Кошки в древности и в современном мире

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Отделение детский сад «Теремок»

Районная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Исследовательская работа

Кошки в древности и в современном мире

Выполнили: Грибовский Кирилл,

Отделение МОУ Новоандреевская СОШ

детский сад «Теремок»

Руководитель:

Воспитатель.

Отделение МОУ Новоандреевская СОШ

детский сад «Теремок»

Новоандреевка, 2009 год

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Аннотация

Выбор данной темы исследования обоснован тем, что в дошкольном возрасте дети гораздо больше времени проводят с кошкой, чем с другими домашними животными. Кошки являются их самыми любимыми питомцами, своего рода игрушкой и верным другом, несущим тепло и ласку в детские сердца.

Цель, которую преследовали воспитанники следующая: выяснение, кем являлись кошки для людей в древности и какую роль играют эти животные в жизни человека и в современном мире. Исходя из вышеизложенного – объектом исследования являются кошки.

С целью раскрытия данной темы дети посетили библиотеку, просмотрели уголок чтения в группе, выбрали и прочитали вместе с воспитателем произведения о кошках. Совместно с родителями было изучено достаточно литературы по данной теме, просмотрено достаточно материала в сети Интернет, видео фильмов. Среди воспитанников детского сада и учеников начальной школы проведено анкетирование с целью выявления отношения детей к кошке и роли её в семье. Составили таблицу по результатам анкетирования. Используя изученный материал, дети рисовали кошку, старались передать её грацию, подвижность и разнообразие характера.

При написании работы были использованы следующие методы: метод анализа, сравнительный и описательный методы, метод опроса и наблюдений.

С поставленными задачами воспитанники справились, дети доказали что кошки в древности и в современном мире кошки являются самыми любимыми домашними животными.

Материалы данного исследования могут быть использованы педагогами, работающими в образовательных учреждениях.

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Стр.

I. Содержание………………………………………………….………..…3

II. Введение…………………………………………………………..……..4

III. Основная часть…………………………………………..……………….5

IV. Полученные результаты…………………………………………….…..9

V. Заключение……………………………………………………………..10

VI. Литература……………………………………………………………..11

VII. Приложение……………………………………………………………12

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Введение.

Кошки в последнее время стали самими любимыми домашними животными. Для этого стало много причин: по сравнению с другими животными их относительно легко содержать, они не производят много шума, очень ласковы, но при этом обладают своенравным характером. В сельской местности их до сих пор ценят как прекрасных ловцов мышей. Именно благодаря этой способности они завоевали признание ещё много веков назад. Общими усилиями мы провели первую исследовательскую работу, которую посвятили самому загадочному, но и узнаваемому, самому обычному и интересному, самому своенравному и преданному животному. Кошки пользуются огромной любовью, поскольку они не нуждаются в особом уходе и чистоплотны сами по себе, а также могут провести несколько часов в одиночестве. Но, прежде всего они излучают уют своим нежным мурлыканьем и спокойным нравом. Психологи Боннского университета провели исследование и пришли к выводу, что те, кто держат кошку дома, живут дольше и более счастливы, чем те, кто не содержит домашнее животное. Особенно это относится к одиноким людям. Поэтому со своими воспитанниками мы начали работать над темой «Кошки в древности и современном мире»

Цель работы: выяснить, кем являлись кошки для людей в древности и какую роль играют эти животные в жизни человека в современном мире.

Гипотеза: дети предполагают, что кошки и в древности и в современном мире являются самыми любимыми и желанными домашними животными.

Поставленные задачи:

1) установить преемственные связи прежних и новых знаний, и их применение на практике;

2) самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследования;

3) развивать критическое мышление, самостоятельную работу;

4) провести опрос среди воспитанников детского сада и учеников начальной школы;

5) провести анализ полученных результатов.

Предмет исследования: среда, в которой обитает кошка.

Объект исследования: кошка.

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Основная часть.

Древнеегипетская культура.

Тысячелетия тому назад в высший рассвет древнеегипетской культуры кошка была богом животного мира. 5000 лет назад древние египтяне держали дома кошек и звали их «мяу». Дочь Солнца Ра, богиня Бастет, представлялась египтянам в образе стройной женщины с кошачьей головой. Фигурки богини Бастет хранились в каждом доме, так как она считалась хранительницей домашнего очага, урожая и благополучного воспитания детей.

Кошка и христианство.

В христианской Европе кошка столетиями пользовалась большой популярностью. На иконах рядом со Святой Девой Марией изображался котёнок. На рисунке Леонардо да Винчи мы видим изображение весёлого котёнка на руках младенца.

Кошка в суеверии столетий.

Но в раннее средневековье церковь искала образ врага и нашла его в загадочной, своевольной и непокорной кошке, объявив её дьявольским животным, сжигая её на кострах вместе с обвиняемыми в колдовстве женщинами. Во все времена в чёрных кошках усматривали воплощение тёмных сил и встречали этих животных со страхом. Несмотря на это в простом народе кошек всегда ценили, в особенности за её умение охотиться на мышей и крыс. За это же её любили и моряки – если на корабле нет кошки – к несчастью! В наше время до сих пор существуют предрассудки о том, что переходящая дорогу чёрная кошка принесёт неудачу. Но в тоже время в новый дом или квартиру нужно первой пустить кошку, чтобы она прогнала злых духов. Мы узнали, что с древних времён кошек обожествляли, но и человечество создало много предрассудков о них. Несмотря на всё люди с большим удовольствием держат кошек дома.

Влияние кошек на людей.

Без кошки мы не можем представить свой быт. Вот уже несколько лет кошка держит первенство среди других домашних животных, вытеснив даже собак. Хозяева их ценят, как друзей, которые терпеливо ждут их

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

возвращения с работы. Кошки лечат, успокаивают, играют, скрашивают одиночество многих людей.

Очарование кошки.

Кошка — существо, которое с незапамятных времён не оставляла человека равнодушным. Временами человек её то обожествлял, то преследовал, то баловал. Она олицетворяла добро и зло, как человеку вздумается. Одно неизменно – для детей всего мира была и будет игрушкой и верным другом, несущим тепло и любовь в детские сердца.

Кошка – спутник жизни.

Кошка – близкий родственник льва, тигра и леопарда и в принципе ведёт себя также как и они. К примеру, кот лежит в ожидании жертвы, а потом прыгает ей на спину точно так же, как лев убивает своих врагов. Кошка может сделать прыжок в два метра! У неё есть мягкие подушечки на лапах, что позволяет ей бесшумно подкрадываться к жертве. А в лапах скрывается 18 когтей, которые она может выпускать и убирать обратно.

Её глаза могут приспосабливаться к источникам света различной яркости. При ярком освещении её зрачки похожи на узкие щёлочки. В темноте они становятся широкими, почти во весь глаз. Это не означае6т, что кошка может видеть в абсолютной темноте, просто ей нужно намного меньше света, чем остальным животным. Глаза кошек выпуклые, что позволяет собирать световые лучи с более широкого пространства. Когда её глаза отражают весь этот свет, они как будто светятся.

Кошки могут жить от 13 до 20 лет, но средняя продолжительность жизни составляет 14 лет.

Для многих кошка это член семьи, у которого есть права и обязанности. Спутник жизни – кошка приносит радость в дом и отвлекает людей от их забот, проблем, недугов, поднимает настроение.

Дети и кошки.

Дети в общении с кошкой многому учатся: становятся добрее, внимательнее к окружающим. Если ты завёл котёнка – то должен соблюдать следующие правила: приготовить домик, постель, туалет, отдельную посуду, обязательно игрушки и не забывать правильно и вовремя кормить котёнка. Котёнка нужно чесать, приготовить столбик для царапанья – он будет

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

стачивать когти. Кошки любят поспать в самых невероятных местах: в цветочном горшке, стиральной машинке, в шкафу, среди книг – посмотри, прежде закрывать.

Коты-рекордсмены.

(См. приложение)

Кошки и литература.

Многие писатели сделали кошек в своих литературных произведениях героями. Шарль Перро написал сказку «Кот в сапогах» и мы её с интересом прочитали. Очень понравился рассказ М. Горького «Воробьишко» и другие рассказы, стихотворения и басни, где героями были кошки. Мы познакомились с кошками в русских народных сказках «Кот и лиса», «Кот, лиса и козёл». Современная литература о кошках многогранна. В энциклопедиях описывают многие породы кошек.

Кошки и живопись

Кошки были не только литературными героями, но и многие художники посвятили им свои картины. Уже многие столетия, как художники изображают кошек на своих полотнах или скульптурах. Они населяют картинные галереи мира: нарисованные или моделированные, мрачные или ласковые, одни или на коленях человека. Великие художники: Леонардо да Винчи, Брейгель, Дюрер, Гойя, Шагал, Ван Гог изображали их на своих полотнах.

Кошки и скульптура.

Но не только художники на своих полотнах изображали кошек. Многие скульпторы тоже любят показывать в своих скульптурах грациозность кошек и свою любовь к ним.

Сейчас мы познакомимся с нашими работами, выполненными на занятиях изобразительного исскуства. Мы учимся рисовать кошку, стараясь передать её грацию, подвижность, изящество и разнообразие характеров.

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Мы стараемся показать какие весёлые и важные, озорные и степенные кошки получились на наших рисунках.

Предлагаем вам взять лист бумаги и послушать стихотворение. На листе бумаги вы должны записать первые буквы каждой строчки стихотворения и прочитать, какое слово получилось.

Кто такие кошки с вами мы узнали.

Отважные охотники за крысами, мышами.

Шкодливые, игривые, нежные, покорные

Коварные и верные, упрямые, проворные.

И боги кошек любят, и мы их обожаем.

Прочитайте слово: КОШКИ

Нарисуйте мордочку кошки, по её выражению будет ясно – насколько интересно было ей слушать наше выступление.

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Полученные результаты.

В ходе данного исследования был проведён анализ проделанной работы и проведена анкета среди воспитанников детского сада и учеников начальной школы.

Анкета:

Есть ли у тебя кошка?

Какая у неё порода?

Сколько ей лет?

Наблюдаешь ли ты за кошкой?

Что умеет твоя кошка?

Какую роль играет твоя кошка у тебя в семье?

За что ты любишь свою кошку?

Мы установили, что:

Кол-во опрошенных

Кол-во кошек

Кличка

Порода

Роль кошки в семье

За что любят кошку

Пушок, Мурка, Лизка, Нюся, Дымка, Соня, Мурзик, Рыжик, Вася, Дарил, Ксюша, Ласка, Мила, Анфиса,

Сиамская

Охотница на мышей, член семьи,

За красоту и ласку, игривый и весёлый характер,

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Заключение.

Кошки — это и божество, и о них создано много предрассудков, но они живут и в литературе, и на полотнах великих художников, и в произведениях писателей, и, конечно же, рядом с нами. В общем – это здорово иметь таких преданных домашних любимцев. На основании результатов данного исследования было доказано, что ребятам детского сада и начальной школы нравиться ухаживать за своим домашним любимцем, играть с ним.

Своим выступлением мы доказали правильность нашего выбора материала. И доказали, что кошки и в древности и в современном мире являются самыми любимыми и желанными домашними животными.

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Литература:

1. Практическая энциклопедия Домашние животные для детей. Москва «Росмэн», 2001.

2. Птицы и звери. Москва АСТ Астрель, 2000.

3. Энциклопедия для детей. Т.1. Москва «Аванта+» 1993г.

4. , . Домашняя кошка. Саратов ГКПО «Заволжье», 1992.

5. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём». Москва 1998г. Филологическое общество «Слово». АСТ.

6. Энциклопедия «Домашние животные» Кирилла и Мефодия.

7. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём». Москва 1998г. Филологическое общество «Слово». АСТ.

8. Энциклопедия «Домашние животные» Кирилла и Мефодия.

9. Интернет страницы – картинки – кошки.

10. Интернет страница Мировые художественные галереи.

11. Сканированные рисунки учащихся, сделанные на уроках изобразительного искусства.

12. Сканированные иллюстрации литературных произведений

13. Кёте, Райнер Кошки. / Пер. с нем. . – М.: «Издательство Мир книги», 2008. – 48с.

14. О. Кургузов Почемучки. М.; ТОО «Семейный круг», Издательство «Библиотека», 1995.-144с

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Приложение.

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

«Кем являлись кошки в древности и в современном мире для человека»

Грибовский Кирилл, Сильченко Лиза, детский сад «Теремок»

Российская Федерация, Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка

Новоандреевская средняя общеобразовательная школа

Культ животных

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим — в отдельных частях страны, наконец, третьим — только в какой-то одной местности.

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса.

Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.

В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис — греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков — Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти (стела 42430 Каирского музея).

Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно — во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. «Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами». Таких мест было множество в долине Нила.

«Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним.

Умершего крокодила бальзамировали и хоронили — обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее.

Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте — не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте — не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским — в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.

Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) — воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба). Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью — об этом совершенно определенно говорят Геродот (II, 65) и Диодор (I, 83), живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме на острове Филе (XVIII, С818, 753).

Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.

Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь — Средний Египет. Убийство ибиса, по сообщению Геродота (II, 65), каралось смертью, так же как убийство сокола (или ястреба). В 1913 г. во время раскопок в Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н.э. Мумии умерших животных делались очень тщательно.

Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как «великий кот». Ко времени XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст — Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса — Тутмоса.

От Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно».

В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах — фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).

В 1906 т. известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов.

К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа.

Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. «могучая») в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами — изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила.

Не менее, если не более, чем культ льва, был популярен культ животных из семейства собачьих. «Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. «открыватель путей», подразумевается — в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога «верхнеегипетским шакалом. Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу — умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

Большую роль в египетской религии играли змеи. Как правильно подметил Кеес, змеи для египтян были грозными, опасными и, вместе с тем, таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный в западной части Дельты. Богиня-змея Уаджет (по-егип. «зеленая») была богиней-покровительницей Нижнего Египта, и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна — покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его «урей») — оно как бы служило защитой от всех врагов. Среди прочих обожествляемых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный яд особо поражали воображение египтян.

Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось хепри — слово, созвучное с глаголом хепер — «быть», «становиться».

Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных.

Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), — богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.

Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: «Да живет Ра, да сгинет черепаха». Участь черепахи разделяла свинья — она считалась ритуально нечистым животным.

Приведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрениях египтян, не является исчерпывающим ни по названиям животных, ни тем более по деталям их культа.

Другие статьи:

Культ животных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *