Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца

Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.

Важно

Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.

Кратко о царе, благословенным Богом

С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.

Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.

Рождение легенды Иерусалима

Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.

Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.

Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.

Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.

При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.

Приход к власти младшего из братьев

Задолго до того, как развернулись трагические события, царя Соломона, вернее только будущего правителя, отец выбрал в качестве своего преемника, несмотря на то, что он не был старшим из детей. Причина была проста – другие сыновья не оправдали его ожиданий. Старший отпрыск его – Амнон – имел неосторожность влюбиться в собственную сестрицу Фамарь, которая взаимностью ему не отвечала (на близкородственные связи уже существовал строжайший законодательный запрет). Тогда он заманил ее к себе в покои, где изнасиловал, а затем прогнал. Увидев, что Давид никак не наказал сына за такой серьезный проступок, за сестру решил вступиться еще один брат – Авессалом.

Он выжидал очень долго, целых два года тая обиду и планируя месть. Однажды на пиру он приказал своим верным рабам убить Амнона. Эта смерть была ему выгодной вдвойне, ведь так он становился еще и первым по старшинству наследником империи отца, устранив соперника. На этом Авессалом не остановился. Он стал активно агитировать против отца, и его политические игры привели к расколу в кругах знати. В итоге молодой вождь поднял мятеж и даже на некоторое время занял Иерусалим, но Давид справился с проблемой. Будучи уже старым и дряхлым, он решил помазать на царство своего младшего сына от любимой жены.

Последний акт этой древней трагедии разыгрался уже после того, как прежний правитель умер, а молодой успешно взошел на престол. Еще один из братьев пророка Соломона, Адония, заключив тайный договор с военачальником Иоавом, а также верховным священнослужителем Авиафаром, решил узурпировать власть. Его «потуги» были раскрыты, он бежал и спрятался в храме, опасаясь мести брата-правителя. Но тот, казнив всех участников заговора, его помиловал. Правда, когда Адония пришел просить у него руки одалиски Ависаги, Соломон не на шутку рассердился. В те времена, чтобы доказать и укрепить свою власть, мужчины забирали себе жен и наложниц соперников. Упрямого брата царя схватили и тут же казнили, имея вполне законную причину.

Внутренняя политика справедливого царя

Согласно библейским историям, Соломон всегда старался не уничтожать врагов, а приобрести союзников и друзей. Он действительно был нацелен на процветание государства, потому заботился о собственных подданных. Если верить этим рассказам, то он организовал справедливый и честный суд для каждого, вне зависимости от достатка или положения.

Третья книга Царств как нельзя лучше иллюстрирует это. В ней содержится притча о женщинах, живущих в одном доме и неспособных «поделить» ребенка. Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь.

Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме – намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто.

Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот (Кущей). Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея.

В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники – «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках.

Внешняя политика дипломатичного лидера

Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну.

Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Исследователи считают, что девушка могла быть дочерью фараона Псусеннеса II, Шешонка I или Сиамона.

Эзотерические послания от царя

Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов.

  • «Ключи Соломона» — это тайный гримуар (книга заклинаний), авторство которых приписывают иудейскому царю. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов.
  • Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов (по числу библейских псалмов) и пшеничного зернышка.
  • Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению.
  • Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена.

Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось.

Личная жизнь мудрого царя

Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).

Жены, наложницы и дети

В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.

В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.

Закат правления, отступившего от клятв

Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.

Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль

Смерть мистика и мудреца

Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.

Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.

В память о легендарном правителе

Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».

В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.

Русский военный жаргон

Проекции МиГ-21ПФМ. При виде в плоскости самолёт действительно может напоминать форму балалайки, за что и получил такое прозвище «Бровь» — броневой экран на правой стороне башни Т-62М в Музее КДВО«Кирасир» — экскаватор ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255 РастяжкаТранспортный самолёт Ил-76, вид спереди. За характерную форму остекления кабины штурмана, похожего на улыбку, прозван лётным составом «улыбайкой»Су-24М ВВС России в полётеПартизанский ремень — полевой поясной ремень из комплекта снаряжения рядового и сержантского состава ВС СССР, пряжка ремня покрыта краской защитного цвета (на фото краска счищена).Краб — эмблема и капуста — шитьё на козырьке фуражки.Солдаты танковых войск в чёрных технических комбинезонах — «комбезах», ГСВГ.Офицерская фуражка к повседневной форме одежды авиации и ВДВ в ВС СССР, 1969—1991 годов, закреплены на:
околыше кокарда с эмблемой;
тулье «птичка» — эмблема. Конный наряд, ПВ КГБ СССР (одеты в так называемую погранцо́вку). Горный участок советско-китайской границы. Пограничная застава (погранзастава) «Хоргос». КазССР. Январь 1984-го.

Русский военный жаргон (советский и российский военный жаргон) — профессиональный жаргон военнослужащих вооружённых сил (ВС) тех государств и стран, в которых среди военнослужащих распространён русский язык общения (Союза ССР, Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина, Израиль и так далее).

У военнослужащих служит для краткости обозначения предметов (изделий) и явлений армейской, авиационной, флотской и специальной (служебной) жизни, жизни пограничных и внутренних войск, а также для простоты общения в данной специфической социальной группе и обозначения принадлежности к ней.

Советский военный жаргон представляет собой совокупность неологизмов: часть которых образована путём сокращения названий видов, типов, моделей вооружений, воинских званий, воинских должностей, специальностей, других явлений военного быта; часть заимствована из уголовного жаргона и бытового юмора; часть возникла под воздействием явления «дедовщины» и отражает область неуставных взаимоотношений между военнослужащими.

Военный жаргон России может различаться в видах вооружённых сил, родах войск (сил) видов ВС, отдельных родах войск, спецвойсках и по составам военнослужащих, в связи с большим количеством специальностей и формирований в ВС и так далее и тому подобное.

Указанные ниже жаргонизмы русского (советского) военного жаргона во многом являются своеобразным «наследием» военного жаргона Российской Империи и, как уже было сказано, употребляются в вооружённых силах многих стран бывшего СССР.

Исследования военного жаргона

В отличие от солдатского (матросского) фольклора, который часто фиксируется в «дембельских альбомах», военный жаргон практически никем не исследовался и до сих пор остаётся малоизученной областью филологических знаний. В XX веке активно составлялись словари уголовного жаргона и молодёжных сленгов, однако словарь военного жаргона так никогда и не издавался, несмотря на многолетнюю историю российской и советской армии, авиации и флота.

По словам исследователей Ксении Кнорре и Андрея Мирошкина, единственная крупная исследовательская работа на тему армейского жаргона под названием «Словарь русского военного жаргона: нестандартная лексика и фразеология вооружённых сил и военизированных организаций Российской империи, СССР и Российской Федерации XVIII—XX веков.» была подготовлена доктором филологических наук, профессором Череповецкого государственного университета Валерием Пантелеймоновичем Коровушкиным и издана в 2000 году в Екатеринбурге.

Вступительная часть словаря была опубликована в журнале «Новый часовой». Данный словарь включает в себя около восьми тысяч слов и интересен, прежде всего тем, что охватывает большую историю российской армии, начиная с русско-турецких войн 1686—1713 годов. В данном труде охарактеризован жаргон военных и военизированных организаций, существовавших в Российской империи, СССР, Российской Федерации — России вплоть до декабря 1996 года. Материалом для исследователя В. П. Коровушкина послужили около 5 тысяч жаргонизмов, выбранных им из более чем 600 произведений литературы: военных романов, мемуаров и дневников, газетных и журнальных статей, справочников и словарей, а также собранных автором с помощью несанкционированного анкетирования и опроса военнослужащих, чтения.

Доцент кафедры теории языка Челябинского государственного университета, филолог Оксана Захарчук, составив классификацию словаря военного жаргона, разделила жаргонизмы на несколько групп. Первая группа связана с военной техникой, обмундированием, оружием. Вторая касается солдат, командиров, межличностных отношений, третья касается быта и занятий военнослужащих.

Также О. Захарчук в своих исследованиях замечает, что «практически во всех приведённых примерах военные жаргонизмы имеют отрицательную коннотацию. Вместе с тем классификация жаргонизмов обнаруживает стремление военнослужащих соединить профессиональные объекты с мирными и таким образом сгладить противопоставление военной службы и мирной гражданской жизни».

Примеры русского военного жаргона

Внимание! Эта страница или раздел содержит ненормативную лексику.

Жаргон по видам (родам) войск

Жаргонизм Значение
Бандерло́г,
Спецна́з,
Само́совец
Военнослужащий частей и соединений специального назначения ГРУ Генштаба.
Первый жаргонизм берёт начало из факультета специальной разведки РВВДКУ, готовившего офицеров для частей специального назначения, на котором курсантов обучали начальным основам акробатики и углублённому знанию иностранных языков, отсюда и ассоциация с вымышленным обезьяньим народом бандар-лог. Далее жаргонизм распространился в войсках.
Происхождение второго термина весьма очевидно. Это сокращение от словосочетания «Специальное назначение».
Последний термин является отсылкой к солдатам гвардии никарагуанского диктатора Сомосы.

Военно-Морской Флот

В значительной степени военно-морской флотский жаргон содержит специфические морские термины.

Основная статья: Морские термины

Однако, нельзя в полной мере отождествлять морские термины, имеющие не только военное, но и вполне официальное назначение, с военно-морским флотским жаргоном. Часто, и так весьма специфические, морские термины имеют и ещё одно (или даже несколько) иносказательных флотских военно-морских значений.

Жаргонизм Значение
Шке́нтель Арьергард походного пешего строя (колонны).

Жаргон по семантическим полям

Техника

Внимание: Не следует путать условные или кодовые обозначения моделей вооружения и военной техники, которые давались и даются в конструкторских бюро и в главном ракетно-артиллерийском управлении Министерства обороны (ГРАУ) с жаргонными обозначениями техники в войсках (силах). На практике повседневное недокументированное использование в войсках кодовых обозначений военной техники не было повсеместным, обязательным и закреплённым служебными инструкциями, поэтому трудные для запоминания или произношения названия часто заменяются аббревиатурами или «изделию» просто даётся прозвище по какому-либо характерному признаку. Данный раздел весьма ограничен, ввиду большого числа техники и вооружения.

Жаргонизм Значение
Чёрный тюльпан Ан-12, увозивший в ходе войны с территории Афганистана тела погибших советских военнослужащих.
Бэха, Бэтр (Бэ́тэр), Бардак, Мотолыга (Метла) БМП, БТР, БРДМ-2, и МТ-ЛБ соответственно.
Коробочка Единица бронетехники, в частности Т-80, использовавшийся в во время конфликта в Чечне.
Шайтан-труба, труба Реактивный пехотный огнемёт (РПО) Шмель, РПГ.
Цинка, цинк Коробка патронов. А также цинковый гроб, в котором транспортируется тело погибшего под жаргонизмом «груз 200».
Весло Винтовка СВД. Также, в ВДВ, ЖДВ и прочих войсках обозначение автомата АК с нескладным деревянным прикладом (жаргон ОКСВА) в погранвойсках название автомата АК-74, более длинного из-за компенсатора, по сравнению с АК-АКМ.
Весёлый В ОКСВА так называли МиГ-21 за малое подлётное время (то есть время от запроса поддержки с воздуха до прибытия самолёта и сброса бомб/сброса НАР).
Спиртовоз, гастроном Тяжёлый истребитель-перехватчик МиГ-25, в антиобледенительную систему которого заливалось 200 литров спиртовой смеси.
Таблетка Санитарный а/м (ТПК, транспортёр переднего края) на базе УАЗ-452, ЛуАЗ-967
Шиши́га, шиша́рик, шишка Автомобиль ГАЗ-66. Искажённое сокращение от устного произношения «шестьдесят шесть», «шестьдесят шестой».
Захар, крокодил Армейский грузовик ЗИЛ-157. Прозвище «Захар» досталось по наследству от предшественника ЗИС-150. А «крокодилом» его называли за характерную форму кабины и капота.
Ксюха, сука, сучка АКС74У.
Калаш, Калашмат Автомат Калашникова.
Тёплый, Теплик Тепловизор.
Рацуха, Радейка Рация.
Глушак, Тишина Глушитель (ПБС).

Дедовщина

Слова, обозначающие военнослужащих срочной службы по периодам их службы

Период службы Вид, род, контингент войск Жаргонизм
Военнослужащие до присяги, проходящие курс молодого бойца Общеупотребительное ду́хи беспло́тные, быки́ (бычьё), за́пахи, дрищи́, каранти́ны; ана́лизы;
От присяги до полугода (первые 6 месяцев службы) ВМФ сала́ги, (производные салабо́ны, солобо́н), ду́хи, слоны́;
Сухопутные войска и ОКСВА ЧИЖи́ (аббревиатура: «человек, исполняющий желания»);
Мотострелковые войска ду́хи (производное душа́ры), свисты́, свистки́, слоны́;
Железнодорожные войска гу́си;
зе́лень (зелёные), бобры́;
Военно-строительные войска
васьки́;
Внутренние войска отцы́, малыши́, ежи́, воробьи́, чеки́сты (производное че́ки), щеглы́, ЧИЖи́;
Пограничные войска щеглы́, со́сы, драко́ны, папуа́сы, ку́рсы
От полугода до года ВМФ караси́, молоды́е, салабо́ны, моржи́, щеглы́, ма́монты;
Сухопутные войска и ОКСВА ЧИЖи́, шнурки́;
Воздушно-десантные войска га́нсы;
слоны́, во́роны;
Внутренние войска
помоза́ (производное от «помазок»), шнурки́, гу́си, во́роны; черпаки́;
Железнодорожные войска старшие гуси, гуси со стажем;
Прочее во́роны, пузыри́, огурцы́, совки́, гло́бусы, уша́ны;
От года до полутора лет Общеупотребительное котлы́, помазки́, маслы́́
Сухопутные войска и ОКСВА черпаки, черепа
Внутренние войска
Воздушно-десантные войска фазаны́
Железнодорожные войска
От полутора до двух лет Общеупотребительное дедушки (деды́)
Космические войска старики́, ста́рые;
Воздушно-десантные войска дембеля́
После выхода приказа об увольнении в запас Общеупотребительное дембеля́
Воздушно-десантные войска гражда́нские
Внутренние войска гра́ждане
квартира́нты
Железнодорожные войска

Казарма

Жаргонизм Значение
Глади́лка,
«лы́жи»,
«отбивáшки», канты
Небольшая дощечка с ручкой (или без) для придания краям матрасов кантика — прямого угла.
Ка́нтик Край матраса на кровати, отбитый и отглаженный двумя гладилками до прямого угла.

В более общем случае, кантиком называют любую линию, для которой при наведении порядка можно применить критерий чёткости (кантик при подбривании шеи, то есть чёткая линия раздела волос головы и чисто выбритой шеи), прямоугольности (кантик на сугробах, когда снежные сугробы на территории части выравниваются под углом в 90 градусов) либо прямоты (выставление мебели либо имущества «по ниточке»).

Взлётка Свободное место внутриказарменного коридора для построений (Центральный проход).

Обмундирование и одежда

Военнослужащие в зимнем варианте «афганки» (в куртках полевых утеплённых — бушлатах и в брюках утеплённых полевых — ватниках), полевая форма одежды, образца 1984 года. Солдат в «хэбэ». Повседневная и полевая летняя форма одежды образца 1969 года. Сфотографирован во время несения внутренней службы дневальным.

Жаргонизм Значение
Афга́нка,
эксперимента́лка,
варша́вка
Комплект полевой летней (зимней) формы военнослужащих, в начальный период применявшейся в САВО и ОКСВА (откуда и получила своё наименование), а позднее во всех формированиях ВС СССР, а затем ВС РФ и стран СНГ.
Поскольку форма нового образца поставлялась в части ОКСВА в виде испытания в войсках (эксперимента), военнослужащие самого ОКСВА называли её «эксперименталкой».
Третье наименование связано с тем, что дизайн куртки и брюк определённо был основан на аналогичных моделях, используемых другими армиями стран Варшавского договора.
Бушла́т,
фуфа́йка,
фофа́н
В Сухопутных Войсках устное обозначение ватной куртки для солдат, не имеющей по фасону и используемыми материалами ничего общего с бушлатом матроса в ВМФ. Официальное название «рабочая куртка утеплённая». Также «бушлатами» назывались зимние куртки к афганке, которые официально назывались «куртка утеплённая полевая».
Песо́чка Вид х/б ткани или сшитое из такой ткани «хэбэ» (см. ниже), по цвету и структуре максимально приближающегося к песчаному грунту. При глажке, как правило, не приобретает, так называемый, «стеклянный блеск».
Стекля́шка,
«стекло́»
Вид х/б ткани или сшитое из такой ткани «хэбэ» (см. ниже), по структуре кардинально отличающегося от «песочки» — главным образом тем, что, благодаря наличию, помимо хлопчатобумажных, синтетических волокон, при первой же глажке сразу приобретает, так называемый, «стеклянный блеск».
Хэбэ́ Вид полевого обмундирования из хлопчатобумажной ткани. От аббревиатуры «х/б» — хлопчатобумажная.
Пэша́ То же, но из полушерстяной ткани, для зимнего периода. От аббревиатуры «п/ш» — полушерстяная.
Парадка Парадно-выходная форма одежды военнослужащих срочной службы в СССР.
Гражданка 1. Невоенная (обычная, то есть гражданская) одежда;
2. Внеармейская жизнь.
Камо́к (комок) Камуфляжная форма
Бро́ник Бронежилет
Тормоза Штрипка — тесьма, пришитая снизу к штанине брюк, проходящая под ступней и оттягивающая вниз край штанины.
Сопля Лычка
Капуста Петлицы

Спецназ ГРУ ГШ МО СССР

Мабута-прыжковка-песочка — костюм подразделений спецназа ГРУ ГШ времён СССР, без погон и любых других обозначений, образца 1981 года, имеющий 8 карманов и карман под нож. В то время в СССР происходит формирование спецподразделений «Альфа» и «Вымпел», а также вводится ОКСВ в Афганистан. В этих условиях и появляется мабута, ставшая отличительным признаком спецназа. Судя по ГОСТ 17 6290-73, указанному на бирке первой модели костюма, которая была пошита с пуговицами наружу, костюм появился в 1973 году. На первых бирках мабуты было написано «костюм мужской». Все летние мабуты 1-го и 2-го типа шились на Клепиковской швейной фабрике в г. Спас-Клепики Рязанской области, а зимние костюмы изготавливал Ивановский швейный завод № 3. Артикул ткани 6883 ТЗ № 3553-69. Расцветка летних костюмов была трёх вариантов: зелёный, коричневый и кремовый. Зимние костюмы имели коричневый и серый цвет «Арктика». Материал на костюмы, согласно номенклатуре материальных средств по службе вещевого имущественного снабжения МО СССР от 1967 года, назывался «ткань плащевая с водоотталкивающей пропиткой арт. 3277 защитная». На всех остальных мабутах, вплоть до конца изготовления в 1991 году, артикул ткани не менялся.

Прочее

Жаргонизм Значение
Бульбуля́тор (иногда бурбуля́тор) Самодельный кипятильник для воды из двух бритвенных лезвий или сапожных армейских подковок, двужильного провода, спичек (щепок, карандашей) и ниток. Категорически запрещён из-за чрезвычайной опасности поражения электрическим током. В частях РМТО — устройство для дистилляции воды.
Бэсээ́л (аббревиатура БСЛ) Большая (иногда совковая) сапёрная лопата
Пра́пор, кусо́к Прапорщик
Кэп Капитан, командир полка (от аббревиатуры КП)
Полкан Командир полка, полковник
Шакал Офицер
Рубон Приём пищи
Цеппелин Пусковая установка в РВСН
Спиртяга Хлеб со спиртовым консервантом
Кирзуха Пшеничная каша
Дробь 16, болты Перловая каша
Дискотека Посудомоечный цех
Мамлей, младший прапорщик, микромайор Младший лейтенант
Летёха, свисток Лейтенант
Старлей Старший лейтенант
Чипок, чипер, булдырь Солдатский магазин
Самоход (самоволка) Самовольная отлучка из части
Сочи Самовольное оставление части

Примечания

  1. 1 2 3 4 Кнорре К., Мирошкин А. Словарь современного армейского жаргона: опыт создания // «Неприкосновенный запас». — 1999. — № 5(7)
  2. Коровушкин Валерий Пантелеймонович // Сайт «subscribe.ru» (Проверено 17 апреля 2017)
  3. Коровушкин В. П. Словарь русского военного жаргона: нестандартная лексика и фразеология вооружённых сил и военизированных организаций Российской империи, СССР и Российской Федерации XVIII−XX веков. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. — 372 с. (35 п. л.)
  4. 1 2 Коровушкин В. П. Русский военный жаргон XVIII−XX вв. // Журнал «Новый часовой», 1994. — № 2. — С. 76−81. (недоступная ссылка — история, копия)
  5. 1 2 Алла Александрова Челябинские лингвисты составили словарь армейского жаргона // Российское информационное агентство «Новый Регион», 28 октября 2011 года
  6. Сизова Е. Никто, кроме нас (газета) (недоступная ссылка). «Гвардия России» № 4 (19). Российский Союз ветеранов Афганистана (март 2004). Проверено 28 мая 2012. Архивировано 10 ноября 2007 года.
  7. Армейский жаргон. Проверено 6 марта 2015.
  8. Сводный словарь Армейского жаргона. Проверено 6 марта 2015.
  9. Каланов Н. А. Словарь морского жаргона. — 2-е. — М.: Моркнига, 2011. — С. 100 — ISBN 978-5-9906698-5-7
  10. Есть только миг: Охотник за призраками: МиГ-25. Проверено 16 января 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  11. УАЗ 452. Проверено 1 февраля 2014.
  12. Буханка УАЗ 452. Проверено 1 февраля 2014.
  13. Легендарный автомобиль ГАЗ-66 «Шишига». Проверено 1 февраля 2014.
  14. Владимир Куваев. Наша «ксюха» // журнал «Мастер-ружьё», № 7 (76), июнь 2003. стр.74-77
  15. ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» — Знаменитый «калаш»: как создавалось оружие-легенда
  16. «Словоново»
  17. 1 2 3 4 5 6 7 8 Гараева Л. М., Баклашова Т. А., 2016.
  18. 1 2 Никитина Т. Г., 2007, с. 72.
  19. 1 2 3 Никитина Т. Г., 2007, с. 196.
  20. Манвелов Н. В., Гл. 8. «Морская риторика» и флотские жаргонизмы.
  21. Каланов Н. А. Словарь морского жаргона. — 2-е. — М.: Моркнига, 2011. — С. 120. — ISBN 978-5-9906698-5-7.
  22. Гараева Л. М., Баклашова Т. А., 2016, Для строительных войск.
  23. Никитина Т. Г., 2007, с. 229.
  24. 1 2 Никитина Т. Г., 2007, с. 62.
  25. 1 2 Никитина Т. Г., 2007, с. 62−63.
  26. 1 2 Фото солдата с гладилками, отбивающего кантики // УралИнформБюро, 14 декабря 2010
  27. Фото кантика на сугробах
  28. Взлётка — Словарь русского арго — Энциклопедии & Словари
  29. Веремеев Ю. 4 Рабочая форма солдат и сержантов. Униформа Советской Армии обр. 1988 г. // Анатомия армии
  30. 1 2 3 4 Ткань «Афганка» — нестареющая классика // © Сайт компании «Pantex» (www.pantex.com.ua) (Проверено 2 сентября 2014)
  31. Самодельный кипятильник // Сайт «Сделай сам»
  32. Никитина Т. Г., 2007, с. 123.

Соломон

Эта статья — о легендарном библейском царе; о мужском личном имени см. Соломон (имя). У этого термина существуют и другие значения, см. Соломон (значения).

965 — 928 до н. э.

Соломон
др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре
3-й Царь единого Израильского царства
Предшественник Давид
Преемник Ровоам и Иеровоам I (как Царь Северо-Израильского царства)
Вероисповедание иудаизм
Рождение 1011 до н. э.

  • Иерусалим
Смерть 928 до н. э.

  • Иерусалим
Место погребения
  • Иерусалим
Род династия Давида
Отец царь Давид
Мать Вирсавия
Супруга Наама, дочь фараона и неизвестно
Дети Ровоам
Менелик
Соломон на Викискладе

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان‎ Сулейман в Коране) — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972—932 до н. э., 960-е — ок. 930 до н. э., 967—928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874—796 до н. э.

Соломон — персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.

Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст — Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132)). В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

Историчность царя Соломона, также как и историчность царя Давида, и историчность Израильского царства является предметом научной дискуссии.

Библейское повествование

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства — Иерусалиме (1Пар. 3:5). В Библии упомянуты жена Соломона Наама Аммонитянка (ивр. ‏נעמה‏‎) (3Цар. 14: 22,31) и дочери Соломона — Тафафь (ивр. ‏טפת‏‎, Тафат), (3Цар. 4:11) и Васемафа (ивр. ‏בשמת‏‎, Басемат ), (3Цар. 4:15).

Преемником его стал его сын Ровоам (3Цар. 14:21).

Приход к власти

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония (3Цар. 1:5). Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия (ивр. — בת שבע Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. נתן Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3Цар. 3:10-11)

Правительство Соломона

Состав правительства, сформированного Соломоном:

  • Первосвященники — Садок, Авиафар, Азария;
  • Командующий войсками — Ванея;
  • Министр налогообложения — Адонирам;
  • Придворный летописец — Иосафат; также писцы — Елихореф и Ахия;
  • Ахисар — начальник царской администрации;
  • Завуф;
  • Азария — начальник наместников;
  • 12 наместников:
    • Бен-Хур,
    • Бен-Декер,
    • Бен-Хесед,
    • Бен-Авинадав,
    • Ваана, сын Ахилуда,
    • Бен-Гевер,
    • Ахинадав,
    • Ахимаас,
    • Ваана, сын Хушая,
    • Иосафат,
    • Шимей,
    • Гевер.

Внешняя политика

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом (3Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (3Цар. 10). В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).

Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16). Разные исследователи называют этим фараоном Псусеннеса II (Catholic Encyclopedia), Сиамона (Кеннет Китчен), Шешонка I (Стивен Т. Франклин).

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя (3Цар. 12:1-5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Cогласно Талмуду, Соломон прожил 52 года.

> Соломон в иудаизме

В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рафаэль создал фреску «Суд Соломона», а художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно — оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). У него же есть повесть «Звезда Соломона».

По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

  1. Эти тексты находятся в русле древневосточной литературы мудрости и имеют соответствия в Древнем Египте. Вероятно, в создании этих текстов принимали участие писцы, знавшие иностранные языки и знакомые с литературными традициями соседних народов.
  2. В середине XX века раскопками в нескольких городах Израиля были обнаружены фрагменты сооружений, которые стали связывать с именем Соломона. Однако на рубеже XX и XXI века эта связь стала оспариваться.
  3. «Новейшая библейская критика склонна видеть в библейском описании эпохи Соломона элементы идеализации этого периода девтерономическими редакторами, в глазах которых период правления Соломона был временем высшего расцвета еврейского царства под властью дома Давида» (Еврейская энциклопедия, статья «Соломон»).
  4. Тем не менее, позже Адония нарушил договор и был казнён.
  1. http://www.funtrivia.com/en/subtopics/Whos-Related-to-Whom-in-the-Bible-324796.html
  2. http://www.gutenberg.org/files/29434/29434-h/files/2848/2848-h/book8.htm
  3. http://www.jstor.org/stable/10.1086/423399
  4. 1 2 Stefon M., Gordon C. H. Solomon (king of Israel) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  5. Эрлихман В. В. I. Древний Восток и античность. // Правители мира. — Москва, 2002. — Т. 1. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  6. 1 2 Немировский, 2015, с. 670.
  7. 1 2 Соломон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона.
  9. The Age of Solomon: Scholarship at the Turn of the Millenium (ed. Lowell K. Handy). Brill Academic Publishers, 1997. ISBN 9789004104761. Page 49.
  10. Амусин, 1976.
  11. Roger S. Nam. Portrayals of Economic Exchange in the Book of Kings. Brill Academic Publishers, 2012. ISBN 9789004223936. Page 133.
  12. Megan Bishop Moore, Brad E. Kelle. Biblical History and Israel’s Past. ISBN 978-0-8028-6260-0. Page 248.
  13. 1 2 3 4 BBC Radio 4 — In Our Time, King Solomon
  14. 2Цар. 12:24,25
  15. Мишлей 30, 1; 31, 1. Объясняются в Шир а-ширим Рабба,1, 1. . См. также Аугр
  16. 3Цар. 1:10-22
  • Соломон / Амусин И. Д. // Собаки — Струна. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
  • Лопухин А. П. Соломон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Соломон / А. А. Немировский // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 670. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  • Бейер Р. Царь Соломон. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 320 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00693-X.
  • Люкимсон П. Царь Соломон. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03545-4.
  • Тибергер Ф. Царь Соломон. Мудрейший из мудрых. — М.: Центрполиграф, 2005. — 366 с. — (Nomen est Omen). — ISBN 5-9524-1582-2.
  • Штереншис М. Соломон. — Ростов н/Д: Феникс, ISRADON/ИсраДон, 2012. — 128 с. — (След в истории). — ISBN 978-5-222-19227-6, 978-5-94467-089-2.

Ссылки

Соломон в Викицитатнике
Соломон в Викитеке
Соломон на Викискладе
  • Соломон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Царь Соломон
  • Образ Соломона как «человека мирного» в контексте библейских представлений о миротворчестве
  • Третья книга Царств — жизнеописание Соломона в Библии.

Предшественник:
Давид
Израильский царь
ЭЕЭ 968 — 928 до н. э.

Jewish Encycl. 1017 — 978 до н. э.
Эрлихман 972 — 932 до н. э.

Преемник:
Иеровоам I
Иеров‘ам
Иудейский царь Преемник:
Ровоам
Рехов‘ам
Семья и известные отношения
Постройки
В других традициях
Сочинения (Соломоновы книги)
Связанные статьи
Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки
Великие пророки
  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)
Малые пророки
  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)
Основные персонажи
Отсылочные персонажи
Переводчики и толкователи
Топонимы
Архитектурные сооружения
Связанные статьи

Недавно папа Франциск посетил Святую землю, и в связи с его визитом в стране бушевали нешуточные страсти. Ведь понтифик провел литургию в горнице одного из старинных зданий на горе Сион. Как верят католики, именно в этом месте состоялась знаменитая Тайная вечеря, сразу после которой Иисус из Назарета был арестован и предан суду.

С еврейской точки зрения эта комната не имеет никакой святости. Однако прямо под ней находится могила, в которой, по преданию, был похоронен царь Давид. Поэтому евреи опасаются, что если допустить христиан на верхний этаж, то под их контролем вскоре может оказаться и все здание — тем более что прямо напротив находится католическая церковь.

Не будем обсуждать, почему христиане считают, что последний ужин Иисуса и его учеников состоялся именно на горе Сион. Отметим лишь, что первым об этом упомянул уроженец Палестины епископ Епифаний (310–403), который писал: «Адриан <…> нашел этот город полностью сравненным с землей и храм Господа разрушенным и вытоптанным, за исключением нескольких домов и одной маленькой христианской церкви, построенной на месте, в котором апостолы собрались в горнице, после того как Спаситель вознесся на небеса с Елеонской горы, они отправились туда. Эта церковь была построена в той части Сиона, которая избежала разрушенияЦит. по: С. Баландин. Пятое Евангелие. Описание святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями. Иерусалим, 1999. См. также: Epiphanius of Salamis. Weights and Measures (1935)». Впоследствии об этом упоминали многие паломники, в том числе игумен Даниил, первым из русских описавший свое путешествие в Святую землю: «Гора Сион высокая и большая <…> и в той келии Христос вечерял с учениками своими; тут же Иоанн возлежал на груди его и сказал: “Господи, кто — предающий тебя?” На том же месте сошествие Святого Духа было на апостолов в ПятидесятницуХождение игумена Даниила / Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова».

Здания, в одном из которых, согласно традиционной версии, находится могила царя Давида. Гора Сион. 1880 годНо нас сейчас интересует другое: как и почему евреи решили, что именно там находится могила основателя единственно легитимной для народа Израиля царской династии? Хотя гиды и говорят об этом как о самоочевидном факте, в действительности все обстоит гораздо сложнее.

В Писании о могиле Давида сказано: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давида» (Млахим I, 2:10). По мнению исследователей, город Давида располагался за стенами нынешнего Старого города, достаточно далеко от горы Сион. В настоящее время в этом месте ведутся интенсивные археологические раскопки, в ходе которых, в частности, были найдены остатки могил, считающиеся местом захоронения царей Иудеи.

Несмотря на разрушение Первого храма и Изгнание, еще в начале эпохи Второго храма местоположение могилы Давида было точно известно. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие строки в библейском отчете о восстановлении города: некто Нехемья бен Азбук, «старший над половиной округа Бейт-Цур», восстанавливал городскую стену «до места, что против могил Давида, и до выстроенного водоема» (Нехемья, 3:16).

Местоположение могилы было известно и позже, причем не только любителям древней истории или паломникам, но и людям с более практичной заинтересованностью. Как пишет Иосиф Флавий, когда в 135 году до н. э. Иерусалим был осажден войсками царя Антиоха, первосвященник Гиркан «распорядился вскрыть гробницу Давида, который некогда превосходил богатством всех прочих царей, и, вынув оттуда три тысячи талантов серебра, первый из иудеев начал содержать наемные войскаИудейские древности, 13:8:4.».

Через сто с лишним лет примеру Гиркана последовал царь Ирод Великий, постоянно нуждавшийся в деньгах для своих грандиозных строительных проектов как в Стране Израиля, так и за ее пределами. Правда, как пишет Флавий, у нечестивого царя, в отличие от его благочестивого предшественника, ничего не вышло, поскольку Всевышний не дал ему прикоснуться к могилам Своих помазанников: «Однажды ночью он с большими предосторожностями, чтобы никто из граждан о том не узнал, распорядился открыть гробницу, и в сопровождении своих преданнейших друзей вошел в нее. Впрочем, денег, подобно Гиркану, он тут не нашел, но зато обрел огромное множество золотых украшений и разных драгоценностей. Все это он взял себе. Желая основательно ознакомиться с содержимым склепов, он захотел проникнуть глубже в гробницы, к тому самому месту, где покоились тела Давида и Соломона. Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев, как говорят, от пламени, которое вылетело на них, когда они сделали попытку проникнуть внутрь склепаТам же. 16:7:1. «. (Кстати, обратим внимание, что упомянуты могилы Давида и Соломона — а то, что царь Шломо похоронен на горе Сион, никто из наших современников не утверждает.) Флавий отмечает, что Ирод, потрясенный страшным зрелищем, покинул могилу и велел воздвигнуть рядом с ней белоснежный памятник, на который потратил огромную сумму денег.

Местоположение могилы Давида было хорошо известно и в I веке н. э., так что апостол Петр, обращаясь к первым христианам Иерусалима, мог сказать: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян., 2:29).

Как пишет римский историк Дион Кассий, евреи относились к могиле первых царей как к святыне. Надгробие простояло до восстания Бар-Кохбы (132–135 годы), когда оно было разрушено римскими войсками, опустошавшими Иудею.

Согласно всем приведенным выше источникам, могила Давида находилась в Иерусалиме. Однако некий анонимный христианский паломник, посетивший Святую землю в IV веке, неожиданно обнаружил ее в совершенно другом месте — в двух милях от Бейт-Лехема (Вифлеема), родного города Давида. По словам анонима, там же, недалеко от церкви, выстроенной императором Константином, покоились и другие библейские персонажи: пророк Йехезкель, отец Давида Ишай, его сын и преемник Шломо и даже безвинный страдалец ИовItinerary from Bordeaux to Jerusalem. The Bordeaux Piligrime (333), translated by A. Steward. London, 1887. Ch. 27.

Легенда о том, что Давид покоится в Вифлееме, оказалась живучей, и в VII веке ее повторил епископ Аркульф, совершивший паломничество в Святую землю: «Аркульф, на вопрос мой о гробнице царя Давида, дал нам такой ответ, говоря: я посещал, сам тщательно разыскивая, гробницу царя Давида, погребенного в земле; она находится посредине пола церкви, без всякого поставленного наверху украшения, и окружена сверху низкою пирамидою из камней, с ярко светящей наверху лампадой. Эта церковь находится за городскою стеною, в долине, которая с северной стороны примыкает к Вифлеемской возвышенностиАркульфа рассказ о святых местах, записанный Адамнаном. Книга II, 4».

Кто же первым сообщил, что могила царя-псалмопевца находится на горе Сион? На сегодняшний день таковым, видимо, следует признать арабского географа Абу Абдаллаха аль-Мукаддаси ( т. е. Иерусалимца, от арабского названия города Аль-Кудс). В своей книге «Наилучшее распределение для познания стран», написанной около 985 года, он, в частности, пишет: «Люди Писания говорят, что могила Давида — на Сионе». Столетие спустя эти «показания» подтвердил христианский историк Раймунд Ажильский, оставивший красочное описание взятия Иерусалима крестоносцами. И наконец, примерно в 1173 году на месте нынешней могилы Давида побывал знаменитый еврейский путешественник Вениамин (Биньямин) из Туделы, поведавший местное предание о том, как было найдено царское захоронение: «На горе Сион погребены члены дома Давидова и цари, после него царствовавшие; но гробниц их нельзя найти. Пятнадцать лет тому назад обрушилась стена церкви на Сионской горе. Патриарх приказал священнику восстановить церковь и сказал: возьми камни из древней стены Сиона и отстрой ими церковь. Так и поступил священник, нанял за известную плату рабочих <…> Начав затем вынимать камни, они под одним камнем нашли отверстие, ведущее в пещеру <…> Войдя в пещеру, они шли все далее и далее, пока не достигли большого портика, построенного на мраморных колоннах и украшенного золотом и серебром. Там они нашли стол, на нем золотой скипетр и золотую корону. Это была гробница Давида, царя израильского. По левую ее сторону такая же гробница Соломона и далее гробницы других царей иудейских, здесь погребенныхКнига странствий рабби Вениамина».

С тех пор сомнений в местоположении могилы Давида уже не возникало. И еврейские, и христианские, и мусульманские авторы, писавшие о святых местах, единодушно утверждали, что царь-псалмопевец похоронен именно на горе Сион.

Подведем итоги исторической части: традиция, что царь Давид похоронен именно на горе Сион, является достаточно поздней, и восходит, с большой вероятностью, к христианским преданиям. Католическая традиция, согласно которой в этом месте состоялась тайная вечеря, является, по меньшей мере, более древней. Однако значит ли это, что Израиль должен уступить всем требованиям Ватикана, отмахнувшись от протестов «невежественных фанатиков»? Разумеется, нет. Ибо святость места определяется не столько истинностью преданий, сколько чувствами и молитвами почитающих святыню людей. Причем чем больше поколений чтили это место, тем больше его святость, тем выше статус в национально-религиозной иерархии.

Поэтому вопросы, которые следует задать в первую очередь: относились ли евреи к могиле Давида как к святыне и если да, то с какого времени? И ответить на оба этих вопроса достаточно просто: захоронение на горе Сион стало объектом паломничества и почитания практически сразу же, как стало «известно», что там покоится прах царя-псалмопевца.

У могилы царя ДавидаВ рамках небольшой статьи невозможно рассказать всю историю еврейского почитания могилы царя Давида. Поэтому приведем лишь несколько свидетельств.

После того как Иерусалим стал столицей государства крестоносцев, евреям было запрещено проживать в Святом городе. По свидетельству Птахьи Регенсбургского, побывавшего в Палестине в XII веке, в Иерусалиме проживал один-единственный еврей — красильщикКругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского. Возрождение иерусалимской общины связано с именем рабби Моше бен Нахмана (Рамбана), переселившегося в Святую землю из Испании. Согласно свидетельству одного из его учеников, на могиле Давида евреи постоянно зажигали светильники, чтобы «освятить это место».

В 1549 году турецкий султан Сулейман Великолепный постановляет: вся Сионская гора — территория «мусульманского мира» (вакф). Доступ евреям к могиле был запрещен, однако, по свидетельству русских паломников, за большие деньги «жидовским хаджиям» иногда удавалось пробраться к святыне или хотя бы посмотреть на нее «в окошкиКириллина С. А. Очарованные странники: арабо-османский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М., 2010. С. 422.».

В середине XIX столетия американский журналист Уильям Прайм (William Cowper Prime) написал подробный отчет о своем пребывании на Святой земле. Он отметил огромное почтение, с которым иерусалимские евреи относились к могиле ДавидаJ. Ben-Arieh, Jerusalem in the 19-th Century. Emergence of the New City, Jerusalem/New York, 1986. Р. 6.. Другие паломники и туристы также свидетельствуют о том, что евреи старались всеми правдами и неправдами попасть к могиле, по-прежнему находившейся в руках мусульман, хотя доступ к ней им был по-прежнему запрещен. Больше всего евреев собиралось около могилы в Шавуот — праздник, когда, согласно преданию, родился и скончался царь-псалмопевецIbid. P. 8. .

Особое значение могила Давида приобрела после Вой­ны за независимость, когда Старый город оказался в руках иорданцев и евреи были лишены доступа к Стене Плача. В те годы многие приходили туда не только для молитвы, но прежде всего чтобы подняться на крышу, откуда можно было увидеть Храмовую гору и даже, как утверждали, краешек Стены.

Мы не собираемся давать однозначную оценку действиям Ватикана. Для христиан это место также является древней святыней, а правительство Израиля неоднократно обязалось уважать религиозные чувства всех конфессий. Однако какими бы ни были межконфессиональные отношения, они не могут не учитывать многовековую еврейскую традицию, почитающую это место как одну из величайших народных святынь.

Кто такой соломон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *