История

Обитель находится в 15 км к северу от Александрова, в очень тихом месте.

Монастырь Александрова основал прп. Лукиан. До пострижения его звали Илларионом. Первыми учителями благочестия для Иллариона были его родители. Долгое время они были бесплодны; дали Богу обет пойти в монастырь, если Тот дарует им дитя. Когда Иллариону исполнилось 8 лет, обет был исполнен. Отец Иллариона сделал сына свидетелем собственного пострижения и начала своих монашеских подвигов.

Покинув отцовский монастырь, Илларион около 4 лет прожил в двух других монастырях под Угличем. После чего в поисках пустынного места нашёл заброшенный храм Рождества Богородицы и основал здесь обитель. В храме сохранилась чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, которая ранее послужила причиной построения храма на этом месте. Вскоре, около 1640 г., к Иллариону присоединился иеромонах Феодосий, который постриг его с именем Лукиана.

Лукиан не раз был гоним, но смиренно принимал всё, и после смерти преподобного гонители каялись у его могилы. Лукиан преставился в 1654 г. Память преподобного празднуется 9 (22) сентября.

С 1658 по 1681 г. настоятелем обители Александрова был прп. Корнилий. Родом он был из купцов. В 23 года постригся в одном из московских монастырей, прожил там 5 лет, затем – некоторое время во Флорищевой пустыни. В Богородице-Рождественскую пустынь он пришёл вскоре после смерти прп. Лукиана. Монахи и миряне, окормлявшиеся Лукианом, нашли в Корнилии нового духовного отца. При нём монастырь Алексанрова ещё более вырос, начал строиться каменный храм Богоявления Господня. Перед революцией в обители было 37 братьев. Монастырь был закрыт в 1920 г. Несмотря на закрытие храмов, они не остались просто «архитектурой». Одна женщина в 1939 г. слышала ангельское пение в Рождественском храме, другая видела во сне монаха, который зажигал лампады в этом же храме. Храм Богоявления Господня

Паломнику

В Богородице-Рождественском монастыре Александрова трудников принимают.

Проезд. От автовокзала Александрова 4 автобуса в день до Лукьянцева. На машине — выезд из города – по улице Радио.

Телефон: (49244) 2-66-89

Просмотров: 109

Многим жителям и гостям города Александрова при упоминании названия деревни Лукьянцево сразу же вспоминается расположенный там мужской монастырь, основанный еще в XVI веке. Но не очень многие подозревают, что в советское богоборческое время Лукианова пустынь превратилась в целый жилой городок. О том, как кипела светская жизнь в стенах монастыря в 1950-е годы вспоминает один из его жителей Владимир Сергеевич Малов.

Лукианова пустынь была закрыта в 1920 году. Монахи и послушники покинули пределы обители. Нехрамовые строения монастыря были переданы племенному хозяйству. В 1924 году теплый храм Богоявления Господня был отдан под школу. В 1925 году в Екатерининском храме по просьбе комсомола был устроен клуб. Часовня преподобного Лукиана была разрушена в 1926 году. Здесь была также и колония для малолетних правонарушителей. В эти годы сюда наведовалась с инспекционной поездкой жена вождя мирового пролетариата Н.К.Крупская. В 1930-е годы, по рассказам александровцев, здесь был медицинский санаторий для строителей Беломорско-Балтийского канала. А потом здесь расположился инвалидный дом, где содержались престарелые и «тихопомешанные» («буйнопомешанные» отправлялись во Владимир).

Сюда-то и приехала семья Маловых. Отец стал работать на местной электростанции, функционирующей за счет мазута. Электростанция обеспечивала светом Лукьянцево ежедневно до глубокого вечера. А потом обитатели зажигали керосиновые лампы. Постоянный свет дошел до деревни лишь к 1959 году.

Бывшие монастырские строения по-прежнему окружала каменная ограда. Правда, святые ворота были обрушены, линия верхней кромки ограды потеряла свои ровные очертания, а в одном месте был сделан пролом для дополнительного проезда на территорию. Из семи башен остались четыре. Одна из них использовалась как дровяной склад, а в останках еще одной была устроена силосная яма. В трех башнях на двух этажах жили люди. Отнюдь не одинокие, а семейные. И по количеству обитателей втрое превосходили прежних, монашествующих. В двух башнях жили многодетные семьи, имевшие от 5 до 7 детей. Иметь двух-трех тогда считалось обычным явлением. Семьи молодые, многие главы семейств прошли горнило Великой Отечественной. Каждая обитаемая башня имела свое название по фамилии семейства: Горшковых, Голубевых, Перфильевых, Арсеньевых. Все, мягко сказать, квартиры отличала страшная теснота и отсутствие элементарных удобств.

Не в лучших условиях находились обитатели одного из братских корпусов у въездных ворот и настоятельского дома. В братском корпусе, здание которого не сохранилось, верхний этаж находился в аварийном состоянии. Провисший потолок подпирался бревнами. Удобства такие: печеное отопление, вода из скважины, туалет почти на улице.

Настоятельский корпус выглядел понаряднее. Кровлю крыши и водосточные трубы украшала прорезная резьба из жести. В этом доме жила семья директора инвалидного дома Крахмалёва. Их квартира отделялась от остальных узким замысловатым коридором, за помещением, где размещалась комната радиоузла. На этом же этаже жила престарелая работница дома инвалидов, а также две москвички Клара Лебедева и Анна Бандина. Они работали прачками, но вот что привело в Лукьянцево столичных жителей остается загадкой. Поговаривали, что обе они были высланные. На первом этаже настоятельского дома в двух каморках жили люди, основное же место занимали столы, на которых гладили казенное белье угольными утюгами. Ключи от квартир хранились, как и положено, под ковриком или под корытом, висящим на стене на гвоздике. Все про это знали, но воровства, к счастью, не было.

В алтарной части Екатерининской церкви размещалась пекарня, а в другой части — баня. В пекарне выпекали изумительный по своим вкусовым качествам хлеб и баранки, которые были в полтора раза больше городских. Поджарая глянцевая корочка черного хлеба была вожделенным лакомством детворы.

Пекарня и баня топились дровами. В бане был вмазан в печь огромный котел, где грелась вода, а рядом стоял огромный, в рост человека, чан для холодной воды. Воду сюда поставлял водовоз. День работы бани был таков: один день — мужской, другой — женский. Остальные дни отдавались под прачечную, где вручную стиралось казенное инвалидское белье. Белье для просушки вывешивалось на деревянных вешалах, расположенных рядом в посадках полуодичавшей красной смородины.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы стоял без главок и с кое-где провалившейся крышей. На удивление, основная фресковая роспись сохранялась, яркие сочные краски излучали радость. Эти фрески конца XIX века, по мнению официальной пропаганды, не считались художественно ценными, но новым обитателям Лукиановой пустыни они очень нравились, и содержание изображений с охотой комментировалось. Внутренняя часть церкви использовалась в качестве складских помещений. Иногда там выставлялись гробы с телами усопших инвалидов. В подклетной части была устроена кузница с горном, мехами и наковальней.

В соседней Богоявленской церкви в верхней части находилась столовая для инвалидов. В подклетной части находился подвал, где хранились продукты: мясные туши, соленья и квашеная капуста. Капусту заготавливали на месте в огромных бочках. Квасили капусту инвалиды, утрамбовывая ее ногами, обутыми в исключительно чистые резиновые сапоги. Детям, «пасшимся» в эти дни у стен, они выбрасывали части кочней со вкусными кочерыжками.

Сами инвалиды-женщины жили в братском двухэтажном корпусе на втором этаже. Мужчины — в гостиничном корпусе за пределами монастыря. Все инвалиды находились под постоянной медицинской опекой — их обслуживала целая армия нянечек. Жила здесь разновозрастная публика. Были среди этой категории те, которых родня или дети, чаще это были москвичи, отправляли в Лукьянцево насильно. Инвалиды вели посильную работу: кололи дрова, возили воду, были золотарями и сидели в няньках.

Владимир Малов,
фото Эдуарда Егорова
и из архива Владимира Малова.

Оцените материал

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александров Владимирской области

Обитель основана прп. Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1594 г. в соседнем селе Игнатьево был построен новый храм; после освящения, храмовая икона трижды исчезала и обреталась в ближайшем лесу, за три версты «стоящая на воздусе». Священник, с благословения у Патриарха Иова, с помощью прихожан, перенес храм на место чудесного явления иконы, где и поселился сам. В смутное время начала 17 века село Игнатьево сильно пострадало и обезлюдило, храм сохранился, однако запустел на тридцать лет. Прп. Лукиан, родился близ г. Галича (Углича) около 1610 г. от благочестивых родителей Димитрия и Варвары. Они долго были бездетны и молились Богу о даровании чада. Их молитва была услышана и Бог дал им мальчика, названного во Святом Крещении Иларионом. Грамоте, Священному Писанию, молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию 12-летний отрок обучался у своего отца, постригшегося по обету в монашество с именем Дионисий, в построенной им пустыньке. По его смерти, желая обрести опытного наставника в иноческих подвигах, Иларион обошел несколько обителей, но везде обращал на себя внимание своим высоким житием. В 1640 году он узнал о запустевшем храме Рождества Богородицы близ Александровской слободы. Найдя его полуразрушенным, он обнаружил чудотворную икону невредимой. Подвижник построил здесь себе келью и вскоре был пострижен пришедшим по промыслу Божию священником в монашество и именем Лукиан. Вместе восстановили они храм, позже к ним присоединились еще несколько человек.

Но враг рода человеческого через недобрых людей, местных жителей, воздвиг гонение на подвижников. Братию разогнали, а Лукиана отправили в Москву, неправедно обвинив его в «нечистой жизни». Там он был определен на черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился, кротко нес самые тяжелые послушания, удивляя всех его насельников, а особенно игумена. Вскоре из пределов архангельских прибыл к Патриарху инок вновь образованного там монастыря с просьбой благословить туда настоятеля. Патриарх, по совету Чудовского архимандрита Кирилла, рукоположил Лукиана в иеромонаха и в 1646 г. назначил настоятелем в архангельскую обитель.

Однако и там ожидали его многие скорби и неприязнь братии, которой строгий монастырский порядок Лукиана был не по душе. Лукиан не стал настаивать; возблагодарив за все Бога, он благословил братию и удалился в любимую им пустынь. Был снова изгнан, но через год вернулся с патриаршей благословенной грамотой. С ним пришло несколько человек, составивших духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Произошло это так. Живя в Чудовом монастыре, прп. Лукиан не мог умолчать о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной. Благочестивые люди из Москвы прониклись любовью и ревностью к этому святому месту. Они испросили у Царя и Патриарха выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а Лукиана утвердить настоятелем. Это третье начинание обители произошло в 1650 году.

Купцы Александровой слободы просили прп. Лукиана о создании и у них монастыря для инокинь из слободы, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. По многим их просьбам Преподобный смиренно согласился, и монастырь был там построен в 1654 году. Александровская обитель стала общежительной и возглавлялась игуменией, а Преподобный был для сестер пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у прп. Лукиана оказалось два монастыря.

Не достигнув преклонных лет, подвижник подошел к порогу смертному. Преставился он в 1655 году, 8 сентября, в престольный праздник своей обители. Продолжателем духовной традиции прп. Лукиана стал прп. Корнилий. Тогда обе обители были известны далеко за пределами Суздальской епархии своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1658 года прп. Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обителями – своею и девическою в Александровой слободе». Более 20-и лет подвизался он в устроении обителей, основанных прп. Лукианом, и неотступно следовал его заветам. Прп. Корнилий скончался 24 августа 1681 г. В 1982 г. он, вместе с прп. Лукианом, были прославлены в лике местночтимых святых Владимирской епархии.

Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, многими царевнами, которые жаловали ее землями. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «…и будут вас посещать великие люди, князи и боляры, и благоверные цари».

При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга, а также составлена летопись о начале пустыни, житие прп. Лукиана и история чудотворений от явленной иконы. В 1717 г. он был возведен в сан игумена. Игумен Авраамий скончался в 1718 г. и похоронен под алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Согласно монастырским описям 1718 г., пустыни принадлежали три деревянные часовни со святыми иконами, расположенные на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье Лукиановой пустыни.

В 1771 г. по прошению жителей Александрова был учрежден ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы в шестую Неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров – в память избавления города и окрестностей от чумы.

По плану 1824 г., в пустыни в то время были: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом вмч. Феодора Стратилата, больничный храм вмц.

Лукианова пустынь

Екатерины, часовня прп. Лукиана, двухэтажный настоятельский и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус. Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. Он имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у стен монастыря традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка.

Игумен Макарий (настоятельствовал с 1860 по 1874 гг.) заботился не только внешнем благосостоянии монастыря, но, будучи строгим подвижником, радел о внутреннем благочестии и благочинном житии иноков. Сам он был послушником Саровской пустыни, затем Нямецкой Лавры. Преставился он в 1874 г. и был погребён у алтарной части собора с южной стороны.

За оградой монастыря в гостинице для паломников размещалась церковноприходская школа. В монастырской школе обучались грамоте и церковному пению дети сироты из солдатских семей, жившие в приюте при пустыни. По документам 1917 г. монастырской братии было 37 человек во главе с игуменом Игнатием. В 1920 г. в Лукиановой пустыни был пострижен в монашество прпмч. Илия Вятлин, расстрелянный 5 апреля 1938 г. на Бутовском полигоне и прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

В начале 1920-х гг. монастырь первым во Владимирской епархии был закрыт. Иноки, заранее предупрежденные о предстоящем аресте, покинули обитель. Все имущество поступило в музей, часть икон и святынь обители была поругана и уничтожена, а строения были переданы соседнему племенному совхозу.

Местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы доныне остается неизвестным. В 1924 г. храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей. В 1925 г. в Екатерининском храме был устроен клуб. Часовня прп. Лукиана была разрушена в 1926 г., но Промыслом Божиим мощи Святого сохранились под спудом неповрежденными. Впоследствии церковные здания были переданы городской тюрьме для малолетних преступников. Места погребений потомков Василия Собакина, отца царицы Марфы, супруги Иоанна Грозного, игумена Лукиановой пустыни Авраамия и других настоятелей (в крипте под алтарем Рождественского собора) были разграблены, осквернены и разрушены. В 1970-х гг., в монастыре поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых. В 1988 г. монастырский комплекс передан для использования Александровскому комбинату искусственных кож, который использовал его как хозяйственную базу.

Лукианова пустынь в 1991 г. первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. К тому времени древний монастырь пришел в полный упадок. Открытие пустыни состоялось в 6-ю Неделю по Пасхе и оказалось связанным с обновлением крестного хода, установленного в 1771 г. В 1992 г. были обретены находившиеся более 350-и лет под спудом святые мощи прп. Лукиана.

Некоторые из новых насельников монастыря уже упокоились на кладбище восстанавливаемой обители. Так, медсестра Екатерина, которой в советское время являлся в тонком сне возжигавший в разрушенном храме лампады монах-старец, упокоилась в монастырской земле, будучи уже монахиней Варварой. Неподалеку от нее находится могила пустынножителя, известного духовного писателя монаха Меркурия (Попова, +1996), автора книг «В горах Кавказа» и «Записки монаха-исповедника».

В 1999 году с Афона по благословению Святейшего Патриарха Алексия была торжественно доставлена икона «Игумения Святой Горы Афон». Эта икона написана греческим иконописцем схимонахом Паисием специально для обители.

Первый Наместник монастыря Архимандрит Досифей (Даниленко), 17 лет возглавлявший его после открытия (с 1991 по 2008 гг.) почил о Господе 13 марта 2009 г. и похоронен на Троекуровском кладбище в г. Москве.

Восстановление Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой пустыни сопряжено с немалыми трудностями. Больших денежных и материальных средств требует продолжение реставрации главной святыни монастыря – собора Рождества Пресвятой Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные в советское время святые ворота, только фундамент остался от изящной часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Нет средств для восстановления больничного храма во имя святой великомученицы Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое. Но насельники монастыря не жалуются на тяготы и неудобства, связанные с восстановительными работами, и уповают на то, что молитвенное заступничество Божией Матери, предстательство Небесного покровителя пустыни преподобного Лукиана, усердные молитвы, посильная помощь прихожан и благотворителей обители поддержат их в этом благом деле.

В ночь на воскресенье 17 июля 2011г. скоропостижно скончался от сердечного приступа насельник обители регент монастырского хора монах Савва (Марков). В октябре ему исполнилось бы 46 лет. Отец Савва в течение последних 15 лет был вынужден передвигаться в инвалидной коляске — будучи военнослужащим, в результате катастрофы вертолета он повредил позвоночник. Несмотря на это его отличительными чертами всегда были радость о Боге и оптимизм, редкие службы в обители обходились без его участия. Будучи отличным знатоком церковного устава, он всегда ратовал за полноту и истовость богослужения; с его приходом в Лукианову пустынь монастырский хор преобразился и зазвучал по-новому — благоговейно и благозвучно. Смерть монаха Саввы является большой утратой для обители. Вечная память брату нашему монаху Савве!

(29-04-2018)

Очень уютным показался мне это монастырь. Много еще работы по восстановлению храмов предстоит. Но атомосфера там очень приятная. Да и храмы красивы.

сергей

(18-04-2016)

Благодатное намоленное место …езжу каждый год…и не по разу…здесь мало народа и никто не мешает …братия очень доброжелательная к поломникам

(14-06-2015)

Очень красивое место. Обязательно строит посетить.

сергей

(24-04-2015)

Благодатнейшее место….был несколько раз и обязательно постараюсь посетить это святое место при любой возможности….

(10-04-2015)

Были в этом тихом и уютном месте в сентябре 2014 года. Подъезд к пустоши почти весь реанимировали, дорога занимает минут 15 от Александрова. Приехав в столь дивное место были удивлены на сколько там тихо и спокойно! Побеседовав с одним из служителей нам разрешили посетить восстанавливающийся храм, рассказали историю создания, и тяжелые советские времена! В общем место в котором чувствуешь себя спокойно и умиротворенно!

(25-08-2013)

Дорога на подъезде к монастырю вся в жутких ямах, хотя по дороге есть указатели на монастырь. Обидно, что в такие места управа не может положить нормальную дорогу. В монастырь попали уже поздно вечером, тихо, спокойно. Один храм отреставрирован, другой нет. Работ по реставрации, конечно еще много. На службу не попали, т.к подъехали уже в самом конце, когда все выходили из храма. В целом благоприятное впечатление.

Наталья

(24-06-2013)

Были 22-06-2013,заехали по дороге из Александрова в Переславль. Чудесное,тихое место. главный храм восстанавливается, но закончен будет еще очень не скоро. Были на службе в небольшом храме, были монахи и несколько прихожан. Пели прекрасно! На территории есть пруд с уткой, источника нет.Очень теплое место, трогает за душу! Понравилось очень!

(1-11-2010)

Ощущение оторванноати от мира. Тишина, спокойствие…
Состояние строений заставляет желать лучшего, восстановление видно что идет, н мидет медленно.

ольга

(11-05-2010)

Благодатное место. Рекомендую всем посетить этот монастырь. В особенности были замечательные службы при архимандрите Досифее, Царство ему небесное.

Ирина

(4-05-2010)

Заехали 02.05.2010 вечером на удачу: попадем-не попадем. Было открыто, зашли посмотреть территорию. Угадывается, именно угадывается, былое величие. Разруха впечатление сильно портит. Довольно горькое от этого остается впечатление.

Лукьянцево. Лукианова пустынь

На службу зайти не решились, хотя нас и приглашали, так что действующий храм изнутри оценить не можем. Но не пожалели, что заехали. Место уж больно спокойное. Тупик дороги, вокруг леса-поля. Тишина, птицы поют на всевозможные лады. Когда все зазеленеет, будет еще и очень красиво. …продолжение

Вообщем, если хочется тишины и спокойствия, причем, именно среди людей, то заехать стоит, тем более что Лукьянцево от Александрова близко, и дорога вполне проходимая.

Тарас

(13-12-2007)

Ездил осенью 2007 г. Место потрясающее. Тишина и спокойствие. Мне кажется, только в таких местах и возможно настоящее монашеское служение.
Присутствовал на богослужении в Богоявленской церкви.
Оно проводилось без электрического освещения, при одних свечах. Ощущения трудно передать словами!
Здания постепенно реставрируютися, в тяжелом состоянии находятся стены с башными.

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

В этой поездке в Подмосковье мы хотели посетить Александровскую слободу и окрестные монастыри. Памятники Александровской слободы широко известны, особенно ценны с искуствоведческой точки зрения здесь южные врата собора, вывезенные некогда Грозным из Новгорода.
Кстати, здесь напрашивается интересная культурная параллель между Александровской слободой и Эскориалом, как и между Иваном Грозным и Филиппом II. Обстоятельства возникновения и духовный смысл этих дворцов-монастырей так же очень схожи как и личности их создателей. Мало того, Александровская слобода и Эскориал возникли в одно и то же время. Правда, дальнейшая судьба их сложилась по-разному. Эскориал так и остался загородной резиденцией, где мучались в бесконечных церемониалах испанские Габсбурги в отведенные для этого летние месяцы, а Александровская слобода постепенно превратилась в ничем особенно неприметный небольшой монастырь.

Несколько слов о современной жизни. Сейчас здесь уживаются вместе монастырь и музей, и похоже, что здесь не очень-то мирно. Хотя, конечно, судить после трех часов прибывания в ограде монастыря трудно. Нас не хотели пускать в открытый храм, сказали, что «вы же не молиться, а смотреть пришли». Это очень огорчило и сильно подпортило впечатление от посещения монастыря. Весь монастырь завешен цепочками с надписями «проход воспрещен», в храме на входах стоят перегородки. Если специально не просить, то к знаменитым новгородским вратам просто не подойдешь, везде загородки. И это в воскресенье днем!

Лукианова пустынь Владимирская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *