История

Согласно легендам, монастырь на этом месте существовал ещё до татарского нашествия XIII века.

Основан 18 января 1619 года игуменом Густынским и Подгорским Исаией Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в 6 км от города Лубны.

Святыней монастыря до 1922 года были нетленные мощи Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (Сидящего), погребённого в 1654 году (впоследствии были перенесены в Харьков).

В 1692 году на месте деревянной церкви на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту виленского архитектора Иоганна-Баптиста Зауэра в содружестве с местными мастерами Мартином Томашевским и Атанасом Пирятинским был построен каменный Спасо-Преображенский собор.

Ранее до самого верха возвышался иконостас, который уничтожили богоборцы

В 1724 году игумен Илларион Рогалевский, жалуясь Священному синоду на киевского архиепископа Варлаама Вонатовича за отстранение его от управления монастырем вследствие ложного доноса братии монастыря о расхищении им монастырского имущества, утверждал, что следствие по этому доносу незаконно проводил Симон Кохановский

С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко), которому наследовал будущий архиепископ Казанский и Черниговский Иларион (Рогалевский).

В 1785 году на месте, где любил уединяться святитель Афанасий, была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий.

В XVII—XVIII столетиях велась летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

В 1919 году были расстреляны большевиками игумен Амвросий и шестнадцать монахов этого монастыря. В 2008 году они были канонизированы Украинской православной церковью.

С 1925 года в монастыре располагалась резиденция лидера лубенского раскола («Братское объединение приходов Украинской православной автокефальной церкви», известны также как «феофиловцы») Феофила (Булдовского).

В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946-го — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Возрождение монастыря началось в 1993 году.

Ссылки

  • Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Официальный сайт монастыря

Мгарский Лубенской Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в с. Мгар на правом берегу р. Сулы в месте впадения в нее р. Ольшанки. Существует легенда, что святая обитель берет свое начало еще с домонгольского периода, как будто еще до 13 века. Но исторически более достоверно, что монастырь основан в 1624г. украинским церковным деятелем митрополитом киевским Исаем Коссинским, которому княгиня раина Могилянка-Вишневецкая 18 января 1619г. выдала грамоту на основании православного монастыря во Мгарском лесу недалеко от Лубен. Решение княгини не было случайным, т.к. она была двоюродной сестрой митрополита Петра Могилы и всю жизнь свято придерживалась отцовского завещания: «Утверждающий и украшающий церковь – утверждает и украшает душу свою». В народе говорят, что место, для строительства монастыря подсказали ангелы. Упоминает об этом и Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», который неоднократно бывал в этих местах.

Сначала большинство зданий монастыря были деревянными, что приводило к многочисленным пожарам. Только в 17 веке здания начали строить из камня. В состав монастырского комплекса со временем окруженного каменной оградой входили построенные в разные часы Преображенский собор, дома келий, дом игумена, гостиница. В конце XIX ст. их пополнила Тепла Благовещенская церковь и колокольня над въездными воротами. Все это гармонично привязано к рельефу и являет собой неповторимый архитектурный ансамбль. История возникновения монастыря связана с княгиней Раиной Могилянкой-Вишневецкой, ей снился сон, что она находится в раю, и оттуда ее вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит монастырь около Лубен, то поселится уже на вечные века в раю. И монастырь был действительно основан на ее деньги.
Неделю назад довелось мне побывать в этих сказочной красоты местах. Три часа пути по киевской трассе и вот уже село Вильшанка, урочище Мгарь и одноименный СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ монастырь на горе, над рекой Сулой. Тот случай, когда невозможно проехать мимо, не поклонившись древней святыне.

Снимок сделан лет сто назад. И сейчас еще можно найти в Вильшанке несколько хат покрытых соломой.
Эпоха безбожия была тяжелой вехой в истории монастыря. В 1917 г. вооруженные революционеры, ворвались в обитель и в ярости расстреляли монахов и игумена Амвросия. Два года спустя красноармейцы снова учинили кровопролитную расправу над монахами Мгара. Так началось варварское время, время уничтожения памятников духовной культуры и гонений на Церковь. Хаос и беспредел воцарились в некогда процветающей обители. Новые хозяева то организовывали здесь детскую колонию, то оружейный склад, умудрились даже создать тут в 1985 году пионерский лагерь.
Лишь в 1993 году монастырь был возращен Православной Церкви. Из великолепного архитектурного ансамбля до наших дней сохранились: Преображенский собор, колокольня, Благовещенская церковь, руины настоятельского корпуса, келейный корпус ХVIII века, скитская церковь свт. Афанасия и часть ограды.

Скит был основан в 1785 году, на месте, где любил уединяться свт. Афанасий. Тогда же была построена колокольня с теплой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1889-1891 гг. в скиту на месте старой часовни сооружена каменная однокупольная церковь свт. Афанасия (ныне Благовещенская). Находится он в полукилометре от св. врат обители и сейчас в нем проживают несколько монахинь и послушниц.

Мгарский монастырь тесно связан с именем Афанасия чудотворца. Афанасий III (мирское имя Алексей), грек по национальности, родился в 1597 году в г. Фетимни на острове Крит, в благочестивом и знатном роду Пателариев. Батьки дали своему сыну, который выделялся хорошими умственными способностями, хорошее христианское воспитание и блестящее для своего времени образование. Выбрал подвижнический образ жизни, в 1623 году поселился в одном из синайских монастырей. Потом отправился в паломничество в Иерусалим, посетил множество палестинских монастырей в одном из них принял постриг с именем Афанасий. В Солуне, Афанасий становится священником, а вскоре и епископом. С 1634 по 1652 год Афанасий находился на Константинопольской патриаршей кафедре. По делам своей Церкви святитель несколько раз был в Москве. В этих путешествиях его путь проходил через Украину. Святитель часто останавливался во Мгарском монастыре. В феврале 1654 при возвращении из Москвы он остановился в той обители, именно тогда обострилась его болезнь, а 5 апреля он умер и был похоронен по восточному обычаю в одежде патриарха в сидячем положении, в каменном склепе монастырского Преображенского собора.
Через много лет митрополит Газкий Паисий, посетив монастырь, попросил показать ему гробницу, и когда ее открыли, то увидели, что мощи патриарха хорошо сохранились, а одежда и деревянное кресло сгнили.
1 февраля 1662 года Афанасий был прославлений в сонме святых. Необычное для Руси захоронение святителя в сидячем положении стало причиной наименования его Афанасием Сидячим.
Слава про целительные свойства Афанасия Сидячего пронеслась далеко за границы Лубенщины. Тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой. Как рассказывает известный украинский историк Яворницкий, даже жена легендарного кошевого атамана Запорожской сечи Сирка, которая «вельми хворала», хоть и искала исцеления в киевских печерских монастырях, «но получила его в Лубенском Мгарськом монастыре от святителя, патриарха Афанасия». Одной из святынь монастыря является почитаемая икона Святителя Афанасия. Ныне мощи святителя Афанасия покоятся в Харьковском Благовещенском кафедральном соборе.

Ввойдем в монастырь. Тенистая аллея ведет к центральному входу в Спасо-Преображенский собор.

Почти за 4 столетия его стены видели многих известных деятелей тех времен. Так в Мгаре в 1663г. под именем монаха Гедеона находился Юрий Хмельницкий, сын Богдана Хмельницкого. Бывали здесь и Петр Первый, императрица Елизавета, и гетман Мазепа.
Императрица Елизавета пожертвовала монастырю 2000 рублей – огромные деньги на те времена. Это дало возможность отреставрировать главный храм и корпус келий . В 1785 р. — барочную колокольню (достроена в 1837-1844 гг.), мурованную, трехъярусную, увенчанную полусферическим куполом с фонариком. В 1786 г. построен дом игумена, который был перестроенный в 19ст. мурованный, двухэтажный, в стиле классицизма. Во второй половине XIX ст. соорудили двухэтажную гостиницу, в конце XIX ст. — теплую Благовещенскую церковь в псевдовизантийском стиле, мурованную, крестообразную в плане.

Спасо-Преображенский собор считается одним из самых красивых на Украине, он сочетает в себе как черты древнерусского зодчества XI–XII ст., так и более позднего стиля — украинского барокко. А вот что говорят об архитектуре собора и декоративном оснащении его фасадов К.В.Гладыш из общества охраны памятников истории культуры и Т.С.Мошникова, научный работник Лубенского краеведческого музея:
«При строительстве Преображенского собора монастыря были использованы принципы строительства типичной украинской крестовидной пятиэтажной церкви с хорами (верхами), поставленными накрест по осям нефа и трансепта. В основание плана был заложен тип древнерусского шестистолпового храма с тремя нефами, из которых средний широкий, развит трансептом, апсидой и центральным куполом». Преображенский собор выделяется новым приемом, который обогащает объемную композицию. Так, по краям западного фасада установлено две башни, которые выступают за поле стены и увенчаны высокими верхами. Широкий трансепт подчеркивается на северном и южном фасадах большими выступами, над которыми поставлены фронтоны. Баптист и Томашевский четко осуществляли классическую ордерную систему решения стен. По высоте стены поделены на два яруса и украшены плоскими и широко расставленными пилястрами, расположенными на рогах здания и пролетных стенах. Окна оформлены наличниками и сандриками. Профили карнизов и поясков измельчены большим количеством обломов. Вначале стены не имели украшений из лепнины, а богатая лепка на стенах собора сделана уже в первой половине XVIII столетия во время реконструкциии собора после пожара 1736 года.
Архитектура середины XVIII века отличается быстрым развитием орнамента, великолепно представленным в Преображенском соборе монастыря. Тематика орнамента очень разнообразна: здесь и местная флора, и сильно переделанные листья аканта, навесные украшения в виде рушников и прочее. Орнаментация стен усиливалась покраской в два тона (или цвета): белым выступающие части — карнизы, обрамление отворов, пояски, пилястры, орнамент, а ясно-голубым или зеленоватым — плоскость стен. Применялось золочение деталей.
Если архитекторы которые строили собор, нам известны, то авторы декоративного оформления его фасадов остались безымянными. Известно, что на строительстве собора работали ремесленники с близлежащих сел. Это их трудом и талантом создано удивительное барокковое оснащение фасадов собора. В порталах и окнах собора видим сочный, пышных форм растительный орнамент, ангелов. Растительный орнамент состоит из бессмертника, стилизованных цветов, листьев калины или дуба, виноградных гроздей (символа Евхаристии) и другого. Мастера образно воспроизвели окружающую их разнообразную лубенскую природу.

Последнее время в Спасо-Преображенском Мгарском монастыре идут работы по возрождению иконостаса главного храма обители. Иконостас, восстанавливаемый кропотливым трудом полтавских мастеров, скоро снова засияет во всей своей красе. Поскольку фотографировать в соборе монастыря не благословляется, приглашаю увидеть своими глазами.
Буквально с первых лет возобновленя обители у стен Спасо-Преображенского собора был устроен небольшой зверинец. В нескольких обширных клетках помещены голуби, совы, соколы. Особенное внимание посетителей привлекает этот орел, который был подобран раненым и выкормлен братией. Лет семь назад, помнится по территории монастыря свободного гуляли павлины. Какое яркое было зрелище.
Неподалеку от колокольни, в монастырском саду находится монастырская пасека. Конечно — какой монастырь без пасеки! В настоящее время монастырь имеет еще и пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пекарню, занимается издательской деятельностью
Почти у выхода из монастыря находятся бережно законсервированные остатки келейного корпуса ХVIII века, как напоминание о лихих временах прогрессивного двадцатого века, в котором так много всего было порушено. Что ж, будем помнить…

История

Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается над живописной Сулой, маня к себе все новых искателей даров небесных. Сердца паломников раскрываются здесь навстречу чему-то несказанному, непостижимо высокому и давно желанному. Мир иной стучится в души людей тишиной и радостью, которые в суете будней, увы, нам недоступны.

Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI вв. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные.

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой.

Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии.

Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны.

Предание, о котором вспоминает Т. Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы.

В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский).

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев.

В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова.

С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко).

В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий.

Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия.

На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский).

В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

В начале 30-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Возрождение этой святой обители началось лишь в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — Митрополит Полтавский и Миргородский. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ.

Святыни

  • Чудотворная икона Божией Матери «Лубенская-Владимирская» XIX в.
  • Икона святителя Афанасия (Пателлария) Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца с частицей мощей
  • Икона святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского с частицей мощей
  • Икона святителя Афанасия (Вольховского), епископа Полтавского с частицей мощей
  • Икона святителя Илариона (Юшенова), епископа Полтавского с частицей мощей
  • Икона святых преподномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей
  • Икона священномученика Александра (Петровского), архиепископа Харьковского с частицей мощей
  • Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского чудотворца с частицей мощей
  • Могила преподобномучеников Мгарских
  • Ковчег с частицей Честнаго Животворящего Креста Господня и с частичками мощей:
  • Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Святителя Николая Мирликийского Чудотворца
  • Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского
  • Преподобного Кукши Одесского
  • Святого праведного Ионы Одесского
  • Соловецких святых
  • Святой великомученицы Варвары
  • Мученика Серафима
  • Мученика Харлампия
  • Мученика Феодосия

Мгарский монастырь полтавская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *