Суточный круг

Богослужение — это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.

Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:

  1. Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
  2. Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
  3. Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
  4. Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
  5. Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
  6. Всенощное бдение. «Бдение» означает «бодрствование». Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
  7. Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.

Проскомидия

Это слово переводится как «принесение». Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется «Агнец» (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Литургия оглашенных

Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: «Благослови, Владыко!» Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие — символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.

Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: «Оглашенные, изыдите!» После этого в храме остаются только крещеные.

Другие литургии

Термину Литургия для определения главного публичного богослужения (как правило, евхаристического) отдавалось также предпочтение (вместо названия Месса) богословами лютеранской Реформации XVI в. Этим имелось в виду подчеркнуть правильность общинного характера такого богослужения в христианской Церкви, в противоположность практике служения римокатолических «частных» месс — которые служились священником в уединении, а также «шептанных» римокатолических месс, при которых хотя миряне возможно присутствовали, однако вся месса тихо произносилась священником без какого-либо их (или хора) участия. Название Литургия сохраняется для названия главного богослужения у лютеран. Такое лютеранское богослужение, в своей традиционной форме, в общем следует порядку обрядов до-тридентской римокатолической мессы, с включением дополнительно 5-10 гимнов и исключая элементы, неприемлемые для лютеран с точки зрения вероучения, а именно:

Основная статья: Лютеранское богослужение

  • не проводятся процессии Тела и Крови Христовых — поскольку принятие Евхаристии, а не поклонение её видам, почитается в лютеранстве единственным установленным Христом, а посему единственно богоугодным, назначением содержащих Тело и Кровь Христовы причастных видов (освященных хлеба и вина);
  • основательно пересмотрен офферторий (имеет аналогию с Великим Входом в литургии Восточной Церкви), дабы удалить из него элементы, могущие дать впечатление о принесении в Таинстве Причастия жертвы Богу со стороны людей (церковнослужителя), по причинам см. ниже;
  • удален канон мессы, поскольку по мнению лютеран из него следует, что со стороны и от лица собственно человека при Евхаристии осуществляется (либо «возобновляется») принесение жертвы (officium) Богу (за грехи живых и усопших или по иному поводу) — тогда как единовременная и вседостаточная жертва за грехи была принесена Христом на кресте, а в Евхаристии Христос, посредством выступающего в Его лице (in persona Christi) церковнослужителя, дает людям Причастие Своих Тела и Крови — в качестве Своего благодеяния (beneficium) и средств наделения причастников божественной благодатью Св. Духа (instrumenta sive media Spiritus Sancti).

Чины лютеранских литургий исторически восходили по своей структуре к одной из двух отличных традиций — немецкой либо шведской, однако уже на раннем этапе возник довольно широкий спектр местных особенностей. После упадка в лютеранской богослужебной практике под влиянием рационализма и пиетизма в XVIII—XIX вв., в сер. XIX — нач. XX в. в лютеранстве многих стран (в том числе Российской империи) развивалось движение «литургического возрождения», способствовавшее возобновлению в лютеранском богослужении утраченных прежде элементов «кафолической» литургической преемственности Западной Церкви (в первую очередь, евхаристического канона). Кроме того, в нач. XX в. вероисповедные критерии лютеранства были приложены на Зап. Украине для лютеранской редакции литургии Иоанна Златоуста — результатом чего стал лютеранский обряд литургии славяно-византийского происхождения, используемый в настоящее время в УЛЦ.

О литургии в Англиканской церкви — см. Литургия в Англиканской церкви).

О литургии в Ассирийской церкви Востока, Халдейской и Сиро-малабарской католических церквах — смотри Восточно-сирийский обряд, литургия Фаддея и Мария, литургия Феодора Мопсуестийского, литургия Нестория.

У православных и греко-католиков 11 марта начинается Великий пост

2019-03-10 12:13:09: РИСУ

Уже первые христиане в день еврейской Пасхи начали практику поминания мук и смерти Иисуса Христа. Для того чтобы должным образом провести этот день, они решили поститься. В первой Церкви этот 1-3-дневный пост считался не предпасхальным постом, а самой Пасхой.

Во ІІ и ІІІ веках Церковь начинает обращать большое внимание не только на печальное событие Христовых мук и смерти, но также на радостный факт Воскресенья Христова. Так возникла практика крестной и воскресной Пасхи. Противоречия, возникшие впоследствии, устранил в 325 году Никейский Собор.

В ІІІ веке, как отмечает в книге «Познай свой обряд» о.Юлиан Катрий, предпасхальный пост в некоторых Церквях длится уже на протяжении недели: сегодня — это Страстная неделя. Первые свидетельства о 40-дневном предпасхальном посте датируются IV ст. Расхождения в определении дат Пасхи между Востоком и Западом возникли после введения в XVI ст. григорианского (нового) стиля, когда на Западе начали использовать новую формулу расчета Пасхи, связанную с внедренным календарем. В восточной церковной традиции сохранили юлианский (старый) стиль, а поэтому дата Пасхи высчитывается от равноденствия по старому стилю, в то время как в западной традиции дата Пасхи высчитывается от равноденствия по новому стилю. Случается так, что в некоторые годы христиане разных Церквей празднуют Пасху одновременно. Мы говорим о 40-дневном Пасхальном посте, однако в Восточной Церкви он фактически длится 36 с половиной дней — семь недель без суббот и воскресений, а также Великая суббота непосредственно перед Пасхой и половина ночи перед Пасхой.

Западная Церковь имеет 6-недельный Великий пост, поскольку субботы также считает постными днями. Чтобы пост имел сорок дней, к 36-ти дням основного поста Западная Церковь в VII ст. добавила еще четыре дня в начале поста, потому и начинается пост в т. н. Пепельную среду. По традиции, сложившейся еще в Латинской Церкви в VІІІ веке, этот день получил название Пепельная среда из-за древнего обряда посыпания головы пеплом в знак покаяния. Пепел получают, сжигая пальмовые ветки, которые остались от прошлогоднего праздника Входа Господнего в Иерусалим. Потом его освящают, и священник посыпает им в форме креста головы прихожан. Придерживаться строгого поста Католическая Церковь требует лишь в Пепельную среду, Страстную пятницу и Великую субботу. В другие дни в пост запрещается есть мясо, но разрешены молочные продукты, яйца. Так называемое «смягчение» постов в Католической Церкви состоялось после Второго Ватиканского Собора (1962-65 гг.), ведь пост для христиан — это в первую очередь время возобновления духа в молитве. У православных требования к посту более строгие. В период Великого поста не устраиваются свадьбы и другие громкие торжества. Пост для христиан должен стать временем подвига души и тела, надлежащей подготовки к Пасхе. Время поста отображается и в практике церковной молитвы. В Великий пост в Восточной Церкви служат Литургию предосвященных даров — сочетание вечерней со Святым Причастием. Привычная Литургия служится во время Великого Поста лишь в субботу и воскресенье. Во всех богослужениях во время Великого поста от понедельника до пятницы в Восточной Церкви существует практика доземных поклонов. Все содержание и цель Великого Поста четко выражает молитва св. Ефрема Сирийского, которую повторяют в Восточной Церкви на каждом Великопостном Богослужении: «Господи и Владыко жизни моей, отгони от меня дух лени, небрежности, властолюбия и пустословия. Даруй мне, недостойному рабу Твоему, дух чистоты, повиновения, терпеливости и любви. О, Господи, позволь мне видеть мои провины и не осуждать брата моего, потому что Ты благословенен на веки вечные. Аминь».

(84 голоса: 4.52 из 5)

См. раздел ЛИТУРГИЯ — ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

  • Божественная Литургия: текст, пояснения и аудио
  • Литургия в вопросах и ответах
  • Литургия свт. Иоанна Златоуста с переводом
  • Литургия свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? свящ. Феодор Людоговский
  • Литургия протопр. Александр Шмеман
  • Фоторассказ о Литургии
  • Видео о Литургии
  • Аудио о Литургии
  • Схема Литургии
  • Тест: Литургия

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность).

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

Три вида Литургии

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского.

1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:

  • по средам и пятницам,
  • в четверг 5-ой седмицы Великого поста,
  • в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
  • в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
  • в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Три части Литургии

1. Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».
Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника:»Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

3. Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.
«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви».
На Литургии верных совершается наиболее важный момент в Литургии – Анафора (Евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Анафора – сердцевина Литургии

Центральной частью христианской Литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейшая по своему происхождению она является наиболее важным моментом всего православного богослужения в целом.

Во всех Анафорах можно выделить несколько основных частей:
1. Praefatio (лат. введение) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу.
2. Sanctus (лат. святой) – гимн «Свят, Свят, Свят…».
3. Anamnesis (лат. воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением таиноустановительных слов Иисуса Христа.
4. Epiclesis (лат. призывание) – призывание Святого Духа на «предлежащие» Дары.
5. Intercessio (лат. заступничество, ходатайство) – молитвы за живых и усопших, составляющих Церковь, с воспоминанием Богородицы и всех святых.

Время и дни совершения Литургии

Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно (за исключением дней, когда она не может совершаться), в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, совершается она священником или епископом): 1,5–2 часа.
Что касается Типикона (глава 8-я: О литургиях), то там дается время начала Литургии и время поставления трапезы на различные дни (сб, вс, праздники). Разница между тем и другим равняется 1 часу.

Литургии не положено в следующие дни.
1. В среду и пятницу Сырной седмицы (седмица перед Великим постом).
2. В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
3. В Великую Пятницу, если этот день не совпадает с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
4. В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

Литургия и Таинство Святого Причащения

Причастие это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек регулярно причащающийся св. Христовых Тайн постепенно освящается. Сам Господь говорил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное Причастие. См. раздел: Как часто причащаться.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.

Примечание. В современной приходской практике на праздники Пасхи и Рождества Христова литургия служится после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).

Литургия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *