Дьякон

Дьякон Диаконы Русской православной церкви возжигают кадила

Диа́кон (лит. форма; разг. дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Еще до разрушения Второго Храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло трое служителей, называемых парнасин (раздаватели милостыни) или габай цдака (габай — староста братства, цдака — благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай цдака также должны были хорошо знать Писание. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габай цдака, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος и древнееврейского цдака (צְדָקָה)).

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых Апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать Слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Следует, однако, отметить, что в тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν, диаконэйн) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία, диакониа) слова». В тексте нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле слова, в каком его употребляет апостол Павел. Некоторые иследователи считают, что в число семерых служителей входило трое парнасин, а также хазан синагоги.

Диакон Римской-Католической церкви

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие».

> См. Также

  • Клир

История

Диаконы РПЦ возжигают кадила

Иудаизм

Ещё до разрушения Второго храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло трое служителей, называемых парнасин (ивр. ‏פרנסין‏‎ — раздаватели милостыни) или габа́й-цедака́ (габа́й ивр. ‏גבאי‏‎ — собирающий, цедака́ ивр. ‏צְדָקָה‏‎ — благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габа́й цедака́ должен был также хорошо знать писание. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габа́й-цедака́, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος (диа́конос) и др.-еврейского צְדָקָה (цедака́)).

Раннее христианство

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (см. Святые диаконы). Следует отметить, что в тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν, диа́конин) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία, диакони́а) слова». Таким образом, в тексте Деяний семеро не названы диаконами, и служение их состояло из одной обязанности, в отличие от текстов Посланий апостола Павла.

Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам. Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн.

Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. В VII веке, согласно 16 правилу Трулльского собора (692), служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Позднее христианство

Диакон Католической Церкви римского обрядаСвидетельство о рукоположении в дьяконы, данное Гидеону Боствику Ричардом Терриком, епископом Лондона, 24 февраля 1770 г.

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Современность

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали в России для увеличения содержания священников. В бытность графа Д. А. Толстого обер-прокурором Святейшего Синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» или «Ваше боголюбие» (хотя в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны).

Во второй половине XX века в Католической церкви латинского обряда был восстановлен институт постоянного диаконата. Постоянным диаконом может стать и мужчина, состоящий в браке; но путь в священники для таких диаконов закрыт из-за обязательного целибата священников в латинской церкви. В отличие от постоянного диакона, диакон, не связанный узами браками, в современной Католической церкви впоследствии, как правило, становится священником. Институт постоянного диаконата был восстановлен в конституции Lumen Gentium Второго Ватиканского собора, согласно ей он «… может быть восстановлен в качестве особой и постоянной ступени иерархии… С согласия Римского Понтифика в эту диаконскую степень можно будет возводить мужчин зрелого возраста, даже живущих во браке, а также достойных молодых людей, для которых, однако, закон безбрачия должен оставаться в силе». Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem. Согласно канону 236 Кодекса канонического права для постоянных диаконов обязательна, как минимум, трёхлетняя подготовка. На конец 2014 года в мире насчитывалось 44,5 тысячи постоянных диаконов.

Примечания

  1. Апостольский церковный устав. Гл. IV, VI
  2. Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. ХХХ
  3. Lumeh Gentium
  4. Кодекс канонического права. Кан. 236
  5. В мире насчитывается 1,3 млрд католиков
  6. Белякова Е. В., Белякова Н. А. Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном соборе 1917—1918 гг. // Церковно-исторический вестник : журнал. — М., 2001. — № 8. — С. 139–161. (недоступная ссылка)

Диакон в Викисловаре
Диакон на Викискладе
  • Васильев П. П. Диакон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Петровский А. В. Диакон // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 1062
  • Мосли Р. Свидетельства еврейского происхождения ранней Церкви.
  • Заозёрский Н. А. О диаконах // Богословский вестник МДА. — 1892. — Сентябрь.
Католическая иерархия
Епископат Папа (Папа на покое) · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Кардинал-протопресвитер · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Певчий · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Кардинал-мирянин · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

Русская Православная Церковь

Книга выпущена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II издательствами Учебного комитета Русской Православной Церкви и храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке. Составитель — клирик московского храма пророка Илии в Черкизово протодиакон Максим Синюк, а издана она под общей редакцией Патриаршего архидиакона Андрея Мазура.

В книге приводятся все действия и движения диакона в алтаре, на амвоне, во время крестных ходов, каждения во время различных богослужений. Все действия диакона в одном сборнике ранее никогда не издавались, они упоминаются в некоторых комментариях, в иных книгах приводятся различные указания, но все это — разрозненные замечания, не собранные воедино. Автор предпринял попытку восполнить образовавшийся пробел.

В книге рассмотрено сослужение диакона одному священнику на всенощном бдении и на Литургии. Кроме того, приведен порядок диаконского служения на Божественной литургии при архиерейском чине со многими диаконами, а также в двунадесятые и великие праздники и многие другие особенности, касающиеся служения диакона — необходимые движения, действия и возглашения.

Идея и смысл создания этой книги в том, чтобы недавно рукоположенный диакон знал, что ему делать во время, к примеру, архиерейского богослужения. «Амвон — это не сцена, где диакон должен показывать свои вокальные данные,— считает протодиакон Максим. — Задачей диакона является такое сослужение предстоятелю, чтобы каждое слово, каждое движение было понятным и неслучайным и открывало молящимся в храме всю красоту и полноту богослужения. Эпиграфом сборника является цитата из Псалтири «Пойте Богу нашему, пойте, пойте разумно» (Пс. 46)».

Для того чтобы помочь диакону в совершении богослужения и дать ему возможность сосредоточиться главным образом на особенностях диаконского служения, в общепринятое оформление последования были внесены незначительные изменения. К таким изменениям относится, в первую очередь, сокращение иерейских возгласов и молитвословий (они содержатся в необходимом объеме в обычном служебнике). Для более внимательного отношения к смыслу возглашаемых и произносимых диаконом слов все они выведены из-под титла.

Нечеткое представление о своих литургических обязанностях мешает диакону сосредоточиться на самом богослужении и выполнить заповеданное апостолами: «Диакон да будет ухом, глазом, устами, сердцем и душею, ангелом и пророком епископа и пресвитера».

Книга издана небольшим тиражом и в скором времени поступит в продажу.

Сайт храма прор. Илии в Черкизове/Патриархия.ru

Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Церковная иерархия — понятия, термины, смыслы — Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Согласно действующей до 1917 года Табели о рангах духовенство относилось к чинам I-IX класса:
Принадлежность . Класс . Чин (сан)……… Титулование
к виду духовенства.
Черное ………… I ….. Митрополит ……. Ваше высокопреосвященство, владыко
Черное ………… II …. Архиепископ …… Ваше высокопреосвященство, владыко
Черное ………… III … Епископ ………. Ваше преосвященство, владыко
Черное ………… IV …. Архимандрит …… Ваше высокопреподобие
Черное ………… V ….. Игумен ……….. Ваше высокопреподобие
Белое …………. V ….. Протопресвитер … Ваше высокопреподобие, Ваше высокоблагословение
Белое …………. VI …. Протоиерей ……. Ваше высокопреподобие, Ваше высокоблагословение
Белое …………. VII … Священник (иерей). Ваше преподобие, Ваше благословение, Ваше священство
Белое …………. VIII .. Протодиакон …… Ваше преподобие, Ваше благословение, Ваше священство
Белое …………. IX …. Диакон ……….. Ваше преподобие Автокефалия (гр.- самоглавенствование) — независимость, самоуправление Православных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Греческой, Кипрской, Болгарской, Румынской и других).
Архиепископ (греч.) – старший епископ.
Архиерей (греч.) – старший над иереями (священниками). Лицо высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.
Архимандрит (греч.) – высший монашеский сан. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен в архиереи.
Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника.
Благословение – осенение кого-либо крестным знамением; иные значения слова — разрешение, обязательное к исполнению распоряжение архиерея.
Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.
Викарий (от лат. — заместитель) – епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.
Диакон – первая (низшая) степень священнослужителей. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения.
Духовенство – служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени (см. Степени священства): диаконат, пресвитериат и епископат. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству — диаконы и священники, принявшие монашество (они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах). Архиереем (епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом) может стать только представитель черного духовенства.
Дьячок (уменьшительное от дьяк) — низший разряд церковнослужителей, не входящий в состав церковной иерархии, в отличие от священнослужителей — архиереев, священников и дьяконов. Не следует путать дьячка (дьяка) с диаконом. (см. также Псаломщик)
Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.
Епископ (греч. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии (См. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.
Игумен (греч. – идущий впереди, ведущий) – настоятель православного монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже игуменов стали избирать только из числа иеромонахов.
Игуменья – настоятельница женского православного монастыря.
Иерарх (греч. – священноначальник) – представитель высшего духовенства, архиерей: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.
Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа (см. Степени священства).
Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.
Иеродиакон – монах в сане диакона.
Иеромонах – монах в сане иерея.
Иподиакон – служитель Церкви (церковнослужитель), по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д.
Канонарх (греч. — начинатель установленного) — монах-регент. (см. также Регент)
Клир — (греч. — жребий) — в христианстве — духовенство, как особое сословие Церкви, отличное от мирян.
В синодальную эпоху в России под «клириками» (в отличие от «лаиков» — мирян) часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода.
Миряне – рядовые верующие.
Митрополит – архиерей очень крупной церковной области.
Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.
Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.
Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны. Патриархи Русской Православной Церкви.
Пресвитер (греч. – старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства (см. Иерархия).
Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.
Протодиакон – первый или главный диакон в епархии.
Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.
Псаломщик (до конца XIX века — Дьячок) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведённый в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Подавляющее большинство сегодняшних церковных псаломщиков не поставляются епископом через хиротесию и фактически являются мирянами, исполняющими обязанности псаломщика.
Регент (от лат. «правящий»)– руководитель церковного хора. Он подбирает певчих, обучает их, руководит хором при богослужении. Может одновременно исполнять обязанности псаломщика (регент-псаломщик).
Святитель — архиерей. Другое значение этого слова — угодник Божий, при жизни бывший архиереем и по смерти прославленный Православной Церковью в лике святых.
Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей. Семинарист — студент семинарии.
Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.
Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.
Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих). Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение во епископы совершается несколькими епископами.
Хиротесия (греч. — возложение рук, руковозложение) — возложение епископом рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира в церковнослужители. Право хиротесии принадлежит епископам. Главным отличием хиротесии от хиротонии (см. ниже) является то, что в ней посвящаемому не сообщается благодать священства (во время её совершения епископом не произносятся слова призывания благодати на посвящаемого).
Хиротония (греч. «голосование рукой») — рукоположение, посвящение в одну из степеней священства (диакона, священника, епископа).
Церковнослужитель – вспомогательное лицо, участвующее в общественном богослужении. К церковнослужителям относятся иподиакон, чтец, свещеносец, алтарник, певец, канонарх и т. п. Не имеет благодати священства, поставляется через посвящение (хиротесию) на то или иное вспомогательное служение в церкви.
Чтец — низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца — чтение во время богослужения богослужебных текстов (Священное Писание, шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.).
Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.

Кто такой дьякон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *