайт Московского патриарха. Текст документа «О канонических аспектах церковного брака»

«Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)».

Указом Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г. отрицалось наличие духовного родства между восприемником и восприемницей одного ребенка.

По церковным канонам для совершения таинства крещения достаточно одного восприемника.

Однако, в венчаном браке супруги представляют собой единое целое. И Когда крестные родители муж и жена это не правильно

Но что делать, если молодые люди сначала стали крестными ребенку, а потом решили вступить в брак. Возникает вопрос: могут ли крестные родители пожениться? В этом случае, можно сослаться на указ Св. Синода от 31.12.1837, который отрицает духовное родство между восприемниками.

Супружеская пара может стать крестными для разных детей одной семьи

Если пара живет в невенчанном браке, скорее всего, стать крестными родителями они не смогут, так как такой союз считается блудом.

Во избежание спорных ситуаций, например, греки обходятся одни восприемником, во избежание духовного родства.

Румынская Православная Церковь такие браки запрещает. И уже вопрос: можно ли жениться крестным родителям одного ребенка, не стоит. Решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, отражает эту проблему следующим образом:

«В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать.

Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными».

На основании всех изложенных аргументов «за» и «против» – почему крестным нельзя быть вместе – правильно было бы учитывать более позднее церковное мнение. Тем самым не искушать людей браками между крестными.

В любом случае, согласно последнего указа Святейшего Синода, такие ситуации разрешаются только правящим епископом.

Крестные муж и жена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *