Иисус — назорей или назарянин?

Отвечает: Александра Ланц

Вопрос: «Спасибо пастору Александру Серкову за ответ насчет употребления вина. Конечно, же вы разрушили миф об сотворении Иисусом алкогольного вина. Но скажите, пожалуйста, почему Иисус вообще употреблял вино, если назареям запрещалось его употреблять? Прикасался к мертвым? То есть Иоанну нельзя, простому человеку, а Иисусу можно, Сын Бога? Приходит Иисус и нарушает, и притом говорит, что Он не нарушает их, и Он помазанник Бога?!»

Мир вам, יִרְמְיָהוּ!

Я очень надеюсь, что взяв себе такое имя, вы однажды перестанете думать о Господе Иисусе так, как написали в вашем вопросе. Господь Иисус никогда не нарушил ни одной йоты Собственного Закона и никогда не учил других нарушать. Поэтому фарисеям и законникам вместе со священниками пришлось искать лжесвидетелей, чтобы обвинить Его и приговорить к смерти.

Вы когда-нибудь пробовали найти в Ветхозаветных Писаниях пророчество, на которое ссылается Матфей, т.е. пророчество о том, что Машиах должен быть назореем? Такого пророчества там нет.

Однако Матфей уверенно настаивает:

Матф.2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Обратите, пожалуйста, особое внимание на то, что слово «пророки» здесь множественного числа. Евангелист явно говорит о том, что Иисус назван назореем в книгах нескольких пророков. Но вот мы читаем эти книги, и ничего подобного не находим. Нигде нет предсказания о том, что Машиах должен быть назореем (не стричь волосы, не употреблять ничего от виноградной лозы и любого вида алкоголя, не прикасаться к мертвому телу). Почему?

А что если Матфей говорил не о том, что нам с вами первым приходит в голову, когда мы видим слово «назорей»? Что если название города Назарет имеет корень своего происхождения не в «назорействе», а созвучно смыслу какого-то другого еврейского слова?

Исследования показывают, что скорее всего, когда израильтяне времен Иисуса слышали слово «Нацерет» (именно так они его слышали), они ассоциировали его не с еврейским «назир», что означает назорей (посвященный Богу), а в еврейским «нецер», что означает «ветвь, отрасль».

Так вот когда люди того времени слышали: «Иисус из Назарета», они понимали –»Иисус из Отрасли» «Иисус назарянин, назаретянин» הנוצרי они понимали как «Иисус Отрасль».

И если так, то тогда действительно сбылись предсказания четырех пророков. Вот они:

Ис.4:2 В тот день Отрасль Господа явится в красоте и чести…

Иер.23:5 Вот наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.

Иер.33:15 В те дни… возращу Давиду Отрасль праведную….

Зах.3:8 …вот Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
Зах.6:12 … так говорит Господь Саваоф: вот муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, он произрастёт из Своего корня и создаст храм Господень.

Во всех этих отрывках употреблено одно и то же слово иврита, которое не имеет никакого другого значения, как «росток, отрасль, веточка, растение».

Поэтому когда об Иешуа говорили, что Он «а-ноцри» הנוצרי , для людей, знавших вышеперечисленные пророчества, это звучало довольно ярко: Иешуа Отрасль… привлекая к мысли о том, что Он и есть тот Самый обещанный Машиах.

С уважением,

Саша.

>ОБЕТ НАЗОРЕЙСТВА

(Джон Эдвардс)

Закон Моисеев предусматривал для верного израильтянина возможность посвятить себя Господу на определенное время по собственной воле. Эта возможность получила название обета назорейства. Ею мог воспользоваться любой израильтянин, будь то мужчина или женщина, желавшие посвятить себя на служение Господу. Любой, кто не был левитом или священником, мог дать обет назорейства.

Слово “назорей” происходит от еврейского “назар”, что означает “быть отделенным”, “отделять на посвящение”. Оно используется в связи с обособленным положением священников в отношении святынь народа Израилева, см. Лев. 22:2. Связанное с этим законом слово “nezer” означает “отделение”.

Цель обета назорейства

Числа 6:1,2. Быть назореем для простого израильтянина означало максимально приблизиться к положению, которое занимал в обществе народа Божьего священник, ибо условия назорейства были весьма сходными со служением первосвященника. Первосвященник представлял собой образ Израиля как Царства священников (его голова помазывалась елеем и на нее возлагался венец — диадима). Назорей тоже представлял собой весь народ.

Посвящение назорея совершалось на добровольной основе и знаменовало собой путь, на который он становился охотно и радостно из-за своей любви к Богу, а также из-за желания жить перед Ним в совершенной святости, жить по Его заповедям и постановлениям, прославляя и восхваляя Его, ища с Ним единства.

Условия назорейства

1). Воздержание от вина.

Чис. 6:3,4. Назорею воспрещалось употреблять вино и любые другие алкогольные напитки; он даже не должен был есть виноград.

Лев. 10:8-11. Эти условия были схожими с законами о служении священников, которым воспрещалось употреблять вино при исполнении их обязанностей в Скинии. Несомненно, что такое повеление было дано Богом после того как Надав и Авиуд, принесшие пред Господа “чуждый огонь” и тем самым нарушившие заповедь Божью, совершили этот поступок в состоянии опьянения. Всякий, кто посвятил себя в святыню Господу, должен мыслить ясно и сосредотачиваться на своем служении Ему.

Интересно вспомнить о том, что Господь Иисус на последней вечере сказал, что Он больше не будет пить вина до тех пор, пока не придет в Царствии Своем. Почему? Потому что отныне Ему надлежало взять на Себя служение Первосвященника и принести Себя в качестве совершенной жертвы за грех. На кресте Иисус отказался испить вина с миррой ради того, чтобы сохранить свой разум ясным несмотря даже на ужасающую боль, сопровождавшую распятие. Так и назорей полностью воздерживался от употребления вина, алкоголя вообще и от виноградных плодов. Ему нельзя было находиться под действием вина. Его радость не должна была иметь своим источником возбуждающее действие вина, но происходила она от его полного посвящения и служения Богу.

2). Необрезание волос.

Чис. 6:5. Назорей не должен был стричь волос на протяжении всего времени своего посвящения Богу. Его голова была “головой назорейства” (ст. 18). Назорей имел видимый знак данного им обета — нестриженые волосы, служившие ему венцом.

Исх. 28:36-38. Первосвященник на кидаре носил “полированную дощечку” с выгравированными словами “Святыня Господу”. Его служение было святым, особым служением Богу. Он действовал как представитель народа Израилева перед Богом и как представитель Бога перед Израилем, как ходатай и наставник всего народа. Он отделялся от среды общества с тем, чтобы исполнять порученные ему обязанности и наблюдать за исполнением строгих предписаний, оставаясь святым во всем своем поведении. Израиль, со своей стороны, тоже имел определенные обязанности и призвание проявлять “святость Господа” в связи со своим особым положением избранного народа Божьего.

Назорей, время отделения которого было периодом “святости Господу”, носил венец в виде своих неостриженных волос, символизировавший его личный отклик на призыв Бога Израилева быть святым народом. Благодаря своему поведению назорей становился как бы живой проповедью и увещеванием для всех своих братьев-израильтян вести святую жизнь, которую Бог требовал от избранного Им народа.

Лев. 21:5,6. Священник не должен был стричь голову, поскольку она являлась святыней Господу. Голова управляет всем телом, а мысль предшествует поступку, поэтому народ Божий должен был оставаться святым как во всех помыслах своих, так и в делах. Так и Господь во время Своей Нагорной проповеди учил, что мысли человека ведут его к совершению того или иного поступка, как хорошего, так и плохого. Во всем этом мы можем видеть призыв “следить за своими помыслами”.

3). Прикасаться ко всему мертвому запрещено.

Чис. 6:6-8. Назорей не должен был приближаться к мертвому телу какого бы то ни было человека, включая даже своего родственника.

Лев. 21:1-3 и 11,12. Первосвященнику воспрещалось осквернять себя смертью даже в том случае, если речь шла о близком родственнике. Он не должен был обнажать своей головы, ибо он был “святыней Господу, венец помазания его на нем”.

Назорей, так же являвшийся “святыней Господу”, не мог оплакивать смерть своих близких родственников и входить в дом умершего. Святость жизни, провозглашавшаяся назореем, не должна была иметь чего-либо общего с духовным разложением, которое символизировала смерть.

Грех отделяет людей от Бога и является причиной их смерти, а потому последствия греха представляют грешника духовно умершим человеком. Назорей, который жил духом, не мог отождествлять себя с духовно мертвыми.

4). Случайное осквернение смертью.

Чис. 6:9-12. Законом предусматривались непредвиденные обстоятельства случайного осквернения от мертвого тела, когда, например, кто-нибудь неожиданно умирал в непосредственной близости к назорею. Подобное событие рассматривалось как безусловная причина для отмены данного человеком обета назорейства. В этом заключался урок о губительном действии греха. В обычных условиях человек, подвергшийся осквернению от мертвого тела, должен был уйти за пределы лагеря на семь дней и очищаться водой очищения на третий и седьмой день этого срока (см. Чис. 19).

Если подобное несчастье происходило с назореем, то в этом случае от него требовалось куда больше, ибо речь шла о прекращении его посвящения. На седьмой день после омытия водами очищения он должен был остричь свои волосы. Время его прежнего посвящения закончилось и теперь ему предстояло начать всё сначала. На восьмой день он должен был принести двух птиц: одну в жертву всесожжения, а другую в жертву за грех, чтобы получить прощение.

Помимо этого назорей обязан был принести Богу определенную компенсацию за те дни своего назорейства, которые ему так и не удалось прожить согласно своему обету из-за случайного соприкосновения со смертью. Поскольку эти дни, согласно ранее данному назореем обету, принадлежали Богу, то несостоявшийся назорей обязан был принести агнца в качестве жертвы повинности. Жертва повинности приносилась тогда, когда владелец лишался чего-либо принадлежащего ему по праву.

Дни посвящения, прожитые назореем до его осквернения, также считались потерянными, а всё посвящение должно было начаться заново.

Завершение назорейства

Чис. 6:13-20. При благополучном завершении времени своего посвящения назорей приносил в жертву всесожжения одного агнца мужеского пола, одну овцу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную вместе с пресными хлебами и лепешками, возлиянием и мукой.

  • Жертва за грех приносилась в признание необходимости прощения.
  • Жертва всесожжения означала полное посвящение жизни человека Богу.
  • Мирная жертва символизировала акт благодарения Богу и единство с Ним.

После этого назорей остригал свою голову и сжигал волосы под котлом на том месте, где варилась мирная жертва. Окончание обета знаменовало достижение назореем истинного общения с Богом. После этого священник клал правое плечо овна (мирная жертва) вместе с одним пресным хлебом в руки назорея и потрясал их перед Господом. Затем назорей уходил и мог пить вино, радуясь исполнению своего обета. Хлеба и лепешки, приносимые назореем, были такими же пресными как и те, что использовались при освящении самих священников (см. Исх. 29). Т. н. “потрясаемое” приношение показывало, что назорей понимает свою нужду в священнике-ходатае, который сам был бы неподвластен греху и вся жизнь которого была бы святой (Господь Иисус Христос).

Заключение

Брат Роберт Робертс в своей книге “Закон Моисеев” писал, что назорейство служило прообразом времени испытания ученика Христова. Обряд, которым знаменовалось окончание назорейства, указывал на окончание времени служения ученика. Обрезание волос означало оставление плоти, а все приносимые жертвы, каждая по своему, служили прообразом Иисуса Христа.

Только посредством одного лишь Христа ученики могут получить прощение и войти в Царство Божье. В Царстве они будут иметь радость вечного общения и единства с Господом Богом и Господом Иисусом Христом. Во времена этого Царства Господь Иисус станет пить новое вино вместе со Своими учениками.

Назорей должен был отделить себя на служение Богу, а его волосы (диадима) указывали на то, что он свят перед Господом. Он символизировал собой отделение на служение Богу и свидетельствовал народу Израилеву о том что он, народ, обязан был играть роль свидетеля Божьего пред лицом всех других народов земли.

В Господе Иисусе Христе закон о назорействе получил свое полное исполнение. Ему не было нужды иметь внешние знаки святости. Он был Свят, Чист и Безгрешен среди грешников. Он был слугой ЯХВЕ, Божьим первородным Сыном, исполняющим Его волю и замысел.

Иисус был Святыней Господу и был отделен Ему на служение со дня Своего рождения до самой крестной смерти. Его хлебом и возлиянием было творить Божью волю и свидетельствовать о Его замысле. Грех не возымел силы осквернить Его, а потому и последствия греха также были бессильны перед Ним. Когда Иисус дотрагивался до прокаженного, то прокаженный очищался. Когда Он прикасался к мертвому, то мертвец оживал.

Подобным образом и мы тоже должны посвятить свою жизнь служению Богу и Его Сыну Господу Иисусу Христу, чтобы мы могли исполнять волю нашего Творца преданно и верно, и чтобы в великий и решающий День мы могли услышать слова Судии, обращенные к нам: “Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость господина твоего”.

Кто такой назорей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *