Этот человек ходил зимой и летом босиком, в одних шортах и очень любил обливания холодной водой в любое время года. Он проповедовал на территории бывшего Советского Союза свою оздоровительную систему, заключающуюся в победе духа над телом. Перенося множество гонений и обвинений в сумасшествии, он прожил 50 лет в соответствии своему укладу и умер в возрасте 85 лет. Причина смерти Порфирия Иванова официально не комментировалась.

Иванов родился в 1898 году в многодетной шахтёрской семье. Он был старшим из 5 сыновей и пошёл работать на шахту в возрасте 15 лет. В 1917 году Порфирий был призван на Первую мировую войну и вернулся с неё в 1918-м. Он приехал домой, женился, завёл сыновей Андрея 1918 г.р. и Якова 1925 г.р. В 1920 переехал в другой город. Однажды ему пришла в голову мысль, что главная причина человеческих болезней и смерти – неумение жить в гармонии с окружающей природой. В 1933 году Порфирий стал искать пути к здоровому духовному образу жизни.

Постепенно уменьшая количество пищи и привыкая к хождению без одежды, Иванов начал проповеди среди окружающих и был в первый раз доставлен в ростовскую психиатрическую лечебницу с диагнозом «шизофрения». Он получил инвалидность первой группы по выходу из больницы и освобождение от военной обязанности. Во время фашистской оккупации, Иванов был подопытным у немцев, проводившим над ним эксперименты. Его старший сын погиб на фронте.

После войны Иванов принялся за свои старые попытки набрать адептов своего учения и был вновь помещён на принудительное лечение – теперь уже в лечебницу тюремного типа. После освобождения в 1954 году его реабилитировали от обвинения в антисоветской пропаганде, но через 10 лет он опять госпитализирован в специальный диспансер. Так его переводили из клиники в клинику с диагнозом о невменяемости, пока окончательно не освободили в 1968 году.

В 1971 году учениками Иванова был построен «Дом Учителя» на хуторе Верхний Кондрючий под Луганском, где Иванов, начиная с 1976 года, принимал и лечил паломников. Его методы часто имели положительный эффект и озадачивали специалистов. О Порфирии заговорили открыто, появились статьи в прессе, фильмы на ТВ. В его учении искали черты язычества, йоги, даосизма и буддизма в российском варианте. Иванов занимался целительством и работал со своими учениками, проповедуя 12 советов для укрепления здоровья и 8 строк своего ГИМНа, выражающего суть учения.

Его записи, оставшиеся ученикам, плохо поддаются прочтению и психологами-специалистами воспринимаются как полный бред, но кто-то из последователей умеет видеть в них смысл и трактовать. Деятельность Иванова и его учение- спорный вопрос для современников, которые так и не определили, почему умер Порфирий Иванов, мечтавший о бессмертии. Свидетели его смерти говорят о возможной гангрене давно болевшей ноги, противники его системы – о воспалении лёгких, поразившем стареющий организм. Есть предположения мистического толка. Ответов нет: вскрытия тела Иванова его последователи не допустили.

2928 Просмотров

Феномен Порфирия Иванова: Почему самого известного советского целителя называли то пророком, то сумасшедшим

35 лет назад ушел из жизни человек, имя которого обросло легендами еще при жизни, – Порфирий Иванов. Кем только его ни называли – целителем, йогом, мошенником, Учителем, основателем секты, пророком, сумасшедшим, самородком и т. д. Как бы то ни было, его методика оздоровления «Детка» стала одним из самых популярных учений конца ХХ в. и до сих пор находит приверженцев. А в 1980-х гг. у человека, который зимой и летом ходил босой и без одежды, были тысячи последователей. Правда, бессмертным он не стал – 10 апреля 1983 г. Порфирий Иванов скончался в возрасте 85 лет.

Порфирий Иванов появился на свет 120 лет назад, в 1898 г. под Луганском в многодетной семье шахтера. В церковно-приходской школе он отучился всего 4 года, с 12 лет начал батрачить, а с 15-ти работал на шахте. В его родном селе о нем ходила дурная слава. В юности он был хулиганом и промышлял воровством, однажды был даже арестован за мошенничество.

После 35 лет его жизнь кардинально изменилась. 25 апреля 1933 г., судя по записям Иванова, он пришел к решению о том, что все болезни человека возникают из-за его отрыва от природы. Привычка к комфорту отдалила человека от естественной среды обитания. Пища, одежда, жилище делают людей зависимыми, поэтому им нужно освободиться от этих пут и жить в единении с естественными условиями – землей, водой и воздухом. Порфирий Иванов начал закаляться, уменьшил количество пиши и одежды на теле и спустя два года уже ходил в одних длинных трусах и босиком в любое время года. С тех пор дату 25 апреля последователи Иванова празднуют как день рождения Идеи.

В результате экспериментов над собственным организмом Порфирий Иванов научился подолгу обходиться без пищи и воды, легко переносил мороз и жару и при этом не болел. Он начал пропагандировать свое учение и призывать людей следовать его примеру. В 1935 г. его задержала милиция на центральном базаре Ростова. Иванова отправили в психиатрическую больницу, где ему поставили диагноз «шизофрения». По этой причине во время Великой Отечественной войны его не призвали в армию. Но на целителя с необычными способностями обратили внимание фашисты. По его словам, они проводили над ним эксперименты – закапывали в снег, обливали холодной водой на морозе. В результате ему выдали охранный документ в связи с тем, что он представляет интерес для мировой науки.

Главной своей целью Иванов считал поиски путей для достижения бессмертия. А для этого нужно было восстановить потерянный контакт с природой и обрести крепкое здоровье. По его мнению, для избавления от болезни мало устранить ее симптомы и последствия, нужно кардинально изменить образ жизни. Целитель считал, что нужно следить и за физическим, и за моральным здоровьем, для чего соблюдать этические нормы (в частности преодолевать в себе лень, гордость, жадность и лицемерие, здороваться с людьми и помогать нуждающимся), отказаться от алкоголя и табака, обливаться холодной водой утром и вечером. Поскольку он считал, что так же, как от человека к человеку передаются болезни, можно подобным образом «передавать» здоровье, Иванов решил заняться целительством. По его словам, ему удалось исцелить парализованную женщину, прикованную к инвалидному креслу на протяжении 17 лет. Впрочем, этот факт нигде не был зафиксирован документально.

В 1951 г. Порфирия Иванова арестовали за «антисоветскую агитацию» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу тюремного типа, где он провел 3 года. В 1964 г. его снова арестовали. В Институте судебной психиатрии им. Сербского Иванова признали невменяемым. Еще 4 года он провел в психиатрических больницах.

В 1971 г. в деревне под Луганском его последователи построили «Дом Учителя», где целитель жил и принимал посетителей. А в начале 1980-х гг. о нем узнал весь Союз: журналист прожил 5 дней у Порфирия Иванова и написал об этом статью в «Огоньке». Резонанс был настолько масштабным, что целитель в ответ на письма читателей опубликовал 12 практических советов, кодекс нравственно-оздоровительного способа жизни под названием «Детка», в которых кратко излагалась суть его учения. После этого у него появились тысячи последователей по всему СССР. Их называли ивановцами. Одни из них следовали практической части учения о необходимости закаливания и оздоровления, а другие – религиозно-мистической составляющей, из-за чего многие исследователи склонны считать ивановство религиозным движением и даже деструктивной сектой.

Порфирий Иванов никогда не обращался к врачам, поэтому сложно сказать, что на самом деле стало причиной его смерти. Поскольку в дневниковых записях он жаловался на сильные боли в ноге, его биографы выдвинули предположение о том, что у него могла развиться гангрена вследствие переохлаждения. Другие исследователи полагают, что на его здоровье сказались долгие годы, проведенные в психиатрических лечебницах. После смерти Иванова в 1983 г. число его последователей значительно возросло, и к началу 1990-х гг. ивановцев было уже около 10 тысяч.

Медики не раз подвергали критике эту систему оздоровления из-за того, что она может принести вреда здоровью не меньше, чем пользы: обливание холодной водой – стресс для организма, вследствие резкого спазма сосудов может случиться инсульт. Дискуссии по поводу Порфирия Иванова и его учения длятся до сих пор. Кто-то считает его оригинальным мыслителем, кто-то – пророком и гуру, а скептики склонны объяснять сверхспособности его организма психическими и физическими девиациями. Этот феномен до сих пор так и не нашел своего достоверного объяснения, хотя, бесспорно, заслуживает внимания и медиков, и религиоведов, и социологов, и психологов.

Возврат к первоистокам и единение с природой пропагандировали и старообрядцы Лыковы, которые провели 40 лет в добровольном изгнании и полной изоляции: .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Порфирий Иванов

Основатель: Порфирий Корнеевич Иванов (1898-1983).

Дата основания: 1933 (1932?).

Источники учения: «тетради» Порфирия Иванова.

Официальные издания: Регулярного печатного издания нет. Идеи Иванова пропагандируются через газеты целительского толка, такие как «Знахарь», «Целитель плюс» и др., издаются книги, распространяются видеофильмы и «самиздатовские» брошюры. Проводятся фотовыставки, семинары, конференции, пропагандирующие учение в рамках возрождения методов народного целительства или в контексте развития идей Вернадского и Циолковского.

Центры: 1) Чувилкин бугор в с. Ореховка Луганской области, где на Порфирия Иванова снизошло озарение; 2) хутор Верхний Кондрючий — место захоронения Порфирия Иванова, там же построен «Дом Здоровья» — духовный центр всех последователей Иванова.

Организационная структура: Единого центра у движения нет, хотя упоминаются 12 учеников «внутреннего круга», якобы избранные самим Порфирием Ивановым. За ними негласно признается руководящая роль в распространении учения, координации и руководстве отдельными группами последователей.

Деятельность: Существующие объединения последователей Иванова действуют под видом культурно-просветительских организаций и движений, лечебно-оздоровительных (профилактических) групп здоровья.

Численность: В крупных городах не более 50-100 человек активных последователей, которые организовывают все официальные мероприятия.

История: Порфирий Корнеевич Иванов родился в 1898 году в селе Ореховка Ворошиловградской (ныне Луганской) области, на Украине, в многодетной семье шахтера. Паршек (как звали его родные) окончил 4 класса церковно-приходской школы, после чего побывал и шахтером, и рабочим, и колхозником. В молодости Иванов ничем не отличался от своих сверстников. Но в 1933 году на него снизошло озарение, когда во сне ему открылся смысл человеческого существования — обретение потерянного единения с природой, получение от нее силы и отказ от «неестественных» потребностей в пище, одежде, жилище. В течение следующих 50-ти лет Паршек вел жизнь «русского йога»: круглый год ходил без одежды, обливался холодной водой, голодал 4 раза в неделю. Жизнь Порфирия Иванова в изложении его последователей изобиловала чудесами и сверхъестественными явлениями (2, кн. 1, с. 131). После смерти Иванова осталось около 300 тетрадей-рукописей с записями его личных наблюдений и размышлений, которые для приверженцев идей Паршека приобрели вероучительное значение.

>***

***

Основные принципы мировоззрения иванова: Мировоззрение Порфирия Иванова не было самобытным. В его тетрадях религиоведы находят ссылки на Ветхий Завет, публикации Свидетелей Иеговы, на статью В. Сидорова «Семь дней в Гималаях» (3, 7). Отвечая на письма своих последователей, Иванов пользовался трудами Ленина, Маркса и Энгельса (1, с. 32), а некоторые его стихи и гимны написаны на мотив «Интернационала» и «Марсельезы».

«Детка». Основой пропагандируемого Паршеком учения является «Детка» — оздоровительная система, основанная на использовании природных средств. По представлениям Порфирия Иванова, «Детка» должна была сыграть связующую роль в процессе перехода человечества на более высокий эволюционный уровень. Основные понятия «Детки» — Природа, Чувилкин бугор и сам Паршек.

Природа. Иванов постоянно размышляет о могуществе природы, приписывая ей всестороннее влияние на человека: «Всем судьба — Природа»; «Сильнее Природы нет ничего. Она всему дело есть главное: что захочет, то и сделает» (3, с. 19). Личность самого Паршека рассматривается только в контексте тесного взаимодействия с природой. С одной стороны, «он без Природы ни шагу», а с другой, «она за Паршека, она не хочет портить Его Идею». Благодаря природе он научился удалять от человека «этого злого врага» — болезни. И это позволяет Иванову воскликнуть: «Я есть меж людьми Бог за Свою такую работу, за то, что делаю Сам в людях» (3, с. 21). Благодаря тем же полученным от природы силам все человечество может рассчитывать на бессмертие: «Умирать совершенно перестанем… природа… она нам даст нашу жизнь» (4, с. 150).

Чувилкин бугор. Для Иванова и его последователей этот клочок земли в с. Ореховка Луганской области — олицетворение нетронутой рукой человека природы: «Его земля никем не занятая от Адама лет» (4, с. 131). «Это есть наше райское место», — поют ивановцы в гимне «Слава жизни» (1, с. 57). Согласно представлениям Иванова, бугор обладает жизнью, сознанием и мистическими силами: «он живой и воскресающий» (4, с. 141), «любит правду» (4, с. 139), «там мудрость одна», «это наше первоначальное живое тело», «путь», «наставление», которое всех нас приведет к вечной жизни, поскольку «вечного характера жизнь оттуда не уходила» (3, с. 19-20). Именно благодаря Чувилкиному бугру Паршек обрел могущественные силы и стал учителем. Под сверхъестественным воздействием бугра должно произойти радикальное изменение всей жизни людей. Иванов явно проводит параллель между Голгофой и Чувилкиным бугром, где он «смерть изгонит, а жизнь во славу введет» (3, с. 20). «Чувилкин бугор это будет человеку слава, она его такого вот примет, ему его жизнь даст» (4, с. 152). «Будет на человеке бессмертие, которое будет вводиться в людях» (4, с. 131).

Паршек. По его собственным словам, Паршек — «Победитель природы, Бог Земли. Он пришел на землю для спасения жизни» (4, с. 136). «Просите Его вы все, умоляйте — того, чего вам в жизни надо, ОН за вас заступится» (3, с. 21). Однако Паршек — лишь посредник, передающий людям чудодейственные силы Природы. Через Паршека Природа «одарила людей счастьем и ввела им их здоровье на веки веков» (3, с. 21). Паршек — ключевая фигура в реализации конечной цели человека: «Вы все люди через Меня, как Бога, добьетесь бессмертия, умирать перестанете. Вы будете жить вечно из-за славы вашей» (3, с. 21). Таким образом, Паршек видел свою миссию в том, чтобы в течение своей жизни достичь «богова» состояния и указать всем путь к обретению бессмертия.

Представления о боге: В трудах Иванова явно прослеживаются попытки провести параллель между христианским учением о Троице, грядущем Царством Господа Иисуса Христа и ключевыми понятиями его собственной системы: Бог Отец противопоставляется обожествленной природе; Паршек как победитель природы претендует на роль Иисуса Христа и воплощение Святого Духа; а Чувилкину бугру отводится роль места будущего преображения человечества, где человек обретет бессмертие. Все три элемента: природа — Паршек — бугор, тесно взаимосвязаны и по отдельности теряют свое значение.

Представления Иванова о Боге пантеистичны. По его словам, Бог растворен в природе и подчинен ей. Природа становится как бы новой ипостасью Бога, и через слияние с ней человек обретает спасение.

Сторонники «неохристианского» истолкования воззрений Иванова объявляют его учение «верой Третьего Завета — Завета Святого Духа, или Второго пришествия Христа» (3, с. 5, 7). На этом основании они считают Иванова возвратившимся Христом, в котором воплотился Святой Дух (5, с. 4). Однако сам Паршек утверждал, что Отец и Сын уже реализовали себя, а третьему, Духу Святому, это еще предстоит. Святому Духу отводится ключевая роль в появлении «нового человека». Но это не Святой Дух Евангелия, а некая космическая энергия, о которой Иванов пишет: «Эволюция не признает ни отца, ни сына — у нее Дух Святой, у нее азот, а человек этому принадлежит» (3, с. 7). Явление Духа будет означать начало «эволюционной истории» человечества. Порфирию Иванову в этом процессе также отведена особая роль: «Паршек отцу и сыну на смену эволюционно пришел, в люди ввел дух» (3, с. 24).

Заслуживают внимания и атеистические высказывания Паршека о том, что Бога в принципе не существует, что «Бог — это эволюционно движущийся человек» (1, с. 36), и что «…бог пребывает не на небе, а на земле — в людях, кои сумели одержать победу над собою» (6, с. 2).

Мессианские идеи: Всю систему религиозных воззрений Иванова пронизывает идея мессианства, которая, однако, излагается довольно противоречивым образом. С одной стороны, мессия уже пришел, это сам Иванов, Христос второго пришествия (1, с. 42), и в нем же воплотился Святой Дух (5, с. 4). С другой стороны, Иванов — всего лишь земной бог (в языческом понимании слова), победитель природы, Учитель (4, с. 136), а мессии еще только предстоит родиться. Сам Паршек поддерживал вторую точку зрения. Эти два представления о мессианской роли Иванова постоянно путаются в умах его последователей.

Спасение через эволюцию: Природа — единственный источник жизни, от которого зависит судьба человека, а эволюция — главный движущий процесс в развитии человечества. В силу своих языческо-атеистических представлений об окружающем мире, Паршек считал, что только через единение с Природой посредством его методики «закалки-тренировки» возможен переход человечества на иной эволюционный уровень, где люди смогут обрести физическое бессмертие. Но Иванов не верил в бессмертие души (духа): «Здесь живете — остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков» (7, с. 1).

Пророчества: Встречаются также высказывания, свидетельствующие о том, что Паршек делал попытки предсказывать будущее человечества и отводил себе роль религиозного лидера, вершащего судьбы всей Земли. «Прозревая» будущее, он представлял себя «земным богом», который «осудит всех за несправедливость» (2, т. 3, с. 139). Паршек связывал определенные надежды с распространением своей системы мировоззрения к 2000 году.

Общество будущего: Идеальное человеческое общество, которое Иванов ожидал увидеть, он называл «возобновленным Раем». В представлении Паршека каждый человек на земле должен получать равные блага от природы (что, кстати, Иванов и считал настоящим коммунизмом). Он предполагал, что в новом обществе не будет борьбы за материальные блага, и, как следствие, наступят мир, дружба и любовь в межчеловеческих отношениях (4, с. 122-123). Таким образом, естественное состояние будущего человечества в учении Иванова выглядит своеобразной утопией. Будущее общество должно быть полностью лишено производства и экономических отношений: «Пахать и сеять мы не будем, добывать уголь, газ, руду не будем, есть, пить, спать, одеваться и жить в доме не будем… Ни деньги, ни имущество — ничто не спасет человека» (3, с. 35). Это утопическое общество не должно иметь никаких государственных, общественных, научных, образовательных и культурных учреждений. Воплотить в жизнь эти идеи предполагалось в общине на Чувилкином бугре, где в условиях «естественного состояния» должны были быть решены основные онтологические проблемы человека: избавление от болезней и смерти (4, с. 150, 152).

Современные течения: Официальной организации и единого учения последователей Порфирия Иванова не существует. Некоторые группы явно поклоняются Иванову как Богу; другие утверждают, что Иванов — бог, но с маленькой буквы. Именуя его богом, они не считают его первопричиной и Творцом Вселенной, а лишь тем, кто указал путь к обретению бессмертия. Третьи обращаются к Иванову только как к целителю. В наши дни прослеживается тенденция к переосмыслению идей Порфирия Иванова в религиозно-философском направлении: ноосферном, христологическом, сотериологическом, теософском. Особую популярность учение Паршека приобретает в сочетании с идеями Движения новой эры. Истинность его «непостижимого» во всей полноте наследия многие последователи пытаются подтверждать ссылками на Сатпрема, Рерихов, Даниила Андреева и других авторов-эзотеристов. Подчеркивая схожесть методики Паршека с религиозными техниками йоги, они называют его «русским йогом». Те же, кто изображает Иванова просто великим учителем нравственности, ссылаются на Ганди, Достоевского и даже обращаются к христианскому богословию, что в корне противоречит духу их учителя, не признававшего Церковь.

Использованная литература

1. Иванов П. К. Библия 20-го века (без в.д.).
2. Золотарев Ю. Г. Трилогия. М.-СПб: «Диля», 2001.
3. Балагушин. Система учителя Иванова — http://philosophy. ru/iphras/library/bal/03.html
4. Иванов П. К. Труды. М.: «Конон», 1992.
5. Акимов А. Учитель Иванов и Его Учение о Независимой Жизни Человека в Природе. Москва, 1996 — http://ivanov.univera.ee/stat1.html
6. Власов Сергей. Эксперимент длиною в полвека //Огонек № 8, 1982 — http://ivanov.univera.ee/stat6.html
7. Православная газета. 1996. № 10 (44) — http://orthodox.etel.ru/best/sect/ivanov.html
8. Бабаев Мирза. П. К. Иванов и его детки — http://zhurnal.ru/staff/mirza/pkivanov.html

Биография и особенности учения Порфирия Корнеевича Иванова (1898-1983), который ходил в одних трусах и босиком круглогодично, и оставил после себя разнообразных последователей, и был объявлен богом.
Миф Порфирия ИВАНОВА: превращение в бога
В тексте, который сейчас вы прочтёте, сам факт существования Порфирия Корнеевича Иванова (1898-1983) сомнению не подвергается. Можно быть уверенным в том, что такой человек на свете существовал. Сомнению подвергается утверждение многих его последователей, что П.К.Иванов является богом. Определённо, Иванов богом не был. Но теперь по порядку.
Порфирий Иванов родился в 1898 году. До 35 лет он вёл обычный образ жизни, но в 1933 году его посетило откровение. Смысл оного в том, что не нужно бороться с погодой-природой и прятаться от неё одеждой, а наоборот нужно принять все стороны природы – и холодные, и тёплые; и от одежды, по возможности, отказаться.
Иванов приучил себя ходить без одежды, в одних больших трусах, и босиком; при этом у него исчезли все болезни. Закалился он достаточно быстро. Зимой он, удивляя всех, ходил в таком же виде. В 1936 году он отправился в Москву на Всесоюзный съезд Советов, чтобы поведать делегатам, с трибуны съезда, о своей оздоровительной системе. Тут и начались злоключения Иванова – не допустив на съезд, его забрали «куда следует». С тех пор нередко Иванов попадал то в милицию, то в психбольницу, но продолжал развивать свою идею и пропагандировать её в народе.

В конце 1950-х годов у Иванова проснулись экстрасенсорные способности, он начал исцелять людей, прикасаясь к ним. Некоторых он лечил даже дистанционно. Такой феномен, наблюдавшийся также у других известных личностей – у Иисуса Христа, Кашпировского, Распутина – убедил Иванова в том, что он является своего рода мессией. Власти СССР, однако, продолжали угнетать Иванова, и суммарно около 12 лет он провёл в заточении.
Особую известность Иванов получил уже в начале 1970-х, когда ему было уже 72-75 и более лет. К этому периоду относятся почти все известные его фотографии. Можно заметить, что почти на всех известных фото Иванов совершенно седой, с большой белой шевелюрой и бородой, — а на снимке 1972 г он ещё с тёмными волосами с проседью. Стало быть, активно фотографировать его начали уже в старости. Особый интерес вызывало появление Иванова зимой, на улицах Москвы или других городов, где он прохаживался босиком в неизменных больших чёрных трусах. Там же, в больших городах, он устраивал подпольные сеансы исцеления на квартирах, куда набивались толпы людей, желающих видеть или заполучить чудо. Тусовки эти время от времени разгонялись милицией, что ещё больше подогревало интерес к необычному. Иванову приходили сотни писем от исцелённых людей: одни вылечились «закалкой-тренировкой», моржеванием-обливанием по «методу Иванова», других же вылечил прикосновением сам Иванов. Эти же письма были и уликой при задержаниях Иванова властями.

«Мы должны с вами, все люди, проанализировать это дело. Я считаю, это дело есть святое. Им должны люди удовлетвориться. Это жизненный такой закон. Солдат служить больше не будет. Армия не понадобится, воровство прекратится. Болеть люди перестанут. Все до одного получат 33 рубля . Тюрьмы не станет, больницы тоже не будет, учиться так не будем. Места тоже не станет, в людях проявится жизненная любовь. Меж национальностями войны не будет больше никогда. Умирать совершенно перестанем. Все люди от этого дела они встанут, их как таковых поднимет природа, она нам даст нашу жизнь. Вот что мы с вами увидим. Это всё жизнерадостное в жизни нашей проявится, наша вся на земле райская жизнь. …
Мы должны с природою не бороться, её качества не брать, они будут не нужны. Огонь не требуется, железо ненужное, снасть не потребуется. Шило с иголкой не надо будет, землю как таковую присваивать не будем и она не будет человеку нужна. Сеять зерно перестанем, всё это отпадёт. Всё это сделает у себя наш земной человек, у него организуется внутреннего характера тепло. Ему пища не потребуется, одежда тоже ненужная будет, жилой дом не будет нужен. …Вот чего люди добьются в этом вот деле» — пишет Иванов 13 мая 1978 г (см.: П.Иванов, труды. М., Кокон, 1992, стр 150-152. Приведено в общепринятой орфографии).
В возрасте примерно 70 лет к Иванову приходит мысль, что он является Богом. Скорее всего, эту мысль ему подкинули счастливые исцелённые им тётушки. Тема «Иванов как Бог», «Иванов – Бог Природы», «Иванов – Бог Земли» активно муссируется где-то с 1972 года, в последнее десятилетие его жизни. Отчего возник такой миф? Народное сознание полно мифов. Что в голове у пожилых, порой нездоровых советских женщин в начале 1970-х годов? Смесь: обрывки цитат из недозабытых Евангелий, жития юродивых-святых, слышанных в дореволюционном детстве, и на этом же другие мифы – царство божие = коммунизм, Ленин-Сталин, человек = победитель природы и т.п. У мужчин к тому же винегрету приклеены обрывки цитат из Чижевского – Вернадского – Циолковского, напечатанные седьмым экземпляром под копирку, добытые кем-то у кого-то, книги переводные самиздатовские про йогов, аскетов и переводы индийских гуру в обрывках, и всё это смешано, непонятно, но одно ясно – что «что-то где-то есть». И плюс мрачноватая обстановка развитого социализма перед глазами, недостроенный коммунизм на горизонте. А тут не что-то и не где-то, а прямо у всех перед глазами нечто невиданное есть. На этой благодатной почве и пышно процвёл миф Иванова. Чему сам он был и не против, сам же в это уверовал, и все доказательства были, как обычно бывает, налицо.
Некоторая «запретность» Иванова идёт ему же на руку – если запрещают, значит, боятся, значит, есть чего боятся, правду хотят скрыть… Вспоминая, что Иисус Христос тоже был гоним книжниками и властями, применяя всякие библейские пророчества, восторженные женщины (и мужчины тоже) десятками собирались, встречали-провожали Иванова на вокзалах, скоплялись на квартирах, где он гостевал, целовали его руки, ноги и пышную шевелюру и от радости нередко исцелялись от всех заболеваний. Другие же, не имея возможности увидать Учителя лично, обращались к нему мысленно или же через фотографию – традиция вполне понятная у многих народов. Система здоровья Иванова (и мистическая связь с самим гуру) обещала вечную жизнь в телесной форме, без признаков болезней и смерти, на неограниченно долгий срок. Тут же мы находим и параллели – «Верующий в Меня будет жить вовек» и т.д.. А вот письменного явного изложения своего учения Иванов не формулировал до 80-летнего возраста. Он давал своим фанатам всего пять советов: голодание (хотя бы одни сутки в неделю), обливание, босохождение (хотя бы по нескольку минут в день), не пить + не курить, плюс дать 50 копеек нуждающемуся, нищему, с пожеланием улучшения своего здоровья.
Основные канонические тексты (12 советов «Детка», гимн «Слава жизни» и текст «Победа моя») Иванов написал уже в зрелом возрасте, когда ему было за восемьдесят. Стих «Слава жизни», написанный в 1979 году, такой:
Люди Господу верили как Богу,
А Он сам к нам на Землю пришел.
Смерть как таковую изгонит,
А Жизнь во славу введет.
Где люди возьмутся на этом Бугре,
Они громко скажут Слово:
«Это есть наше райское место,
Человеку слава бессмертна!»
Это, можно сказать, Символ веры ивановцев. К нему они порой добавляют ещё две строчки (не знаю уж, появились они при жизни Учителя или после?) Вот они:
Слава! Слава! Слава! Учитель дорогой!
Ты есть начало, ты есть конец, ты – повелитель Вселенной!
Полагаю, что всё же эта добавка появилась после смерти Иванова. Всё же в голове Иванова выражения «Бог Земли», «Победитель Природы» вряд ли означали «Повелитель Вселенной». Хотя кто знает? Кажется, что Иванов всё более убеждался в собственном всемогуществе, и факты подтверждали его уверенность. С каждым годом, после 1970 г, слава подпольного гуру возрастала, и число исцелённых людей росло по экспоненте.
Но самое интересное произошло в 1982 году. Советский журнал «Огонёк» в №8 напечатал небольшую заметку об Иванове («Эксперимент длиной полвека»). С адресом. Тиражи совизданий были миллионные, и Иванов был завален – в своём хуторе Верхний Кондрючий – мешками с письмами. Сотни людей приезжали в это селище, поражаясь здоровью и хорошей сохранности 85-летнего старца, который ещё и успевал всех лечить. «Бог опять пришёл на землю», радовались сельские старушки и городские интеллигенты. В этом же году Учитель составил расширенный вариант своих советов «Детка», 12 заповедей – итог, так сказать, своего жизненного опыта.
Многие приезжающие были уверены в бессмертии и во всеведении Учителя. Если Учитель что-то перепутал или забыл – это понарошку, просто «он нас проверяет». Но к величайшему смятению последователей, в 1983 году, на вершине славы, уверовавший в свою божественность Иванов умер. Господь Бог забрал его – Он не любит конкурентов.

Казалось бы, проживи Учитель ещё 6-7 лет, его дело бы восторжествовало во всесоюзном масштабе. Не за горами была перестройка, а в 1989 году его бы выбрали депутатом в Совет Народных Депутатов СССР – рядом с Дикулем и дедушкой Касьяном (костоправом из тоже украинского села Кобеляки). Тогда на этом, настоящем демократическом, Съезде, водились всякие народные умельцы, целители всех мастей, и Иванов как раз бы реализовал свою идею – выступить на Съезде Советов, что не удалось ему в 1936 году.
Последователи всегда испытывают смятение после неожиданной смерти Учителя, но обычно вскоре находится и выход из ситуации. И необходимые тексты и пророчества, указывающие на необходимость такого исхода. Так вышло и на этот раз.
Иванов ушёл, оставив людям своё учение, которое имело вид записок и толстых тетрадей. Этих тетрадей было несколько сотен. Однако разобраться в них непросто – Иванов писал очень неграмотно, в каждом слове делая порой по три ошибки, пропуская запятые и знаки препинания. О чём он пишет, порой нелегко догадаться. Но и редактировать текст нельзя – ведь это писания Самого Бога. Каждая запятая и её отсутствие, каждая клякса и опечатка – это святые письмена, и кто дерзнёт исправлять Богову писанину? Так и начали печатать тетради Иванова, ничего в них не изменяя, но вскоре оставили это дело – занудно и трудночитаемо.
/
Оставив в покое писания самого Учителя, — последователи Иванова за несколько лет раскрутили целый миф о нём. Основные положения этого мифа каждый может обнаружить в краеведческом музее г.Свердловск Луганской области Украины, где имеется специальная выставка, посвящённая Иванову. Ещё более развёрнуто этот миф показан в альбоме, хранящемся в Доме Иванова в хуторе Верхний Кондрючий. Напротив, самая лёгкая версия, с минимумом легенд, помещена на сайте http://uchitel-ivanov.narod.ru. С большим количеством мифов об Иванове, с его прославлением, а также – наоборот, различную критику Иванова – легко отыскать в Интернете.
Мифологизированная история Порфирия Иванова имеет следующие библейские параллели:
1) Порфирий Иванов – (якобы) предсказан пророками. «Человек придёт на землю и будет ходить по ней в одних трусах, и проходит так 40 лет. И этот человек окажется Богом.»

2) Начало служения – в 35 лет. Подобно тому, как Иисуса Христа в возрасте 35 лет при распятии лишили одежды, также Иванов в 35 лет пришёл в мир без одежды, и таковым и остался.
3) «Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь – земля святая». Самым святым местом, по Иванову, является некий пупырь – Чувилкин бугор в Луганской обл., куда ивановцы каждый год 25 апреля совершают «хадж».
4) Исцеления больных, немощных, как лично, так иногда и на расстоянии. Толпы людей, желающих прикоснуться к Учителю и через это выздороветь.
5) Проповедь, гонения, периодические приходы в Москву (аналог Иерусалима), притеснения от ментов и психиатров (эквивалент книжников и фарисеев) и неприятие официальных лиц.
6) «Никакой вины я не нахожу в этом человеке» — фразу Понтия Пилата произносит мент, по собственному его признанию, задержавший и потом отпустивший Иванова.
7) Всевозможнейшие библейские цитаты, написанные старославянским шрифтом на фоне фотографий Иванова, оказываются как бы иллюстрацией к Библии и одновременно – к жизни Иванова. Цитаты из писаний самого Иванова, вырванные из контекста, с нужной расстановкой больших букв («Мне», «Мой», «Моя» с большой буквы) на этом же фоне.
8) Смерть задолбанного властями страдальца.
9) «Я пришёл предложить жизнь людям» (надпись в краеведческом музее г.Свердловск) – ср. «Я пришёл, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком», «Я есть путь, истина и жизнь».
10) Мысленные обращения к Учителю (даже после его кончины), чтобы он благословил пищу перед едой, за здоровьем и т.п.
Интересные, напоследок, факты и наблюдения из биографии Иванова и ивановцев:
• Почти все классические фотографии Иванова – с седой бородой и волосами, причём на фоне зимней природы. Хотя Иванов и говорил, что не нужно любить одну сторону природы, а нужно любить обе стороны – холодную и тёплую, — но наиболее популярны фото Иванова, идущего босиком на фоне снегов. Летних фото практически нет. Вероятно, зимний образ П.К. вызывает подсознательные ассоциации с добрым дедушкой Морозом, который приносит детям подарки.
• Среди последователей Иванова не видно ни одного человека, имеющего такие же свойства, что и Иванов. Современные ивановцы ограничиваются обливанием, моржеванием, но никто не ходит в одних трусах, как Учитель.
• Иванов питался мало, но всё же ел, и не был при этом вегетарианцем. В систему Иванова вегетарианство не входило, хотя в идеале был полный отказ от пищи – так и не осуществлённый.
• Ивановцы верят, что один из американских астронавтов встретил Иванова на Луне.
• Считается, что П.Иванов встречался со Сталиным, который пожелал ему удачи в его эксперименте.
• Дом, который был построен в 1971 году последователями Иванова на хуторе Верхний Кондрючий, ул.Садовая, 58, сохраняется до сих пор. За домом следит последователь Иванова; вписываются различные гости – последователи Учителя. Среди двацати гостей, однако, не было визуально видно людей, хотя бы частично голых, напоминающих Иванова, с длинными волосами и большими бородами – таких людей не было видно. Сам последователь Учителя, следящий за домом, в бытовой жизни носит не только обувь, но и носки.
• До хутора Кондрючий можно проехать от рынка г.Свердловск Луганской области на маршрутке, идущей в село Калинино. Выйдя на повороте на Кондрючий, нужно пройти пешком около километра. Обратно можно вернуться по шпалам малодеятельной железной дороги – до ж.д.станции Должанская около 5 километров.
• Учитель призывал к вечной жизни на Земле в телесном виде. Человек, исполняющий заветы П.К., в результате должен был отказаться от пищи, от одежды, от жилища, и жить в телесном виде, как в раю, вечно – без болезней и невзгод. Этот проект так и не был осуществлён – тело Иванова, и тела его последователей, не приобрели таких свойств. Однако, народная вера в воскресение мертвых проникла и в ивановство – будем надеяться, что в пакибытии мы всё-таки приобретём все необходимые качества.
• Некоторые учения, сходные с ивановскими, проникли в более раскрученную секту – Анастасистов. Так, (якобы существующая) Анастасия (героиня книг Мегрэ), подобно Иванову, пропагандирует жизнь в природе без технических средств, и ссылается на Иванова, как на удачный образец такой жизнедеятельности.
(фотографии пересняты в краеведческом музее г.Свердловска Луганской обл)
16 мая 2009

Кто такой порфирий Иванов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *