Культура и искусство

ПОЛИКАРПОВ Сергей Иванович (1932 – 1988)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

* * *

Слышу, слышу,

Вижу, вижу,

Лавы конские вдали,

Бунчуки, как пламя, рыжи

Подпалили полземли.

Вижу, вижу,

Слышу, слышу –

Пал буранит по Руси,

Деревень ржаные крыши

Дымом тают в небеси.

Пограничные остроги

На пути ордынских лав,

Точно щепки при дороге, –

Лишь мишени для забав.

Что ни вотчинник,

То норов

Кесарский:

Де, сам –

С усам!..

Вольно княжескому спору,

Лихо смердским головам:

Чья

Меча добычей станет

В час усобнических смут,

Чью

К кочевничьему стану

На аркане поведут,

Забубённую

Да руссу,

Как родное поле льна.

Пленом нас клеймит

Не трусость,

А бездарная война!..

И с каких бы колоколен

Ни смотрелось нам назад,

А один в степи –

Не воин,

Буде он

Хоть Коловрат,

Хоть удачливый Добрыня

Иль могучий Святогор, –

Что уж! –

Кремль-то – не твердыня,

Коли в нём тесно от ссор,

Как в осаду Тохтомыша,

В разоренья прочих лет …

Вижу, вижу,

Слышу, слышу

И в хвалении побед

Звон щемящий

Речек крови,

Обагривших бытиё …

Русское средневековье –

Горе горькое моё!

Слышу, слышу,

Вижу, вижу,

Как доныне сея грусть,

Орды татей,

Орды выжиг

Ополчаются на Русь.

Как медведицу в берлоге,

Обложив со всех сторон,

Позакрыли все дороги:

За два века

Двести войн!

Квасноборствующим всуе

Кость подкину для грызни –

Очевидную,

Простую

Мысль, что ереси сродни:

В грош ценою

Сокрушенья

Наши присные о том,

Что лишь вражьи разоренья

Оскопили отчий дом,

Лишь они,

Вконец избиту,

Русь оставили страдать,

У разбитого корыта

Два столетья бедовать.

Так-то так,

Но к правде ближе

Древней истины расклад …

Слышу, слышу,

Вижу, вижу –

Вражьи полчища летят

По родным российским долам

В огнепале и золе,

Тучи потником тяжёлым

Волочаться по земле.

В нос шибает конским бегом,

Кислью скопищей людских …

Рать рязанского Олега

Мнётся в стенах городских:

«Может быть, гроза минует,

Может, мимо пролетит,

В землях ближних повоюет,

Ан, себя и истощит!

Приберём к себе землицу

Вдоль соседских рубужей –

Что в сиротстве ей томиться,

Без побитых стыть людей?..»

От Непрявды,

До Неглинной

Путь прожжён ордой насквозь …

Ждёт у Суздаля дружина,

Уповая на авось,

Медлят и тверские рати

Отомстить за бедолаг …

На Руси раздольно тати,

А сосед соседу – враг!

Вижу, вижу, –

Случай правил,

Жизнь сподобила меня, –

Как ковалась верой-правдой

Русской отчины броня.

Стыли княжества России

В отчужьденье вековом,

Точно слитки золотые

В порубежии степном.

Густо меха,

Густо мёда,

Густо люда в городах,

Да устой единства рода

Поистратился в годах.

Были слитки золотые –

Лишь молва в веках от них! –

Всё пограбили батыи,

А прошло несметно их …

Знать и впрямь,

Коль гром не грянет,

Лба не осеним крестом …

Загуляли агаряне

По Руси с лихом мечом.

Стар и млад клонили главы,

Будто клевер под косой, –

Загулял буран кровавый

Над цветущею землёй.

Бились все,

Да чаще порознь,

Падали

По одному …

Тяжко молодая поросль

Пробивалась в рост в дыму …

Рознью

В дребезги расколот

Был племён славянских сплав.

Грянул

Ига тяжкий молот

С воем злых татарских лав.

Видно так судьба судила –

И не пересудишь вновь! –

До неистового пыла

Раскалить России кровь

Унижением стыдобным,

Подневольной маетой,

Чтобы лечь под молот

Дробный,

Выйти –

Палицей литой.

Знать, и пот недаром пролит,

Впрок коленье и битьё:

Вышла палица –

Сам молот

Раскололся об неё!

После концерта мы взяли интервью у юбиляра Михаила Малевича:
-Совсем недавно, 28 ноября, Вам исполнилось 50 лет. Какие произведения принесли Вам большую известность?
М.Малевич — Наибольшую известность, наверно, мне принесли произведения, связанные с рождественской и пасхальной темами. Кантаты «Свеча Рождества» и «Пасхальный звон». Я не могу выделить более известное, среди крупных произведений, но на примере сегодняшнего концерта, я мог бы назвать сочинение «Утоли мои печали». Многие говорят, что оно особенно удачно.
-Ваши произведения Вы пишите спонтанно или по особым случаям?
М.Малевич — Замысел возникает по-разному. Поскольку я пишу вокальную музыку, то чаще всего я читаю стихотворения и чувствую, что я должен написать, т.е. больше всего по внутреннему побуждению, но бывает и какое-то внешнее. Вот, например, песня «Город Святого Петра»: тут все соединилось, вернее мне даже эта тема приснилась, потом получилась мелодия. Поскольку был юбилейный год 300-летия Петербурга, то я попросил Татьяну Егорову написать на эту мелодию слова. Эта песня получилась и по случаю.
Помните ли Вы свои первые произведения?
М.Малевич — Это был марш для фортепиано.
— Мы знаем, что Вы закончили Петербургскую консерваторию профессора Арапова. Какие воспоминания остались у Вас о том времени?
М.Малевич — Это такое время брожения, я еще сам себя искал. Очень интересное время. Учили яркие лекторы, педагоги. Борис Александрович Арапов… Вот, и друзья друг друга учили. Так что это время было очень важное и счастливое для меня.
— В сегодняшнем концерте прозвучало сочинение, посвященное памяти вашего учителя Сергея Вольфензона. Этот человек был примером для Вас как педагог?
М.Малевич — Как педагог, безусловно. Он выдающийся педагог. У него учились, наверно, многие известные композиторы, живущие в Петербурге и в том числе и ушедшие, такие как Андрей Петров. В частности, это произведение написано специально. Был проведен концерт, где ученики писали на тему Сергея Яковлевича (Вольфензона), были исполнены произведения Григория Корчмара, Геннадия Белова, Ирины Ельчевой, ну и многих других, наряду с этим было и мое.
— Большую часть в Вашей жизни занимает музыка, а чем еще Вы увлекаетесь в свободное время?
М.Малевич — Вообще-то свободного времени нет (смеется). Поэтому, чтобы отдохнуть, иногда можно просто посмотреть какой-нибудь фильм поздно вечером (смеется). А так, практически творчество поглощает все свободное время.
— 2007 год подходит к концу. Какие итоги своей творческой деятельности вы можете подвести за этот год?
М.Малевич — За этот год, на самом деле, я написал не много. Но зато, как мне кажется, получилось удачно с песней в народном характере, которую исполнял сегодня вокальный ансамбль «Анима», посвященное наступающему юбилею отца Иоанна Крондштатского.
Много времени ушло на подготовку концертов. Это был 2-й юбилейный концерт, первый был еще в Лавре. Он отнял довольно много сил и времени.
— Как у композитора, какие у Вас планы на будущее? Может у вас есть мечта, которую вы хотели бы осуществить?
М.Малевич — Ну, о планах на будущее говорить пока опасно, конечно. Они могут не воплотиться (смеется). Но есть у меня план — запись одного диска, т.е. написание новой музыки специально для диска на слова известного современного духовного писателя инока Всеволода Филипьева. Воплотится он или нет, говорить еще рано. Но с этим я связываю определенные надежды.
— Когда Вы поняли, что хотите посвятить себя музыке?
М.Малевич — Лет в 11-12
— Какое у вас творческое кредо?
М.Малевич — Наверно, творческое кредо: «не выпячивать себя» и «не претендовать на нечто новое в искусстве, а просто правдиво и естественно выразить то, что заложено словами, на которые я пишу».
— Звучали ли на этом концерте премьеры? Какие?
М.Малевич — во-первых, это «Слава богу за все». В таком большом концерте исполнялось впервые. «Колокол дремавший» первый раз точно (в варианте для смешанного хора, т.к. уже есть для детского с оркестром).
— Есть ли у Вас кумиры среди великих композиторов? Пытаетесь ли Вы быть на них похожим?
М.Малевич — Слово «кумиры» я не очень-то люблю. А вот просто любимые композиторы, естественно есть. Называть можно много. Например: Шуберт, Моцарт, из русских, конечно, Чайковский, Рахманинов. Но это не значит, что других я не люблю.
— Как вы думаете, чего вы достигли в жизни? Что вообще главное в жизни?
М.Малевич — Чего я достиг, это не мне судить, а что главное в жизни, как сегодня подтвердил Вячеслав Римша, » одно дело — это просто профессиональный композитор, а другое — это композитор, который мыслит себя как христианин», и, поэтому, для меня главное- это спасение, а как к этому прийти,- в частности, наверно, можно и сочиняя музыку.
Интервью брали ученики класса радио журналистики Лейла Байрамова и Катя Грешилова.

Михаил малевич композитор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *